Модель автожира

леньтяйщик

а с чем связано? меньший гироскопический эффект?
по идее тогда набегающий поток и струя от винта работают впротивоход друг другу (конечно если винт тянущий).
У меня случай был, при взлете на ротор антенну закинуло, и ниче, кубарем на людей не упал, привел к себе и уже рядышком плюхнулся.
Правда как привел РН до конца в сторону - скомпенсировать заклинивший ротор и по кругу к себе.
У заклинившего ротора подемная сила тоже не нулевая, и еще заметил как мне показалось обтрепывание лопастей не особо отрражается на полете, разве что вибрировать начинает.

VG
леньтяйщик:

а с чем связано? меньший гироскопический эффект?

Полагаю, что так. При “правильном” вращении роторов, а они у меня 50см., никак не удавался разворот блинчиком. Приходилось полными расходами рудера просто валить модель на бок. При “неправильном” вращении можно добиться очень классического разворота по-пайперовски. И ещё. Мне по-прежнему не даёт покоя центровка. Нынешний аппарат прекрасно летает только с ЦТ 30-40мм позади осей роторов. При более передней центровки пропадает “воздушность”(приходится всё время держать ручку на себя), при более задней раздражает вечно задирающийся нос. Но хочу обратить внимание коллег на ключевое слово - ПОЗАДИ осей роторов. Год назад в этой теме обсуждался вопрос о ЦТ автожиров. Единогласно пришли к мнению, что ЦТ должен находиться впереди оси ротора. Что-то теория с практикой не стыкуются.

NailMan

Одно дело один ротор и другое дело 2 ротора по центровке! Очень разные вещи.

Для однороторного нужно делать вращение если сверху смотреть - по часовой стрелке. Так набегающая лопасть будет компенсировать крутящий момент мотора который направлен в обратную сторону. Я(пробовал) и Саняба(летал) с обратным вращением(неправильным, с набегающей справа) двухлопастного ротора и было несколько нестабильно из-за того что большая подъемная сила у набегающей суммировалась с моментом от мотора и аппарат летал у Саньки легко влево(ну и человеку тоже легко так поворачивать), а в право хуже.

Возможно с двумя роторами примерно такая же ситуация - при “правильном” вращении набегающие лопасти(у левого ротора слева, у правого справа) с большей подъемной силой давят на аппарат сбоку вовнутрь к ЦТ и как бы стабилизируют его по курсу и крену. Примерно как если взять крыло самолета и сделать ему уши на концы консолей под углом градусов в 20-30, примерно как у планеров(я на беспилотнике такие делаю сейчас). А если направление вращения “неправильное” то набегающие и более “тяговитые” лопасти будут по центру модели и давить будут вовне(у левого ротора справа, у правого слева), что сводит стабилизирующий эффект на нет и моделя становится менее стабильной, но более маневренной по обоим направлениям.

VG
NailMan:

Одно дело один ротор и другое дело 2 ротора по центровке! Очень разные вещи.

Хоть убейте, не понимаю разницы! Что два, что один ротор вращаясь образуют подобие крыла. Меня учили , что ЦТ модели должен находится(грубо) от передней кромки крыла в пределах 20- 35% хорды крыла. Что для одного ротора, что для двух по моим расчётам ЦТ должен находиться перед осью ротора. Но ведь не летают ни те , ни другие! Однороторные делали кувырок через “голову”, двухроторные резко пикируют.
Чтобы не доставать коллег дурацкими вопросами, проще было бы востановить один из однороторников, сместить ЦТ за ось ротора и попытаться поднять в воздух, но сезон уже кончается и до дождей успею.😦

NailMan
VG:

Хоть убейте, не понимаю разницы! Что два, что один ротор вращаясь образуют подобие крыла. Меня учили , что ЦТ модели должен находится(грубо) от передней кромки крыла в пределах 20- 35% хорды крыла. Что для одного ротора, что для двух по моим расчётам ЦТ должен находиться перед осью ротора. Но ведь не летают ни те , ни другие! Однороторные делали кувырок через “голову”, двухроторные резко пикируют.

