Новичок JP Bluebird 100"
На посадке рули вниз никто не отклоняет, рефлекс обычно обратный:)
На элероны можно поставить отбойники из куска пластиковой бутылки.
Не надо ничего с V хвостом делать. Надо микс настроить и летать нормально. V хвост он дальше от земли, меньше вероятность зацепить на посадке. Да и в режимах близких к сваливанию он лучше себя ведет имхо (аппарат раньше опускает нос и разгоняется, так же, когда стаб ниже уровня крыла стоит).
V-Tail останется, т.е. будет возможность его поставить.
Угол V надо градусов до 3-4 увеличить, иначе крены выправлять это будет мучение полное. Изготовить другой штырь, возможно изготовить бальзовые подкладки под нужный угол на фюзеляж.
3-4 имхо мало. элеронов нет - нечем выправлять. на 2-метровом sunny - 7 градусов.
штырь 5мм в поиске, с подкладками определюсь по месту.
Если это планер заводской, значит он способен летать, не надо уродовать.
Попробуйте поднять его в воздух в штатном виде. Возможно крылья выгнутся под нагрузкой и ничего делать не надо.
Вот как он в стоке летает.
😃 В стоке у него даже угол V видно, предел минимально возможного угла. Градусов 7 и правда не помешает.
Ну, в общем, вчера полетел…
И сел. 2 раза. Сам, в первый раз. Без последствий. Правда, по ходу сгорел движок. Когда планер уж лежал уже на земле, а я пока к нему шел наверное не до конца убрал газ и мотор на остатках емкости дергался и не мог провернуться. Ну да ладно, на ошибках учатся, и зато крылья целые.
Угол V около 9 градусов, хвостовое оперение классическое самолепное )), двигатель (был) EMP3530/1100 с винтом 10x6, батарейка 3 банки 2200мАч. Вес получился около 1300. Свечой вверх не уходит, но для набора высоты хватает. Центровку выставлял ~33% - оказалась все равно задняя. Нужно догружать нос, а там и так уже 90гр балласта ((
Планер оказался хорошо сбалансированным, который садится сам, ему только не нужно мешать. Летает медленно и требует минимального участия пилота )))
Посему могу рекомендовать новичкам, да и размах 2,5м как никак и впечатлят и настраивает. В общем, я доволен что не стал брать пенопластовых тренеров, а поднимать то, что было в наличии.
Касательно V-Tail. Я его собрал и настроил и собирался подниматься на нем, но при проверке оказалось что эта конструкция стоит на стоковых местах криво со смещением вокруг продольной оси на угол около 10 градусов относительно крыла (очевидно из-за капронового фюзеляжа) и я не стал рисковать, т.к. самодельные стаб и киль я выставлял ровно и был уверен на 100%.
Никакие расходы рулей не настраивал, выставил экспоненту в 50% и успокоился. Ход РВ чуть поменьше, ход РН чуть побольше ))))
Сорри за отсутствие фото и видео, обещаю в ближайшие дни исправиться.
Поздравлям, бери новый моторчег и вперёд пока погода позволяет.
Центровку выставлял ~33% - оказалась все равно задняя.
Это вы как такой вывод сделали ? Дайв-тест проводили ? Ощущения могут врать, у меня приемлемо начал парить только от 35 % и больше ( пример )
На классическом оперении с центровкой и затенениями бороться можно долго. Надо стаб сильно ниже/выше уровня крыла выводить или делать V/Т оперение.
У некоторых металок вообще несущий стаб, и ничего.
Зы: сам стараюсь летать на 38%, без проблем прокатывает на V оперении.
Чем заднее центровка, тем меньше потерь на стабилизацию, но за рамки дайв-теста выходить не стоит.
…Это вы как такой вывод сделали ? Дайв-тест проводили ? Ощущения могут врать, у меня приемлемо начал парить только от 35 % и больше ( пример )
Это я до полетов поставил ЦТ на 33%. Т.е. до запусков сделал ЦТ на примерно 1/3 крыла.
Потом вышел в поле, разбежался и кинул с силой с руки без запуска мотора. Ну он нормально спланировали сел в траву ровно. Т.е. нос явно не задирал и не опускал.
