Модель автожира
Буквально следующее: Подставляешь ротор под ветер, дожидаешься свиста лопастей, даешь газ, бросаешь с руки, модель с сильной просадкой уходит в полёт. Для меня ключевые фразы - “…ветер раскручивает ротор…” и “…с сильной просадкой…”.
И если ко второму(просадке) я готов, тк имел дело с ручным запуском импеллерных моделей, то первое(ветер, точнее его отсутствие) уже начинает раздражать. Идею о принудительной преротации всерьёз не рассматриваю, тк очень много гимора. На земле раскрутить ротор шуруповёртом, пока не упали обороты надо успеть взять автожир в руку и при этом не получить ротором по морде, выбежать с моделью и передатчиком на взлётку… А преротация ротора эл.мотором этой модельке “не по чину”, да и явный перебор с весом будет.
Ну тады ждем ветра, и если оно летало до и не подверглось большим перепаботкам то полетит, с центровкой тоже сильно не парьтесь, управление то балансировочное
Мдя. У нас в Башкирии легче. С полудня включают ветер обычно 5-6 м/с)))))) а на еродроме и побольше. Штиль только утром и зитемно, и то не всегда.
Полете-е-е-л!
С утра пришлось присутствовать на работе, надзирал за подрядчиками. Было время переделать и узел подвески лопастей, и сделать по совету коллег выкос мотора. К тому же сегодня довольно ветренно. Не знаю, что из этого всего помогло (а может всё вместе взятое), но совершил три полёта в общей сложности 5-ть минут. Осознанно пилотируемыми полётами это назвать трудно, но кое-что успел для себя отметить.
Во-первых, аппарат очень инерционен по управлению. Может, это ещё и от того, что я с перепугу убрал расходы по тангажу до 5%, а по крену до 15%. Но сегодня ни разу не запрокинуло. Очень пригодился мой самопальный рудер. Пугает задержка по набору высоты. При снижении модели рука автоматически прибавляет газ, ухо слышит увеличение оборотов мотора, а привычной для самолёта реакции глаз не видит. В мозгу за доли секунды проносятся всевозможные причины неполадок, а рука автоматически убирает газ. Пока соображаю, что летаю не на фане автожир успевает снизится на метр. В общем какой-то вертикальный слалом получаются. Что бы теория там ни говорила, про ротор-эквивалент крыла, по мне “крылом” это можно назвать с очень большой натяжкой. А может банально не хватает тяги? Вот только какой? Мотора или ротора? Что ещё смущает. При увеличении горизонтальной скорости как-то не очень заметно, чтобы увеличивались обороты ротора. Может такое быть и от чего?
Требуем кино про полет ! 😃
А я вчера не смог с ним совладать 😦
У стра приехал, завел китайскую моторку пролежавщую 2 года на полке с первого толчка и попробовал взлететь - вобщем то взлетел зачотно, никаких напрягов с возрастанием сопротивления от ротора не возникло - мотору пофиг. Взлетал давая ручку высоты от себя газ 2/3 - отсебя убираю, летит снижаясь слегка(взлет под горку вниз) - даю на себя - оторвался, летит ровно, никуда не заваливаясь. Ветер был достаточно сильный, порывистый такой, я бы даже сказал рваный. Вобщем толи качнуло вбок, толи ветер поменял направление(он менялся постоянно в течение дня), вобщем его направо начило валить, я влево, он качнулся как маятник влево, я опять направо и он как качели вправо и перевернулся сделав бочку на высоте метров 6-7, а потом я его опять перевернул в прямой полет и сбросил газ - плюхнулся в высокую траву. Сломало мотораму пластиковую.
Поездили в магаз, купили новую ляминь-мотораму, поставили дома, и поехали снова.
Второй подход был в 3 попытки - на первом подпрыгнул, также “по тракторному” работая газом и высотой, но ветер был на разгоне ровный встречный, как оторвался метра на 2-3 и резко пропал на пару секунд, так как я давил от себя он провалился и когда опять задуло - рванулся вверх, так как я от себя убрал и свалился. Вторая попвтка была получше но все равно не то. А в третьей ветер опять поменялся и взлетал на репейник, не хватило разбега - об нескошенную траву сделал капотаж и развалило хвост и балку.
Вобщем в больших раздумьях - а не сделать ли ему новый фюз, с рассчетом именно на автожирную компоновку. Сервы уложить в фюз, а не на мачту, сделать подлиньше его и поширше. И главное сделать попрочней оперение. Все таки оно изначально слабое было на самолетике.
Я своему сделал по СПАДовской технологии корткий фюз, очень прочно, по весу для эксперементальной модели пойдет. Главное раздолбать сложно.
