5-ый этап Кубка ФАС России 2013 года в классе радиоуправляемых планеров F3K. Воронеж 07 июля 2013
Очухавшись,наконец,хочу немного поделиться некоторыми впечатлениями. Спасибо принимающей стороне за организацию этого, рекордного за последнее время по количеству участников, этапа КР. Дело не простое, требующее значительных морально-физических затрат. В целом все прошло нормально. Спасибо, Руслан тебе и всей твоей бригаде!
Мне вообще, сколько помню поездок в Воронеж, там не везло с результатами. А тут вышло аж дважды оказаться в тройке призеров. Если честно, то меня больше волновал вопрос: сдюжит ли мой единственный планер с изрядно потрепанным хвостовым опереньем напругу состязаний. STARK не подвел.
А самое главное, мне хотелось в соревновательном режиме хоть как-то реализовать желание зависеть не только от высоты заброса, а прежде всего от правильной оценки состояния воздуха. Так что для меня лично полеты больше напоминали рыбалку спиннингом:то туда заброшу, то сюда… И были они своеобразной проверкой домашнего задания.
Погода нам в это раз выпала необыкновенная. К полудню ожидали усиления ветра, с прогнозом «спортивного висения», однако ветер и не собирался крепнуть. Короче весь день – стабильная погода с морем кучевки. Как обычно водится: на халяве погорели все и не по разу. Почти безветренная погода позволяла догонять интенсивные широченные потоки, неспешно уходившие от зоны старта. Однако зачастую нужно сначала пройти зону нисходняка. И вроде соперники крутятся в потоке и не далеко этот поток, однако высота к моменту подхода к нему бывала иногда уже 100% невозвратная. Более того, вроде бы и долетел до нужной области, а там пусто! И вот тут самое интересное начиналось. На большом удалении от ленты ограждения, используя жалкие остатки высоты, краем глаз наблюдая за кружащим выше индикатором - птица или металка( мошек на таких расстояниях не видно), продолжаешь рыскать, что б уцепиться. Уже ясно, что шансов вернуться практически нет, но, сжав я……ца в кулак, ищешь. Кто-то находил, кто-то нет.
Очень быстро дошло, что даже в тихую погоду разведанный поток, живя своей жизнью, может оставить пилота с носом! Так что я, лично, сто раз думал, прежде чем догонять. Тут, конечно выручали и птички, и соперники.
У некоторых коллег были моменты, когда с высоты 5-8 метров удавалось оседлать узехонький поток. В одном из упражнений я уже заводил планер в зону, проходя сквозь область нисходящего потока в районе судейских палаток и стоянки машин. Высота буквально чуть выше флагштока да и был планер где-то над ним. И тут «поклевка». Идущий на скорости планер стал интенсивно задирать нос. Понятно, что поток на таких высотах очень узкий, и часто очень слабый. В такие моменты кто-то пытается аккуратно выкрутить с возможно медленной скоростью, на грани срыва, с минимальным креном. Однако воронежская прогретая земля щедро отдавала потоки с хо-о-рошим таким положительным градиентом. Если в такой влетишь у земли, то не факт, что вообще удержишься: планер откровенно выдавливается! Долго не раздумывая, дал планеру левый крен под 45, РН внутрь виража и « не дышать»! Макс Смирнов был рядом. Мы вместе « не дышали», а общались шёпотом, что б «враг не заметил»))))) . И на скорости, в вираже минимального радиуса, удалось весьма быстро уйти вверх со всеми вытекающими последствиями. А что творилось на высотах….
Глазеть по сторонам было интересно, но некогда. Однако удалось подглядеть красивейший набор высоты планера Олега Алексеенко. Пилот нащупал ядро и планер спиралью с невероятно большим шагом шёл вверх. Поток показал Максим Смирнов, Олег же был догоняющим. И такая контрастность в скороподъемности, можно сказать, рядом летящих самолетов, была просто потрясающей! Невероятно красивое зрелище, друзья.
Желающих заработать очередную тонну было хоть отбавляй. Погода благоволила к победе, и тем ощутимо больней могла стать любая оплошность. Страсти в первой половине дня были уже накалены на столько, что чье-то счастливое «ура» на мою откровенную ошибку прозвучало вполне естественно. Правда уракающий в итоге налошарил больше)))
К концу летного дня аж с двух сторон, противоположно друг от друга поляну обложили грозовые фронты. Но нам везло: дождь лил далеко от нас. Но зато ветер очень быстро усилился до устойчивой величины, которая мне, к сожалению не известна. Народ стал грузиться. Я что-то сомневался сначала, а потом побежал за самой тяжелой колбаской свинца. Мысль была одна: только б выше взлетал да крюк не сложился бы при этом. Крюк сдюжил на этот раз(спасибо производителю-Дрюне) . Ветер с 10-го тура пока что дул стабильно сильно, солнце прикрылось от нас грозовыми облаками, и на то ,что бы смело уходить с быстро уносящимися потоками у меня и мысли не было. Хрен вернешься же! Да и потоки-то с трудом выделялись. Надо отдать должное смельчакам, что смещались по ветру. Недолетов было предостаточно.