Дальше загнал на дайв-тест, из которого планер вышел в горизонтальный полет с небольшой горкой. Из чего я сделал вывод о задней центровке.
На классическом оперении с центровкой и затенениями бороться можно долго. Надо стаб сильно ниже/выше уровня крыла выводить или делать V/Т оперение. У некоторых металок вообще несущий стаб, и ничего. Зы: сам стараюсь летать на 38%, без проблем прокатывает на V оперении. Чем заднее центровка, тем меньше потерь на стабилизацию, но за рамки дайв-теста выходить не стоит.
Я доберусь до V-Tail. Нужно найти способ его отцентрировать и закрепить в новом положении. Капроновый фюзеляж ограничивает возможности по монтажу. Только на болты прикручивать, а это нужно сверлить какие-то другие дырки рядом, в общем как-то так…
Поздравлям, бери новый моторчег и вперёд пока погода позволяет.
Спасибо! Таки и поступил. Вчера приобрел и установил dualsky 3536 990kV. И с винтом 12х5 стало заметно веселее )))) 5-10 секунд вертикального набора высоты и можно отключать двигатель и планировать. И таким образом можно летать достаточно долго.
Но что интересно: новый двигатель тяжелее на 30грамм, балласт остался тот же (90г), но все равно центровка получается задняя, хотя ЦТ уже на 30% хорды. Но вчера был ветерок с порывами и толком я так ничего не отцентрировал ))) Плюнул и тренировал заход на посадку. Свечкой вверх, круг, снижение, заход, проход на 2м высоте и опять по новой.
Че-то рассчитывал на 1100-1200гр, а получается вес за 1300 и как-то не совсем уж планер выходит (((
Немного вчера пофоткал. Видео нету, т.к. летал один.
Выглядит красиво. Стаб получается чуть ниже крыла, можно летать и не заморачиваться.
Дайв тест с руки не сделать. Надо на моторе залезть на высоту и пикировать под некоторым углом, смотреть качество выхода планера в горизонт при наборе скорости. В идеале должен быть неторопливый выход без последующих колебаний по тангажу, эта точка дальше которой центровку двигать не стоит. На более задних центровках начнется нейтральное поведение (невыход), а на еще более задних, начнется наоборот усиление пикирования при наборе скорости и самозавешивание(кабрирование до свала) при потере скорости. Перед тестом триммироваться в горизонт.
Выглядит красиво. Стаб получается чуть ниже крыла, можно летать и не заморачиваться.
А мне кажется что стаб слишком большой, хотя его площадь - 20% от площади крыла.
Дайв тест с руки не сделать. Надо на моторе залезть на высоту и пикировать под некоторым углом, смотреть качество выхода планера в горизонт при наборе скорости. В идеале должен быть неторопливый выход без последующих колебаний по тангажу, эта точка дальше которой центровку двигать не стоит. На более задних центровках начнется нейтральное поведение (невыход), а на еще более задних, начнется наоборот усиление пикирования при наборе скорости и самозавешивание(кабрирование до свала) при потере скорости. Перед тестом триммироваться в горизонт.
Так я дайв-тест не с руки делал. С руки я один раз кинул чтобы увидеть что ЦТ находится в разумных пределах.
А потом - да, загонял на высоту, выключал мотор, заводил в пике градусов в 45 и уже смотрел на поведение.
Сейчас есть выход в горизонт с легкой горкой, наверное так и должно быть, т.к. пикирование не продолжается и не усиливается, как и так называемое “самовзвешевание” тоже не наблюдается. Но повторюсь: был порывами ветер, так что все оценки грубые.
Ну я обычно делаю чуть позаднее, чтобы не было легкой горки на выходе, просто прямой выход в горизонт с плавным гашением скорости. Дело вкуса.
Стаб у вас нормальный, плече то короткое. Меньший стаб заставит летать на более передних центровках, большой стаб можно грузануть чуть более задними центровками, вплодь до несущего стабилизатора, но смысла в этом особо никакого.
Ясно. Нужно дождаться тихой погоды и отстроить.
