Новичок JP Bluebird 100"
Приветствую всех любителей радиоуправляемых моделей!
Мое имя Богдан, форум читаю давно, но зарегистрировался только вчера.
Давно в детстве я запускал резиномоторки из посылторга и отбивал пальцы МК-ашками и КМД-ешками, но меня всегда тянуло к планерам )
Лет 6 назад я купил KIT Svenson Sunny, собрал но не обтягивал. Желая усовершенствовать конструкцию и избавиться от тяжелого железного штыря как обычно накосячил и получил кривую плоскость в районе корневых нервюр. Понял что исправить быстро не получится в порыве купил JP Bluеbird, но дальше дело не пошло и коробка так и осталась коробкой до тех пор пока я на мобильный телефон не скачал RC симулятор ))) Понятно что меня тут же охватило знакомое всем трудноконтролируемое чувство %) и тут я вспомнил про BlueBird’a и понял что очень-очень хочу его запустить и хотя бы полетать по кругу в моторном режиме.
Сразу оговорюсь что намерен освоить симулятор (пока FMS) хотя бы в части моторики “к себе - от себя”. Аппу пока выбираю, бюджет на все про все небольшой.
Прошу помощи и совета у опытных мастеров. С аэродинамикой немного знаком, с бесколлекторными аутраннерами вроде разобрался.
В процессе осмысления накопилось несколько вопросов, которые я сформулирую в ближайшее время. Никакие ссылки в интернет я не опубликовываю, дабы не нарушить ненароком правила форума. В сети мало инфы про планер: одно видео с крашем, один тред на забугорном форуме, да официальная страничка с довольно ржачной инструкцией по сборке )))
Вся эта инфа есть на первой странице в гугле по запросу JP Bluebird.
ТТХ: размах - 2,5м, площадь крыла - 39кв.дм.
1. Расчет силовой установки
В стоке стоял коллекторный 550, который весит 220гр и который я хочу поменять на современный outrunner.
Вес чистого планера ~700гр. Если прибавить двигатель, батарейку и электронную мелочь получим что-то вроде 1100гр и больше.
Родной винт у него 8х4,5, что как мне кажется довольно мало. Думаю, 10х6 будет более подходящим, отсюда получаем такие характеристики:
двигатель 3007/30 - 1050 (рабочий ток 16-22А), регулятор 30А (ВЕС 5В), батарейка 3S 2200мА/ч 30С. Поправьте если я где ошибаюсь…
2. Хвостовое оперение и угол V
Я бы заменил V-Tail на классическую схему со стабилизатором и килем. Планер не имеет элеронов, а пилот не имеет опыта )) Собрать стабилизатор и киль из рейки 5х10 не так уж сложно и трудозатратно. Вопрос в размерах. Я помню что площадь стабилизатора должна быть 25% от площади крыла, но вот про отношение длины к ширине и площади руля высоты ничего сказать не могу. Аналогично и про киль и руль направление. Форум курю постоянно, поиском пользоваться умею, но слишком большой объем информации приходится переваривать: киньте ссылкой где почитать или объясните на пальцах.
Чтобы расположенный внизу стабилизатор не ломался при посадках ввиду отсутствия шасси можно было бы соорудить Т-оперение, но я затрудняюсь с приводом руля высоты: боудены или серву в киль - нет опыта, в магазинах pushrod’ы все сплошные железяки. В общем, я в затруднии. Родные тяги видно на картинке в аттаче. Если тягу управления рулем поворота оставлять снизу, то это получается руль высоты из двух половинок, что тоже непонятно сейчас как делать.
Угол V мал. Элеронов нет, винглеты тут не помощники, поэтому нужно что-то делать. В стоке консоли соединяются прямым 5мм штырем. Дырки в нервюрах расположены на разном расстоянии по высоте, но толщины нервюр мало поэтому и угол V получается небольшой. Придется гнуть штырь или искать другой. Подскажите кто сталкивался с такой проблемой.
3. Сервы и тяги
Сервы какого усилия необходимы для такого аппарата? И как нормально реализовать тяги к рулям? Оставить родные, заменить на полностью железные, заморочиться с гибкими боуденами или тросиками. Может у кого в бортовике есть где подсмотреть решения. Подскажите плиз…
Ну да ,фюзеляж такой же как на зеленой сливе, требуется доработка хвоста потому как стаб в нём неподвижно закрепить не получится, выносить его на киль незачем ни чё с ним не будет, угла V на крыле достаточно, мотор у меня турнига 2836, винт 11х6 , регуль на 30 ампер,модель уходит свечкой,тяги оставь родные не парься с боуденами, сервы у меня блюберды 706 низкопрофильные, они вроде даже без доработки площадки как родные вошли, сразу пролей циакрином отверстия в фанерке куда 6 шурупиков вкрутишь.
