Делимся интересным опытом полётов - продолжение.

лерыч

Может как раз и провал по причине неодинаковой скорости?.. какой еще может быть причина?
Я пытался спорить с моим товарищем Багрецовым Сергеем о том, что я считаю, что скорость модели в ветер (для самой модели) при её полёте по кругу неодинаковая даже при движении ровным кругом, улетая с ветром, а Сергей утверждал, что одинаковая. Я считаю тут надо копать!
Если договориться о том, что принимаем одни условия полёта модели…, то можно попробовать разобраться.
Как вариант : если неодинаковая, то в какой фазе полёта по кругу какая…, относительно вектора скорости ветра?

olgol

Сергей Багрецов прав. Тут не надо чичего копать 😃 все уже перекопано. Именно этого я и боялся - что у этого способа кружения с разгибанием и загибанием профиля ноги растут просто из давно известной иллюзии “разворота по ветру”.

Протягивание как способ центрования в термике имеет смысл, если ядро термика ‘отстает’ от ветра. Это вполне понятно и правильно. Протягивание (центрование в термике) осуществляется просто уменьшением крена, вплоть до нуля, смещением относительно ядра термика, и снова кренением и полетом по кругу. Именно так это делают и реальные планера.
Но все что касается загибания-разгибания профиля и ускорения-замедления (модели) планера - это все (по моему сильному убеждению) результат иллюзии ‘разворота по ветру’, много раз обсуждаемой на просторах интернета, и не имеет физической основы в смысле улучшения парения в термике.

лерыч
olgol:

Сергей Багрецов прав. Тут не надо чичего копать 😃 все уже перекопано…

… хорошо,
возьмём второй вариант - одинаковая скорость модели относительно ветра в котором он движется.
Тогда поясните почему планер проваливается в фазе движения в направлении вектора ветра(поветру)?

olgol

Пилот замедляет планер неосознанно.

MihaD

Представьте, что в стоячем воздухе крутите спираль и надо сместиться. Будете профиль гнуть туда-сюда?

VVS2

Предсьавьте, что “ветер в термике” не параллелен горизонту. Как будет меняться угол атаки, если кружить равномерно? Кто нибудь пробовал кружить в динамических потоках не меняя положение РВ? Кружить просто в ветер нет никаких проблем, но как только у ветра появляется некий угол относительно горизонта, начинаются приключения. Я летаю на параплане, и если ветер более 8 метров на высоте 1000, потоки приходится обрабатывать именно в режиме протягивания постоянно. Если просто ровно стоять в спирали тебя выталкивает в подветренную часть потока и в минуса под потоком. А параплан штука такая, с постоянной скоростью и радиусом летать умеет сам, но приходится немного мешать…

olgol:

осуществляется просто уменьшением крена, вплоть до нуля

Которое в ветер может сопровождаться сильным задиранием носа у планера и приходится отрабатывать рулем высоты. Я предпочитаю отрабатывать заброс легким разгибанием профиля, имхо, так планер идет увереннее.

VVS2

Мнение об опасности разворота по ветру идет исторически из области СЛА летающих преимущественно около горы, в условиях когда ветер не параллелен горизонту. Аналогичные условия могут возникнуть в термике с ветром.
В не термичном воздухе с ветром на равнине, нет никаких проблем с разворотом по ветру, угол атаки Ла не меняется, он просто дрейфует с ветром.

MihaD
VVS2:

Которое в ветер может сопровождаться сильным задиранием носа у планера и приходится отрабатывать рулем высоты.

Это не зависит от ветра. Точнее, не должно зависеть. В штиль при распрямлении витка нос тоже задирает. Если планер летит в ветер и в штиль по-разному, пилот что-то делает неправильно. И это не зависит от того, горизонтальный ветер, или наклонный. Физика, однако: переход из одной системы координат в другую.
Лично у меня тоже летит по-разному. 😦

VVS2

Иногда зависит, иногда не зависит.
По местным условиям и погоде, при южных и юго-западных ветрах часто зависит. При северных и северо-западных, в термиках тащит вверх как в трубе и ничего не зависит.
Центровки я тоже люблю ближе к нейтральным.

Taboo

Я предлагаю считать, что в теории не зависит.
Но все мы делаем ошибки при развороте по ветру.
Поэтому, согнуть крыло при полёте по ветру поможет исправить ошибку пилотирования.
Сам люблю подвешивать планер при полёте по ветру. (Это не правильно.) А потом удивляюсь: -“Куда пропал термик?” Но в отличие от многих, я знаю где его снова искать. 😃

VVS2
Taboo:

А потом удивляюсь: -“Куда пропал термик?”

