Модель автожира

Vorona_z_Handicraft

Зачотно все… Полетит. С 4Т всё полетит))))

Полистал тему - не нашел. А покажите тарелку хаба как сделали? Из какого материала? Стеклотекстолит?

Я читал автожЫрные форумы - там пишут что типа 2 лопастные менее устойчивы и рекомендуют 3 или 4 лопасти. В основном все ставят 3 (я тоже 3 собираюсь). Почему 2 оставили?

NailMan

Голову вечером фоткну, а почему 2…потому что так было проще с головой и проще балансировать динамически ротор чем 3 или 4 лопасти. Эта модель считай тренер перед большой, потому должна быть максимально простой ибо как показала практика - падения со складыванием лопастей это совершенно нормально при пробах полетать на сем типе ЛА.

psn151

Так чем лопасти раскручивать будем то?Боюсь набегающим потоком,и ни чем больше.А это значит что разгон нужен нехилый,а следовательно и взлётка.Не короткая.У автожиров на высоте инерционная авторотация.позволяющая практически зависнуть на некоторое время.И соответственно короткая дистанция посадки.Мой совет Вам,посетите МАКС-2009,( вот вот начнётся,19-23 авг.),и там в полном объёме просветят по теории полёта автожира.Они там представлены.А может повезёт,и воочию застанете реальный полёт этого СЛА. Лично я на МАКС-2009 еду.

Vorona_z_Handicraft

Господи, что так жестко то…

Лопасти постоянные летуны на автожирах раскручивают элементарно шуруповертом,

(кстати судя по звуку похоже роторный двиг - я на таком собитрать буду, но в конце видно что 2Т…)

после чего разбег несколько метров (вот так, только у этого разбег большой). Если ветер - само раскручивается. Еще преротаторы делают - элементарно на электромоторчике…

Иногда практика проще (и интереснее!!!) чем изучать теорию на максе (мне на макс чтоб ехать например 1500 км бабла надо - дешевле 5 автожиров построить и раздолбать)

Теория доступна написана на autogyro.com

Существует 2 форума набитых инфой и фото.

www.rcgroups.com/auto-gyros-224/

www.rcuniverse.com/forum/forumid_191/tt.htm

Напряг с одним:

в России не купишь киты для сборки и не купишь лопасти, а вертолетные непригодны. Но их можно заказать тут aerobalsa.bigcartel.com

Так что не страшен черт, во всяком случае нам)))

Так держать, NailMan.

П.С. Надеюсь свой построить до зимы…

NailMan

Фото головы Капожира, котора себя показала с лучшей стороны:
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…

Хаб:
Материал вилки - Д16Т, плита 16мм
Материал держателей лопастей - Фторопласт. Это детали от того же банкомата откуда свинтил осевой узел ранее. Сверху под лопасть прикручена АМгшная пластина(полоса из OBI).
Оси 6мм шлифованные со стопорным кольцом и нарезанным хвостовиком с другой стороны. Все из того же итальянского банкомата.

Лопасть на держателе крепится одним винтом М4 туговато затянутым(что не препятствует складыванию).

Подъем вверх до 10° Стопорится упором держателя в вилку хаба снятой фаской.

Шарнир:
Крестовина - Д16Т, плита 16мм.
Верхняя и нижняя вилки - фанера переклееная из 6, 10 и 12мм в разных сочетаниях. Оси конечно же 6мм из банкомата.

Кабаны из 6мм латунных прутков(из OBI) с вкрученными в них шаровыми линками, сами прутки нарезаны и вкручены на локтайте в фанеру.

Осевой узел крепится двумя винтами к стеклотекстолитовой пластине, а она на 4 винтиках к фанерному пьедесталу верхней вилки шарнира. Конструкция шарнира типичная.

Вот собсна вот такая нехитрая штука.

psn151

Так чем лопасти раскручивать будем то?Боюсь набегающим потоком,и ни чем больше.А это значит что разгон нужен нехилый,а следовательно и взлётка.Не короткая.У автожиров на высоте инерционная авторотация.позволяющая практически зависнуть на некоторое время.И соответственно короткая дистанция посадки.Мой совет Вам,посетите МАКС-2009,( вот вот начнётся),там в полном объёме просветят по теории полёта автожира.Они там представлены.А может повезёт,и воочию застанете реальный полёт этого СЛА. Лично я на МАКС-2009 еду. Сегодня 15:51

На капожире ветром, а на большом Лезвии Х3 будет электродвигатель. Маленькую звездочку с запресованной обгонкой и поддерживающим подшипничком и ось-адаптер для двигатель взамен штатного адаптера винта уже есть. Сделал мне их тот же кто и делал все остальные детальки - Дмитрий из СТК Вертикаль, за что ему большое спасибо. Фоты данного дела выложу когда все детали соберу в узлы и прикручу на мачту, тогда все во всей красе покажу.

