Как летать в термиках на металке?

Taboo
Сергеич:

Чьорт. Вот это материал! Сергей, продолжайте, пожалуйста 😃

Пока больше нет сил писать Поэм.

В субботу у нас были соревнования. Это я под впечатлением разродился.
Еще один неизведанный момент – вращение термика. В субботу впервые его почувствовал. Две модели летели в потоке. Мы нашли его независимо друг от друга, отцентрировали и летели по одной траектории (не знаю как сказать - линии, спирали). Вместе медленно поднимались. Что-то мне стукнуло в голову изменить направление вращения. (а может я просто ошибся, и так было легче исправить ошибку). Короче, после изменения направления вращения скороподъемность у меня выросла в три раза. И я быстро ушел в облака.
Теперь я понимаю, что я ничего не понимаю.

Сергеич:
  1. Почему в динаме на равнине - около леса, чаще всего - любой планер всегда садится на хвост и требует триммера вниз? Для меня загадка. В горах такого нету.

На мой взгляд ответ простой. Большая турбулентность. Я еще флапероны вверх поднимаю.

Сергеич

Да, со сменой направления спирали есть такая хохма. На металке это проще сделать, чем на большом планере - меньше потери энергии на перекладку.

Dendy

По поводу направления вращения термика…
Ну понятно, кориолес закручивает их в одну сторону в северном полушарии и в другую в южном.
Он же закручивает воду в раковине, если набрать ее полную, а потом открыть на слив, так вот, если набрать в ванную воду, начнется слив, образуется воронка, потом взять и закрутить воду в противоположную сторону рукой, воронка закрутится в другую сторону, и так и будет вода сливаться, вращаясь в обратную сторону…

Это я к тому веду, что в реальных условиях не все потоки, видимо, крутятся в одну сторону, во время образования на него могло что-то дунуть + рельеф… Короче могут и в обратную сторону вращаться.

Сергей, большое спасибо за статью, всегда полезно узнать как ощущает поток другой человек. И каждый по своему, в чем то ощущения совпадают, что-то отличается. Прочтение книжки дает знания, обсуждение и полеты - опыт.

Интересно, при подходе на металке к хорошему термику, у модели начинается крупная “дрожь”, и по крену и по курсу, модель начинает замедляться. Раньше пугался, не понимал что к чему, влезть не удавалось, выбрасывало… Щас ручку от себя, можно и “спид” врубить, и ты в терме, и в такой, что караул… Причем такие симптомы только когда термик прямо перед тобой, если сбоку - то просто крыло приподнимает.

Кстати, тоже интересно, иногда рядом с термиком есть нисходняк, а иногда я его не ощущаю? Это зависит от того с наверенной или подветренной стороны захожу в термик, или еще что-то?

Taboo
Dendy:

Кстати, тоже интересно, иногда рядом с термиком есть нисходняк, а иногда я его не ощущаю? Это зависит от того с наверенной или подветренной стороны захожу в термик, или еще что-то?

Я с боков термика, нисходники очень редко замечаю. А вот сзади практически всегда есть.
Поэтому, когда возвращаюсь обратно, чтобы обойти нисходняк., вначале иду под 45 градусов.
И наоборот. Попав в сильный нискодняк долго не мог понять куда из него бежать. Чтобы уйти вперед, надо разогнать модель. С нисходником приходит сильный ветер. Даже резко пикируя, модель не набирает нужной скорости. Высота кончилась, а модель осталась практически на месте. В бок тоже не лучший вариант. Единственный вариант назад по ветру догонять предшествующий нисходнику термик. Нужны крепкие нервы, чтобы отпустить модель далеко по ветру в поисках термика, который ты даже не почувствовал. Но он там есть.

Ты видишь суслика?
И я нет! Но он там есть!

Полеты на планере - сплошной адреналин.

flysnake
Сергеич:
  1. Почему в динаме на равнине - около леса, чаще всего - любой планер всегда садится на хвост и требует триммера вниз? Для меня загадка. В горах такого нету.

У меня есть небольшой опыт полетов в нормальной динаме (Юца, дельтаплан) и очень большой - в “Московской динаме”. Описанный Вами эффект очень заметен, особенно на мелких моделях. Объяснить я его могу только тем, что в описанной динаме “нормальной динамы” просто нет - она состоит из очень узких слоев (единицы метров), движущихся и по горизонтали и по вертикали с разной скоростью. Может быть, все объясняется иначе - например, тем, что в вихре динамы турбулентный воздух. Кстати, когда в динаме попадаешь в “хороший потоК”, большой по площади и хорошо поднимающий, этого эффекта нет.

edwards
Сергеич:

…Почему в динаме на равнине - около леса, чаще всего - любой планер всегда садится на хвост и требует триммера вниз? …

…ветер мощный
дует на лесополосу
А я на поле, за ней
Сто гамм свинца в металке
Деревья высокие
После взлета сразу ломлюсь к ним – успеть
Колбасит не по детски
и не по старчески
Но тянет!
Выделяется адреналин,
До макушек сантиметры,
но тянет!
Поворачиваю налево
Деревья в ряд растут,
А справа прогал
Набираю метр,
И еще метр,
И ещё
Разворачиваюсь направо
Прохожу при этом вперёд
И выпадаю из потока
Просаживает сразу
И сильно
Модель за деревьями,
А прозрачных сортов ещё не вывели
А рядом с планером
Автотрасса,
Пост ГАИ
И люди в машинах
Рулю направо,
не видя модели
Вдоль ряда сосен
К прогалу
По интуиции и мельканию между веток
Возвращаюсь,
Пролетая в просвет между деревьями
Ловлю в руку
Недоумеваю,
Когда другие пилоты умудряются на триммеры обращать внимание? 😁

