Графит-2 маленький вопросик.

Komandante

Все, покурил мануалы - читаю, что пишут производители планера и приемника, делаю и не изобретаю велосипед 😉. Всем спасибо 😃

Komandante

Облетал сегодня птицу.
Вопросов много и главный - каков установочный угол стаба? Летал с установкой его по центру сектора в котором двигается штырек. В воздухе пришлось здорово триммировать от себя, иначе птица норовила при полете против ветра сильно кабрировать. Ц.Т. 110. Правда ветер в поывах был до 6 м/с, но все равно не понятно. Кто знает - подскажите пожалуйста.

Andrey808
Komandante:

Облетал сегодня птицу.
Вопросов много и главный - каков установочный угол стаба? Летал с установкой его по центру сектора в котором двигается штырек. В воздухе пришлось здорово триммировать от себя, иначе птица норовила при полете против ветра сильно кабрировать. Ц.Т. 110. Правда ветер в поывах был до 6 м/с, но все равно не понятно. Кто знает - подскажите пожалуйста.

Установочный угол стаба зависит от:

  • удельной нагрузки;
  • скоростного режима (силы ветра для J);
  • угла установки закрылков и элеронов;
  • центровки планера.
    Ц.т. на моем Графите был доведен до 124 мм (нагрузка 33 г/кв. дм.), отлично летал как на горе, так и на J-шных соревнованиях.
    “Нулевой” угол установки стабилизатора настраивается по дайвинг-тесту.
    Для себя сделал три основных режима под разный ветер: штиль, 3-5 м/с, 8-12 м/с.
    Для полетов на склоне уже другие настройки.
    Настройки достаточно индивидуальны, зависят от пилота.
    Проверьте установочный угол элеронов и закрылков на крыле, для ветра они должны быть “в нулях”, стаб установите по ветропроницаемости.
    Под ветер попробуйте сдвинуть центровку немного назад, полетит лучше.
    Удачи.
Komandante
Andrey808:

“Нулевой” угол установки стабилизатора настраивается по дайвинг-тесту.

До дайв-теста дело не дошло.
Закрылки и элероны в режиме Круиз - в нулях. про Ц.Т. говорил, если ничего нетрогать - разворачиваю против ветра и птица сама задирает нос. После триммирования от себя стало лучше, но все равно не понятно. Да нагрузка 41,86г/кв. дм.

igor_bily

У меня 2 шт Г-2 и в обоих при стандартных, заводских всех углах - рулевые поверхности стаба почти в нуле. Ну может 0.3 0.5 мм отклонение не более. Центровку пробовал разную - от 112 до 106. Сейчас осталась 106. Проверьте две вещи
первое - триммирование с полный штиль.
второе - сделайте шаблон МН32 из плотного картона - обвод нижней кромки и выставьте для нормального режима полета кромку крыльев точно по профилю.

Andrey808:

Ц.т. на моем Графите был доведен до 124 мм (нагрузка 33 г/кв. дм.), отлично летал как на горе, так и на J-шных соревнованиях.

Уважаемый чет в этом месте вы кажеться привираете 😉
У Г-2 то в корне центроплан 255 мм шириной. www.f3j.in.ua/index.php?id=37&L=1
Как Вы летали почти на 50% центровке?
Это же не Ф1А… Не те профиля, не те режимы обтекания, флапы так загнуть нереально что бы летать с такой центровкой.
Первый раз слышу такие цифры! 😦

Andrey808
igor_bily:

Уважаемый чет в этом месте вы кажеться привираете 😉
У Г-2 то в корне центроплан 255 мм шириной. www.f3j.in.ua/index.php?id=37&L=1
Как Вы летали почти на 50% центровке?
Это же не Ф1А… Не те профиля, не те режимы обтекания, флапы так загнуть нереально что бы летать с такой центровкой.
Первый раз слышу такие цифры! 😦

Добрый день, Игорь!