Видя, как рисковые парни пытались потом пробиваться к зоне, я закидывал свой загруженный планер над головой и галсом уводил его в сторону от себя поперек к ветру. Глядя на него со стороны, я мог успешно контролировать тангаж, не давая модели сдвигаться назад и не придавливая ее слишком, сливая высоту. И тут я в полной мере воспользовался личным опытом домашних полетов в ветер. Невероятный кайф, хлопцы, ловился в моменты, когда еле смещающийся вперед, но двигающийся при этом поперек ветра самолет подхватывал консолью что-то, что напоминает волну. В этот момент планер настойчиво хочет встать против ветра, как флюгарка. Но я держу его в прежнем положении, и, словно усевшись наветренной консолью на невидимую волну, планер, как сёрфер, скользит вдоль нее по гребню. Разворот делать бесполезно: сразу же просадка будет. И, в то же время, не надо допускать перемахивания через волну, как лодка: тут же слив! Поймал гребень - держись на нем. В общем-то это личные наблюдения ,друзья, и каждый по своему выкарабкивается в ветер. Где-то в конце 11 тура ветер стих и загрузку я вытащил. 12 тур ветер снова усилился, правда в новом направлении. Увы и ах, но бегать за балластом было уже поздно. Пришлось работать с тем, что было. Было сложно, конечно. Облегченный планер все норовил слинять по ветру. Однако же аккуратным висением против ветра, с нечастым галсированием , удалось добиться хорошего времени нахождения в воздухе.
И вот уже Руслан дочитывает распределение мест, как небеса прорвало. Жирный чернозем,политый дождем, превратился в невероятно скользкую поверхность. Вроде бы и не грязно,но каждая уезжающая машина буквально дрифтовала на этой смазке из воды и чернозема…
Так что, коллеги, спасибо вам за соревновательную компанию!
Отдельное спасибо семье Алексея Левина, за радушный прием в доме рядом с приятным прудиком, в водах которого не только я имел счастье освежиться. Приятные вечерние посиделки да пара ночей в палатке дополнили и без того очень хорошие впечатления от поездки в Воронеж
До новых встреч.
А f3k файлик можно выложить?
И мне посмотреть охота…
только после фоток:P
fotki.yandex.ru/users/airpike/album/151581/ все было, как всегда, прекрасно. Вот фото-отчет)))
Мало. Команды Мо-Но и Автом-спорт у Вас всегда очень хорошие фото и видео с обалденными песнями.
Дима от тебя отчетик.
Соревнования были бы отличными, если б не жара. Физически было тяжело отлетать 12 туров по такой погоде. Тем более что летали в три группы и времени это заняло больше, чем на предыдущих соревнованиях.
Спасибо всем, кто приехал. Массовость безусловно добавляет интерес и напряженность в соревнования. И показанные результаты дают повод совершенствоваться и стремиться к большему.
Отдельное спасибо моей жене, Марине, за фото:
Мало. Команды Мо-Но и Автом-спорт у Вас всегда очень хорошие фото и видео с обалденными песнями.
Держи песню, фотики не брали… Я тебе лично спою… Потом… Если захочешь…
Ф3К в макушке самой лета.
Всей Руси этап был проведён.
Тот кто с нами вместе сделал ЭТО.
Всем земной Большой Большой поклон!
Солнце беспрестанно нас палило.
В Верхней Хаве жирный чернозём.
До полста на почве накалило.
Очень очень трудно было днём…
Пили пили пили пили пили…
Пили воду, словно верблюдЫ
Если бы с собой её не взяли
Померли б наверно без воды…
Мощные широкие потоки,
Уносили планер в облака…
А порою горькие уроки…
Стоило лишь жадным стать слегка!
Иногда везде пипец случался!!!
И с заброса мигом вниз плашмя…
И куда бы сразу ты не мчался…
Недолёт случался у тебя…
Вечерело, душно очень стало…
С двух сторон к нам грозы подошли…
Сразу вихри мощно так подняло…
Что они шатёр судЕй снесли…
В лихорадке стал народ грузиться
Но ни каждый с грузом угадал…
Стали все туда сюда носиться
Много кто возврат не долетал…
Только приговор всем зачитали…
Кто чего сегодня налетал.
Быстренько призы все повручали
И внезапно ливень тут настал!!!
Капли беспрестанно нас долбили
В Верхней Хаве жирный чернозём!!!
Дружно как Шумахеры дрифтили!!!
Все текая с поля под дождём…
Всем спасибо в Хаве кто собрался!!!
Гранд Мерси тем кто устроил бал…
На сентябрь я уж записался…
Спел я чтоб никто не забывал!!!
Руслан, имей совесть, файл гони!
класс.
Большое спасибо за праздник организаторам, Руслану за F3K и Николаю за F3J (уж извините, что в этой теме). Пусть мне и не леталось в этот раз, сам виноват, за матчастью следить надо успевать до соревнований. Но такого удовольствия от просмотра рубилова я давно не получал.
Очень хочу выразить отдельную благодарность семье Левиных, Лёхе и, отдельно, Иринке!!! За вечернюю атмосферу, пруд, луну над головой и шашлык, который самоотверженно и вкусно пожарил Женя Бурмистров. Все там присутствующие, уверен, со мной согласятся и присоединятся 😃
Рашен песня!!!
Я прошу прощения что не приехал.Была на это причина.
Но я тоже не сидел дома а запускал модель.И результаты меня удивили заброс увеличился, продолжительность полета тоже выросло и новой моделью я доволен.