Модель автожира

faa-air
John_K:

А насчёт кажущейся простоты…я собственно и не питаю иллюзий на этот счёт.

Я реально сделал модельный автожир. Руском интернете вы найдете сайт с его упрощенными чертежами и видео (в видео был заснят 1 и 2 полет автожира). Я использовал схему автожира с двумя несущими роторами. Такая схема не требует использования никаких автоматов перекоса и иных роторных наворотов (конечно для модельных автожиров). Более полное описание подобной схемы можно найти в рцгрупс.
Модель твирл.
Про сложность изготовления, могу сказать однозначно не сложнее учебной электрички.
Про сложность пилотирования, могу сказать проще любой учебной электрички. Главное вверх и вниз резко не рулить.
Надеюсь что на всю Россию, Украину все таки наберется хоть несколько человек, которые делали модельные автожиры. Люди ау-у–у—у

Извините что повторяюсь.
Думаю если и начинать то от простого к сложному.
С уважением Андрей.
ps. Возможно мои коллеги построят к новому году “Новогодний автожир”.

chabapok

А вы сюда ходили? Там довольно много всего, где-то там была и теория где обьяснялось как вообще оно летает, и история развития автомата перекоса в рисунках. Довольно полезный и познавательный сайт. И даже библиотка там вроде была.

3 months later
9 months later
юзеф

А я вот задумался немного.
А насколько для модели автожира критичны специальные “автожирные” лопасти НВ?
Неужели простые вертолетные не подойдут? Что-то сильно сомневаюсь.
Конечно имеется в виду не идеальный автожир - по всем правилам, а просто возможность постройки и дальнейшего нормального полета такой модели, с такими вертолетными лопастями.

Barim

для 2-х лопастного типа твирл подойдут даже куски потолочки с укреплением.
точнее в твирле они так и делаются

Brandvik

Лопасти, для мелкоавтожира должны быть как можно легче. Но и с вертолетными полетит, только упаритесь раскручивать ротор на старте.

юзеф

Спасибо за ответ.
Но я не о мелколетах. Стоит идея большого автожира с маршевым мотором в 32 куба - бензиныча.
Вот и думаю о диаметре НВ, о лопастях - дабы не искать автожирные а по-возможности приспособить от того же раптора 90 или Предатора .
Как думаете?

11 days later
willi_m

Вертолетные лопасти имеют двояковыпуклый профиль. Лопасти автожира имеют плосковыпуклый профиль (в идеале специальный, но все равно близкий к плосковыпуклому).
Вертолетные двояковыпуклые лопасти имеют меньшую подъемную силу и на автожире работать не будут: их просто не раскрутить до необходимого числа оборотов.

Brandvik

Вот только не надо сказок. Во первых, двояковыпуклый профиль это не значит симетричный. Профиль МН32 тоже двояковыпуклый, однако его ставят на планеры. Второе, профиль на автожирах 1:1 стараются сделать с минимальным Cx рабочем угле атаки, и только для того что бы повысить КПД всей системы (снизить потребную мощность от двигателя).
На модели же лопасти можно поставить вообще хоть плоские, потому что мы не так сильно лимитированы в мощностях.
Конечно же и на модели хотелось бы иметь минимальный Сх несущего ротора, но и с вертолетными симетричными полетит, только минимальная скорость будет побольше, и все остальное тоже 😃 Но все не столь фатально.
Кроме того на автожире есть много других заморочек кроме несущего винта… 😉

willi_m

Речь шла о моделях автожиров и о вертолетных лопастях, которые, как правило симметричные. Плоские лопасти - это не двояковыпуклые, симметричные. С ними автожир летает.
В автожире основная заморочка - это несущий винт.
Было бы значительно проще использовать вертолетные лопасти, но к сожалению с ними автожир (модель) не летает. Для автожирных лопастей разработан специальный профиль SG6042

faa-air
willi_m:

Речь шла о моделях автожиров и о вертолетных лопастях, которые, как правило симметричные. Плоские лопасти - это не двояковыпуклые, симметричные. С ними автожир летает.
В автожире основная заморочка - это несущий винт.
Было бы значительно проще использовать вертолетные лопасти, но к сожалению с ними автожир (модель) не летает. Для автожирных лопастей разработан специальный профиль SG6042

Не совсем так. Основная проблема модельных автожиров это малые числа Рейно́льдса потому и профиль SG6042 работать не будет. Те создавать силу раскручивания ротора при положительном угле атаки лопастей. Решается эта задача установкой лопастей под отрицательным углом атаки. Липасти модельного вертолета для автожира тяжелые. Ротор автожира(изменение частоты вращения) не успевает за изменениями скоростей полета модели. Поэтому нужно ставить лопасти легкие, а профиль второстепенная проблема.