Как бы не в том возрасте, чтобы лапшу народу на уши вешать.
Все так и есть, достаточно задняя центровка. Точку я указал по корневой хорде, а центр тяжести надо считать по САХ, у Графита-2 крыло достаточно стреловидное, САХ =215 и сдвинута назад! Так что в целом не все так страшно.
К слову, на Супрах не менее задние центровки применяются, просто у Супры стреловидность практически нулевая, поэтому САХ почти не сдвинута.
Опять же с какой нагрузкой летать, при моей нагрузке 33 г/ кв.дм - вполне комфортно, к тому же на горе очень хорошо ходит на скорость и прекрасно разворачивается.
Планеру пять лет, каждый год летал по нескольку соревнований по F3J.
Спасибо Володе, вернул меня в моделизм после 19 летнего перерыва, а ХАЁвне за соседними столами самолеты строили!😒
В данном случае я не рекомендую применять именно такую центровку, но говорю о том, что от нее в некоторой степени зависит установочный угол стабилизатора.

Для объективности соберу в ближайшее время планер и еще раз измерию центровку. Если ошибся, отпишусь.😉

С уважением, Андрей.

Komandante
igor_bily:

первое - триммирование с полный штиль.

Осталось дождаться штилевой погоды. В общем так и думал. Сегодня перепроверю Ц.Т.

igor_bily:

Ну может 0.3 0.5 мм отклонение не более.

Вверх или вниз?

Andrey808
Komandante:

Вверх или вниз?

Поставьте в “0”, оттриммируете в полете.
Главное - выровняйте крыло по шаблону, как порекомендовал Игорь, от этого многое зависит.
Стабилизатор задает положение крыла относительно набегающего потока.
Чем выше скорость, тем меньше к-т подъемной силы требуется для обоспечения горизонтального полета (при той же нагрузке), соответственно изменится и установочный угол стабилизатора, диапазон триммирования достаточно небольшой, приблизительно - ±1-1.5 градуса.
У Вас скорее всего будет несколько настроечных режимов под разную погоду.
Более детально с настройками крыла и стабилизатора можно разобраться, создав Графит в программе XFLR5 и продув его.

Дмитрий, как-то нагрузка великовата, или у вас электро версия?

Для Графита штиль, да еще с такой нагрузкой, не самая лучшая погода. Графит любит скорость, лететь медленнее 9 м/с при вашей нагрузке не стоит.
Так что ровный ветерок 3-5 м/с вам только в помощь.
Удачи!

Andrey808
Артемка:

у Игоря V хвост.

Проверьте закрылки и элероны. V-стаб должен быть в “нулях”, отклонение рулей подтриммируете.
По опыту.
Для горы брал Мини-графит с V-стабом.
Сначала казалось, что планер достаточно туп в управлении, немного сдвинул назад центровку и все прекрасно полетело.

Попробуйте, не меняя установочный угол стабилизатора, настроить триммером высоты стабильный полетный режим. Судя по полярам НТ-14 (стабилизатор) в Profili2, корректировку стабилизатора можно сделать, отклонив его затем на угол, меньший в 1,5 раза, чем угол триммирования руля высоты (25-30%), Cl тот же получается.

Komandante
Andrey808:

Дмитрий, как-то нагрузка великовата, или у вас электро версия?

Да Графит 2 электро

Andrey808:

диапазон триммирования достаточно небольшой, приблизительно - ±1-1.5 градуса.

У меня получилось гараздно больше

Andrey808:

Главное - выровняйте крыло по шаблону, как порекомендовал Игорь, от этого многое зависит

Э…, ну как бы точнее чем в матрице у меня вряд ли получиться. А так камбер в нулях.

Артемка:

у Игоря V хвост.

У меня оперение классика, не V и ЦПГО, так что центровка и триммер мне в помощь…

Andrey808
Komandante:

У меня оперение классика, не V и ЦПГО, так что центровка и триммер мне в помощь…

Вопрос нагрузки остается открытым, как-то великовата она.
При такой нагрузке оптимальная скорость будет не менее 10 м/с.
Триммировать по любому лучше в полете. Что еще? Можно на пару градусов опустить закрылки и элероны, немного добавить низов на стабилизаторе. Это несколько снизит крейсерскую скорость.
К стати, передняя центровка так же приводит к эффекту кабрирования.
Тем более, что вы говорите, что планер мало чувствителен к положению стабилизатора. Это явный признак передней центровки.
Пошел собирать свой Графит и мерить центровку.