Важно как положение по X(вдоль модели) так и по Y(по высоте модели), так как ЦТ непрерывно связан с положением оси тяги. Тут мы терли теорию. У Санябы теория совпала с практикой, у меня так руки не дошли еще на своем аппарате проверить - ротор нужно новый делать с обратным вращением.

Кроме того все автожиры летят опустив задницу, что большие что модели, другое дело насколько опустив. С задней центровкой у меня не летело, с сильно передней тем более, а с нормальной(мне немного то осталось сделать для нормального положения ЦТ) не пробовал.

VG
NailMan:

… ротор нужно новый делать с обратным вращением.

И опять вопрос. На двух первых моих автожирах роторы вращались по часовой, но делал так скорее по старой вертолётной привычке, чем задумываясь о компенсации тянущего винта. А вот на третьем -полукопии “Sierva С-30” ротор штатно(перепутать детали головы было невозможно) врашался против часой. Даже предупреждение было, что винтик крепления ротора должен быть посажен на локтате. Но при этой(принципиальной?) разнице все три модели при взлёте делали неуправляемую бочку вправо.😦
Слушайте! А может я на старости лет чего напутал?! 😮 При отклонении ручки вправо ротор наклоняется тоже вправо или…?😃

NailMan

вправо конечно если ручку вправо, по другому это как с инверснутыми элеронами будет летать - тоесть дрова.

VG
NailMan:

вправо конечно, если ручку вправо…

Значит не ошибся. 😦
На время откажусь от моделей с управляемым ротором и буду по-тихоньку экперементировать. Поскольку двухроторные модели у меня летают вполне достойно, далее заколбасим однороторный пенолёт с неуправлямым ротором и, если получится взлететь, в планах приспособить к фюзу Пайпера вместо крыла неуправлямый двухлопастной ротор из остатков от первых автожиров, ну а там уже посмотрим.😒
Вчера весь день просидел на форуме автожирщиков и много, чего для себя уяснил. Например, для чего делается наклон мачты назад и считаю, что для моделек это совсем не критично. Вник в моменты балансировки настоящего автожира-всё довольно просто.

Должен признаться, что хоть я и отношусь к различного рода пенолётам без какого-либо пренебрежения, но автожир из потолочки - совсем не то. Нет особенного, чарующего звука вращаегося ротора…😉

ua4pjt
VG:

Вник в моменты балансировки настоящего автожира-всё довольно просто.

Пожалуйста по конкретней я тоже хотел бы знать.

1 month later
VG

Осень. Меланхолия.
Автожиры улетают в тёплые края.😁

леньтяйщик

красивая муха, листьев на взлете поначипляла видать гнездо вить собралась, или они в норах живут?😁

1 month later
GyroFan
VG:

На двух первых моих автожирах роторы вращались по часовой… А вот на третьем -полукопии “Sierva С-30” ротор штатно(перепутать детали головы было невозможно) врашался против часой… Но при этой(принципиальной?) разнице все три модели при взлёте делали неуправляемую бочку вправо.😦

Ротор автожира, вращающийся против часовой, должен стремиться сделать бочку влево (если смотреть на модель сзади, разумеется). Правая, набегающая вперед лопасть имеет бОльшую подъемную силу, нежели левая, идущая попятно. Возможно, бочки вправо были вызваны крутящим моментом двигателя. Впрочем, у моего прототипа, например, и сам двигатель (тянущий) стремится завалить его налево (а роторов два).

леньтяйщик
GyroFan:

Правая, набегающая вперед лопасть имеет бОльшую подъемную силу, нежели левая, идущая попятно.

ой-ли? угол атаки лопастей то отрицательный.

GyroFan
леньтяйщик:

ой-ли? угол атаки лопастей то отрицательный.

Смотря о какой модели речь. У относительно большого LaHeli La500 - угол нулевой, на нем, при ометаемой площади диаметром больше метра, будет работать аэродинамика профиля лопастей. У этой модели вращение ротора против часовой стрелки, набегающая правая лопасть будет стремиться вверх, т.е. сделать левую бочку. Но так как двигатель не тянущий, а толкающий, его момент должен будет компенсировать это стремление. Мой La500, впрочем, еще не летал, жду сезона.