И подумать как V-tail вправить. Интересно с ним полетать…
Дальше загнал на дайв-тест, из которого планер вышел в горизонтальный полет с небольшой горкой. Из чего я сделал вывод о задней центровке.
Неправильный вывод! Это означает переднюю центровку, если почитать внимательнее о дайв тесте, то при задней центровке он не должен делать горки, а при передней входит в волнообразное движение. Не путайте с настройкой метательного свободнолетающего планера.
Вчера весь вечер только и делал что дайв-тестил.
И засовывал груз и высовывал и горки и петли и волны и чё тока не было )))
В конце концов мой синиптиц не выдержал такого издевательства и в глубоком вираже уже при заходе на посадку в прямом смысле сложил крылья и камнем рухнул вниз!
Слабый узел соединения крыльев. Без каких-либо усилений. Бальзовые корневые нервюры, никаких косынок на лонжероны. Результат ожидаем, переделывать все равно надо было, чем и займусь. Сделаю корневые нервюры из фанеры, усилю косынками лонжероны - будет лучше прежнего.
Высота была небольшая, мотор и электроника целые, но капроновый фюзеляж от удара носом в землю повело окончательно. Он и так был винтом, а тут еще выгнулся змеёй )
Думаю скопировать из бальзы с сохранением геометрических размеров. Заодно V-Tail можно будет поставить.
С удовольствием выслушаю комментарии и предложения как по технологии (может из пенопласта на раме как-либо) так и по улучшению полетных качеств (плечо увеличить, или мотор дальше вынести). В приоритете меньшая трудоемкость и бОльшая скорость изготовления, т.к. клеить 2 недели из стеклоткани что-то вечное и легкое желания нет. Хочется летать, а вариант купить что-то на замену и летать не рассматриваю - нужно восстанавливать что есть.
Блин… барахло. Квадрат должен быть серьезный на пенале, сосна замотанная нитками с клеем по человечьи… ну и корневая нервюра фанера
Думаю скопировать из бальзы с сохранением геометрических размеров
Здравствуйте! Вот чего бы никак не рекомендовал делать. Копировать и тратить на это силы стоит только с удлинением балки и носа. Фюзеляж древний и проектировался под коллекторный мотор. Балка у него в стоке отвратительно короткая, что сильно ухудшает летные качества. (в клубе есть пара похожих планеров с идентичным фюзеляжем)
DиMAN, спасибо за рекомендации, но я решил не экспериментировать, тем более что совсем уж сильно плохого летного качества с такими пропорциями я не наблюдал.
Планер стабилен, управляем, прогнозируем. Рекомендую на ваших клубных планерах увеличить угол V крыла - вот он точно отвратительно мал на безэлеронном аппарате.
Между тем дела идут на поправку: переделаны по уму корневые части обеих половин крыла, собирается новый фюзеляж.
Если честно, безэлеронный планер и V-tail, сочетание не лучшее. Из соображения эффективности лучше вертикальный руддер. И ваши первоначальные сомнения были верны.
Зависит от угла между половинками стаба, если сильно больше 100 градусов то сомнительно, если 90-100 - достаточно.
Но лишнее сопротивление из за активной работы РН на полный ход будет иметь место.
Так же придется поиграться лимитами расходов вверх и вниз, чтобы компенсировать возможные моменты под тангажу (побочный эффект V).
На моем планере расходы стоят вниз чуть больше чем вверх, примерно на градус, этого хватило, чтобы убрать все лишние моменты.
Для работы в терме, даже не трогая элероны, по РН расходы редко более 50%.
Если честно, безэлеронный планер и V-tail, сочетание не лучшее. Из соображения эффективности лучше вертикальный руддер. И ваши первоначальные сомнения были верны.
Попробуем V-Tail. Не понравится - переделаю на классику. Все-таки это такой планер-тренер, у него нет задач быть максимально эффективным.
Главное чтобы был стабилен и предсказуем.
Зависит от угла между половинками стаба, если сильно больше 100 градусов то сомнительно, если 90-100 - достаточно.
120 градусов. В принципе, пока есть возможность можно сократить и до 90, если это так критично. Или оставить как есть?