3007/30 - для уверенного набора высоты достаточно (3035- позволит уже вертикально взлетать, как писали)
АБ достаточно и 1500…1800 (для мотора), но
вопрос больше не достаточной емкости а центровки
(что-бы лишний груз свинца в носу не возить может придется батарейку и не 2200 взять а большей емкости - главное при этом большего веса)
550 с NiCd батарейкой все 500гр весил, надо компенсировать…
недостаточной жесткости фюзеляжа или крепления стабилизатора не заметил ( были планера от Протек, альфа кажется назывался и Green… ), но задачи свечкой на нем куда-то уходить не было, а в штатном режиме полета жесткости хватит
V- образный или классический хвост на мой взгляд не принципиально и смысла в переделке я не вижу (с V кажется что есть заморочки в настройке, но если аппаратура позволяет то это только кажущаяся сложность)
тяги можно оставить, можно поменять на угольные трубки 3…4мм, я-бы по возможности избавился или минимизировал z- образную часть у рулей (угольные более тонкие это лучше позволяют сделать)
кок на 4мм… странно что не нашли, ефлай на речном, техноспорт, спорт и хобби в химках думаю и не только…
по поводу машинок. для полета достаточно усилия любой микромашинки (9гр) , т.е. от 1,5кг. но когда машинка стоит далеко от рулей , инерция тяги при неудачной посадке (не падении даже) может сорвать зубья на шестеренках.
только из этих соображений лучше поставить машинку (микро или мини) с усилием от 2…2,5кг
konnok, спасибо за отклик!
магазин ефлай - подсказали в личке. буду соображать. нужно померить межосевое расстояние и диаметр кока (кажется 45мм) стокового винта.
сервы я так понимаю - расходник, так что можно брать что послабже (читай - дешевле).
угольные трубки непонятны - буду ресёчить. от стоковых тяг скорей всего буду отказываться.
классическое оперение склеил, но еще не обтягивал и не устанавливал.
элеронов нет - V-Tail специфичен, классика более понятна. полетаю на классике - поставлю V-Tail.
может поставить боудены вместо тяг? при замене хвостового оперения гнуть тяги не надо будет…
сервы я так понимаю - расходник, так что можно брать что послабже (читай - дешевле).
Как это? С таким подходом планер станет расходником… Как раз таки надо брать либо с запасом по усилию, либо проверенных производителей - ни то ни другое явно не дешевле…
Не надо ничего с V хвостом делать. Надо микс настроить и летать нормально. V хвост он дальше от земли, меньше вероятность зацепить на посадке. Да и в режимах близких к сваливанию он лучше себя ведет имхо (аппарат раньше опускает нос и разгоняется, так же, когда стаб ниже уровня крыла стоит).
Угол V надо градусов до 3-4 увеличить, иначе крены выправлять это будет мучение полное. Изготовить другой штырь, возможно изготовить бальзовые подкладки под нужный угол на фюзеляж.
Если это планер заводской, значит он способен летать, не надо уродовать.
Попробуйте поднять его в воздух в штатном виде. Возможно крылья выгнутся под нагрузкой и ничего делать не надо.
Как это? С таким подходом планер станет расходником… Как раз таки надо брать либо с запасом по усилию, либо проверенных производителей - ни то ни другое явно не дешевле…
Я имел в виду поломку пластиковых зубьев редуктора если зацепиться отклоненным вниз рулем высоты за землю при посадке, т.к. аналогичная поломка нежных серв элеронов имеет место быть.
А пока выбор остановился на Hitec HS-325HB, но еще не приобретал. Думаю, 3кг усилия будет достаточно, а Hitec вроде “проверенный” производитель.
Но с радостью выслушаю другие советы и мнения…
На посадке рули вниз никто не отклоняет, рефлекс обычно обратный:)
На элероны можно поставить отбойники из куска пластиковой бутылки.
Не надо ничего с V хвостом делать. Надо микс настроить и летать нормально. V хвост он дальше от земли, меньше вероятность зацепить на посадке. Да и в режимах близких к сваливанию он лучше себя ведет имхо (аппарат раньше опускает нос и разгоняется, так же, когда стаб ниже уровня крыла стоит).
V-Tail останется, т.е. будет возможность его поставить.
Угол V надо градусов до 3-4 увеличить, иначе крены выправлять это будет мучение полное. Изготовить другой штырь, возможно изготовить бальзовые подкладки под нужный угол на фюзеляж.