Если речь о небольшом пенолете с двумя роторами по бокам (Twirl), то угол там отрицательный, когда ротор клеится на столе, а на готовой модели оси роторов запрокинуты назад, так что трудно сказать, какой там угол получается, главное, чтобы воздух снизу вверх через них проходил. Думаю, что летит эта штука именно постольку, поскольку быстро вращающиеся роторы хорошо “парусят”, а не потому, что создают подъемную силу в традиционном смысле слова (т.е. за счет создания разряжения над верхней частью “крыла”). То же самое мы имеем на маленьких самолетах, где профиль крыла рояля не играет.

Если верить создателю этого двухроторника, инвертирование направления движения роторов на стабильности его модели никак не сказывалось.

леньтяйщик

ну мне тоже так показалось, что роторы именно как-бы парусят . Только вперед будет стремится та лопасть у которой в данный момент меньшее аэродинамическое сопротивление, а значит в сторону набегающей лопости автожир как-бы проваливается (рудером или выкосом мотора мне кажется это можно скомпенсировать, а может нужны другие способы). Чем хорош твирл так тем что у него ети моменты компенсируются за счет симметричных роторов.

GyroFan

Однороторники, как правило, делают относительно большими, и лопасти там с аэродинамическим профилем, так что у набегающей лопасти всегда бОльшая подъемная сила, чем у идущей попятно. Обычно это компенсируется реализацией “качалки” на двухлопастных роторах, либо полумягкой подвеской лопастей на трехлопастных роторах.

8 days later
GyroFan

Прикупивши приемник, начал настраивать мой кит - LaHeli La500. Положением ротора управляют две сервы. Ротор наклоняется во всех направлениях (в любом из 180 градусов) одновременно двумя сервами (в отличие от систем, где одна серва на крен, другая на тангаж), т.е. сервы почти в любом положении стика работают обе одновременно.

Пытаюсь настроить аппу (Spektrum DX6i) и что-то зашел в тупик (тип аппарата - ACRO, т.е. самолет):

  1. Вариант (как в вертолете blade msr), например
    Одна серва крен, другая тангаж - вроде не прокатывает, т.к. наклоняет “тарелку” как-то наискосок, вероятно, в силу свободного ее подвеса. (А может так и надо?)

  2. Вариант
    WINGTAILMIX - ELEVON - ACT
    REVERSE AILE - N
    REVERSE ELEV - R
    В результате: наклон стика вперед наклоняет тарелку вперед, назад - тарелку назад (так и надо), зато стик влево-вправо дает результат вправо-влево, т.е. элероны наоборот.
    Вердикт - не годится.

  3. Вариант (реверсирую обе сервы наоборот)
    WINGTAILMIX - ELEVON - ACT
    REVERSE AILE - N
    REVERSE ELEV - R

В результате: стик элеронов влево-вправо - наклоняет тарелку влево-вправо, как надо, а вот стик от себя наклоняет тарелку к хвосту, стик на себя наклоняет тарелку к носу. А по логике хотелось бы наоборот, чтобы направление движения стика соответствовало направлению наклона тарелки. Как мне инвертировать эдакое поведение? ума не приложу… Это главный вопрос.

В скобках замечу, что если опускаешь переднюю часть тарелки (хочу, чтоб это был стик от себя), то автожир снижается, если задираешь, то при достаточной тяге идет вверх, при уменьшении тяги идет на посадку. Теперь, что-то у меня заскок случился - у самолета элеватор, если стик на себя, ведет самолет вверх?

Добавлю фотки. “Рога” у тарелки сзади (если б были спереди, то тангаж адекватно бы себя вел). Rotor1 - вид сзади (бело-желтый хвост это от другой модели), rotor2 - спереди.

J_MoToR
GyroFan:

если стик на себя, ведет самолет вверх?

да
и сервы местами поменяйте в приемнике…

NailMan

да,стик на себя элеватор вверх, самолет вверх.