Что же касается Макса - как повезет. можт и попаду.

ЗЫ: Все издевательства которые были во время двух выходных на мачте никак не сказались - нигде не развалилось, не раздрочилось, лопасти не потеряли первоначального вида несмотря на то что встречали планету не меньше 20 раз. Сейчас у каждой лопасти 2см с передней кромке на самом кончике сделаны из фанеры(опасть 1/3 сосна на длину 750мм, и 2/3 бальза диной 770мм, так что 20мм нарастились фанерой поле первых выходных опытов) - теперь лопасти земля не страшна. даже скотч обтяжки не покоцался почти нигде(только на кончике фанерной вставки и у комля спереди задирчики от жесткой травы).

Vorona_z_Handicraft

Ну к банкомату точно надо было 4Т сразу… Электро не солидно)))) А банк не заметил потери лишних деталей??? 😁

Фторопласт как я понял тут обеспечивает “гибкий” подвес лопат. В месте сгиба какая толщина?

Пендосы делают из полипропилена или стеклотекстолита, я попробую дельту (треугольник). Но позже. Тот автожир который я планирую будет соосник. Думаю только лопасти по 2 или по 3 сразу ставить…

Вопрос, долго лопасти шли из аэробальзы?

NailMan

Фторопласт здесь брусок! ничего не гнется. Здесь чисто шарнирный подвес лопастей! гнущийся подвес был на той неделе проверен - гавно. Хаб был сделан так: на ось надевалась фторопластовая шестерня(конечно же от банкомата!) с толщиной тарелки ~8мм. Вобщем толстая такая шестеренка. Диаметр 40мм где-то. У шестерни снизу(с одной плоскости) есть утолщение для большей поверхности касания с осью и стопорный винтик(как у меня на вилке хаба, тока я у меня их два сбоку торчит) который зажимает шестерню на оси, дополнительно сверху надевается и фиксируется также стпорными винтами втулка стальная(она и на нынешнем хабе стоит когда все надеваю на ось, для надежности).

На шестерню сверху надевается 16см кусок линейки стальной, точнее 2 линейки, друг на друге. К шестерне 2 винтами М4 прикручены, а на некоторх расстояниях(как на шарнирном хабе примерно) в линейках сделаны отверстия под винты крепления лопастей. Гибкая часть линеки от торца лопасти до шестерни примерно 15мм. С двумя линейками все работало-крутилось - видео первых испытаний тому пример, но линейки все таки гнет. не такой упругий материал.

Вобщем считаю упругий подвес неперспективным и недолговечным. Уж лучше один раз помучаться и сделать шарнирный подвес лопастей.

Лопасти самодельные! Я вообще сторонник покупать только материал , электронику и двигатели, остальное проще самому сваять.

Лопасти сделаны из сосны и бальзы сосна 25мм шириной (1/3) расширяется у комля(весь комель длиной 65мм) до 42мм. Вобщем на стройрынке купил палки толщиной 8-10мм без сучков. шириной 42мм и длиной 3м, из одной 1500мм палки выходит 2 лопасти. На циркулярке срезали с отцом лишнее, комель оформил электролобзиком. Бальзу вырезал по форме расширения комля и приклеил на 30минутку эпокси с микросферой.

потом носок рубанком застругали и шлифовали электрошлифовалкой вибрационной сверяясь с фанерным шаблоном. потом доводили шкуркой где надо было и все, скотчем заклеил и порядок. Вечер(2ч) потратили на шлифование каждой лопасти.

Vorona_z_Handicraft

Хм. Есть у меня все эти инструменты, и шлифмашина… Незнаю, поробовать можно, никогда не делал. Смогу ли я выдержать профиль по всей длине.

NailMan

Он и у меня не везде точно по профилю - в основном у комля. тут нужно просто руками доводить такие места парой шкурок различных по грубости. Обратный шаблон надо сделать из картона иль фанерки и постоянно прикладывать для сверки. никакой особенной науки

Vorona_z_Handicraft

Хм, попробовать можно. Я думаю можно еще из пены вырезать и шпоном обклеивать… Ну да ладно, я полюбому решил заказывать. Хочется качественные точные лопасти.