Да вроде не пропадает он, но если завафлил и лишнего по ветру передержал, приходится из минусов обратно к ядру пробиваться. Благо почти всегда ясно где ядро, но не всегда радиуса разворота хватает, либо не всегда удается развернуть желаемым образом с минимальными потерями скорости (турбулентность). Если при этом случается досадное “подсорвал” то все еще печальнее 😃
Избыток скорости на участке против ветра вроде ничем плохим не наказывается, а нехватка скорости на участке по ветру наказывается:)

olgol
VVS2:

Мнение об опасности разворота по ветру идет исторически из области СЛА летающих преимущественно около горы, в условиях когда ветер не параллелен горизонту. Аналогичные условия могут возникнуть в термике с ветром.
В не термичном воздухе с ветром на равнине, нет никаких проблем с разворотом по ветру, угол атаки Ла не меняется, он просто дрейфует с ветром.

Не согласен. Все это эффект ‘иллюзии’ от того что пилот видит землю (СЛА возле горы) или стоит на земле.

Представьте себя в планере на хорошей высоте. Под вами плотный слой облаков до самого горизонта. Землю не видно вообще. Вы кружите в термике (чисто по вариометру). Центруетесь как надо, перемещаясь относительно ядра термика. Да, при выходе из виража нужно давать РВ от себя. Это всем пилотам известно (кто пилотировал ЛА сам). Также как и при входе в вираж нужно тянуть РВ на себя. Разгибать профиль надо? Наверное, можно, если это предпочтительный способ управления по тангажу. Но можно и просто РВ работать, как все ‘нормальные’ люди 😃 это очень короткие маневры и загибание/разгибание только усложняет процесс.

Теперь представьте, что воздушная масса, и ваш ЛА вместе с ней, и слой облаков (!), движутся относительно земли с огромной скоростью (== ветер). Но вы этого не видите и даже не замечаете. Под вами облака. Вы как кружились в вираже, так и кружитесь. Термик поднимает вас вверх. Угол атаки ЛА никак от этого ветра не зависит. По ветру или против ветра - вы даже понятия не имеете куда этот ветер дует.

Но стоит только поставить пилота на землю и дать ему передатчик в руки, как сразу же возникает куча странных физических явлений 😃 - скорость вдруг меняется по ветру и против ветра. Угол атаки ЛА даже меняется. Это все иллюзии от того, что трудно находиться в неподвижной системе координат и (визуально!) управлять самолетом в движущейся системе координат.

VVS2
olgol:

Представьте себя в планере на хорошей высоте.

Я был не только в планере, но и на параплане на хорошей высоте. Бланику 1:1, практически фиолетово на ветер, скорость большая, радиус спирали большой, может цеплять несколько ядер сразу. Параплан, если ничего не предпринимать, в фазе полета по ветру всегда совершает некоторый клевок вперед-вниз, а в фазе полета против ветра всегда совершает легкое взмывание вверх. Это в случае термика с приличным ветром.
При полетах в динаме у склона всегда есть существенная разница в поведении параплана по тангажу на вираже. Если разворачиваемся от склона, параплан либо не меняет угол тангажа, либо слегка идет вверх. Если мы далеко от склона и делаем разворот в сторону склона, параплан всегда совершает маневр с существенным снижением и заметно идет вперед.-вниз.
Вот точно так же ведет себя и радио модель, если она летает на минимальной скорости.
Физика простая. Плоскость спирали не параллельна ветру. Ветер вдоль склона дует под углом вверх.

Пилот стоящий на земле тут не причем. Повторяю, есть погода, когда можно ничего не делать и планер спокойно дрейфует по ветру.

И еще… рулем высоты при забросах придется дозированно работать, а при разгибании профиля чуток заранее, никаких эволюций по тангажу просто не происходит. Это упреждающее действие, не требующее специального дозирования и слежения за результатом. На большой дистанции это намного проще, надо лишь запомнить на каком участке витка его применять.

