В чем кайф пилоторования планера?
Была классная книжка (обсуждалась на форуме). Забыл название и линк не сохранился. Может кто подскажет. Повествование в виде дневника человека, учившегося летать на планере…
Юлий Герчиков “в защиту динозавров”
2 alfa3 owner
а если авиасимуляторами интересуетесь и джой имеется,попробуйте Condor: The Competition Soaring Simulator.
очень занятный симулятор и на маршрутах ой как не скучно.
заодно и с термиками (по крайней мере для больших) разберётесь.
P.S.
на настоящем планере хотя бы пассажиром очень рекомендую полетать.
у нас на дроме был недавно день отрытых дверей и проводились полетушки на моторных и планерах.
планера по 5-ти минутной программе старт-коробочка-посадка.
летали два стареньких ASK-13 и один белый,пошикарнее.
так уж получилось,что наша група из 5-ти человек была последней в этот день.
т.к. мне с женой интересно было на поле постоять,пустили одну парочку вперёд.
моя жена хотела прокатится на ASK и тоже улетела.
остался я с мужиком одним.
и подкатили белую матчасть.
мужик буркнув чего-то про то,что “этот красный,старый летает плохо” ломанул вперёд.
“ну-ну”-подумал я и подождал старенького ASK.
перед стартом инструктор предупредил меня,что садится будем сразу к ангарам,
поэтому заход на посадку будет длинным.
после взлёта он показал мне ,по моей просьбе,как работает термик.
и потом решил остатся в воздухе подольше,мол,всё равно перед ангарами толкучка-сверху подождём.
так на нулях полчаса в вечернем воздухе и болтались.
то-то старая матчасть плохо планирует.
Сорри за офф-топ.
Термики, безусловно есть, клянусь вам. 😃 И немало.
Возьмите свою электричку, запузырьте максимально вверх секунд, допустим, за 20. и дальше засекайте, сколько он будет вниз идти без мотора. И так раз 10. Походите по рельефу, сравните время, где как. Я думаю, вопросов о наличии в воздухе потоков у вас не возникнет.
На металке в среднюю ветренную погоду можно и не садиться, найдя на местности несколько микродинамиков от кустов и т.д., с которых периодически сходят термики.
А как вы поразитесь, как все меняется в тот момент, когда солнце выходит из-за тучи!
Медитативное исследовательское занятие. Как тут кто-то метко выразился, “Жак Ив Кусто пятого океана” 😃.
Планера, это просто красиво… передать все словами сложно. С самолетом, видим только летящий самолет, на котором , собственно, красиво летать тоже не малый труд и опыт. С планером, появляется возможность увидеть глубину неба, и окружающее нас пространство… Ну, а когда смотришь на небо, и представляешь, парящий там, в его глубине планер… это уже наверное не излечимо… 😃
Вот ОНО!
Кто не читал, очень рекомендую.
Скажу сразу полёт ,на планере ,на тренировке , особенно , если ты в небе один -
В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ СКУЧНЕЙШЕЕ ЗАНЯТИЕ !
Рабочее время - время , в течении , которого , нужно успеть
взлететь и точно в цель ,приземлиться ( желательно на последней
секунде рабочего времени) .Чем , дальше от центра круга приземлишься ,
тем меньше бонусных очков ( максимум их 100) , за посадку .
Сядешь после 10 минутного рабочего времени , хоть , на мгновение позже ,
бонус , за посадку не начисляется !
Дальше 75ти метров , ноль за весь полёт .
На деле допустим , всё нормально , одновременно все взлетели , по
началу рабочего времени .Только после отцепа модели от буксировочного
леера (похож внешне на рыболовную леску , диаметром 1,2 мм)судья
засекает время полёта .
Взлёт , в высшей степени волнующий момент !
Взлёт занимает в среднем 7-10 секунд .В таком случае теоретически
можно налетать ещё 10мин-(7-10сек)=9мин 50-53сек , а ведь счёт идёт
на десятые доли секунд!.
Нюансы начинаются ещё на старте . Команду начать движение , пилот
отдаёт буксировщикам за пару секунд до начала рабочего времени , т.к.
, если они начнут тянуть , услышав гудок главного судьи , в один
момент они не вытянут слабину (леер , то элластичный и под нагрузкой
растягивается на несколько метров , как резинка ).
Так вот по гудку буксировщики уже на полном ходу , а помощник
выпускает модель из рук и она мгновенно , как из катапульты уходит
вертикалльно вверх . На этом этапе помощник , взволнован (он слышит
отсчёт 5,4,3,2,1, гудок), не меньше пилота , так , как отпусти , он модель
, на мгновение , раньше до гудка и всё насмарку (если стартануть до начала
рабочего времени , то судья не включает секундомер ), прийдётся
срочно садиться , перецеплять запасной леер и взлетать вслед
улетевшим , уже товарищам , а на это всё уйдёт от 20 секунд до минуты , которые
ты уже никак не сможешь вернуть .