3-4 имхо мало. элеронов нет - нечем выправлять. на 2-метровом sunny - 7 градусов.
штырь 5мм в поиске, с подкладками определюсь по месту.
Если это планер заводской, значит он способен летать, не надо уродовать.
Попробуйте поднять его в воздух в штатном виде. Возможно крылья выгнутся под нагрузкой и ничего делать не надо.
Вот как он в стоке летает.
😃 В стоке у него даже угол V видно, предел минимально возможного угла. Градусов 7 и правда не помешает.
Ну, в общем, вчера полетел…
И сел. 2 раза. Сам, в первый раз. Без последствий. Правда, по ходу сгорел движок. Когда планер уж лежал уже на земле, а я пока к нему шел наверное не до конца убрал газ и мотор на остатках емкости дергался и не мог провернуться. Ну да ладно, на ошибках учатся, и зато крылья целые.
Угол V около 9 градусов, хвостовое оперение классическое самолепное )), двигатель (был) EMP3530/1100 с винтом 10x6, батарейка 3 банки 2200мАч. Вес получился около 1300. Свечой вверх не уходит, но для набора высоты хватает. Центровку выставлял ~33% - оказалась все равно задняя. Нужно догружать нос, а там и так уже 90гр балласта ((
Планер оказался хорошо сбалансированным, который садится сам, ему только не нужно мешать. Летает медленно и требует минимального участия пилота )))
Посему могу рекомендовать новичкам, да и размах 2,5м как никак и впечатлят и настраивает. В общем, я доволен что не стал брать пенопластовых тренеров, а поднимать то, что было в наличии.
Касательно V-Tail. Я его собрал и настроил и собирался подниматься на нем, но при проверке оказалось что эта конструкция стоит на стоковых местах криво со смещением вокруг продольной оси на угол около 10 градусов относительно крыла (очевидно из-за капронового фюзеляжа) и я не стал рисковать, т.к. самодельные стаб и киль я выставлял ровно и был уверен на 100%.
Никакие расходы рулей не настраивал, выставил экспоненту в 50% и успокоился. Ход РВ чуть поменьше, ход РН чуть побольше ))))
Сорри за отсутствие фото и видео, обещаю в ближайшие дни исправиться.
Поздравлям, бери новый моторчег и вперёд пока погода позволяет.
Центровку выставлял ~33% - оказалась все равно задняя.
Это вы как такой вывод сделали ? Дайв-тест проводили ? Ощущения могут врать, у меня приемлемо начал парить только от 35 % и больше ( пример )
На классическом оперении с центровкой и затенениями бороться можно долго. Надо стаб сильно ниже/выше уровня крыла выводить или делать V/Т оперение.
У некоторых металок вообще несущий стаб, и ничего.
Зы: сам стараюсь летать на 38%, без проблем прокатывает на V оперении.
Чем заднее центровка, тем меньше потерь на стабилизацию, но за рамки дайв-теста выходить не стоит.
…Это вы как такой вывод сделали ? Дайв-тест проводили ? Ощущения могут врать, у меня приемлемо начал парить только от 35 % и больше ( пример )
Это я до полетов поставил ЦТ на 33%. Т.е. до запусков сделал ЦТ на примерно 1/3 крыла.
Потом вышел в поле, разбежался и кинул с силой с руки без запуска мотора. Ну он нормально спланировали сел в траву ровно. Т.е. нос явно не задирал и не опускал.
Дальше загнал на дайв-тест, из которого планер вышел в горизонтальный полет с небольшой горкой. Из чего я сделал вывод о задней центровке.
На классическом оперении с центровкой и затенениями бороться можно долго. Надо стаб сильно ниже/выше уровня крыла выводить или делать V/Т оперение. У некоторых металок вообще несущий стаб, и ничего. Зы: сам стараюсь летать на 38%, без проблем прокатывает на V оперении. Чем заднее центровка, тем меньше потерь на стабилизацию, но за рамки дайв-теста выходить не стоит.
Я доберусь до V-Tail. Нужно найти способ его отцентрировать и закрепить в новом положении. Капроновый фюзеляж ограничивает возможности по монтажу. Только на болты прикручивать, а это нужно сверлить какие-то другие дырки рядом, в общем как-то так…
Поздравлям, бери новый моторчег и вперёд пока погода позволяет.
Спасибо! Таки и поступил. Вчера приобрел и установил dualsky 3536 990kV. И с винтом 12х5 стало заметно веселее )))) 5-10 секунд вертикального набора высоты и можно отключать двигатель и планировать. И таким образом можно летать достаточно долго.