А вообще у жирика все просто с кинематикой - ручка вправо наклон ротора направый борт, налево ручку - налево, на себя ручку - ротор наклоняется назад, от себя ручку - вперед. направление вращения ротора с набегающей лопастью слева(по часовой если смотреть сверху) при любом положении мотора(тянет или тащит), при использовании обычных винтов на электро - мотор все равно будет вращаться в одну сторону при виде спереди - против часовой как обычно, т.е. мотор будет давать кренящий момент на левый борт модели, а если ротор вращается как я сказал - он будет компенсировать этот момент “инерционным дисбалансом” подъемных сил лопастей.

Что это такое? Все тоже достаточно несложно - у больших жириков весом под 450-500кг взлетной массы, масса всего ротора(лопастей и шины между ними) 50кг. Масса одной лопасти примерно 15-17кг. Значит соотношение масс лопасти к взлетному - 17/450=0.037, а у модели это соотношение гораздо больше(на моей модели пример) - 105г/2200г =0.047. Другими словами если отмасштабировать наш модельный жирик в 1:1 то масса ротора будет больше и инерция у него будет выше в тех же условиях вращения.

Теперь относительно дисбаланса. Когда лопасть имеет возможность делать взмах, то в идеальных условиях, когда масса лопасти ничтожно малая. когда трение в шарнире нулевое - лопасть будет делать взмах точно в фазе с ее положением по кругу: допустим вращение идет по часовой(при виде сверху), т.е. с набегающей слева, при положении лопасти А по оси жирика справа(считаем это 0°) она начинает взмах с пиком в 180°(слева) и начинает опускаться приюлижаясь обратно к точке 360/0°. Но если добавить сюда трение в шарнире(или упругость в гибком подвесе лопасти) и ее отнюдь не маленькую массу, то лопасть не будет так четко иметь пик подъема в тех же положениях по кругу что и у бесконечно малого по массе ротора, будет некоторое расхождение. Именно это расхождение дает момент силы который будет опрокидывать модель в сторону убегающей лопасти. Потому и отклоняют ротор чуток вбок на реальных аппаратах. Я с этим столкнулся сам, и отклонял триммером и что только не делал.
Если набегающая лопасть будет справа(как у меня было), то этот момент силы будет складываться с скручивающим моментом мотора и модель будет неустойчивой, или малоустойчивой. этот эффект сильней у тянущих аппаратов чем у толкающих. Но если набегающая лопасть будет слева, то этот момент от “дисбаланса” будет частично компенсировать реактивный момент от мотора и модель будет устойчивей особенно при эволюциях по газу.

Летом я все таки донастрою свою модельку(ну или делаю плоский новый фюзеляж полегче весом) и поменяю лопасти ротора на вращение по часовой стрелке.

GyroFan
J_MoToR:

да
и сервы местами поменяйте в приемнике…

Пробовал вроде. Если поменять (переставить местами в каналах ELEV и AILE), тогда крен влево-вправо становится неправильным…

NailMan:

да,стик на себя элеватор вверх, самолет вверх.
Если набегающая лопасть будет справа(как у меня было), то этот момент силы будет складываться с скручивающим моментом мотора и модель будет неустойчивой, или малоустойчивой. этот эффект сильней у тянущих аппаратов чем у толкающих.

У меня ротор против часовой вращается, винт толкающий, это поменять нельзя. А разве нельзя направление вращения двигателя изменить на противоположное? (Поменяв при этом винт на такой, у которого лопасти задом-наперед стоят - такие бывают вообще?)

Взлетный вес у меня должен быть около 1200 г.

Сейчас стик на себя - тарелка вперед, т.е. передняя часть вниз. Это неправильно. Никак не соображу, как поменять.

леньтяйщик
GyroFan:

(Поменяв при этом винт на такой, у которого лопасти задом-наперед стоят - такие бывают вообще?)

а чего не бывает то, вот например .
кстати в рукопашную тоже почему-то легче режутся винты именно в эту (противоположную) сторону.
только в тянущем варианте гайку контрогаить нужно, раскручивается.