На крепеж винты и саморезы можно, уголки пластиковые мебельные и т.д. Стаб и РВ наверное из коропласта слелаю - чую пока отработается много жестких падений будет…
Щас сфоткать немогу (тут ремонт-срач-трубы меняют дома…), см. вот так какнибудь
Вот посмотри тут rcopen.com/forum/f1/topic40260/182
думаю оптимальное решение для экспериментов. Дешево, быстро, крепко, не боится выхлопа…
Встречно вопрос. А не думал приспособить вертолетную тарелку? Я бы приспособил - только в них я не разбираюсь нифига… Зато там угол атаки лопасти менять можно и преротацию организовать легко… Стало быть можно и взлет прыжком сделать.
ага, и стоимость падения сразу возрастает от 10р(клей+обрезок бальзы) до десятков-сотен баксов 😃
Каких десятков сотен? я купил вентеляционный пластик рублей 90 стоит…
Я про вертолетную голову.
А, понял… Ну я тоже отчасти так думаю. Но когданить может попробую. У меня негде рассмотреть как она сделана к сожалению. Надоб съездить в магазин порасматривать. Может можно самому сотворить в какомнибудь простом виде.
Я вот мачту уже сделал из 14 мм карбоновыой трубы стенка 1 мм. На шарнир купил хорошую небольшую инструментальную шарнирную головку, вклеил на эпоксидке с ПЦС намертво в трубу. Затра отвезу чертежи ЧПУшникам - в одном месте из 3 мм выточат детали 2-х трехлопастных тарелок под роторы. Купил подшипники под них 6х19х6, японские, а всего по 17 рублей. Ставятся на вал от мотора электро 6 мм, все просто выходят. А валы у меня запасные от Power-60 что на фотосамолете. сталь класная и калибровано под 6 мм подшипник идеально. Один конец тажже вклею в шарнир насмерть. Сервы поставлю 12 кг… Мотор Ванкель будет поворачиваться вверх одной сервой, попробую такой способ для раскрутки 2-х роторов.
Пофиль в пенорезку завтра отдаю, шпон тополя 0.6 мм поверх приготовил, он легкий… Взял автожирный профиль как ты посоветовал, тоже для упрощения низ плоский сделал. Подскажи, угол атаки относительно нижней плоскости профиля какой делал? минус 3-4 градуса хватит???
Вот кстати редкое видео соосник автожир
Купил подшипники под них 6х19х6, японские, а всего по 17 рублей.
Вопрос в сторону несколько - где так хорошо торгуют?
У нас магазин есть где подшипники продают от мала до велика. Если сильно надо могу прислать - я купил 6 штук мне 2 всего надо. Если что кинь аадрес в личку вышлю почтой чтоб не искать. Могу и тарелку доп экземпляр нарезать - у нас всего 20 руб за метр берут, ЧПУ очень хороший фрезер.
Просто на днях купил коренной подшипник для АСП - так разница с московскими ценами - полтора порядка…
Мотор Ванкель будет поворачиваться вверх одной сервой, попробую такой способ для раскрутки 2-х роторов.
Думаю нафиг не нужно - от ветра зашибись раскручивается если крутнуть вначале рукой.
Взял автожирный профиль как ты посоветовал, тоже для упрощения низ плоский сделал. Подскажи, угол атаки относительно нижней плоскости профиля какой делал? минус 3-4 градуса хватит???
-3.5°. на катете 30мм(ширина комля по площадке держателя лопасти) 2мм фанеру надо сточить с 2мм до 0.5.
Вот тут появились фотки неплохие по изготовлению лопостей. Я какраз думал несколько дней назад о “профилированом” брусочке для этого.
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1067360&p…
По поводу “толкающего” автожира вот тут подробно однако много и наглядно…
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1068616
тема длинная, не поленитесь фотки хотябы просмотреть… Тут выкос вверх не делают, а стявят ось мотора строго паралельно гориз. стабу. Собственно логично. Выкос может и не нужен. Тут собственно наверное аналогия с самолетом не правильна наверное, т.к. у самолета крыло неподвижное, а у автожира ротор подвижен на шарнире. Нужно искать некое “нулевое” положение ротора для прямого полета и ЦТ правильный. Вобщем посмотрите.
Кстати в одной из тем англичанин мне подсказал где беруться клевые надувные колесики
Думаю нафиг не нужно - от ветра зашибись раскручивается если крутнуть вначале рукой.
Да, знаю. Но сделать не сложно для эксперимента. И у меня по прикидкам недостаток веса возможен в носу, так что лишнюю 55-60 грамовую серву поставить можно, иначе всеравно грузить нос… Мне главное уложиться чтобы мачта не зацепляла пропеллер при повороте мотора. Тут на радость у роторного двигателя диаметр винта маленький - 9 дюймов. Попробую еще 3 лопасти 8 дюймов (имеется толкающий).
…поворот мотора решает еще одну проблему. Хвост короткий и при толкающем варианте проблема завести будет, неудобно. Стартер просто не влезет, а заводить пальцем Ванкеля - проблема. Мне редко удавалось его с руки пустить. Об этом в инструкции даже упоминается. Стартером пускается легко, а для доступа стартером также надо повернуть двигатель хотябы на 45 градусов.
