Модель автожира

NailMan

Тогда встречный вопрос - какова приемлемая нагрузка на ротор для автожиров?
Если взять 2000мм ротор и вес 5кг, то выходит нагрузка 15г/дм2 - это много или мало?

willi_m

Ну, тут не совсем так. Не учтен коэффициент заполнения. При таких параметрах и двухлопастном роторе нагрузка будет гораздо больше. Она, нагрузка, будет гораздо больше. Откуда взялись 5 кг? Мне кажется, что это слишком много. Самый большой автожир, что я видел, имел диаметр ротора 1.8 м и вес чуть больше 2 кг.

Wherewolf

2 willi_m - фига-се “допущения”… считать эквивалентное крыло с площадью ометаемой ротором, либо с оной, но помноженой на 0,1 например…

я-б пожалуй на rcu почитал чего-нить…

willi_m

2 Wherewolf

Вот, почитал на rcu:

“Disc Loading.
The gross weight of the gyroplane divided by the rotor disc area. The greater the disc loading, the gyroplane’s sinking speed will increase, and its glide-angle will become steeper”.

Что касается ПРИЕМЛЕМОЙ нагрузки:

" What kind of “wing” loading?
The disk loading is the weight of the model divided by
the area of the whole rotor disk. ~2-3 Ounces/sq foot for
two bladed systems, ~3-4 ounces per sq for 3 or 4 bladed systems".

NailMan

Мотор туда пойдет - бензиныч 26сс(1100г), планер 1.5кг, ротор 1кг вместе со съемной стойкой(как у бразильца на тренере), шасси и всякая электроника - еще 700-1000г. Примерно выйдет 4.5кг. 5кг я взял по максимуму.

willi_m

Двухлопастный ротор может не потянуть такую нагрузку. Мне кажется стоит подумать о трех, может даже четырехлопастном роторе.

NailMan

Я и не сумневался что не потянет, потому как минимум под 3 лопасти ориентируюсь(чтобы складывался нормально). Ведь ширину лопастей я могу любую делать.

Не могу перевести мерикосовские нагрузки в нормальные г/дм^2 - мозг клинит что на что умножать. Как это сделать? всякие нолики.ру такие производные величины не знают.

willi_m

Щас переведем. 😃

С шириной лопасти не следует обходиться слишком вольно. Опять же упрощенно, лопасти автожира слегка шире вертолетных. Но нельзя их делать слишком широкими. Я измерю сегодня отношение длины к ширине у своих вертолетов и автожиров, когда вернусь домой 😃

NailMan

если взять удлинение 10, то при метровой лопасти будет 100мм ширина, а диаметр ротора даже несколько больше за счет хаба - 2150мм примерно.

вроде получилось сконвертировать, во всяком случае г/дм2=унции на кв. фут*28.35/9.29

при 4 унции на фут выходит 12.2г/дм2 рекомендуемая нагрузка, а у меня при диаметре 2150(1000мм лопасти) выходит 12.39 - так что подходит размер лопастей. Теперь только с их количеством и шириной определиться бы.

willi_m

4 унции на кв. фут - это примерно 13 г/кв. дм

Из тех автожирных лопастей, что можно приобрести готовые, самые длинные имеют размеры 36"х2.375"

Т.е. отношение длина/ширина (aspect ratio, AR) 15.15

36"х2.75" АР=13.09

24"х2.375" АР=10.1

24"х2.00" АР=12.1

на моей последней модели лопасти 13"х1.5" АР=8.6

Как видно, существует некий разброс. Широкое поле для экспериментов 😃

NailMan

Кстати промелькнувшая здесь мысль на тему раскрутки ротора за счет тянущего пропа двигателя мене не давала покоя и придумалось следующее.

Двигатель и так будет иметь некислый выкос вниз, кроме того в конструкцию фюза в носовой части я могу сделать горизонтальный пенал под трубку(типа как для крыла), в которую перед стартом вставлять трубу с надетым на одну сторону щитком, с привязанной веревочкой, и так чтобы лопата вставала градусов по 30-40 к строительной оси, с обратной стороны на торчащую трубу надеваем вторую такую же лопату с веревочкой. Далее заводим мотор, прогреваемся, выходим на максимал и за счет отклонения большой части потока(сделать размах лопат заведомо большего чем проп) ротор должен раскрутиться самостоятельно.

Модель при этом держать за хвост за трос(снизу за стойкой шасси планирую сделать крюк обратный.

