Расчет твердотопливного ракетного двигателя.

=Женек=

Господа, никогда ракетомоделизмом не занимался, в настоящее время заинтересовался чисто матчастью. Скачал калькулятор (прилагаю в аттаче)

И не могу понять одной вещи. Как я понял, заряд в виде полого цилиндра, горит от верхнего торца до нижнего. По идее, чем длиннее этот цилиндр, тем дольше работает двигатель. А чем он шире - тем больше тяга.

По программе оказывается наоборот.

Программа кривая, или мой мозг?

RocKI-motor.rar

a_centaurus

И не занимайся. Проектирование РДТТ на топливе, не использующем ЧП, относится к Experimental Rocketry. Лучшее (исторически) топливо (горючее+окислитель) для amateurs это “candy”: 65/35 KNO3+сахар (сорбитол также). Шашка фабрикуется плавлением сахара с добавкой селитры в расплав с последующей формовкой в теплоизолирующем стакане. Цилиндрическая форма шашки с центральным каналом предопределяет её РАДИАЛьНОЕ горение. То-есть, фронт пламени распространяется от оси шашки к периферии стенок камеры, практически по всей длине канала. Заряд как бы сьедается изнутри. Возникающие при горении газы создают внутри камеры давление и выходя - реактивную силу, называемую тягой. Конечно, существуют “золотые” пропорции, которые обязательно нужно использовать при расчёте и постройке РДТТ. В частности - L/D (длина шашки к диам.). На практике обычно стараются не использовать числа более 5-8. С обязательным разбиением тела шашки на субшашки - bates. Бронирование торцев субшашек негорючим составом и вариации геометрии канала (вплоть до глухого - торцового горения) позволяют выбирать форму горения, время и тягу двигателя. Также можно менять пропорции в формуле топлива. Например 60/40 +FeO. Такая смесь (с катализатором) будет хорошо работать в шашках торцового горения. А спросить у автора (RockI) о деталях его проги ты можешь на форуме: …airbase.ru/…/t64791,288--rdtt-konstruktsii-tekhno…
Собственно, ты можешь (если владеешь english) пользоваться первоисточником: Richard Nakka: SRM_beta-1. Найди его site и изучи. Ricky долгое время был гуру для сахарных ракетчиков. Очень обстоятельное изложение всех вопросов самодеятельного ракетостроения в т.ч. SRM “candy”. Успехов.

=Женек=

А все-таки, почему применяют радиальное горение? А если мне не нужна большая тяга (главное чтобы на начальном этапе, когда масса максимальная тяги хватило), но нужно, чтобы двигатель подольше поработал. У меня не ракета получится а диск.
Или там шашки последовательно зажигаются?

round125
=Женек=:

А все-таки, почему применяют радиальное горение?

Потому, что по другому сделать не могут. Разница между “любителями” и профессиональным подходом к этой теме в том и состоит, что одни делают так как у них получается, а другие так как надо …

Жорж
=Женек=:

А все-таки, почему применяют…

В этом и состоит искусство конструктора двигателя: обеспечить заданный закон изменения тяги во времени. Подбором диаметра и длины заряда; диаметра, длины и формы канала (поверхности горения); химического состава шашек, можно добиться заданного закона изменения тяги во времени.
Любителю практически невозможно выполнить точные расчеты РДТТ, но ознакомиться со способами управления тягой, законом её изменения во времени - рекомендуется.
В Сети можно скачать книги Е.Л. Букша “Основы ракетного моделизма” и П.Эльштейна “Конструктору моделей ракет”. К них есть соответствующие разделы.
Удачи!

Udjin

Искусство конструктора не только в том, чтобы рассчитать, но и в том, чтобы построить.
Пробой бронировки шашек, и все расчеты … как бы помягче … сами увидите 😃)

Жорж
Udjin:

Пробой бронировки шашек, и все расчеты … как бы помягче

Какая “бронировка шашек” может иметь место в любительском ракетном моделизме? Вы о чем???

=Женек=
round125:

Потому, что по другому сделать не могут. Разница между “любителями” и профессиональным подходом к этой теме в том и состоит, что одни делают так как у них получается, а другие так как надо …

Знаете, разница между профессионалом и дилетантом несколько в другом - профессионал знает ответ на вопрос, либо честно признается в незнании. Дилетант же будет гнуть пальцы “уу… это так сложно… я то знаю как, но тебе не скажу, раз делают, значит надо”.

P.S. А кому-нибудь удавалось построить жидкостный ракетный двигатель?

Sputnik
=Женек=:

P.S. А кому-нибудь удавалось построить жидкостный ракетный двигатель?

Из любителей только Роберту Годдарду, все остальные профессионалы 😃

round125
=Женек=:

Знаете, разница между профессионалом и дилетантом несколько в другом - профессионал знает ответ на вопрос, либо честно признается в незнании.

Совершенно согласен, вряд ли верно умалять работу “самодеятельных укротителей огня”, упорства и трудолюбия им не занимать, если бы ещё они смогли не зашоренным взглядом окинуть свою деятельность, понять реальное положение дел и свой технический уровень, было бы совсем хорошо. Что-то совсем затихли апологеты частной космонавтики, без них как-то скучно …

=Женек=

round125, уважаемый, мой вопрос “а почему так?” следовало читать как “верю, но хочу техническое объяснение, почему так делается”. Вы же его прочитали как “за каким хреном? Я считаю это нерациональным.”
Ну правда, нисколько не сомневался в правильности этого выбора, просто хотел знать - почему.

a_centaurus

Женя. Если тебе нужна помощь в алгоритме расчёта РДТТ на топливе “candy”, могу выложить отчёт. Он на испанском, правда, но математику поймёшь. У меня более 30 сконструированных и испытанных ракетных движков малой тяги: РДТТ,ГРД,ЖРД. и laser thrusters. На You Tube есть десятки видео испытаний двигателей и ракет. Вот последнее:

а вот ЖРД, вернее “tripropellent” (NOx/Ethylic alcohol/paraffin rocket motor:

Там же найдёшь испытания ГРД (NOx/paraffin) etc.
Радиальное горение шашки используется в бустерах, когда необходим максимум тяги в короткий промежуток времени. В маршевых двигателях и дв. спец. назначения используются комбинированные заряды. Поскольку любительские ракеты в основном используют бустерный режим, по крайней мере для первых ступеней, то актуальна постройка именно двигателей с канальными шашками.

round125

Вот, Евгений, какие дела, придётся разъяснить некоторые вещи. Обычно, в жизни, мотор создаётся под конкретную систему, понятно, хочется быстрее, выше ( или ниже), дальше, и тем не менее, есть точное Т.З. на всё, именно исходя из него принимаются все решения по конструкции, в том числе и тот вопрос, который ты задаёшь. У российских любителей, по понятным причинам, этот этап отсутствует напрочь, там “чистое искусство”, рамки которого определяются совсем не технической задачей, а скорее технологическими возможностями, и если очистить всё от “красивого” самославословия, то станет понятно, что всё сводится к поиску “философского камня”. Смысла тут нет совсем.
Если говорить по простому, на бытовом уровне, - канальный заряд ( или как ты говоришь “радиальное горение”) технически кустарным способом реализовать проще, меньше “капканов”.