Делимся интересным опытом полетов.
Как мне показалось набор высоты с уменьшением скорости необходимо использовать максимально при этом в максимуме положение планера (его фюзеляжа) должно быть уже перпендикулярно направлению ветра, крен должен быть максимальным не позволяющим появление поперечного скольжения (как говорят пилоты: шарик должен быть в течение всей восьмёрки строго в центре!!!). Использование РН, как мне показалось) в этом упражнении только вредит положению “шарика” и порождает недопустимое скольжение.
Не понял, уточните.
Про РН такое возможно при очень глубоких кренах , когда идет “перекладка рулей”.
Эффект такого полёта планера, по моему мнению, положительным можно считать… даже когда прирост высотычуть больше чем её падение в горизонтальном полёте.
К примеру ежели в прямолинейном или обычном полёте скорость снижения 0,3 м/с, то за 600 секунд он потеряет 180 метров высоты, а в полете, с использованием энергии ветра как альбатрос, скорость снижения 0,2 м/с, то взлететь этому f5j достаточно, при аналогичном расчете, только на 120 метров.
В планеризме есть золотОе правило :
летать там где не снижает и не летать там где снижает;
больше времени находиться в зоне подъема и меньше в зонах снижения;
на меньшей скорости летать в зонах подъема и на больших скоростях в зонах спуска. 😃
Не понял, что конкретно уточнить?
… а с золотыми правилами я совершенно согласен.
Фактически планер, должен летать на определённой средней скорости, которую должен найти и чувствовать пилот, и та совсем небольшая дельта её изменения должна позволять планеру иметь большую скорость для набора той высоты… которую он теряет при обычном планировании, а в нашем случае пилотажном планировании в упражнении. Эффект такого полёта планера, по моему мнению, положительным можно считать… даже когда прирост высотычуть больше чем её падение в горизонтальном полёте.
Написано очень сложно к восприятию.
Если честно — просто летать надо больше и в разных условиях, а особенно на соревнованиях . 😉
крен должен быть максимальным не позволяющим появление поперечного скольжения (как говорят пилоты: шарик должен быть в течение всей восьмёрки строго в центре!!!). Использование РН, как мне показалось) в этом упражнении только вредит положению “шарика” и порождает недопустимое скольжение.
??? Зачем крен должен быть максимальным???
??? Почему использование РН вредит и каким образом порождает скольжение???
Крен максимальным… Чтобы при полёте по кривой “шарик” был в центре.
РН… Вредит и порождает по своей классической сути … и исходя из опыта тренировок…
Не хочу дискутировать на эти темы… Делюсь малым опытом…
Думал, что использование “максимальных” кренов в спиралях требуется только для того чтобы “вписаться” в очень узкий поток или использовать с большей эффективностью наиболее скороподъемную часть потока.
Т.к. глубокие крены ничего кроме ВА-У , да увеличенной скорости снижения не несут.
А шарик "загнать " в центр можно еще как-нибудь?
Расскажите немножко про РН и проблемы связанные с ним. Поделитесь вашим опытом.
Форум - это место для дискуссий. РН в вираже необходим для минимизации потерь, фюзеляж с его помощью направляется по направлению полета. В вираже без РН самолет скользит вниз на крыло, возникает поперечная составляющая скорости ухудшающая аэродинамику, ленточка на кабине больших планеров уходит в противоположную крену сторону. Слишком много РН приводит к эффекту в другую сторону, тоже приводит увеличению потерь, ленточка на кабине в сторону крена. Что касается моделистов и крена у них есть еще одна проблема, - не у всех получается одинаково легко и качественно выполнять вираж и вправо и влево, это надо отрабатывать.
РН вредит виражу, если им неправильно пользоваться.
Есть прекрасные условия для многочасовой тренировки виража с РН - дохлый вечерний динамик на горе, в котором любая ошибка приводит к потере драгоценной высоты или даже посадке.
Например если разворачиваться только элеронами, будет потеря высоты на каждом развороте и лишние рысканья.
