Модель автожира
Всё правильно. Пробовал я пускать на передних центровках. Получаются “капоты” на посадке и переход в пикирование на авторотации. Одна польза - устойчивый прямолинейный полёт в ветер. Более безопасно летать при задних ЦТ.
странно у меня центровка передняя, сантиметра 2 от оси роторов.
вроде нет проблем.
А здесь влияет не только положение ЦТ. Площади крыла и стаб., Утановочные углы осей роторов и крыла, да и мало-ли что ещё. Вобщем по полёту надо смотреть. Я сейчас “присел” на 3D пилотаж, так пробую менять на самолётах ЦТ под себя в довольно широком диапазоне. Кстати,попробуйте с передними центровками полетать в"хариере" и приземлиться.
ну насчет полетать это громко сказано, первый раз взял в руки пульт в начале лета. Про установочные углы роторов и прочее - ну модель полнейшая отсебятина, туда-сюда пол-лаптя как левой ноге захотелось.
здесь видна ошибка-прикол: роторы вращаются лобиками назад)))
я еще когда делал думал как-же они с положительными углами атаки раскручиваются? наверное потоком от винта
А вы говорите, нет проблем. Слава Богу , летит в нужную сторону. А вообще, не заморачивайтесь на автожирах. Для обучения постройте добротный тренировочный самолёт и летайте в своё удовольствие…
Из пяти собранных мной автожиров полетели только два. Первые три, которые не удалось поднять в воздух - однороторные, тёхлопастные с профилированными лопастями. Те, что полетели, собраны по самой примитивной пеношняжной технологии - двухроторные четырёхлопастные, с плоскими лопастями.
Возникает вопрос - а стоит ли мудрить с профилями несущих винтов, если ЭТО летает и на плоских лопастях? И ещё. На всех виденных мной двухроторных аппаратах винты вращаются из вне к центру, т.е. левый-по часовой, а правый-против часовой. После после некоторого привыкания к особенностям аппарата решил ради хохмы поменять роторы местами. Теперь вращение “неправильное”- от центра к краям. И знаете, коллеги, понравилось больше! Управлямость стала более мне привычная.
Есть мысли по этому поводу?
а с чем связано? меньший гироскопический эффект?
по идее тогда набегающий поток и струя от винта работают впротивоход друг другу (конечно если винт тянущий).
У меня случай был, при взлете на ротор антенну закинуло, и ниче, кубарем на людей не упал, привел к себе и уже рядышком плюхнулся.
Правда как привел РН до конца в сторону - скомпенсировать заклинивший ротор и по кругу к себе.
У заклинившего ротора подемная сила тоже не нулевая, и еще заметил как мне показалось обтрепывание лопастей не особо отрражается на полете, разве что вибрировать начинает.
а с чем связано? меньший гироскопический эффект?
Полагаю, что так. При “правильном” вращении роторов, а они у меня 50см., никак не удавался разворот блинчиком. Приходилось полными расходами рудера просто валить модель на бок. При “неправильном” вращении можно добиться очень классического разворота по-пайперовски. И ещё. Мне по-прежнему не даёт покоя центровка. Нынешний аппарат прекрасно летает только с ЦТ 30-40мм позади осей роторов. При более передней центровки пропадает “воздушность”(приходится всё время держать ручку на себя), при более задней раздражает вечно задирающийся нос. Но хочу обратить внимание коллег на ключевое слово - ПОЗАДИ осей роторов. Год назад в этой теме обсуждался вопрос о ЦТ автожиров. Единогласно пришли к мнению, что ЦТ должен находиться впереди оси ротора. Что-то теория с практикой не стыкуются.
Одно дело один ротор и другое дело 2 ротора по центровке! Очень разные вещи.
Для однороторного нужно делать вращение если сверху смотреть - по часовой стрелке. Так набегающая лопасть будет компенсировать крутящий момент мотора который направлен в обратную сторону. Я(пробовал) и Саняба(летал) с обратным вращением(неправильным, с набегающей справа) двухлопастного ротора и было несколько нестабильно из-за того что большая подъемная сила у набегающей суммировалась с моментом от мотора и аппарат летал у Саньки легко влево(ну и человеку тоже легко так поворачивать), а в право хуже.
Возможно с двумя роторами примерно такая же ситуация - при “правильном” вращении набегающие лопасти(у левого ротора слева, у правого справа) с большей подъемной силой давят на аппарат сбоку вовнутрь к ЦТ и как бы стабилизируют его по курсу и крену. Примерно как если взять крыло самолета и сделать ему уши на концы консолей под углом градусов в 20-30, примерно как у планеров(я на беспилотнике такие делаю сейчас). А если направление вращения “неправильное” то набегающие и более “тяговитые” лопасти будут по центру модели и давить будут вовне(у левого ротора справа, у правого слева), что сводит стабилизирующий эффект на нет и моделя становится менее стабильной, но более маневренной по обоим направлениям.
Одно дело один ротор и другое дело 2 ротора по центровке! Очень разные вещи.
Хоть убейте, не понимаю разницы! Что два, что один ротор вращаясь образуют подобие крыла. Меня учили , что ЦТ модели должен находится(грубо) от передней кромки крыла в пределах 20- 35% хорды крыла. Что для одного ротора, что для двух по моим расчётам ЦТ должен находиться перед осью ротора. Но ведь не летают ни те , ни другие! Однороторные делали кувырок через “голову”, двухроторные резко пикируют.