лерыч

Заметил интересный факт, причём на двух разных моделях планеров. Отладил как мне казалось планирование в круизе на планере на высоте от 50 до 100 метров… все устраивало и при штиле и при лёгком ветре. модель летит ровно устойчиво, снижение по альтиметру не проверял.
Решил покидать модель с руки… (раньше я этого с большим планером не применял) и каково было моё удивление, что планер не летит и всё… как ни кидай его, и легко, и сильно, и с тангажём, и с кренчиком, и сильно с небольшим наклоном носа вниз… не нравится как летит и всё.
Попробовал отладить, что-бы летела модель как мне нравится, в результате получилось, что вместо полкруга планер стал летать круг, полтора, а то и два. При этом пришлось и центровку погонять с помощью перемещения допгрузика по балке, и камбер менять, и нейтраль РВ ± погонять. Удивило приятно то, что полученные с руки настройки значительно отличались в положительную сторону от тех, которые устроили при регулировке на высоте 50-100 метров.
После “ручной” настройки планирования модели на высоте поведение модели отличалось, но понравилось… пришлось несколько привыкать, и потом я в круизе обнулил эту настройку РВ, что-бы это балансировочное положение в дальнейшем использовать было удобней за основу.
Соглашусь что “воздух” у земли и "воздух"на высоте могут сильно отличаться, но мне показалось, что настройка модели летающей рядом примерно на уровне глаз может получиться более точно… ну а далее можно проверить падение по альтиметру.

igl72

Во время ледохода все наверное наблюдали за льдинами плывущими по течению реки - не все льдины плыву со скоростью течения реки. Большие и тяжёлые медленнее, а маленькие - побыстрей. Получается, что тут замешана масса тела, находящаяся в движущейся среде.
Напрашивается аналогия с нашим случаем. Видимо не одно и тоже движение планера в мёртвом воздухе (штиль) и в сильный ветер.
Может быть, если планеру дать лететь по ветру долгое время не вмешиваясь в управление (не затормаживая его тем самым), то он достигнет скорости ветра.
А так как мы активно рулим планером, невольно затормаживая его тем самым, а планер обладает инерционностью, то ему нужно время, чтобы достигнуть скорости ветра. А ветер ещё и обладает турбулентностью.
Получается, что ветер постоянно опережает по скорости планер.
Вот по этому, НА МОЙ ВЗГЛЯД, планер при выполнении виража по ветру проваливается (клюёт носом).
Это просто мои мысли вслух. Конечно нужно читать умные книжки. Наверняка там про это давно все разжёвано.

Udjin
igl72:

Во время ледохода все наверное наблюдали за льдинами плывущими по течению реки - не все льдины плыву со скоростью течения реки. Большие и тяжёлые медленнее, а маленькие - побыстрей. Получается, что тут замешана масса тела, находящаяся в движущейся среде.

Всё сильно сложнее. Масса только замедлит набор скорости, за счёт бОльшей омываемой площади, момент инерции также имеет место быть + надводная составляющая. Вопрос не столько прост.

igl72:

Напрашивается аналогия с нашим случаем. Видимо не одно и тоже движение планера в мёртвом воздухе (штиль) и в сильный ветер.
Может быть, если планеру дать лететь по ветру долгое время не вмешиваясь в управление (не затормаживая его тем самым), то он достигнет скорости ветра.
А так как мы активно рулим планером, невольно затормаживая его тем самым, а планер обладает инерционностью, то ему нужно время, чтобы достигнуть скорости ветра. А ветер ещё и обладает турбулентностью.
Получается, что ветер постоянно опережает по скорости планер.
Вот по этому, НА МОЙ ВЗГЛЯД, планер при выполнении виража по ветру проваливается (клюёт носом).
Это просто мои мысли вслух. Конечно нужно читать умные книжки. Наверняка там про это давно все разжёвано.

В целом, так и есть. Подвешиваем и роняем. Человеческий фактор. Страх не вернуться против ветра.

VVS2
Udjin:

Подвешиваем и роняем. Человеческий фактор. Страх не вернуться против ветра.

Даже если так, без “подгибания” планер проваливается, с “подгибанием” все хорошо.

лерыч

Так всё-таки - что эффективней изменяет подъёмную силу крыла камбер или РВ для компенсации провала, проседания модели в фазе разворота и полёта поветру?
Если эффективней камбер… то он-же в большей степени (чем РВ) и сопротивление модели увеличивает, что скорость не увеличивает, когда как раз её увеличить надо.
Как вариант уменьшения или полного устранения проседания модели при развороте и полёте поветру является протягивание полёта модели в фазе перпендикуларного полета перед разворотом поветру, овальность поперёк ветра, как правило эта протяжка даёт достаточный прирост так нужной скорости… опробовано и часто применяю.
И есть какие-то другие условия, меры, настройки в управлении моделью уменьшающие этот эффект провала… такие как центровка например, вес модели, скорость, расходы рулей?