Вот забамный “механизм” изготовления лопостей. Вестьма простой однако… Есть мысль как сделать электро вариант однако.
Появилось понимание как получить положение ЦТ на модели с непосредственным управлением(DC).
Так как в приводе головы условная точка вращения(пересечение плоскости вращения ротора и его оси вращения) и ось вращения головы по тангажу(вперед назад) имеют некоторое взаимное плечо, то ту возникает хренотень с “гуляющим
ЦТ”. При этом чем больше плечо и углы отклонения вперед, тем больше “гуляет” ЦТ.
По теории ЦТ(продольная проекция) должен быть или по линии проекции точки вращения на ось фюзеляжа, или чуть впереди нее(передняя центровка), однако в реале выходит задняя, почему? Потому что есть вышеупомянутое плечо. Если в нейтральном положении(ось вращения ротора наклонена назад на 8°) проекция точки вращения на ось фюзеляжа автожира совпадает с проекцией ЦТ, то при отклонении ротора скажем вперед, точка вращения сместится вперед, как будто бы подвинули всю мачту вперед, при этом ЦТ всего аппарата останется практически там же где и был, но он уже будет позади точки вращения и фактически центровка уйдет назад. При отклонении ротора назад произойдет тоже самое, то центровка уйдет вперед.
Таким образом как я себе это представляю, правильное положение ЦТ(центровка) в нейтрали будет такое, при котором ЦТ будет находиться несколько впереди точки вращения в самом переднем положении(ротор наклонен вперед), что в принципе подтверждается практикой нагрузки носа.
Вчера нажрался адреналину на Як54 (по мне - трудный самик, особо после вальяжной катаны) а вот седня день ушел на проектирование станка для профилирования лопастей.
Вобщем делать будет УМ…), созванивались с Мск по поводу барабанов. Пересчитали, профиль мерили. Решили барабаны и лезвия делать на УМПО. Вобщем результативно почертили. Кстати с использованием допотопных средств (типа кульмана, ШЦ, заодно сделали новые стойки для Як54 - родные гадость, даже при маложесткой посадки просели - Зингер 14-6 в щепки.
Теперь. Будут лопасти у меня из липы, переклея и т.д. Заразился я автожирами. Но в октябре будут первые экз… Профинансировано пока фрезы автожирные. Сим профиль - на потом.
Вот фотка моего.
-
Роторы,соосная схема (насажены тут на отвертку типа для фото). Фанера, 3 мм, снято виброй до 2.7, ннарезка ЧПУ. Довел руками до ума. Подшипники по 1 шт на ротор. Пробовал 2 шт - крутится тяжело((((((((
-
Лопасть от нарезки ЧПУ пенопласта 35 г. Доводка шкуркой, оклейка шпоном. Жесткость отл… Профиль по всей длине получается одинаковый. На фото - 0.6 мм тополь на пенопласте. Бук лучше и красивее))) Уретан поверх слоев думаю 3-5 поверх с ошкуриванием; веса не добавит, см т.
-
Нарезка пенопласта под корень лопасти. Пазы под бук 1.5 мм. Все крепко будет.
-
…мачта. Кантипайловская труба карбон 14 мм (стенка 1 мм), вклеена “Цербер” + ПЦС) инструментальная головка.
Работы много еще. Неспешу. … по соосникам нет почти инфо, но по автожирам милион материалов если искать))))
П.С. Найлман. Отказ от гибкой башки на 1 ротор - ошибка, советую подумать. ИМХО.
Nail, подсажи по центроке лпастей
Найл ман. В выхи буду клеить лопасти, хочется сравнить с самодельными твоими по весу. Скажи вес лопасти и ее размер или сколько г на дм у тебя вышло.
По тому фрагменту что я выклеил легкая получилась, кстати кручению не поддается (щас клей застыл, мучал). Думаю когда буковым шпоном оклею будет еще жестче.
Кстати, нарезали мне пенопластовых ядер с избытком, да и шпона дофига. Давай ка - могу тебе склеить пару-тройку лопастей и выслать почтой для проект-поддержки (бесплатно), мне не жалко. Доведешь сам (усилить в корне, засверлить). А клеить 6 или 10 лопастей - мне всеравно вечер сидеть…
мои лопасти 770х75 мм толщина 7.5мм. Сосна+бальза+скотч. Вес лопасти 120г. Вобщем то с вышеприведенным станочком(материалы для него купил) изготовление лопастей мне тоже будет простое 😃 тем более я не очень как то доверяю пене. Наверно Буратина сказался на этом.
Голова гибкая - это все таки кал. Конкретно для моего размера. Гибкого материала долгоживущего нет приемлемого. Все в конце концов загибается. Механика живуча, и работает на отличненько. Вон и Саняба у нас также сделал механическую голову и тоже зашибись крутит.