Делимся интересным опытом полётов - продолжение.
Каков радиус виража у свободнолетающего? В полнеба? Он просто опускает нос на фазе разворота по ветру и добирает нехватку скорости, а мы пытаемся держать нос по горизонту всегда.
Раз уж вы упоминаете физику, будте добры прикинуть, что будет когда ветер для планера не параллелен горизонту.
Какую нехватку скорости!!! религия просто непобедима…
и какая разница в радиусе виража?
свободнолетаюшие модели бывают очень маленькие, и виражи у них меньше ‘наших’.
принцип не меняется.
прикинуть ‘ветер не параллелен горизонту’ очень просто, с помощью физики:
вертикальная составляющая та же самая, что и при ‘стоячем’ термике. так ведь?
горизонтальная составляющая есть та самая постоянная скорость инерциальной системы отсчета, с которой движется наш термик и планер, который совершенно не замечает это смещение.
который совершенно не замечает это смещение.
Подсказка номер два. Движение воздуха не перпендикулярно силе тяготения. Дальше намекать?
Полетайте на аппаратах 1:1, на параплане хотя-бы. Параплан это самый “честный” пример т.к. угол тангажа задается естественным образом, висящим под крылом пилотом и в равномерной спирали _всегда_ есть существенное отличие в поведении оного на участке спирали по ветру и против ветра, в термике с ветром. Подчеркиваю, именно в термике с ветром, или в динаме.
Ветер на равнине без термички будет проявляться так как вы говорите.
Вертикальная скорость воздушных масс в термическом потоке не равномерна. Это приводит к изменению угла, под которым набегающий поток подходит к крылу. То есть изменяется угол атаки крыла. Если идем от малых вертикальных скоростей к большим, то увеличивается (кабрирование), а если от больших к малым, то уменьшается (пикирование). Если модель устойчива, а изменение вертикальной скорости воздушных масс незначительо, то изменение режима полета будет мало заметным. Если разница вертикальных скоростей в потоке значительна или само изменение происходит с большей скоростью, то возмущение модели приходится парировать действием рулей.
Возможно смена направления виража может изменить ситуацию на противоположную. Там, где модель проваливалась при попутном ветре, будет проваливаться уже при встречном.
У меня несколько раз была следующая ситуация - на большой высоте, 200м+ , планер на вираже в термике начинал “колбасится”. Было ощущение, что он просто кувыркается, плохо слушался управления но при этом очень быстро набирал высоту.
Однажды запускали планер А-1 с моим воспитанником в жаркую погоду при ветре 2-3 м/с. Модель перетяжеленная, обычно дольше минуты не летала. Перед отцепкой леера заметил, что по земле идет небольшой вихрь, поднимающий легкие сухие травинки. Модель после отцепки леера очень быстро уходила вверх и не могла стабилизироваться. Создавалось впечатление, что она кувыркается. возможно так оно и было. Через две минуты мы уже не могли ее разглядеть из за большой высоты.
Андрей, возможно Вы столкнулись с вращающимся термиком, в котором вертикальные и горизонтальные скорости потока меняются буквально на каждом метре. Если бы мы могли видеть структуру такого потока, то наверно могли бы стабилизировать модель держа ее в зоне одинаковых(примерно) скоростей потока.
Как то давно, при полетах на горе вечером, попал в сильный термик, в котором при наборе высоты планер уносило от горы вперед. Ситуация непривычная для термодинамы. Как оказалось, ветер был слабый северо-западный (гора под юг), просто термичка на горе передавливала фоновый. Так я раскрыл для себя факт, что прогноз можно не смотреть, топать на гору и там по факту ловить момент. Сваливать из того термика пришлось в режиме закрылки и элероны “вверх” и пикировать довольно долго.
Вот интересный случай… видео случай,… можно смотреть с 11минут 40 секунд:
… интересно кто что увидел?.. после старта уходят вперёд в низину…, аж моделей за деревьями невидно и тут…
Интересно…, после запуска модели полетели на малой высоте и повидимому опустились в низину ниже уровня “0” высоты по высотомеру и поднявшись оттуда… отлетали “десятку”. Забавно! и вроде как без нарушений?! Эмоции пилота -зашкаливали!😃))
Интересно, что их заставило стартовать так низко? Оплошность или абсолютная уверенность, что вынесет на нужную высоту?
Оплошность или абсолютная уверенность, что вынесет на нужную высоту?
Ярко выраженный тригер. Плюс дождался фазы. Тут было важно попасть именно в фазу.
del
От места старта модель была не видна более 30 секунд. А в итоге спортсмен оказался на пьедестале.Если не брать во внимание грубое нарушение правил судьями, то спортсмен молодец, сумел выкарабкаться от самой земли при том, что некоторые другие все-таки не смогли.