Как раскрутился ротор - за веревочки сдергиваем лопату с трубы и с другой стороны вытягиваем лопату с трубой. Типа в путь…

willi_m

По принципу: “Зачем просто, когда можно сложно?” ? 😃
Самая обычная электродрель. Но если хочется, что бы было все “по-взрослому”, тогда только электрический преротатор.

NailMan

Дрель заманчиво, но при метровой лопасти дотянуться до хаба человеку весьма трудно. Пробовал положить на предполагаемую высоту установки ротора метровую трубку положить и дотянуться до другого конца с вытянутой в руке дрелью - не выходит - “лопасти будут бить по яйцам” 😕

а двигатель не хочу категорически - усложняет коснтрукцию шестернями, крепежом мотора и прочим.

кстати как все таки выбрать при моем предполагаемом весе модели количество лопастей? 3 или 4?

willi_m

В принципе можно и без преротатора. Нужен хороший ветерок и немного более длинный разбег.
3-х лопастный ротор наиболее распространен. Проще и дешевле.
У 4-х лопастного подъемная сила будет по-больше, но не настолько много, что бы усложнять конструкцию

Wherewolf

кстати о роторах… есть инфа по углам установки лопастей?

и ещё вопрос… при наличии аэродинамических органов управления насколько надо заваливать назад вал ротора?

willi_m

Угол установки лопастей отрицательный 1-4 град. Устанавливается экспериментально.
Я это делал так: берется ротор на оси и ставится практически перпендикулярно к ветру. Изменяя угол установки лопастей определяется наибольшее число оборотов. Обычно 1.5 - 2.0 град.

Угол отклонения ротора назад (угол атаки) 6-8 град. Иногда и более. Угол атаки присутствует не только при наличии аэродинамических поверхностей, но и без оных т.е. в случае прямого управления ротором.
С учетом наклона назад мачты общий максимальный угол наклона ротора назад составляет 15 - 18 град.
Вперед 0 - 2 град.

В общем случае угол атаки ротора при нейтральном положении ручки высоты подбирается таким образом, что бы на среднем газу модель летела ровно без набора высоты.

Юрий05

Мне где-то попадалась картинка,где лопасти ротора установлены с небольшим углом V \как на самолетах\
Стоит-ли заморачиваться?

NailMan

В углах я маленько запутался.

отрицательный угол - это куда носок профиля идет: вверх или вниз? Всегда считал положительным углом установочным(как и атака) - это когда носок поворачивается вверх(в системе координат это выходит отрицательный ибо там положительный угол когда против часовой стрелки вращение).

Значит каждая лопасть относительно плоскости вращения головы ротора должна поворачиваться на 1.5-3°, угол подъема(маховое движение лопасти) вверх до 3°, угол наклона назад всего ротора(стойки подвеса) - 6-8°. И наклон ротора вперед-назад и вправо-влево на 15-20°. Я правильно понял по углам?

willi_m

Лопасти крепятся к хабу на гибкой подвеске и при вращении приподнимаются вверх, образуя некий угол. Это называется coning, конус, грубо говоря. Как такового угла V у ротора нет. Иногда на фотогрфиях видно, что у статичного ротора лопасти слегка опущены. Это потому, что они подвешены на гибкой подвеске.

Отрицательный угол атаки лопастей - это когда задняя кромка лопасти выше передней, если смотреть в торец лопасти. Обычно регулируется подкладкой под заднюю кромку прокладок (я использую кусочки фанеры 0.6 мм). Угол атаки лопастей ротора на автожире ОТРИЦАТЕЛьНЫЙ, в отличие от вертолета, где он положительный.

Угол подъма лопасти (маховое движение) вообщем то устанавливается оптимально автоматически. Может быть и 3 град., и больше. Заморачиваться 😃 не надо - он саморегулируется. Но, вообще то, на хабах обычно ставят ограничители махового угла сверху и снизу, но исключительно для предотвращения поломки подвеса. На приведенной выше фотографии преротатора видны эти ограничители в виде фанерных накладок сверху и снизу подвески.

Угол наклона мачты (стойки) назад у автожиров с тянущим винтом 6-8 град, с толкающим 6 - 14 град.
Наклон ротора вперд 0 - 2 град, назад до 15 град. Влево-вправо на полных ход машинок (ротор довольно инерционен), т.е. 15-20 град.

0 градусов вперед значит ротор стоит параллельно оси фезюляжа.