Модель автожира
willi_m
Большой Респект Вам! Много, доходчиво и просто! Спасибо!
Вот, кстати последний момент - ““Метод третий. Циклический контроль (cyclic control)””, меня и заинтересовал с самого начала еще раньше.
Была мысль, почти тупо купить в магазине имеющиеся детали НВ вертолета (Раптор 90, Предатора), а лучше целиком весь НВ с хабом, лопастями и автоматом-перекоса
и использовать это на модели целиком.
Ну чтобы меньше самоизготавливающихся деталей, на что времени немного. Вот именно от этой идеи и возник вопрос использования вертолетных лопастей.
Спасибо, читаю, думаю.
Если использовать запчасти от вертолетов, то следует помнить следующее.
Обычно вертолеты с циклическим шагом имеют два типа управления: ССРМ михинг с тарелкой (swash plate) 120 град. и с тарелкой 90 град. 120-ти градусная тарелка не годится для двухлопастного ротора, только для трехлопастного, но там свои заморочки. А вот 90 градусная в принципе подойдет.
Я как то строил автожир с циклическим шагом, но там я пошел несколько другим путем. Если найду картинки в своем архиве, то выложу их с описанием конструкции.
Эта модель была построена специально для изучения эффективности циклического изменения шага ротора автожира.
Использованы готовые узлы от вертолетов с фиксированным шагом (Century V.3, GWS, Helimax и им подобных) с некоторой модернизацией.
Хотелось бы собрать модель уже не самолета/вертолета, а автожира.
На форумах этой темы не видел.
Почему не строят?
Какие проблемы ожидают конструктора при моделировании?
И с чего начать, где почитать?
Александр.
Всем,здравствуйте.Вот интересное видео,где используется ДВС-ный тренер с довольно приличным размахом крыла,как автожир.Причем используется универсально,сначала это просто самолет,полетали,крыло сняли,поставили ротор,теперь это автожир.Очень интересно,т.к. у многих,я думаю,остались “дрова” после обучения,которым можно вдохнуть новую интересную жизнь:)!
Можно поподробней заострить внимание на рассчете параметров ротора для модели? Предположим взлетный вес модели будет 4.5-5кг, прямое управление ротором, три лопасти.
Как определить диаметр ротора(или длину лопасти) и ширину лопасти чтобы под взлетный вес подошел по тяге?
Какие профиля пользовать лучше? начитался сейчас всякой теории, прибегают к разным видам профилей - сразу и не поймешь какой лучше.
Конструкция лопасти ротора? Посмотрел как делали на советчине композитные лопасти для малых автожиров 1:1 - в принципе приемлемо для меня. Предполагаю применять угольный трубчатый лонжерон с пенопластовой задней частью и лобиком, покрытый стеклом. Корневая часть в районе крепежа будет деревянной(фанера) покрытая стеклом.
Ротор хочу выполнить со складными лопастями как у вертов. Как у складных лопастей фиксация идет в полетном положении? или они могут вращаться в шарнире в любую сторону и в полете тупо от центробежной силы всегда стоят по радиусу?
Где бы найти фотки или эскизы хабов роторов моделей?
И еще немаловажный вопрос - если по прикидкам выходит диаметр ротора 2000мм, то как лучше раскручивать его? Пока на ум пришло делать пулл-стартер в виде ляминиевой катушки на самой макушке ротора с поперечным отверстием. В него вставляем леску, и наматываем ее на катушку, при раскрутке тянем на себя, уперев модель в ногу. Вариант с раскруткой шуруповертом как у бразильца на видео с тренером не канает - слишком большой диаметр.
www.autogyro-rc.com
там у них гибкие хабы
для раскрутки можно электромотор применить 😃
по расчётам - найди сайт twistair, там есть книга…
не ищи, вот сайт… twistairclub.narod.ru
Электромотор - это лишний вес(даже если акки внешние) и усложнение ротора(шестерни), не хочу. Нужно именно простейшее устройство для раскрутки.
Упрощенно можно, сравнивания с самолетом можно принять, что площадь ометаемой ротором поверхность эквивалентна площади крыла самолета. Нагрузка на ротор расчитывается точно так же, как нагрузка на крыло. Для автожиров имеется параметр “коэффициент заполнения ротора”, который учитывает количество лопастей. В общем виде: с тремя лопастями ротор будет иметь несколько меньший
диаметр, чем ротор сдвумя лопастями. Все лопасти моделей автожиров, что я видел, имели деревянные лопасти. Ротор должен быть как можно легче. Профиль должен быть несимметричным. Хорошо зарекомендовал себя SG6042.
У автожира ротор вращается с небольшой (относительно вертолетного ротора) скоростью, порядка 600-800 об/мин. Поэтому центробежной силы будет недостаточно и лопасти необходимо фиксировать в двух точках. Например таким вот образом: лопасти могут складываться назад для транспортировки поворачиваясь вокруг болта (не должен быть сильно затянут). В полетном положении лопасти фиксируются шпеньком из твердой бальзы. В случае опрокидывания на земле шпеньки ломаются и предохраняют лопасти от повреждений. Такое крепление прекрасно работает на небольшой модели. В случае ротора диаметром ок. 2-х метров лопасти придется крепить жестко двумя болтами.