Если не брать во внимание грубое нарушение правил судьями
Не понял, какие нарушения?
Разве судьи должны убегать с места старта. Мы видим двух судей на краю склона, метров двести от места старта. Или я ошибаюсь? Или это допускается правилами соревнований?
Я упорно не понимаю зачем нужно было идти в тот район так низко на моторах. Что мешало придти туда же на высоте?
Поточек конечно знатный.
Тот спортсмен, у которого модель ушла в потоке, нарушил Правила. И как будто никто из судей и спортсменов этого не замечает…
Я упорно не понимаю зачем нужно было идти в тот район так низко на моторах. Что мешало придти туда же на высоте?
Поточек конечно знатный.
… как я понял просматривая по очередному разу внимательно:
Это был последний третий финальный тур и пилоты при каких-то, видать, равных результатах - рисковали открыто с супернизкого старта плюс 100% уверенности наличия мощного потока.
Но согласитесь, красивое решение, уверенность! и … по ходу ролика почти всё соревнование снято и летели все очень плотно… полагаю потому и рисковали… немцы - молодцы, красиво!!!
Ну а мнения о нарушениях… ? давайте, излагайте, подумаем.
- еще, если на моторе после старта модели ушли ниже высоты “0” по высотомеру…, то они могли начать парение с высоты минус 3 метра!
Как посчитали у них вычет за высоту?.. приплюсовали по 3 очка за каждый минусовой метр? Явно зачет был.
Тот спортсмен, у которого модель ушла в потоке, нарушил Правила. И как будто никто из судей и спортсменов этого не замечает…
Я думаю Вы судите по Российским правилам: fasr.ru/…/2017-6-5_22-12-50_Правила F5J Россия 201…
В правилах не указанно где во время рабочего времени должны находиться спортсмен и судья.
Взлет произведен из указанного места? Произведен.
Посадка произведена в указанное место? Произведена.
Спортсмен и судья мешали другим спортсменам? Нет.
Вот не вижу никаких нарушений.
Даже в школе разрешают детям с плохим зрением подойти к доске и посмотреть, что там написано.
Красиво ушел!
Ну, явного нарушения правил тут нет. Не путайте со свободным лётом, где потеря судьей модели из вида требует остановки секундомера. У нас есть правило 75 метров.
Но вопросы к организаторам есть.
Место для полетов:
а) Соревнования должны быть проведены на участке достаточного размера, имеющем относительно ровный ландшафт, который минимизирует возможность образования динамических и волновых потоков.
г) На летном поле размечается коридор доступа шириной 6 метров. Коридор должен располагаться с наветренной стороны от ЗВП. Расстояние от ЗВП до ближнего края коридора доступа должно быть не менее 15 метров.
От коридора до пятаков не более 5 метров. Рельеф местности провоцирует участников и судей толпами бродить по полю. Прямым текстом правила этого не запрещают, но написано следующее:
Посадка:
г) Хронометристы, помощники и пилоты не должны препятствовать другим участникам или их помощникам на смежных ЗВП.
д) После приземления пилоты могут забрать модели до конца рабочего времени, если это не препятствует другим пилотам в их группе.
И пункт “д” намекает, что других причин ходить в зоне захода на посадку не должно быть. Тем более, что пилот, управляющий своей моделью, не может убедиться в том, что не мешает другим.
Для перемещения от и к пятаку на поле предусмотрен коридор доступа. Желающие погулять в течение рабочего времени должны пользоваться именно им.
то они могли начать парение с высоты минус 3 метра!
Валера, стыдись! 😃 Инициализация лимитера производится на уровне земли у пятака и под наблюдением хронометриста. Поднял модель над головой - уже 2 метра есть.
Спортсмен и судья мешали другим спортсменам? Нет.
Это не есть факт. Но пилот, которому помешали на посадке, может потребовать перелета. То есть вполне возможна ситуация: пилот не вылетывает время, видит людей в зоне посадки, строит заход над их головами и заявляет перелет. Нехорошо.
Миша, стыжусь!
Ты попробуй пересмотри внимательней… куда после старта улетают модели… не только я заметил, что они возможно! улетели в низину,… а иначе какого черта пилотам и судъям бежать вперёд… за бугор,… полагаю им просто не видно будет модели за бугром в низине… вот потому и перемещаются вперёд. На видео видно, что модели летят ниже пилотов … ну или очень похоже, что летят в минусах по высоте. Ладно, спорить не буду, если не так.
Я тоже считаю правила не нарушались… жду какие нарушения Саша Кармакулов заметил, которые “ни спортсмены ни судьи не видят…”