Brandvik

Основная проблема модельных автожиров это малые числа Рейно́льдса потому и профиль SG6042 работать не будет. Те создавать силу раскручивания ротора при положительном угле атаки лопастей. Решается эта задача установкой лопастей под отрицательным углом атаки.

Вы вообще поняли что сказали?

Выходит что если посмотреть в торец плоскости настоящего автожира то относительно этой плоскости лопасть будет стоять с положительным углом?!?
Никогда в жини и ни с каким профилем! угол атаки лопасти относительно плоскости винта у автожира всегда отрицательный! А вот оптимальный угол будет уже зависеть от профиля лопасти.

faa-air
Brandvik:

Вы вообще поняли что сказали?

Выходит что если посмотреть в торец плоскости настоящего автожира то относительно этой плоскости лопасть будет стоять с положительным углом?!?
Никогда в жини и ни с каким профилем! угол атаки лопасти относительно плоскости винта у автожира всегда отрицательный! А вот оптимальный угол будет уже зависеть от профиля лопасти.

Увы но пока в этой жизни вы не правы. Внимательно почитайте например здесь. Сам ошибался но со временем разобрался. Интересная штука автожир.

willi_m

Профиль SG6042 работает прекрасно на моделях автожира.

юзеф

Ну так консесуса не получается? Будет ли автожир нормально летать на вертолетных лопастях? Если проблема предварительной раскрутки, то возможно как-то решать этот вопрос - проблем в двигателе и мощности нет, в наличии 32 кубовый бензиныч.
А вот лопасти с первой мысли думал приспособить вертолетные, от того же Раптора 90 или Гесера. Хотя не знаю, насколько в диаметре, получившегося винта, угадаю.

А если купить? Где-то продают автожирные лопасти длинной эдак 700 мм (опять же не знаю точно, а как расчитать понятия не имею…)?

Но встает еще проблема - толкающий винт для данного мотора. Нужен 18х6 или 18х8. В продаже встертил только тянущие. Может кто-то знает где купить или выточить (сам не выточу). Или есть варианты “приспособить” тянущий винт в качестве толкающего? Ну там, не знаю редуктора и прочие заморочки? Вариант один - мотор, естественно, должен смотреть валом назад.

Игорь_Петрович

если двигатель электро то тянущий винт становится толкающим просто с поворотом двигателя на 180 градусов, а раскрутку винта можно осуществить с помощью редуктора,по принципу хвостового винта вертолета,может быть у граупнера поискать винты у них есть винты толкающие,

pakhomov4
Игорь_Петрович:

если двигатель электро то тянущий винт становится толкающим просто с поворотом двигателя на 180 градусов,

Чего??? 😃 А не проще пару проводов местами поменять?

willi_m
юзеф:

Ну так консесуса не получается? Будет ли автожир нормально летать на вертолетных лопастях?

Не будет летать автожир с симметричными вертолетными лопастями. И проблема тут не только раскрутки и веса лопастей. Лопасти для больших автожиров с несиметричным профилем весят не меньше вертолетных симметричных.
И наоборот, вертолетные лопасти для маленьких вертолетов отнюдь не тяжелее соответствующих вертолетных.
Какое то время назад я обнаружил случайно лопасти от старого вертолета еще начала 80-х. У них был плоско выпуклый профиль и мой автожир летал с этими лопастями. Но не думаю, что сейчас можно найти такие.
Автожирные лопасти разных размеров можно найти здесь aerobalsa.com

По поводу раскручивающего механизма (преротаторa). Проще всего (так обычно и делают) поставить электромотор с редуктором. Очень простой вариант применить шестерню с муфтой от какого-нибудь вертолета. Если диаметр ротора будет 1400 - 1500 мм, то вполне хватит дешевого мотора класса 500 -600. Приводить преротатор надо от отдельной батареи. Необходим так же регулятор оборотов (спидконтроллер) заведенный на один из каналов управления, желательно пропорциональный для плавного старта мотора (иначе посрывает шестерни).

