Модель автожира

NailMan

Сегодня забрал основную партию деталей - сделано супер! Именно то что я себе представлял и задумывал!

Вес деталей самого ротора правда неутешителен - 570г все в сборе будет исключая сами лопастенки. Вобщем итого будет порядка 1кг на ротор. Однако мне никто не запрещает сделать диаметр не 2170мм, а 2300, или 2400мм. Совсем плевое дело.

Осталось получить шлифованный вал на двигатель раскрутки с доработанной звездочкой с обгонкой, а также саму ось вращения ротора.

Теперь фотки:
С фото 40 до фото 55
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…

В общем особенная благодарность Дмитрию из СТК “Вертикаль” за помощь в изготовлении деталей!

Brandvik

Круть, наблюдаю, слежу и жду с нетерпением первых полетов!

NailMan

Очень хорошо что подвернулась возможность сделать тренерок электрический(на основе того узла что описывал выше) - есть на чем отрабатывать изготовление лопастей. Сейчас как раз с отцом шкурим сосново-бальзовые лопасти(ротор там двухлопастной). Возможно на большой автожир буду делать иначе, ибо нужно сделать лопасти с меньшей удельной массой(чтоб вписаться в 1кг на весь ротор).

Шарнир и хаб на тренера уже сделали. По виду шарнир такой же как и у большого, только машинки по другому цепляются к верхней вилке. Ну и материалы иные - крестовина дюлралевая, верхняя и нижняя вилки из фанеры, а хаб сделан из стальной гибкой линейки.

Если успеем к выходным - попробуем облетать.

NailMan

Так как проект тренера секретный(не хочу сглазить его), то без фот:

Собрали ротор - лопасти готовы, предварительно балансированы динамически, после обтяжки скотчем будет окончательно балансированы.

Собрали сегодня мачту из двух трубок 12мм ляминиевых сплющенных у концов, и двух полос ляминиевых сзади. Вилка с осевым узлом надежно укреплена. надели ротор ща на мачту и покрутили - страх и ужас! реально страшно за яйки при торможении ротора рукой. Ротор выглядит массивно и на линейке-хабе провисает градусов на 8 вниз. при раскрутке легкой рукой лопасти начинают подыматься в горизонт. Пока углы установки лопастей на роторе не делал, все будет настраиваться в субботу.

Фот не будет до облета.

NailMan

Попробовал сегодня эту штуку в деле - ну конечно первый блин колом. С утра когда собирался решили доделать по быстрому крышку, и очень сильно порезал средний палец левой руки. Кровищи было… временно неработоспособен в полную силу на пару недель 😦

Но это не помешало вывезти Капожира на поле.

Фоты(не мои) где было действо
picasaweb.google.ru/AksDen2005/262009#

Первые попытки взлететь стали неудачей как мне показалось из-за очень гибкого хаба(линейка стальная) ограничителей нет, вот и задрало переднюю часть ротора.

Дальше пробовали и так и сяк, выкос мотора больше вниз сделали, груза добавили, только под конец как то пошло более менее ровно на отрыв, но тут трава помешала. В итоге окончательно сломало кабан на шарнире(он хилый оказался). За неделю исправим косяки и будем снова пытаться. Ну и ума за неделю набираться по теории управления DC-автожирами.

Жду конструктивной критики и советов!

Видео скоро появится на Вимео:

А DVD/2 качество видео в мпег-2 формате(идеально если будет ускоряться кодеком Cyberlink из пакета k-lite megacodec pak), так как оно интерлейс, как было на видеокамере(с ускорением будет “живое видео” а не бесдушный деинтерлейс). Закачки с фтп ограничены, просьба качать в 1 поток как всегда, весит 118Мб:
ftp://nailalex.dyndns.org/videos/my_avia/test_videos/capogyro_tests_3mbit.mpg

Хоть результат пока неудачный но зато посмотрел что это такое и где косяки.

Brandvik

Ой я не спец, но по фоткам как мне показалось выкос мотора все же маловат, с такой длинной стойкой ротора рычаг велик, и как я понял его постоянно задирало к верху. ИМХО. Видео пока не видел.