Плюс к этому , если пилот слишком рано даст команду , а помощник
всё же выдержит напор двух лошадей на том конце леера , то взлёт ,
уже не будет оптимальным , т.к. в момент гудка , лошади уже не бежали
, а повисли , на том конце леера и им вновь необходимо разгоняться ,
а это всё потери времени .
Так же на старте возможны столкновения моделей , так, как позиции
стартующих , довольно близко расположены .
Тут очень важна слётанность всего коллектива .
Пробрало?
А ведь это только первые 10 секунд , впереди ещё 590 .
Важное отступление , моделью возможно управлять , сколько видишь
её , аппаратура имеет , дальность , несколько большую , от этого
предела. Чем ниже летишь , тем хуже видно . Если потеряешь , ракурс
в котором , летит модель , считатай , что похоронил её . Как правило
дальше 500 метров никто не способен увидеть . Потоки видны только
по поведению модели .Потоки длятся несколько минут и перемещаются с
ветром . На большей высоте потоки сильнее тянут модель , как вверх ,
так и вниз .В течении дня погода сильно меняется .
Дальше возможно масса вариантов .
Погода плохая ,восходящих потоков ( далее просто потоков )
нет . ( а ведь бывают ещё и нисходящие ( нисходняк ,наоборот прижимает к
земле ).
Скорее всего все попадают (т.е. быстро сядут )через , минуты 4 .
Кому не повезло , попал в нисходняк , упадёт , через 1,5-2 минуты .
А если кому посчастливилось отыскать поток (восходящий ) , то он
здорово оторвётся по очкам и если долетает до конца , то результат
, будет близок к 10ти минутам . Кто быстро , понял , для этого и
есть штурман , что попадалово , тот быстро садится и
перестартовывает , вдогонку за лидером .Чем быстрее , он это сделает
, тем больше у него шансов , догнать поток лидера , т.к. поток
сдвигается , и уходит по ветру . Кто не перестартовал , тот идёт
вабанк , пытаясь подняться в потоке лидера , но с малой высоты .
Шансов тут , мизер , всё в общем опять зависит , от мастерства ,
модели , филигранной техники пилотирования . Многие в такой
ситуации теряют модели . Поток уходит с ветром и до бесконечности в нём
находиться нельзя , да и заканчивается он довольно неожиданно и
приходится искать новый . Кто , поднялся , тот , хорошо видит аппарат и
ему довольно комфортно. Кто борется с воздушной стихией ниже , ему
хуже , у него аж коленки трусятся от напряжения и глаза вылазят из
орбит , от напряжения .
Если модель не вернётся ,
( т.е недолетит против ветра ), ведь у неё нет мотора , к пилоту
ближе , чем на 75 метров , то придётся взлетать
на запасной модели , даже , если до конца рабочего времени осталось
пару минут , что бы получить , хоть , какие то очки , а в это время ,
первая модель , лежит где-то далеко , за деревьями , зданиями ,
встряла в грузовик , проезжавший мимо , возможны варианты …
Так, в общем ,через 9 минут все собираются поближе к посадочным кругам.
Кто то карабкается , что бы не упасть из последних сил , а
счастливчики , со свистом спускаются из под облаков .
Последние секунды тоже захватывающие .
Пилоту на посадке приходится решать уравнение из трёх неизвестных .
Сила встречного переменного ветра , скорость модели и её высота и
истекающее время .Все стараются посадить на последней секунде , из
этого получается , что нужно оказаться в точке посадки в точно
заданное время .Подлетают все по-разному , кто опаздывает , приходится
прижиматься , к земле , и наращивать скорость , с увеличением шансов
разбить модель при жёстком контакте с землёй .Кто то не расчитал
высоту и не долетит до круга . Самые невезучие не успеют коснуться
земли , в момент окончания рабочего времени и не получат бонуса за
посадку, хотя им козалось , что они успевают !
Дальше счастливые лидеры радуются и потирают руки , а потерявшие , модели живо
в поиск ,т. к. таких полётов за соревнования примерно 6 , а моделей
можно заявить , только 3 !
В отличие от лыж , травматизм здесь минимален , но учитывая ценность
моделей и аппаратуры , мандраж и адреналин имеется в избытке .
Пилотажем , хорошо заниматься, в те дни , когда потоков , почти нет .