В процессе полета руку набиваешь… и получается что в начале виража даешь РН и элероны в одну сторону синхронно, далее элероны убираешь, а РН и РВ тонко дорабатываешь.
Особенно остро это происходит на слопере с нулевым или очень малым углом V. Там между “красивый вираж” и “ой соскользнул, провафлил высоту” очень небольшой зазор… строго все.
Если угол V большой, можно вообще РН+РВ рулить (как на RES) и плоско блинчиком разворачиваться, оптимальный угол крена сам установится.
РН и элероны в одну сторону синхронно,
??? Вроде миксы делают от РН элерон в другую и высоту на себя . И голыми элеронами без высоты не разворачиваются . Непонятка выходит по рулилкам .
динамик
В динамике не разворачиваются , в термике ?
в начале виража даешь РН и элероны в одну сторону синхронно, далее элероны убираешь, а РН и РВ тонко дорабатываешь
😃
Элероны не просто убираешь, а обратным движением “фиксируешь” необходимый крен. А в процессе выполнения спирали (на больших планерах), РУ по элеронам парируешь попытки планера увеличить крен обратным движением (т.е. крен левый, а ручка периодически уходит за нейтраль вправо)
По поводу миксов лично у меня чувства двоякие. С одной стороны приятно когда нет необходимости работать одновременно со всеми органами управления и что-то делается автоматом, но очень часто бывают случаи когда приходится в воздухе работать не по стандартным движениям.
Элероны не просто убираешь
Моменты инерции различны. На модели достаточно просто убрать в нуль и крен сам фиксируется. Но на этом слопере угол V 1.5 градуса. На предыдущем был V=0 и в вираже элеронами приходилось давить наружу(в противоположную сторону), чтобы удержать аппарат от дальнейшего заваливания в спираль. С V=0 красивый вираж куда сложнее сделать. Чаще приходится делать агрессивный вираж с креном около 45, так меньше сливается, чем при попытках развернуться блинчиком (слишком долго и затратно выходит). Отсюда вывод, что V=0 это весьма затратно и не погоняешь уже особо в дохляк т.к. много махать элеронами приходится.
Вроде миксы делают
Имхо миксы - зло. Руками надо работать… На одном планере так, на другом не так будет… Если рука набита, привыкание быстро придет.
Популярный микс элероны+РН, но по факту элероны и РН работают независимо и совпадают лишь в короткий промежуток времени. Миксы так не настроить…
В динамике не разворачиваются , в термике ?
Вечерний термодинамик. На старте от 0 до 2 м/с, перед горой слабая термичка. Чтобы дождаться более выраженного пузыря приходится делать очень аккуратные галсы и развороты в нулях.
Миксы так не настроить…
Точно!
Использую единственный микс - закрылки/РВ. Замикшировать элероны и РН (неужели кто-то из планеристов использует?) это такой же абсурд как замикшировать элероны и РВ.
Видео от SpeedsterDEN нагляднее.
Блииин, после того как увидел, как оно просто!
И почему сам не догадался раньше…?
Использование РН в вираже оправдано для компенсации задирания или опускания носа. В обоих случаях приводит к потере скорости, но выбирается меньшее из зол - потеря скорости из за задирания носа, или слив высоты из-за опускания, супротив торможения из-за отклонения РН.
Если планер вошел в вираж по выверенной траектории - РН не используется.
F5B самолеты с Т-оперением (а их подавляющее большинство с Т) РН не имеют.
На горе Клеменьтьева Авионик обошел трехметровые снаряды на соревнованиях, помнится.
Авионик не имеет РН.
Смотря в каких условиях. Если дует сильно, там просто киля хватает. А если слабо и на грани срыва весь полет, то без РН никуда, просто киль будет очень вяло отрабатывать моменты инерции консолей.
Я использую режим микширования 1-4 но при этом киль имеет небольшое отклонение 20-25%. Большая совместная площадь рулей уменьшает их отклонение и сопротивление. При этом 4 канал может работать и независемо и наполную. Здесь больше вопрос привычек и вкусов.