NailMan

выкос меняли, сделали сначала небольшой(первый на видео взлет), но там еще сказался мягких хаб - лопасти слишком высоко спереди подымались, потом увеличили жесткость добавив вторую линейку пружинную.

Выкос увеличили на 2 шайбы по верхним винтам крепления моторамы - при габе выше среднего удже тянуло ощутимо вниз. В Видео не вошли многочисленные пробежки с моделью в руках. Помощник(и я тоже) бегал по полю с моделью в руке, а второй выводил его на предполагаемый взлетный режим, и бегущий смотрел тенденцию куда тянет и клонит.

Вобщем потом по одной шайбе убрали с выкоса и стало получше. Потом после того как ручные запуски не удались, добавили свинца в нос - стало получше и на видео крайняя попытка уже почти пошла.

Тут еще сказалось то что не очень понятно как этим все управлять правильно надо. По попыткам и теориям стало понятно что высота и газ неразлучны, также как и ротор и высота. Как и в каких ситуациях рулить - не всегда понятно. Надеюсь на помощь гуру.

AlcoNaft43

Я может скажу глупость, но в РеалФлайте последнем есть модель автожира, мне ну удлалось на ней полетать, но к примеру раскрутка ротора на месте нам есть точно. А вообще конечно аппарат классный ! 😃

NailMan

последний реалфлайт - это какой версии? ищу сим где есть автожир с нормальной моделью поведения.

faa-air

[QUOTE=NailMan;1385477]
Жду конструктивной критики и советов!

QUOTE]
Уменьшите шаг тянущего винта и побольше диаметр.
Винт должен быть как у 3D самолетов.
Увеличте отрицательный угол атаки несущего ротора на 15-25%.
Добавте баласта в автожир +30%.
Добавте площади хвостового оперения +50%,

А в идеале фюзеляжика ему побольше.

NailMan
faa-air:

Уменьшите шаг тянущего винта и побольше диаметр.
Винт должен быть как у 3D самолетов.

Это можно, но почему именно как у 3Д?

Увеличте отрицательный угол атаки несущего ротора на 15-25%.

отрицательный угол установки лопасти к плоскости вращения? А почему можно узнать? плохо раскручивается или что?

Добавте баласта в автожир +30%.

На крайнем полете добавили грамм 80 в нос. Ща планирую машинку стандарт поставить в центральной части(где кабина у самого гаргрота) на руддер и тросами к рулю. Сейчас была машинка мини и в самом хвосту. Это повлиять должно также на центровку.

Добавте площади хвостового оперения +50%,

Надо понимать горизонтальному оперению? Вертикальное вроде как немаленькое.

А в идеале фюзеляжика ему побольше.

Увы, другого фюза не имеем в наличии, был самолетик не понравившийся - вот он и пошел на переделку. Что есть - с тем и надо работать.

Также выяснилось что 2 стальные упругие линейки в хабе ротора все таки гнет в процессе работы ротора. Надо что-то другое замутить. В наличии есть плита 16мм д16т, может в домашних условиях получится сделать аналог того хаба что для большого автожира сделали мне, но сильно попроще в материалах и конструкции(подши то не в хабе, а в осевом узле).

faa-air
NailMan:

Это можно, но почему именно.

Все с видео
Ваш автожир не успел разогнаться а уже летит. Значит надо мешать ротору взлететь. Шаг в минус.
Как только автожир задрал нос мгновенно теряет скорость. Значит ротор при падении скорости за счет своей гироскопической энергии легко останавливает машину. Нужен вес машине и опять шаг. Уменьшится скорость вращения увеличится скорость полета.
Как только автожир задрал нос мгновенно валится вниз. Значит не хватает тяги винта.
В принципе автожир имеет одинаковую скорость взлета,посадки и горизонтального полета. Винт с минимальным шагом 3D самое то.
Хвостовое оперение резко падает вниз. Нужна большая скорость и явно большая площадь ГО.

Brandvik

А помоему его нужно просто еще больше отцентровать вперед. По ходу он проявляет все признаки задней центровки и свала. ИМХО

faa-air
Brandvik:

А помоему его нужно просто еще больше отцентровать вперед. По ходу он проявляет все признаки задней центровки и свала. ИМХО

Это точно.
Вообще хорошо в начале иметь явно переднюю центровку. Для того чтобы автожир не вставал на дыбы. Потом когда полетит уже сдвигать назад. В принципе автожир настроенный взлетать должен только от работы газом. Рулем высоты вообще можно не пользоваться. Так только на поворотах подруливать.

