Делимся интересным опытом полётов - продолжение.
Во время ледохода все наверное наблюдали за льдинами плывущими по течению реки - не все льдины плыву со скоростью течения реки. Большие и тяжёлые медленнее, а маленькие - побыстрей. Получается, что тут замешана масса тела, находящаяся в движущейся среде.
Напрашивается аналогия с нашим случаем. Видимо не одно и тоже движение планера в мёртвом воздухе (штиль) и в сильный ветер.
Может быть, если планеру дать лететь по ветру долгое время не вмешиваясь в управление (не затормаживая его тем самым), то он достигнет скорости ветра.
А так как мы активно рулим планером, невольно затормаживая его тем самым, а планер обладает инерционностью, то ему нужно время, чтобы достигнуть скорости ветра. А ветер ещё и обладает турбулентностью.
Получается, что ветер постоянно опережает по скорости планер.
Вот по этому, НА МОЙ ВЗГЛЯД, планер при выполнении виража по ветру проваливается (клюёт носом).
Это просто мои мысли вслух. Конечно нужно читать умные книжки. Наверняка там про это давно все разжёвано.
Во время ледохода все наверное наблюдали за льдинами плывущими по течению реки - не все льдины плыву со скоростью течения реки. Большие и тяжёлые медленнее, а маленькие - побыстрей. Получается, что тут замешана масса тела, находящаяся в движущейся среде.
Всё сильно сложнее. Масса только замедлит набор скорости, за счёт бОльшей омываемой площади, момент инерции также имеет место быть + надводная составляющая. Вопрос не столько прост.
Напрашивается аналогия с нашим случаем. Видимо не одно и тоже движение планера в мёртвом воздухе (штиль) и в сильный ветер.
Может быть, если планеру дать лететь по ветру долгое время не вмешиваясь в управление (не затормаживая его тем самым), то он достигнет скорости ветра.
А так как мы активно рулим планером, невольно затормаживая его тем самым, а планер обладает инерционностью, то ему нужно время, чтобы достигнуть скорости ветра. А ветер ещё и обладает турбулентностью.
Получается, что ветер постоянно опережает по скорости планер.
Вот по этому, НА МОЙ ВЗГЛЯД, планер при выполнении виража по ветру проваливается (клюёт носом).
Это просто мои мысли вслух. Конечно нужно читать умные книжки. Наверняка там про это давно все разжёвано.
В целом, так и есть. Подвешиваем и роняем. Человеческий фактор. Страх не вернуться против ветра.
Подвешиваем и роняем. Человеческий фактор. Страх не вернуться против ветра.
Даже если так, без “подгибания” планер проваливается, с “подгибанием” все хорошо.
Так всё-таки - что эффективней изменяет подъёмную силу крыла камбер или РВ для компенсации провала, проседания модели в фазе разворота и полёта поветру?
Если эффективней камбер… то он-же в большей степени (чем РВ) и сопротивление модели увеличивает, что скорость не увеличивает, когда как раз её увеличить надо.
Как вариант уменьшения или полного устранения проседания модели при развороте и полёте поветру является протягивание полёта модели в фазе перпендикуларного полета перед разворотом поветру, овальность поперёк ветра, как правило эта протяжка даёт достаточный прирост так нужной скорости… опробовано и часто применяю.
И есть какие-то другие условия, меры, настройки в управлении моделью уменьшающие этот эффект провала… такие как центровка например, вес модели, скорость, расходы рулей?
Камбер просто границу срыва отодвигает, в такой ситуации с просто рв есть риск подсорвать. Ситуация во всех смыслах плохая, лучше конечно держать скорость.
Как я и ожидал, теория “провала скорости при развороте по ветру” жива и невредима.
Сравнение со льдинами в реке, хотя и забавное, не применимо, к сожалению. 😃 Там взаимодействуют две среды, и подводные препятствия, и берега.
Умные книжки, в которых все описано, это Физика за 9 класс средней школы.
Свойства инерциальных систем отсчёта
Всякая система отсчёта, движущаяся относительно ИСО равномерно и прямолинейно, также является ИСО. Согласно принципу относительности, все ИСО равноправны, и все законы физики инвариантны относительно перехода из одной ИСО в другую. Это значит, что проявления законов физики в них выглядят одинаково, и записи этих законов имеют одинаковую форму в разных ИСО.
Если планер не проваливается на вираже в стоячем воздухе, он точно также не проваливается в равномерно движущемся воздухе. Все ‘проваливания’ планера по ветру есть исключительно результат управления пилотом, стоящим на земле. Для исключения провалов нужно не вверх тянуть руль высоты, а наоборот, сопротивляться этому неосознанному желанию. Если не задирать нос планера при развороте по ветру, то он не провалится. Просто визуально (относительно земли) он по ветру будет лететь гораздо быстрее, как ему и положено при вираже с ветром.
Я согласен, это очень сильная иллюзия, и у меня также как и у всех она присутствует. Хочется замедлить планер по ветру. Нужно просто осознавать, что все ‘провалы’ есть результат нашего управления планером. Свободнолетающий планер, в вираже, при даже сильном ветре, никак не проваливается по ветру. Просто улетает черт знает куда и все.