… Давайте попробуем рассматривать отклонение РВ как необходимость врременно изменить угол атаки крыла.
Задирание или опускание носа модели в вираже с креном может происходить когда увеличивается или уменьшается угол атаки крыла и как следствие соответственно меняется подъёмная сила. В вираже это выглядит так, что подъёмная сила, перпендикулярная скажем крылу, изменяет положение фюзеляжа (в крене планер двигается по кругу в вираже) перемещая носик по направлению вверх и вкруг. Перемещаясь в круг носиком планер уменьшает радиус разворота, круга… перемещаясь вверх планер стремится увеличить радиус виража, при этом появляется ещё и скольжение т.к. нос планера направлен под углом к направлению движения сохраняющаяся по причине инерции модели… “раскарякой” модель начинает двигаться. По этой причине растет сопротивление модели и начинает падать скорость, падать подъемная сила крыла и планер готов к сваливанию.
Наверное можно и нужно править положение модели… фюз по потоку, крыло на нормальный угол атаки и скорость может уменьшится, но не критично.
Каким способом править “раскаряку”?
Планер двигается, положим, с креном 45, вверх, ось фюза не совпадает с направлением движения модели, нос вверх изкруга, скольжение, падение скорости.
Что править первым делом?.. я думаю то, что быстрей остановит падение скорости…
Как вариант… правим РВ-поднимаем хвост чем уменьшаем угол атаки крыла - падение скорости уменьшается, а ту, что потеряли можно восстановить уменьшая угол атаки чуть больше разгоняем планер, увеличиваем радиус круга, виража. Но для крена 45 нужен меньший радиус или очбольшую скорость, чтобы подъемной силы крыла хватило удержать фюз в горизонте и не наклонить нос опять вкруг… Проблема? Малоэффективно править рулём высоты…, хотя вполне применимо, если крену будет соответствовать подъёмная сила удерживающая носик от опускания… и достаточна эффективность РВ при крене 45 как РН.
Как вариант… Править “раскаряку” Рулём направления.
Развитые кили на планерах в этом смысле увеличивают эффективность РН на малых скоростях не хуже эффективности цельноповоротного стаба. Если отклонить РН вкруг, то он переместит хвост модели в плоскости “скажем” крыла в положение фюзеляжа блиское к горизонральному достаточно резво (если хвост лёгкий сам и без встроеных в него сервоприводов) и “скажем” перемещение крыла по тангажу и по углу в путевом направлении примерно по скорости одинаковы от соответствующих рулей… то у модели исчезнет часть “раскаряки” по боковому скольжению, что значительно приостановит уменьшение скорости и останется только увеличенный угол атаки на крыле, что соответственно не даст свалиться модели вкруг в вираже, и возникший эффект у РН при крене 45 как РВ, усилит положительный эффект от того, что-бы править “раскаряку” - РУЛЁМ НАПРАВЛЕНИЯ!
По моему мнению РН рулит в вираже, в круге, в спирали с креном… РВ и Элероны -подруливают 😃
По моему мнению РН рулит в вираже, в круге, в спирали с креном… РВ и Элероны -подруливают
Отдавать приоритет РН врядли правельно. Все плоскости в работе. Спросите у гуся, чем он рулит и РН у него нет, справляется.
у гуся хвост V-образный - вот им он и рулит
( и вариометр в пятой точке)
… гусь при необходимости использует хвост как одну половинку V тейл в зависимости от того куда довернуть надо наклоняет соответственно…
…летят голубчики уже через Архангельск 😃… Рулят хвостами.
Коллеги, если предположить, что динамика полета модели планера и большого планера (самолета) одинакова, то предлагаю ознакомится с литературой, которой много, по выполнению виража на самолетах. Правильный вираж выполняется без скольжения, с постоянной скоростью (на самолетах с мотором без потери высоты). Для этого без одновременного использования РВ и РН не обойтись. В принципе развернуться можно на одном РН или одном РВ, но это неправильная техника выполнения разворота приводящая к потере энергии.