NailMan ваш автожир точно полетит.

NailMan

Всем спасибо за советы! Сегодня буду делать новый хаб из дюраля и фторопласта по образу и подобию как на большом сделано, только в мелком и двухлопастном варианте. Этим я уйду от окончательного сгибания упругих линеек на старом хабе. Все таки та конструкция не имела верхнего и нижнего ограничителя маха лопасти что напрягало все это время.

Ну и увеличим ГО - накладка кусков бальзы и порядок. А как точно определить центровку? кто-то говорит что ~20° должно быть опускание носа если взяться на точку вращения ротора. Но как-то неверно как мне кажется так определять. Мне бы в миллиметрах как нить или в % от чего-либо.

Brandvik

Хм, если подумать то ротор есть круглое крыло. Тогда центр будет соответствовать 50% центровке (ротор горизонтльно) По идее если теперь от конца одной из лопастей отложить скажем 35% от хорды “крыла” (диаметра) и подвесить его в этой точке и отбалансировать что бы ротор остался в горизонте, то получим 35% центровку (теоретически) Но блин ротор это не совсем крыло из классического профиля и применимы ли к нему классические способы центровки не знаю.
Попробуйте так сделать, а когда отбалансируете по классике, подвесите за ось, и посмотрите насколько отклоняется ось ротора от перпендикуляра к горизонту.

NailMan

Сделал новый хаб ротора - капитально вышло, аналогично как на большом сделано, только попроще. Вилка двойная из дюраля, держатели лопастей из фторопластовых брусков и с ляминиевыми площадками для самих лопастей. 10° подъем лопасти с ограничением.

Фоты буду завтра делать. Завтра же и планируется облет.

Что хочется узнать по управлению перед завтрашним действом(если конечно ответ(ы) поспеют):

  1. Как управлять по высоте на взлете? только Газом или также по Высоте стиком также?
  2. Как управлять в полете по высоте? Газом+Высота для подруливаний, или Газ выставить в каком-либо среднем положении и высотой рулить?
  3. как на посадке рулить по Высоте? Газ понятно должен работать все время, но непонятно что в данном маневре им поддерживать если есть и стик Высоты?

Вобщем интересуют принципиальные вопросы управления по тангажу. Читал книгу ранее здесь упоминавшуюся по теории автожиров и их управлении, но что-то не сходится управление 1:1 с управлением модели.

Brandvik

Думаю что много зависит от мощи движка. В целом я бы попробовал на взлете высоту отдать от себя и как разгонится начать приберать на себя. Ну а как взлетит там уже проще, наберете высоту оттримируете на полет на круизной скорости и уже посадка проблем не составит, потому как почувствуете как он себя ведет при работе с газом и высотой.
Болею всей душой, удачных испытаний!

NailMan

Мощи движка вполне достаточно - 2.5кг тяги с пропом 14х4. Другое дело, сейчас пропа такого нет в наличии, если 12х6, 13х4. Вот с ними и придется работать. Тяги 2кг примерно выдавать должно(сегодня померяем дома тягу).

И еще момент неясный - влияние руддера на полет. Сейчас я новый руддер ваяю взамер неправильного(самолетного) старого, который вдобавок поломался. Как сильно влияет на опрокилдывание по крену отклонение руддера? Взлет для меня пока экстремален ибо аппарат мелкий и неровности асфальта или же трава даже и кошенная все время заставляют руддером рулить(колесом хвостовым) и при отрыве я пропускал момент когда надо отпустить руддер чтобы он не сказывался.

На большом автожире такого думаю не будет ибо там масса и размеры сильно больше(размер в 1.5раза, масса больше чем в 2 раза). Так что при разгоне трава не помешает.

Brandvik

я почему про мощность-то сказал, если мощи будет слишком много то она будет запрокидывать пепелац назад! Не забываем про рычаг и то что ротор создает большое сопротивление.

По крену рудер будет работать нормально, рудер будет просто ворочать фюз меняя балансировку и заставляя кренить ротор в нужную сторону.