что-то сомнения берут…
мне кажется, что коэффициент заполнения ротора есть отношение площади его лопастей к площади диска ротора … www.rotorcraft.ru/zagordan/glava2-3.htm
что-то сомнения берут…
мне кажется, что коэффициент заполнения ротора есть отношение площади его лопастей к площади диска ротора … www.rotorcraft.ru/zagordan/glava2-3.htm
Я уже говорил, что это упрощенные допушения. Но смысл, я думаю понятен. Ширина лопасти так же имеет значение, но и тут не стоит сильно заморачиваться: брать пропорции вертолетных лопастей.
Тогда встречный вопрос - какова приемлемая нагрузка на ротор для автожиров?
Если взять 2000мм ротор и вес 5кг, то выходит нагрузка 15г/дм2 - это много или мало?
Ну, тут не совсем так. Не учтен коэффициент заполнения. При таких параметрах и двухлопастном роторе нагрузка будет гораздо больше. Она, нагрузка, будет гораздо больше. Откуда взялись 5 кг? Мне кажется, что это слишком много. Самый большой автожир, что я видел, имел диаметр ротора 1.8 м и вес чуть больше 2 кг.
2 willi_m - фига-се “допущения”… считать эквивалентное крыло с площадью ометаемой ротором, либо с оной, но помноженой на 0,1 например…
я-б пожалуй на rcu почитал чего-нить…
2 Wherewolf
Вот, почитал на rcu:
“Disc Loading.
The gross weight of the gyroplane divided by the rotor disc area. The greater the disc loading, the gyroplane’s sinking speed will increase, and its glide-angle will become steeper”.
Что касается ПРИЕМЛЕМОЙ нагрузки:
" What kind of “wing” loading?
The disk loading is the weight of the model divided by
the area of the whole rotor disk. ~2-3 Ounces/sq foot for
two bladed systems, ~3-4 ounces per sq for 3 or 4 bladed systems".
Мотор туда пойдет - бензиныч 26сс(1100г), планер 1.5кг, ротор 1кг вместе со съемной стойкой(как у бразильца на тренере), шасси и всякая электроника - еще 700-1000г. Примерно выйдет 4.5кг. 5кг я взял по максимуму.
Двухлопастный ротор может не потянуть такую нагрузку. Мне кажется стоит подумать о трех, может даже четырехлопастном роторе.
Я и не сумневался что не потянет, потому как минимум под 3 лопасти ориентируюсь(чтобы складывался нормально). Ведь ширину лопастей я могу любую делать.
Не могу перевести мерикосовские нагрузки в нормальные г/дм^2 - мозг клинит что на что умножать. Как это сделать? всякие нолики.ру такие производные величины не знают.
Щас переведем. 😃
С шириной лопасти не следует обходиться слишком вольно. Опять же упрощенно, лопасти автожира слегка шире вертолетных. Но нельзя их делать слишком широкими. Я измерю сегодня отношение длины к ширине у своих вертолетов и автожиров, когда вернусь домой 😃
если взять удлинение 10, то при метровой лопасти будет 100мм ширина, а диаметр ротора даже несколько больше за счет хаба - 2150мм примерно.
вроде получилось сконвертировать, во всяком случае г/дм2=унции на кв. фут*28.35/9.29
при 4 унции на фут выходит 12.2г/дм2 рекомендуемая нагрузка, а у меня при диаметре 2150(1000мм лопасти) выходит 12.39 - так что подходит размер лопастей. Теперь только с их количеством и шириной определиться бы.
4 унции на кв. фут - это примерно 13 г/кв. дм
Из тех автожирных лопастей, что можно приобрести готовые, самые длинные имеют размеры 36"х2.375"
Т.е. отношение длина/ширина (aspect ratio, AR) 15.15
36"х2.75" АР=13.09
24"х2.375" АР=10.1
24"х2.00" АР=12.1
на моей последней модели лопасти 13"х1.5" АР=8.6
Как видно, существует некий разброс. Широкое поле для экспериментов 😃
Кстати промелькнувшая здесь мысль на тему раскрутки ротора за счет тянущего пропа двигателя мене не давала покоя и придумалось следующее.
Двигатель и так будет иметь некислый выкос вниз, кроме того в конструкцию фюза в носовой части я могу сделать горизонтальный пенал под трубку(типа как для крыла), в которую перед стартом вставлять трубу с надетым на одну сторону щитком, с привязанной веревочкой, и так чтобы лопата вставала градусов по 30-40 к строительной оси, с обратной стороны на торчащую трубу надеваем вторую такую же лопату с веревочкой. Далее заводим мотор, прогреваемся, выходим на максимал и за счет отклонения большой части потока(сделать размах лопат заведомо большего чем проп) ротор должен раскрутиться самостоятельно.
Модель при этом держать за хвост за трос(снизу за стойкой шасси планирую сделать крюк обратный.
Как раскрутился ротор - за веревочки сдергиваем лопату с трубы и с другой стороны вытягиваем лопату с трубой. Типа в путь…