Измерил центровку - 122 мм, не сильно ошибся.
Опять же хочу сказать, что это не показатель. Но при вашей нугрузке можно легко двинуть центровку назад.
Заготовте дома несколько вариантов догрузки в нос под разную центровку, к примеру так: 110, 112, 114 мм для удобства настройки в поле. Попробуйте двинуть центровку назад и немного добавить низов. Оптимум где то рядом.

Komandante
Andrey808:

К стати, передняя центровка так же приводит к эффекту кабрирования.

Вы совершенно правы. Вчера целый вечер занимался этим вопросом. Итог - стаб действительно нужно было двинуть вниз, правда не настолько, на сколько я его триммернул, НО - Ц.Т. оказался сдвинут сильно вперед (мой недосмотр, после проверки Ц.Т. сместил бортовую батарею), сейчас Ц.Т. 110 мм.

Andrey808:

догрузки в нос под разную центровку, к примеру так: 110, 112, 114 мм

Увы, мне догружать придется зад… Или двигать батарею. Пока эксперименты с центровкой в перспективе. С начала нужно твердо поставить птицу на крыло, да и слетаться с планёром. А вот дальше - да идея иметь несколько профилей моделей под разную погоду мне нравиться.
Теперь жду выходные что бы проверить все в воздухе.
По нагрузке - не сказал бы что очень много - по моим субъективным ощущениям летит лучше чем его предшественник весом 2500…
Вариант для облегечения есть - ходовая батарея на 90 грамм легче и замена борта на внешний ВЕК - в сумме даст граммов 200. Но не уверен, что от этого Графит выиграет. Хотя попробовать можно будет…

Komandante
Andrey808:

Вопрос нагрузки остается открытым, как-то великовата она.

Заронил тов. Андрей сомнения… Коллеги, а какая нагрузка для Графита в электроварианте нормальная, скажем так

  1. Мало
  2. Нормально
  3. Экстремально, но летабельно
    Ибо вариант облегчить на 200 грамм есть…
Andrey808
Komandante:

Коллеги, а какая нагрузка для Графита в электроварианте нормальная, скажем так

Дмитрий, я как раз пытался понять, какая версия у Графита, т.к. в 1-м посту написано “планерная версия”.
Для электроверсии, мне кажется, это нормальная нагрузка.
Мой углевый Графит-2 в заряженном виде весит около 2100, электричка конечно же будет тяжелее.
Летайте на радость и не переживайте.😉

Komandante
Andrey808:

Дмитрий, я как раз пытался понять, какая версия у Графита, т.к. в 1-м посту написано “планерная версия”.

Это мой недосмотр, зпостил в тему про планерную версию 😍
Всем спасибо за консультацию

igor_bily
Andrey808:

Мой углевый Графит-2 в заряженном виде весит около 2100, электричка конечно же будет тяжелее.
Летайте на радость и не переживайте.😉

Мой Г-2 V-хвост стекло - весит 1960 гр. На центровке 112 мм летал до тех пор пока над землей метров с 5-6-ти мой сын подзавесил и так сорвался, что я думал не останеться консоли. Слава богу под ним оказалась мягкая земля и консоль на треть в нее вошла и целая осталась. С тех пор с такой центрокой не летали. Александр Петренко оттримировал нам на более переднюю. Так и до сих пор остался с передней - где то 106-108 мм.
А по чувствительности - стоят все Гиперионы DS13 так при любых центровках аппарат просто неимоверно чувствителен! тут и дуал рейты пригодились и экспоненты. Но мне понравилось летать при малых отклонениях ручек - аппарат сверх четко все отрабатывает. Когда долго не летаю на Г-2 - первый полет (как блин - комом 😃 ) - приходиться приноровиться к его чувствительности, скорости и четкости отработки по управлению (по сравнению Супрой)!
А 122 мм - это круто! Мне так все кажется если я на своем такую выставлю - то аппарат задом 😃, сорри хвостом упадет в планету 😃. страшно при таких летать 😃.