VVS2

Камбер просто границу срыва отодвигает, в такой ситуации с просто рв есть риск подсорвать. Ситуация во всех смыслах плохая, лучше конечно держать скорость.

olgol

Как я и ожидал, теория “провала скорости при развороте по ветру” жива и невредима.
Сравнение со льдинами в реке, хотя и забавное, не применимо, к сожалению. 😃 Там взаимодействуют две среды, и подводные препятствия, и берега.
Умные книжки, в которых все описано, это Физика за 9 класс средней школы.

Свойства инерциальных систем отсчёта
Всякая система отсчёта, движущаяся относительно ИСО равномерно и прямолинейно, также является ИСО. Согласно принципу относительности, все ИСО равноправны, и все законы физики инвариантны относительно перехода из одной ИСО в другую. Это значит, что проявления законов физики в них выглядят одинаково, и записи этих законов имеют одинаковую форму в разных ИСО.

Если планер не проваливается на вираже в стоячем воздухе, он точно также не проваливается в равномерно движущемся воздухе. Все ‘проваливания’ планера по ветру есть исключительно результат управления пилотом, стоящим на земле. Для исключения провалов нужно не вверх тянуть руль высоты, а наоборот, сопротивляться этому неосознанному желанию. Если не задирать нос планера при развороте по ветру, то он не провалится. Просто визуально (относительно земли) он по ветру будет лететь гораздо быстрее, как ему и положено при вираже с ветром.

Я согласен, это очень сильная иллюзия, и у меня также как и у всех она присутствует. Хочется замедлить планер по ветру. Нужно просто осознавать, что все ‘провалы’ есть результат нашего управления планером. Свободнолетающий планер, в вираже, при даже сильном ветре, никак не проваливается по ветру. Просто улетает черт знает куда и все.

VVS2

Каков радиус виража у свободнолетающего? В полнеба? Он просто опускает нос на фазе разворота по ветру и добирает нехватку скорости, а мы пытаемся держать нос по горизонту всегда.
Раз уж вы упоминаете физику, будте добры прикинуть, что будет когда ветер для планера не параллелен горизонту.

olgol

Какую нехватку скорости!!! религия просто непобедима…
и какая разница в радиусе виража?
свободнолетаюшие модели бывают очень маленькие, и виражи у них меньше ‘наших’.
принцип не меняется.

прикинуть ‘ветер не параллелен горизонту’ очень просто, с помощью физики:
вертикальная составляющая та же самая, что и при ‘стоячем’ термике. так ведь?
горизонтальная составляющая есть та самая постоянная скорость инерциальной системы отсчета, с которой движется наш термик и планер, который совершенно не замечает это смещение.

VVS2
olgol:

который совершенно не замечает это смещение.

Подсказка номер два. Движение воздуха не перпендикулярно силе тяготения. Дальше намекать?
Полетайте на аппаратах 1:1, на параплане хотя-бы. Параплан это самый “честный” пример т.к. угол тангажа задается естественным образом, висящим под крылом пилотом и в равномерной спирали _всегда_ есть существенное отличие в поведении оного на участке спирали по ветру и против ветра, в термике с ветром. Подчеркиваю, именно в термике с ветром, или в динаме.
Ветер на равнине без термички будет проявляться так как вы говорите.

viktor_p

Вертикальная скорость воздушных масс в термическом потоке не равномерна. Это приводит к изменению угла, под которым набегающий поток подходит к крылу. То есть изменяется угол атаки крыла. Если идем от малых вертикальных скоростей к большим, то увеличивается (кабрирование), а если от больших к малым, то уменьшается (пикирование). Если модель устойчива, а изменение вертикальной скорости воздушных масс незначительо, то изменение режима полета будет мало заметным. Если разница вертикальных скоростей в потоке значительна или само изменение происходит с большей скоростью, то возмущение модели приходится парировать действием рулей.
Возможно смена направления виража может изменить ситуацию на противоположную. Там, где модель проваливалась при попутном ветре, будет проваливаться уже при встречном.

yakav

У меня несколько раз была следующая ситуация - на большой высоте, 200м+ , планер на вираже в термике начинал “колбасится”. Было ощущение, что он просто кувыркается, плохо слушался управления но при этом очень быстро набирал высоту.