Я люблю это , но изредка . Надоедает быстро .
alfa_owner, надеюсь понятна суть? Самое главное, шо кажный планерист это поэт (как минимум писатель- прозаик)! Романтика! У пилотажников такого нету. 😁
Вобщем планера как я понял это лебединное озеро и то чтоб погодка была нужная и поле удачное.
Какое нахлебединое озеро? О чем Вы? Планера - это рок-н-ролл при любой погоде.
Это точно. Чем хуже погода, тем интересней.
Это точно. Чем хуже погода, тем интересней.
это при соревнованиях и подготовке к ним интересно, а ежли для личного кайфу летать(как например профэссор vovic) то именно комфортная погодка и нужна, с пилотажками все тоже не однозначно, полей на котором взлетит и сядет настоящая F3A пилотажка в Москве раз и обчелси.
это при соревнованиях и подготовке к ним интересно, а ежли для личного кайфу летать(как например профэссор vovic) то именно комфортная погодка и нужна,…
На горках эта…чем сильнее дует, тем больше личного кайфу 😉
Вот тут много про кайф 😒
rcopen.com
В чем кайф пилоторования планера?
В пилотировании планера.
Если модель не вернётся , ( т.е недолетит против ветра ), ведь у неё нет мотора , к пилоту ближе , чем на 75 метров , то придётся взлетать на запасной модели …
Вроде как если модель села дальше 75 метров до за полет ноль. Попытку брать не разрешается.
В том то и дело , когда полётное время, выходит у всех , около 5 ти минут , а кто то налетал 5.50 .
Но модель не долетела , судья бегом считать 75метров не будет . А кто там знает на глаз это расстояние .
Минутное замешательство … 😵
Потом участник , хватает модель и налётывает хотя бы 3 минуты , что бы 0 не было . 😮
Возможно при этом многое теряет (если в 75м проходил) . 😁
Потом участник , хватает модель и налётывает хотя бы 3 минуты , что бы 0 не было . 😮
Возможно при этом многое теряет (если в 75м проходил) . 😁
это да, одно замечание - модель в туре менять нельзя 😃 так что - помощник сломя голову несется к старту с моделью - если конечно сел ближе 75 метров и попытка была заявлена 😃
Макс, ты не совсем прав.
Если модель села дальше 75 метров - то можно взять другую и лететь попытку на второй модели.
Точно. Видел сам на ЧМ.
Макс, ты не совсем прав.
Если модель села дальше 75 метров - то можно взять другую и лететь попытку на второй модели.
Точно. Видел сам на ЧМ.
Саня, тема плавно изменила название.Теперь она должна называться “Военные хитрости”
Очень полезная тема.
Добавлю свою подсмотренную хитрость.
В первом туре f3j один авторитетный спортсмен явно претендующий на победу, дал маху, не смог своевременно стартовать(то-ли кварц перепутал, то-ли еще чего, но планер на старте не рулился).Не помню что точно сделали, то-ли сменили кварц, то-ли сменили модель,это не важно, но пока все врубили и проверили соперники по группе уже больше двух минут были в воздухе.И тут один из соперников находящийся через один стартовый коридор, явно неудачно стартовав пошел на перелет, наш Авторитет, подгадав момент старта второй попытки соседа выпускает свою модель одновременно и мастерски делает перехлест лееров.(снизу было похоже что перехлест имеел место,но модели при этом не пострадали).После посадки Авторитет подает требование перелета в связи с перехлестом и как следует надавив на судей своим “авторитетом” таки добивается своего! Группа перелетывает и Авторитет с перелета забирает свою тыщу!
Вот так нужно ориентироваться в сложившейся обстановке и использовать ее в свою пользу!
Макс, ты не совсем прав.
Если модель села дальше 75 метров - то можно взять другую и лететь попытку на второй модели.
Точно. Видел сам на ЧМ.
Ну в Европе может и так. Надо правила посмотреть. Есть у кого-нибудь европейские? а у нас по положению
5.6.5. Аннулирование полёта и дисквалификация.
…
e) Полёт аннулируется без повторения попыток, если модель приземляется дальше 75 метров от
центра посадочного круга.
… и мастерски делает перехлест лееров… подает требование перелета в связи с перехлестом…
опять же, перехлест лееров не является причиной для перелета. только столкновение моделей. незачет главному судье. но вообще это должно обговариваться до начала стартов…
5.6.4. Перелёты.
с) Перехлёст леера перед полётом или во время старта не рассматривается как причина для перелёта.
ЗЫ
Всем участникам соревнований полездно знать правила проведения соревнований 😃
ЗЫЫ
а о каком именно этапе идет речь?
то же самое
5.6.5. Cancellation of a flight and/or disqualification
The flight is cancelled and recorded as a zero score if, during landing, some part of the model aircraft does not come to rest within 75 metres of the centre of the competitor’s designated landing circle.