Taboo
edwards:

До макушек сантиметры,

Просто любопытно, какое время этого полета?

edwards:

Недоумеваю,
Когда другие пилоты умудряются на триммеры обращать внимание? 😁

100 грамм свинца уже подразумевают триммер вниз. Я уже не говорю о поведении тяжелой модели в турбулентном воздухе. Так что, все правильно.

flysnake
edwards:

…ветер мощный
дует на лесополосу
А я на поле, за ней
Сто гамм свинца в металке
Деревья высокие
… Ловлю в руку
Недоумеваю,
Когда другие пилоты умудряются на триммеры обращать внимание? 😁

😃 😃 Правда, я давно не летаю на динаме от деревьев (надоело модель с них снимать). Но поведение модели при полетах на небольших склонах внутри города очень похоже на описанное Вами. Что же касается триммеров, то я на них “обращаю внимание” или off line (между полетами) или, если обстановка относительно спокойная… Когда потоки рванные и неустойчивые (а таких большинство), то не до триммеров. Кстати, сила ветра (сильный или слабый) и предварительное триммирование вниз при сильном ветре на желание модели опустить хвост в нестабильном динамическом потоке, не влияет… Эффект остается тем же - как только модель начинает таким потоком тянуть вверх, она замедляет скорость (относительно воздуха) и приходится ручкой это компенсировать

edwards
Taboo:

Просто любопытно, какое время этого полета?

Немного, около трёх минут, но запомнилось.
Вообще тема очень интересная и важная. Добавляет пищи для размышлений. У нас особо подсказать некому, летаю один, единственно иногда наблюдаю как F1A пузыри обрабатывают. Планер при этом чаще не спиралит, а сначала летит по ветру (обгоняя немного его) затем поворачивает нанадолно против ветра, давая себя догнать потоку и опять довольно быстро летит по ветру. У меня правда так не получается

Taboo

У свободников на моделях «бабочка». Руль направления в сторону поворота, крутка на крыле в обратную. При этом модель делает достаточно плоскую спираль. В потоках бабочка ведет себя очень интересно. В восходящих потоках более эффективным оказывается руль направления, и модель ввинчивается в термик и сама центрируется. В нисходящих потоках более эффективной оказывается крутка. Правильно отрегулированная модель в нисходнике идет практически по прямой и сама выходит из него.
Я долго над этим думал, не применить ли это на RC планерах. Думал – думал и решил, что это не наш метод. Моделью все же надо управлять.

flysnake

Вчера немного полетал в Крылатском. Хотел заодно посмотреть велогонку спортсменов-ветеранов, но они или гонялись по другому участку трассы или в другое время. Был на не горнолыжной горке. На горнолыжной видел кого-то, запускающего планер типа торнадо. Без особого успеха. Возможно, при этом направлеиии ветра на горнолыжной горке пожно было бы подинамить на классической металке, а у крыла не хватало качества…
Прикладываю рисунок местности. Направления ветра, который дул, указаны синими стрелками. Нормальная (относительно нормальная) динама на этой горке - справа на рисунке или снизу-справа (и ветре соответствующего направления). На рисунке поместилось приблизительно 2/3 этой горке. Горнолыжная горка находится на расстоянии 0.5км (размер рисунка) от этой снизу по рисунку и отделена еще одной балкой.
Горка имеет высоту метров 10-15 относительно автодороги. БОльшая часть зданий выше вершины горки. Относительно дна балки высота горки - метров 30.
Синими точками показана зона полетов вчера.
Модель я забрасываю на высоту 7-10метров.
Переменная облачность. Нормальной динамы не было. Причина - горка разрезает ветер этих направлений практически не поднимаая его в верх ( лес внизу и здания вдали тоже не способствуют образованию динамы).
Тем не менее несколько раз удавлось прилично подняться. Все удачные полеты проходили по одному сценарию. Ослабление ветра. После заброса модель начинает медленно набирать высоту. Подъем проходит в зоне “возможной динамы” при этом ветре (при ветре того же направления, только сильном, динамы в этой зоне практически нет…). Если выйти из этой зоны, модель резко просаживает вниз. По мере набора высоты зона становится все шире и шире. Поток ровный, вертикальная скорость потока от 0.5м/с до 2м/с.Ветер и наверху (поднимался метров на 50) тоже слабый 0-2.5м/с). В нем попадаются участки (небольшие внутри, какие снаружи - не знаю) с нисходящим потоком приличной скорости. Фактически получается (на высоте) поднимающееся “поле воздуха” размером в несколько футбольных полей, в котором есть небольшие “дырки” (5-15 метров в диаметре).
Завершение этих полетов проходило тоже по одному сценарию. Ловился мощный “нисходняк”, который за несколько секунд опускал модель почти до уровня старта. Повторно “выгрести” наверх не удавалось…
Как такую хрень назвать? “Нисходяще пузыри”?

tumbzik
flysnake:

… Ловился мощный “нисходняк”, который за несколько секунд опускал модель почти до уровня старта. Повторно “выгрести” наверх не удавалось…
Как такую хрень назвать? “Нисходяще пузыри”?

Ну варианта два, либо под горкой стоит турбонасосная станция, которая сосет воздух строго вниз, или где-то в самом неожиданном месте прятался восходящий поток=)