ВРДК?
Может уже где-то и проскакивало, но сам я лично ничего подобного не встречал (в мире авиамоделизма). Чел на достаточно тривиальный импеллерный “Вампир” поставил дополнительную камеру сгорания (на выходе импеллера) и дует туда газом из баллончика для заправки зажигалок. Поджиг - от электрошокера.
creep.ru/1161054714-model-reaktivnogo-radioupravly…
Лично меня удивила простота и смелость идеи - ведь фактически чел реализовал ВРДК -
ru.wikipedia.org/…/Мотокомпрессорный_воздушно-реак…
ru.wikipedia.org/wiki/И-250
Также понравился звук, да и факел из сопла вполне неплохо… Вот только реактивного сопла, как такового, нет, следовательно и прибавки тяги особо не будет, хотя…
Повышения тяги двигателя я там не увидел, увидел только факел. Да и то как он самолет вместе с гаражом чуть не спалил. Хотя если использовать импеллер с мотором с заведомым запасом по мощности, сделать полноценную камеру сгарания…
Летающая газовая плитка 😃
отя если использовать импеллер с мотором с заведомым запасом по мощности, сделать полноценную камеру сгарания…
То по-итогу конструкция будет сравнима по сложности с обычной турбиной.
по-итогу конструкция будет сравнима по сложности с обычной турбиной
Да не похоже: EDF afterburner (видео), EDF Afterburner Instruction (руководство по изготовлению).
Вообще, занятная конструкция, в модельном исполнении 😃 Вот уж действительно имитация ТРД!
Кстати, у буржуев этот тип двигателей называется motorjet или, иногда, thermojet. Ну, а у моделистов, как понятно из первого поста, EDF afterburner.
Посмотрел видео. Полазил по интернетам. И не нашел ни одного двигателя такого типа, где бы за счет сгорания топлива создавалась дополнительная тяга. По-факту у всех просто имитаторы, причем снижающие и без того не шибко высокую эффективность импеллера. А еще они пожароопасные. Обычное колечко из светодиодов по контуру выходного канала импеллера, с наклеенной бахромой, в зрелищности ни капли не уступает такому керогазу, за то лишено двух его главных недостатков - пожароопасности и избыточной массы.
Я думаю, что эффект от afterburner’а впечатляет больше, чем светодиоды и бахрома за импеллером; к тому же, afterburner дает интересное звучание (которое слышно и в полете, судя по некоторым роликам).
Ниже я привожу несколько цифр из этого документа: EDF Afterburner Instruction.
При удачном выполнении, он все-таки дает прирост тяги около 10%, хотя это едва ли компенсирует массу самого агрегата. Импеллер при этом теряет около 2% тяги в связи с дополнительным сопротивлением в канале.
Безотносительно его эффективности, многих захватывает сама идея: Real afterburner for edf!! (обсуждение на rcgroups.com).
P.S. Конечно, ни что из этого не отменяет упомянутой Евгением пожароопасности.
Масса импеллера - копейки. Сравнима с массой винта. Канал для импеллера из любой невесомой фигни можно делать. Хоть потолочка, хоть бумага, хоть тоненькая стеклоткань. А здесь целая консервенная банка получается. Да еще и с теплоизoляцией. Плюс к этому всякие трубочки-горелки. Ну и баллон в газом/крепление/серва тоже массу будь здоров имеют.
Что же касаемо прироста тяги, то его не будет до тех пор, пока горение осуществляется за пределами двигателя.
Вот, кстати видео со светодиодами и бахромой.
на 7:00 демонстрация.
А здесь целая консервенная банка получается. Да еще и с теплоизoляцией. Плюс к этому всякие трубочки-горелки. Ну и баллон в газом/крепление/серва тоже массу будь здоров имеют.
Конечно, все так. Но не стоит и переоценивать; на последней странице упоминавшейся выше PDF’ки есть картинка со всей требухой:
Вес имеет все, но ничего запредельного тут нет.
Что же касаемо прироста тяги, то его не будет до тех пор, пока горение осуществляется за пределами двигателя.
Утверждение верно, но так ли обстоит дело в данном случае?
Я понимаю, что Вы видите факел снаружи и говорите “ага, горит снаружи - прироста тяги не будет”. Но ведь подача топлива и поджиг происходит глубоко в канале, причем с одной стороны внутренний объем “подпирается” воздушным потоком от импеллера, а с другой сужающимся каналом. Часть факела снаружи наблюдается и у “взрослых” реактивных двигателей, вроде как; газы-то горячие после горения, каким бы оно ни было. Таким образом есть все предпосылки к возникновению минимальной дополнительной тяги (о двойном приросте никто ведь и не говорит).
Так мне видится работа сей конструкции. Конечно, я могу ошибаться и будет интересно услышать любые обоснованные мнения 😃
Вот, кстати видео со светодиодами и бахромой.
Отлично выглядит!