Но что интересно: новый двигатель тяжелее на 30грамм, балласт остался тот же (90г), но все равно центровка получается задняя, хотя ЦТ уже на 30% хорды. Но вчера был ветерок с порывами и толком я так ничего не отцентрировал ))) Плюнул и тренировал заход на посадку. Свечкой вверх, круг, снижение, заход, проход на 2м высоте и опять по новой.
Че-то рассчитывал на 1100-1200гр, а получается вес за 1300 и как-то не совсем уж планер выходит (((
Немного вчера пофоткал. Видео нету, т.к. летал один.
Выглядит красиво. Стаб получается чуть ниже крыла, можно летать и не заморачиваться.
Дайв тест с руки не сделать. Надо на моторе залезть на высоту и пикировать под некоторым углом, смотреть качество выхода планера в горизонт при наборе скорости. В идеале должен быть неторопливый выход без последующих колебаний по тангажу, эта точка дальше которой центровку двигать не стоит. На более задних центровках начнется нейтральное поведение (невыход), а на еще более задних, начнется наоборот усиление пикирования при наборе скорости и самозавешивание(кабрирование до свала) при потере скорости. Перед тестом триммироваться в горизонт.
Выглядит красиво. Стаб получается чуть ниже крыла, можно летать и не заморачиваться.
А мне кажется что стаб слишком большой, хотя его площадь - 20% от площади крыла.
Дайв тест с руки не сделать. Надо на моторе залезть на высоту и пикировать под некоторым углом, смотреть качество выхода планера в горизонт при наборе скорости. В идеале должен быть неторопливый выход без последующих колебаний по тангажу, эта точка дальше которой центровку двигать не стоит. На более задних центровках начнется нейтральное поведение (невыход), а на еще более задних, начнется наоборот усиление пикирования при наборе скорости и самозавешивание(кабрирование до свала) при потере скорости. Перед тестом триммироваться в горизонт.
Так я дайв-тест не с руки делал. С руки я один раз кинул чтобы увидеть что ЦТ находится в разумных пределах.
А потом - да, загонял на высоту, выключал мотор, заводил в пике градусов в 45 и уже смотрел на поведение.
Сейчас есть выход в горизонт с легкой горкой, наверное так и должно быть, т.к. пикирование не продолжается и не усиливается, как и так называемое “самовзвешевание” тоже не наблюдается. Но повторюсь: был порывами ветер, так что все оценки грубые.
Ну я обычно делаю чуть позаднее, чтобы не было легкой горки на выходе, просто прямой выход в горизонт с плавным гашением скорости. Дело вкуса.
Стаб у вас нормальный, плече то короткое. Меньший стаб заставит летать на более передних центровках, большой стаб можно грузануть чуть более задними центровками, вплодь до несущего стабилизатора, но смысла в этом особо никакого.
Ясно. Нужно дождаться тихой погоды и отстроить.
И подумать как V-tail вправить. Интересно с ним полетать…
Дальше загнал на дайв-тест, из которого планер вышел в горизонтальный полет с небольшой горкой. Из чего я сделал вывод о задней центровке.
Неправильный вывод! Это означает переднюю центровку, если почитать внимательнее о дайв тесте, то при задней центровке он не должен делать горки, а при передней входит в волнообразное движение. Не путайте с настройкой метательного свободнолетающего планера.
Вчера весь вечер только и делал что дайв-тестил.
И засовывал груз и высовывал и горки и петли и волны и чё тока не было )))
В конце концов мой синиптиц не выдержал такого издевательства и в глубоком вираже уже при заходе на посадку в прямом смысле сложил крылья и камнем рухнул вниз!
Слабый узел соединения крыльев. Без каких-либо усилений. Бальзовые корневые нервюры, никаких косынок на лонжероны. Результат ожидаем, переделывать все равно надо было, чем и займусь. Сделаю корневые нервюры из фанеры, усилю косынками лонжероны - будет лучше прежнего.
Высота была небольшая, мотор и электроника целые, но капроновый фюзеляж от удара носом в землю повело окончательно. Он и так был винтом, а тут еще выгнулся змеёй )
Думаю скопировать из бальзы с сохранением геометрических размеров. Заодно V-Tail можно будет поставить.
С удовольствием выслушаю комментарии и предложения как по технологии (может из пенопласта на раме как-либо) так и по улучшению полетных качеств (плечо увеличить, или мотор дальше вынести). В приоритете меньшая трудоемкость и бОльшая скорость изготовления, т.к. клеить 2 недели из стеклоткани что-то вечное и легкое желания нет. Хочется летать, а вариант купить что-то на замену и летать не рассматриваю - нужно восстанавливать что есть.