юзеф

willi_m
--------------
Судя по Вашим постам, Вы сами строили модель автожира и являетесь ее обладателем сейчас, и летаете на ней?
Может, если нетрудно будет, поможете советом?
Прийдя от кажущейся “внешней” простоты данного агрегата, пришел к полному ступору от конструкции до его аэродинамики и принципа полета!
Хотя ранее в общих чертах изучал атожир в теории, имею высшее авиационное образование, т.е. вроде недалек от “темы”.

  1. Как расчитать потребный диаметр несущего винта, исходя из того, что тяговый мотор 3 л.с. 32 куба весом 2 кг, конструкция планируется по типу настоящих СЛА автожиров (типа Хорнета или Гироби), т.е. либо из алюминиевых трубок, либо алюминиевых профилей (речь о кабине не идет пока). В итоге полетный вес надеюсь получить в районе 4-5 кг. Это реально и какой диаметр НВ необходим?
  2. Подскажить, пожалуйста, где скачать более подробные чертежи втулки НВ модели или просто чертежи втулки Бенсена для образца.
    В описаниях того же Хорнета этот вопрос как-то стороной обходится постоянно…
    На счет толкающего винта для мотора вопрос решился - один мил человек подсказал наш Русский магазин, там продают 3-х лопастные винты 16х8 и 16х10, думаю поковыряться по тягам с этими винтами.

Заранее спасибо.

willi_m

Я являюсь обладaтелем нескольких моделей автожиров 😃 Сразу оговорюсь: все мои модели и самолеты, и автожиры, и вертолеты только с электрическими двигателями. От ДВС я отошел много лет назад, но принципиальной разницы нет, я думаю.

1.Потребный диаметр несущего ротора зависит от нагрузки и расчитывается примерно так же, как расчитывается площадь крыла самолета под необходимую нагрузку (с некоторыми оговорками, например учитывается количество лопастей). Только в случае с автожиром берется площадь ометаемой поверхности, что вообщем то соответствует площади крыла самолета. Ну и, естественно, надо стараться делать модель как можно легче, иначе возникнут проблемы с подбором или изготовлением лопастей: ротор будет слишком большим и тяжелым.

  1. Ротор системы Бенсена не прижился на моделях ибо работает плохо, хотя попытки реализации были.
    Я бы рекомендовал трех или четырехлопастный ротор с гибкой подвеской лопастей (так наз. flapping hinges). Почему?
    Во-первых очень просто, проще не бывает.
    Во-вторых увеличивается коэффициент заполнения ротора и его диаметр можно сделать меньше при той же нагрузке.
    В-третьих модель просто лучше летает с трехлопастным ротором чем с двухлопастным.

По-поводу тянущего или толкающего винта. Мои персональные предпочтения - тянущий винт. На мой взгляд имеет ряд преимуществ: слегка выкошенный книзу пропеллер создает дополнительный поток воздуха для раскрутки несущего ротора, проще настройка (толкающий винт потребует довольно тщательной настройки, т.к. будет влиять на общий баланс модели).

Повторю: это мои личные предпочтения. Моделей как с тянущим, так и с толкающим винтом полно всяких разных.

Вот пример ротора качального типа (teetering head). Вроде бы реально работает на модели.
Примечания автора (перевод с английского): цилиндрическая деталь содержит два шариковых подшипника и вращается на оси ротора. Темно-серая деталь приклеена к цилиндрической. Светло-серая деталь (собственно качалка) качается относительно болта (оси), закрепленного в темно-серой детали. Управление осуществляется по методу DC (direct control, т.е. прямое управление). Механизм работает хорошо, ротор крутится легко и без вибраций. Лопасти должны быть отбалансированы по хорде и иметь на концах утяжеление для уменьшения паразитных колебаний.

willi_m

С одной стороны вроде бы несложная (относительно) конструкция, получила широкое распространение на полноразмерных аппаратах, а с другой стороны практически не применяется на небольших моделях. Почему? Основная проблема управление ротором. На реальных аппаратах скорость вращения главного ротора порядка 300-400 об/мин. Ротор Бенсена имеет прямое управление и на такой скорости нет проблем отклонять его. На модели эта скорость равна 1000 и более об/мин. Резко увеличивается гироскопический момент и ротор становится практически не управляемым (во всяком случае без применения специальных мер): жесткая подвеска лопастей не позволяет демпфировать гироскопический момент.

Вот еще пример применения качального ротора с прямым управлением на модели.