NailMan

А чего тут пробовать? все очень просто, особенно если есть помощник - один держит вибромашинку вверх рабочим полем, второй как на наждаке водит заготовку по ней. пыли канешно будет, но это решаемо.

Еще один камрад Рудневский начавши делать тему автожира одновременно со мной(только толкающий винт, а не тянущий) тоже начал стругать лопасти по моему образцу. Фигня в том что как я понял по сайту аэробальзы - лопасти у них почти все чисто бальзовые, только разные плотности спереди и сзади по профилю. Как показал опыт первых недополетов - такие мягкие спереди лопастенки быстро замнутся от ударов об траву и другие препятствия. Сосна никак на это не реагирует.

Вес одной моей лопасти 118г. Стоимость материала - 20р+70р(сосна+бальза). ну и 2 часа времени на изготовление.
По прочности я думаю на порядок лучше аэробальзы, не говоря о цене.

NailMan

SG 6042. Он 10% толщины. хорда 75мм. Этому SG я только убрал снизу загиб хвостика вниз. Просто сделал его плоским как у Clark.

Что касаемо матералов и профиля. У меня лопасти вышли очень жесткие на крутку, изгиб, а вот вышеупомянутый коллега делал для своего автожирчика лопасти потолще(11мм при толщине 12% и хорде 90мм) и из пены, бальзы и угольных лонжерончиков - флаттерило постоянно при раскрутке. пока не нагрузил лопасти спереди(по передней кромке).

Мои лопастенки ни разу не флаттерили и с -1.5° установки раскручиваются очень бодро аж до 800-840об.

Vorona_z_Handicraft

На аеробальзе восновном идут с хордой 50+ мм… 75 мм не широковато?

Вринципе если взять доску бальзы и ее пополам, уже 50 + 2.5 мм сосныв лобик…

Я думаю липу взять на переднюю часть, она обрабатывается легче и вес меньше.

NailMan

50мм для трехлопастных, а 75 для двух в самый раз. я из одной доски 80мм сделал 2 лопасти как раз по 75мм, ну и из одной доски 1500мм сосны

Vorona_z_Handicraft

У меня шпон есть 0.6 мм (бук, клен, тополь, осина) оч. качественный. Им аеробальзовские обклеить - песьня будет… Да и пенопласт можно, жестко получается. Вот тут делал так всё

vorona.org/airplanes/au-1/au-1.php

Впринципе есть куда съездить простой ЧПУ для резки пенопласта доступен… Чтото я сразу не подумал.

На аэробальзе написано вообще передок лопасти из ЛИПЫ

RotorBlade Airfoil # 20024RB (2.00" x 24") Set of 4


$28.00

2” x 24” SG6042 airfoil with basswood leading edge laminated to 8-12 lb. medium-grade balsa. The basswood leading edge makes up 25% of the chord. Perfect for rotor blades on R/C autogyros! Sold in weight-matched sets of four.

NailMan

лопасти надо делать как можно легче. Мой печальный опыт покрытия пены бальзой 1мм показал что такая конструкция будет тяжеленной. К тому же просто покрыть пену бальзой недостаточно, надо сделать лопасти негигроскопичными, тоесть защитить от воды и влаги. А значит сверху пленка должна клеиться. или скотч(как у меня).

Я на большой автожир рассматриваю разные способы изготовления лопастей:

  1. цельнобальзовая лопасть из листа бальзы 100х10мм(как раз 10:1 удлинение, профиль честный SG6042). Вышкуривается на специальной приспособе или руками(рубанок+шкурки+виброшлиф). На 30% клеится угольный лонжерон(врезаются 2 рейки 6х1мм) с обоих сторон, и врезается фанерный составной комель. Потом все это покрывается двумя слоями стекла - 0.03 и 0.1мм на разведенной смоле.

  2. составная лопасть. Фанерный составной комель с вклеенной между пластинами комля сосновой рейкой-лонжероном на всю длину лопасти. Лобик из средней плотности бальзы. Хвостовая часть из рыжего пеноплекса посеченного струной грубо до профиля. Все это склеивается на Столяре(ПВА) и доводится шкуркой до профиля. Потом также покрывается стеклом 0.03 и 0.1, а поле догружается лобик наклеиванием полосками стекла 0.1 до получения нужной центровки.

Предварительно надо будет сделать образец части лопасти(длиной не больше 30см с комлем) и проверить саму технологию изготовления(геморы, плюсы минусы), а такдже получить наглядно положение центровки при применении данных материалов.

Третий способ - это матрицы и корки описывать не буду - для самого пока темный лес.