Komandante
igor_bily:

его чувствительности, скорости и четкости отработки по управлению

Что есть то есть. Я экспоненты и расходы сразу выставил для всех полетных режимов.

igor_bily:

На центровке 112 мм

Я сейчас выставил 110. Думаю будет нормально, для начала…

Andrey808
igor_bily:

Мой Г-2 V-хвост стекло - весит 1960 гр. На центровке 112 мм летал до тех пор пока над землей метров с 5-6-ти мой сын подзавесил и так сорвался, что я думал не останеться консоли. Слава богу под ним оказалась мягкая земля и консоль на треть в нее вошла и целая осталась. С тех пор с такой центрокой не летали. Александр Петренко оттримировал нам на более переднюю. Так и до сих пор остался с передней - где то 106-108 мм.
А по чувствительности - стоят все Гиперионы DS13 так при любых центровках аппарат просто неимоверно чувствителен! тут и дуал рейты пригодились и экспоненты. Но мне понравилось летать при малых отклонениях ручек - аппарат сверх четко все отрабатывает. Когда долго не летаю на Г-2 - первый полет (как блин - комом 😃 ) - приходиться приноровиться к его чувствительности, скорости и четкости отработки по управлению (по сравнению Супрой)!
А 122 мм - это круто! Мне так все кажется если я на своем такую выставлю - то аппарат задом 😃, сорри хвостом упадет в планету 😃. страшно при таких летать 😃.

Может дело в нагрузке, хотя разница небольшая.
С центровкой была такая история.
По началу выставил все, как доктор прописал. Полетал, вспомнил ручки, все таки 19 лет прошло.
Тут пошла тема, а не съездить ли нам в Планерское, тобиш в Коктебель, а ведь в ХАЕвне мы туда аккурат каждый сентябрь ездили на сборы, да за институтские деньги. Начали готовиться, за пару дней до отъезда меня по работе куда то дернули и я не смог поехать.
После соревнований посмотрел отчеты, результаты, народ тогда не сильно Графиты нахваливал.
К тому времени у меня появился небольшой опыт в XFLR5 и Profili2, засунул туда Графит, обсчитал все, построил несколько вариантов.
В итоге получил вариант настройки крыла и деградации крыло-стаб для прямолинейного полета, и для скоростного разворота.
На интерес настроил, поехали на Юцу и я немного офигел.
Графит просто прошивал ветер, развороты были почти на месте. Самое главное - ни на градус не перебрать с рулями, пришлось просто ограничить отклонения.
После этих полетов такие настройки и оставил. Задняя центровка позволила убрать из носа часть свинца, планер стал легче, правда, на горе гружусь.
Потом несколько раз бил его, теперь он больше на долматинца похож из-за угольных латок, но крыло ровное и он летает до сих пор очень хорошо.
С V-хвостом все немного сложнее, его по нулевому углу триммировать надо в зависимости от нагрузки и скоростного режима, т.е. не все так универсально, хотя расчеты показывают, что с V-хвостом качество планера выше процентов на 5 за счет снижения полного сопротивления планера.

Komandante

Вчера настраивал Графит электро. Ветер 1-2 м/с, в порывах до 4 м/с. Термы практически нет (настраивал в 8 утра при низкой облачности).
Первый старт - центровка 112, стаб (как я думал) 0 (оказалось +1 мм). В воздухе поправил триммером. Летить хорошо, НО на ручке. Посадка - некомфортно, как итог слегка завесил благо в 20 см над землей.
Двинул батарею вперед (теперь Ц.Т. ровно 110). Триммер вывел в ноль, стаб сабтриммом поставил в 0 (теперь точно). Старт - слегка не понял и дал триммер от себя - не понравилось, вернул назад - летит. Бросил ручки - летит. На посадке идет как по рельсам. 😃
Буду думать - очень понравился вариант Анрея иметь несколько профилей под разную погоду…

supremum2005

А кто может сказать, как работает тормоз на Графите-2. По ощущениям сравнительно с Супрой - раза в 2 менее эффективен. Вчера пересел на Супру после двух месяцев полетов на Графите-2. Первые 10 полетов комом. Особенно посадки - 100% недолет. Супра просто на стену натыкается, а Графит прет несколько метров. Закрылки на обоих планерах в режиме бабочки выпускаю почти под 90 градусов. Да и по элеронам углы выпуска близки, а эффективность торможения очень различается. Может так и должно быть? Площади и нагрузки то различаются, правда не в 2 раза.