Каков радиус виража у свободнолетающего? В полнеба? Он просто опускает нос на фазе разворота по ветру и добирает нехватку скорости, а мы пытаемся держать нос по горизонту всегда.
Раз уж вы упоминаете физику, будте добры прикинуть, что будет когда ветер для планера не параллелен горизонту.
Какую нехватку скорости!!! религия просто непобедима…
и какая разница в радиусе виража?
свободнолетаюшие модели бывают очень маленькие, и виражи у них меньше ‘наших’.
принцип не меняется.
прикинуть ‘ветер не параллелен горизонту’ очень просто, с помощью физики:
вертикальная составляющая та же самая, что и при ‘стоячем’ термике. так ведь?
горизонтальная составляющая есть та самая постоянная скорость инерциальной системы отсчета, с которой движется наш термик и планер, который совершенно не замечает это смещение.
который совершенно не замечает это смещение.
Подсказка номер два. Движение воздуха не перпендикулярно силе тяготения. Дальше намекать?
Полетайте на аппаратах 1:1, на параплане хотя-бы. Параплан это самый “честный” пример т.к. угол тангажа задается естественным образом, висящим под крылом пилотом и в равномерной спирали _всегда_ есть существенное отличие в поведении оного на участке спирали по ветру и против ветра, в термике с ветром. Подчеркиваю, именно в термике с ветром, или в динаме.
Ветер на равнине без термички будет проявляться так как вы говорите.
Вертикальная скорость воздушных масс в термическом потоке не равномерна. Это приводит к изменению угла, под которым набегающий поток подходит к крылу. То есть изменяется угол атаки крыла. Если идем от малых вертикальных скоростей к большим, то увеличивается (кабрирование), а если от больших к малым, то уменьшается (пикирование). Если модель устойчива, а изменение вертикальной скорости воздушных масс незначительо, то изменение режима полета будет мало заметным. Если разница вертикальных скоростей в потоке значительна или само изменение происходит с большей скоростью, то возмущение модели приходится парировать действием рулей.
Возможно смена направления виража может изменить ситуацию на противоположную. Там, где модель проваливалась при попутном ветре, будет проваливаться уже при встречном.
У меня несколько раз была следующая ситуация - на большой высоте, 200м+ , планер на вираже в термике начинал “колбасится”. Было ощущение, что он просто кувыркается, плохо слушался управления но при этом очень быстро набирал высоту.
Однажды запускали планер А-1 с моим воспитанником в жаркую погоду при ветре 2-3 м/с. Модель перетяжеленная, обычно дольше минуты не летала. Перед отцепкой леера заметил, что по земле идет небольшой вихрь, поднимающий легкие сухие травинки. Модель после отцепки леера очень быстро уходила вверх и не могла стабилизироваться. Создавалось впечатление, что она кувыркается. возможно так оно и было. Через две минуты мы уже не могли ее разглядеть из за большой высоты.
Андрей, возможно Вы столкнулись с вращающимся термиком, в котором вертикальные и горизонтальные скорости потока меняются буквально на каждом метре. Если бы мы могли видеть структуру такого потока, то наверно могли бы стабилизировать модель держа ее в зоне одинаковых(примерно) скоростей потока.
Как то давно, при полетах на горе вечером, попал в сильный термик, в котором при наборе высоты планер уносило от горы вперед. Ситуация непривычная для термодинамы. Как оказалось, ветер был слабый северо-западный (гора под юг), просто термичка на горе передавливала фоновый. Так я раскрыл для себя факт, что прогноз можно не смотреть, топать на гору и там по факту ловить момент. Сваливать из того термика пришлось в режиме закрылки и элероны “вверх” и пикировать довольно долго.
Вот интересный случай… видео случай,… можно смотреть с 11минут 40 секунд:
… интересно кто что увидел?.. после старта уходят вперёд в низину…, аж моделей за деревьями невидно и тут…
Интересно…, после запуска модели полетели на малой высоте и повидимому опустились в низину ниже уровня “0” высоты по высотомеру и поднявшись оттуда… отлетали “десятку”. Забавно! и вроде как без нарушений?! Эмоции пилота -зашкаливали!😃))
Интересно, что их заставило стартовать так низко? Оплошность или абсолютная уверенность, что вынесет на нужную высоту?
Оплошность или абсолютная уверенность, что вынесет на нужную высоту?
Ярко выраженный тригер. Плюс дождался фазы. Тут было важно попасть именно в фазу.
del
От места старта модель была не видна более 30 секунд. А в итоге спортсмен оказался на пьедестале.Если не брать во внимание грубое нарушение правил судьями, то спортсмен молодец, сумел выкарабкаться от самой земли при том, что некоторые другие все-таки не смогли.
Если не брать во внимание грубое нарушение правил судьями
Не понял, какие нарушения?
Разве судьи должны убегать с места старта. Мы видим двух судей на краю склона, метров двести от места старта. Или я ошибаюсь? Или это допускается правилами соревнований?
Я упорно не понимаю зачем нужно было идти в тот район так низко на моторах. Что мешало придти туда же на высоте?
Поточек конечно знатный.