Vorona_z_Handicraft

Как это пена + бальза 1 мм получилась тяжелее чем ваша бальза + сосна???

Вы на что клеили (не на цемент с песком надеюсь… 😵 😁).

Я отработал на указанном маленьком самолетике так. Ядро из пены 30-35 г, сверху шпон клена. Для склейки клей 3М-77 - вес не нагоняет. Сушить в тепле сутки чтобы остатки растворителя клея вышли.

Шпон клена надо перед наклейкой загрунтовать. Уретановый паркетный лак Акзонобель Маршал, разведение в бензине до 1:1. Несколько слоев снаружи, 1 слой внутри. ,Лакировка займет пару дней с просушками.

Такая лакировка вес не нагоняет, не боится воды и калильного топлива (как с гуся вода оно), лак можно колеровать. Субъективно шпон прочнее становится - уретан связующее дополнительное между волокнами по прочности почти как ЭД20.

Седня позвонил пеноЧПУшникам - сказали вырежут, есть 35 и 50 г пена… Буду делать чертежи.

NailMan

Я не лопасти клеил пена+бальза, а крыло на самолетик. Так что оценочно можно сказать что возможно выйдет тяжелей. Клеил на Титан тонко размазанный(по инструкции типа).

Возможно не те материалы применял, потому и тяжко вышло.

Есть большое желание сделать матрицы и выклеивать по взрослому, все таки результат выйдет глаже и везде одинаковый по лопастям. Гладкость лопасти тут играет особенную роль. Мои нынешние лопасти неровные малька, пузырики скотча есть, сам шов склейки есть(провал на несколько десяток мм) - это сильно тормозит ротор. Все таки хочу скотч снять и покрыть стеклом в один слой - так будет сглажены неровности и поверхность станет глаже.

Vorona_z_Handicraft

Титан тяжелый и густой. Его надо разбавлять спиртом (любой), я так хочу попробовать. Клей есть спирта нету 96%. Хочу сравнить по весу с 3M-77. Последний клей очень легкий на растворителях типа бензин-бензольной группы, через шпон улетучивается лекго за сутки-двое, остается полимерный клей, типа резинового, но много прочнее. Можно клеить и резиновым думаю с разбавлением бензином.

Ну крыло тяжелее вышло да, если сравнивать с НАБОРНО БАЛЬЗОВЫМ. Но лопасть то у вас сплошная из сосны и бальзы, да еще пленка. В варианте шпон + пена (шпон думаю тополь пустить как самый легкий) и без лонжерона кстати выдел легко.

Лак накладывется много слоев с ошкуриванием каждого слоя. Если уложить так слоев 6-7 вес особо не нагонится (меньше пленки), а поверхность получается - зеркало.

Я первый раз так в этом году делал, шпон издалека заказывал, а когда сделал самолетик сам был шокирован результатом.

вобщем присоединяюсь к теме потихоньку, буду показывать что выйдет.

VG

С огромным интересом следил за развитием темы, но самому всё делать с нуля было лень. А тут подвернулась практически РТФ-ная моделька, которая по утверждению прежнего владельца, совершила не один десяток удачных полётов. Правда, были у меня некоторые сомнения по поводу конструкции ротора и центровки, но рискнул опробывать без каких-либо переделок.

ТТД модели: 3-х лопастной ротор 920мм( лопасти закреплены жёстко и не имеют возможности качаться), ширина лопасти 50мм, профиль очень похож на CLARK-Y, полный полётный вес 550гр, тяга двигателя 500гр. Самолёт с такой тягой поднял бы без проблем(даже без крыльев😁).

При взлёте сразу начинает задирать нос вплоть до переворота. Парировать переворот не успеваю и модель начинает валиться “на крыло”. По авиамодельному опыту можно было бы предположить очень заднюю центровку при недостатке тяги.

Пути решения проблемы, надеюсь, найду, но хочется услышать ответы на следующие вопросы:

  1. Кто-нибудь летал с некачающимися и жёсткими(бальзовыми) лопастями?
  2. Как по-точнее определить ЦТ? Одну лопасть направит вперёд(угол атаки 0?) , отметить 25% от конца лопасти, опустить линию( или перпендикуляр?) от лопаси на горизонтальную балку(основание) автожира ?

Вопросы обусловлены вот чем.
1.Все, виденные мной, варианты крепления лопастей позволяют лопасти качать. Кстати, а на сколько легко? Лопасть весом 20гр должна опускать вниз под собственным весом?
2.Рекомендованный конструктором метод определения ЦТ приводит к числам 60-70% от конца лопасти.