могу ошибаться и будет интересно услышать любые обоснованные мнения
Было бы время, можно было бы сделать и потрогать руками. Вложения не миллионные. Простенький импеллер, кару кусков жести, трубочки да баллончик. Чтобы собрать установку для стендовых испытаний сильно вкладываться не нужно. Но вот время… где взять то его?
Кстати говоря, если осевой пропеллер, заменить на центробежный нагнетатель, то возникнет ненулевая вероятность получить реальную тягу.
Для этого можно применить компрессор от микро пылесоса для уборки автомобиля-я как то использовал такой для нагнетания воздуха в воздушную подушку, там коллекторный двигатель был 500й серии на 12 В. От ЛиПо 11,1В очень хорошо работал!
Идея реальна в реализации с учетом следующего:
- двигатель будет не мото-компрессорным, а мото-вентиляторным, т.к ВСЕ модельные вентиляторы (импеллеры) далеко недотягивают до компрессорной границы степени повышения давления (ПИк должно быть более 1,15);
- камера сгорания вносит существенные гидравлические потери сопротивления и дополнительные потери давления, связанные с процессом сжигания топлива (подогрева газа), т.е. для реализации идеи со значительной добавкой тяги необходимы высоконапорные вентиляторы… Или “хитрая” камера сгорания (фактически - форсажная).
Хорошее поле для экспериментов.
Сложности не в камере сгорания а в нагнетателе как раз таки. Давление в камере сгорания не может выть выше обратного давления в нагнетателе. Для импеллера обратное давление близко к подпорному. А значит сама идея добавлять давление за счет сжигания топлива в камере - бессмысленна. Практически половину дополнительной тяги нужно будет компенсировать электромотором. Обычный ТРД сам себя подпирает. У него положительная обратная связь в турбине.
двигатель будет не мото-компрессорным, а мото-вентиляторным, т.к ВСЕ модельные вентиляторы (импеллеры) далеко недотягивают до компрессорной границы степени повышения давления
Я бы сказал, что нужно использовать центробежный нагнетатель (то есть компрессор), а не пропеллерный именно по указанным причинам. О том же говорит и Евгений:
Давление в камере сгорания не может выть выше обратного давления в нагнетателе. Для импеллера обратное давление близко к подпорному. А значит сама идея добавлять давление за счет сжигания топлива в камере - бессмысленна.
Тот же вывод я сделал по прочтении статьи Большая тайна маленьких турбин, часть материала которой касается и мотокомпрессорных воздушно-реактивных двигателей.
Мне тоже интересно поэкспериментировать на эту тему, но в ближайшее время не представится возможности.
А значит сама идея добавлять давление за счет сжигания топлива в камере - бессмысленна.
Повышение давления в ВРД за счет сгорания топлива свойственно только ПуВРД…
Но скорость истечения газа из сопла пропорциональна корню квадратному из температуры газа (полной) перед соплом, а влияние давления гораздо слабее. Зато мощность привода компрессора растет в степенной зависимости от степени повышения давления (примерно 1,5…2 с учетом размерности).
Повышение давления в ВРД за счет сгорания топлива свойственно только ПуВРД…
Ага. А у турбинного мотора турбина святы духом вращается.
У любого реактивного двигателя давление повышается за счет сгорания топлива. Собственно говоря, для этого топливо и сжигается в двигателе. А вот то, что в ТРД часть энергии этих самых горячих газов расходуется на вращение турбины, создающей подпор и поток , это да. В ВРДК нет сквозной турбины, А должна браться из внешнего источника. В нашем случае из батарейки. В случае использования импеллера энергия будет тратиться не только на создание потока, но и на создание подпора. Это ж не поршневой компрессор, где статическое давление мы получаем на халяву 😃
Ага. А у турбинного мотора турбина святы духом вращается.
В турбинных ВРД (ГТД, ТРД и т.д.) повышение давления происходит в компрессоре за счет подвода механической энергии от турбины - все правильно.
Мой-то комментарий относится к Вашей фразе " сама идея добавлять давление за счет сжигания топлива в камере - бессмысленна.", в ВРДК… Именно как к ДВИГАТЕЛЮ, а не к ДВИЖИТЕЛЮ, коим является мото-вентиляторная СУ, используемая в моделизме (или ВРДК без подачи топлива в ГВТ).
И про поршневой компрессор ВЫ зря - на халяву статдавления не бывает (только .атмосферное, бароиетрическое).
Т.к. “идея” давно витает в воздухе, то обросла некоторыми цифрами и проработками.
Очень интересная таблица, спасибо!
Вот некоторые из них, применительно к вентилятору DS-94…
Как вы считаете, можно ли обобщать эти данные на другие “вентиляторы”, ожидая аналогичный относительный прирост скорости потока (а сужение канала есть?) и/или тяги при заданном ΔT?
…с подогревом воздуха от источника, не связанного с подачей топлива в ГВТ
Я правильно понял, что в модели (эксперименте?) воздух подогревается за вентилятором и участие какого-либо топлива в этом процессе просто не рассматривается (нет никакого топлива)?