Чтобы не доставать коллег дурацкими вопросами, проще было бы востановить один из однороторников, сместить ЦТ за ось ротора и попытаться поднять в воздух, но сезон уже кончается и до дождей успею.😦
Хоть убейте, не понимаю разницы! Что два, что один ротор вращаясь образуют подобие крыла. Меня учили , что ЦТ модели должен находится(грубо) от передней кромки крыла в пределах 20- 35% хорды крыла. Что для одного ротора, что для двух по моим расчётам ЦТ должен находиться перед осью ротора. Но ведь не летают ни те , ни другие! Однороторные делали кувырок через “голову”, двухроторные резко пикируют.
Важно как положение по X(вдоль модели) так и по Y(по высоте модели), так как ЦТ непрерывно связан с положением оси тяги. Тут мы терли теорию. У Санябы теория совпала с практикой, у меня так руки не дошли еще на своем аппарате проверить - ротор нужно новый делать с обратным вращением.
Кроме того все автожиры летят опустив задницу, что большие что модели, другое дело насколько опустив. С задней центровкой у меня не летело, с сильно передней тем более, а с нормальной(мне немного то осталось сделать для нормального положения ЦТ) не пробовал.
… ротор нужно новый делать с обратным вращением.
И опять вопрос. На двух первых моих автожирах роторы вращались по часовой, но делал так скорее по старой вертолётной привычке, чем задумываясь о компенсации тянущего винта. А вот на третьем -полукопии “Sierva С-30” ротор штатно(перепутать детали головы было невозможно) врашался против часой. Даже предупреждение было, что винтик крепления ротора должен быть посажен на локтате. Но при этой(принципиальной?) разнице все три модели при взлёте делали неуправляемую бочку вправо.😦
Слушайте! А может я на старости лет чего напутал?! 😮 При отклонении ручки вправо ротор наклоняется тоже вправо или…?😃
вправо конечно если ручку вправо, по другому это как с инверснутыми элеронами будет летать - тоесть дрова.
вправо конечно, если ручку вправо…
Значит не ошибся. 😦
На время откажусь от моделей с управляемым ротором и буду по-тихоньку экперементировать. Поскольку двухроторные модели у меня летают вполне достойно, далее заколбасим однороторный пенолёт с неуправлямым ротором и, если получится взлететь, в планах приспособить к фюзу Пайпера вместо крыла неуправлямый двухлопастной ротор из остатков от первых автожиров, ну а там уже посмотрим.😒
Вчера весь день просидел на форуме автожирщиков и много, чего для себя уяснил. Например, для чего делается наклон мачты назад и считаю, что для моделек это совсем не критично. Вник в моменты балансировки настоящего автожира-всё довольно просто.
Должен признаться, что хоть я и отношусь к различного рода пенолётам без какого-либо пренебрежения, но автожир из потолочки - совсем не то. Нет особенного, чарующего звука вращаегося ротора…😉
Вник в моменты балансировки настоящего автожира-всё довольно просто.
Пожалуйста по конкретней я тоже хотел бы знать.
красивая муха, листьев на взлете поначипляла видать гнездо вить собралась, или они в норах живут?😁
На двух первых моих автожирах роторы вращались по часовой… А вот на третьем -полукопии “Sierva С-30” ротор штатно(перепутать детали головы было невозможно) врашался против часой… Но при этой(принципиальной?) разнице все три модели при взлёте делали неуправляемую бочку вправо.😦 …
Ротор автожира, вращающийся против часовой, должен стремиться сделать бочку влево (если смотреть на модель сзади, разумеется). Правая, набегающая вперед лопасть имеет бОльшую подъемную силу, нежели левая, идущая попятно. Возможно, бочки вправо были вызваны крутящим моментом двигателя. Впрочем, у моего прототипа, например, и сам двигатель (тянущий) стремится завалить его налево (а роторов два).
Правая, набегающая вперед лопасть имеет бОльшую подъемную силу, нежели левая, идущая попятно.
ой-ли? угол атаки лопастей то отрицательный.
ой-ли? угол атаки лопастей то отрицательный.
Смотря о какой модели речь. У относительно большого LaHeli La500 - угол нулевой, на нем, при ометаемой площади диаметром больше метра, будет работать аэродинамика профиля лопастей. У этой модели вращение ротора против часовой стрелки, набегающая правая лопасть будет стремиться вверх, т.е. сделать левую бочку. Но так как двигатель не тянущий, а толкающий, его момент должен будет компенсировать это стремление. Мой La500, впрочем, еще не летал, жду сезона.
Если речь о небольшом пенолете с двумя роторами по бокам (Twirl), то угол там отрицательный, когда ротор клеится на столе, а на готовой модели оси роторов запрокинуты назад, так что трудно сказать, какой там угол получается, главное, чтобы воздух снизу вверх через них проходил. Думаю, что летит эта штука именно постольку, поскольку быстро вращающиеся роторы хорошо “парусят”, а не потому, что создают подъемную силу в традиционном смысле слова (т.е. за счет создания разряжения над верхней частью “крыла”). То же самое мы имеем на маленьких самолетах, где профиль крыла рояля не играет.
Если верить создателю этого двухроторника, инвертирование направления движения роторов на стабильности его модели никак не сказывалось.
ну мне тоже так показалось, что роторы именно как-бы парусят . Только вперед будет стремится та лопасть у которой в данный момент меньшее аэродинамическое сопротивление, а значит в сторону набегающей лопости автожир как-бы проваливается (рудером или выкосом мотора мне кажется это можно скомпенсировать, а может нужны другие способы). Чем хорош твирл так тем что у него ети моменты компенсируются за счет симметричных роторов.