Модель автожира
Вечер добрый . Иглрь Васильевич я так понимаю руля направления нет, без него друдновато будет управлять моделью .
Приветсвую.
Мне уже об этом говорил Александер Mail Man, но лишний вес ! ?
Аналог этой модели судя по видио вроде летает нормально и без РН.
Доброго времени суток всем !
Некоторое время назад начал изучать столь необычный аппарат как автожир и погряз в нем по уши .Наверное никого не удивит, что у нас в Воронеже никто не касался этого вопроса и бесплодные поиски среди двух поколений моделистов ни к чему не привели . Поэтому еще раз спасибо интернету за то, что он есть .
Проведя немало часов на форумах, наших и зарубежных наконец созрел до проекта автожира тракторной схемы .Схема со своими плюсами и недостатками была выбрана даже потому , что строится почти по самолетному и проще в регулировках .
Чтобы перестраховаться и не пере усложнять задачу было решено строить электро вариант аппарата с усредненными параметрами .
Итак вот примерные технические характеристики.—
Н .В. трехлопастной.
Диаметр 1000мм.
Хорда лопасти 42мм.
Нагрузка на один дм. омет. площади -7,2 гр.
площадь омет. -70,5дм кв
Профиль -SG 6042 (гетиген) относительной толщиной 10 процентов ,профиль упрощен (нижняя поверхность лопатки плоская )
Длинна фюзеляжа 720мм.
Взлетный вес (ориентировочный) 520-600гр
Естественно модель не обделена запасом прочности ,но контроль за граммами постоянный.
Втулке ротора и лопастям было уделено максимальное внимание ,особенно маховой пластине , проведя кучу опытов в итоге было решено изготовить маховую пластину наборной из трех лепестков , во первых проще в ремонте (не надо менять целиком ) во вторых жесткость пластинок одинакова и ориентированна по слоям , лопатки не выпадают при вращении .
Первоначальный вариант .
Наборная маховая пластина.
Всем привет! Рад, что ветка активно живет, скорее бы весна!
Мой кит la500 практически готов к полету, правда вышла одна засада.
Т.к. мотор брал не такой, что рекомендует производитель (рекомендовали на 1400kv, но это при трех банках LiFe акков, у которых вольтаж меньше LiPo), а брал я avionix на 950 kv, то к нему лучше всего подходили 4-баночные LiPo. (Взял соответствующий регуль, все ок, держу за ротор, при стике меньше половины газа норовит в потолок вместе со мной улететь.) Засада в том, что есть еще мотор предраскрутки ротора и к нему - маленький регуль (аналог вот такого www.jetimodel.com/index.php?page=product&id=79), а у него максимальный вольтаж 12 В. Отдельную батарею на предраскрутку ставить не хочется, и так места уже нет, какие-то есть изящные решения, как понизить напругу вольт до 8, при этом не шибко громоздкие, чтобы воткнуть между акком и регулем?
Прилагаю фотку своего “зверя”, красоту с проводами еще не наводил, компоновка в первом приближении, только для тестов и регулировки.
P.S. Пока тестировал предраскрутку ротора, подключая отдельный акк 900 mah 3s lipo. Задействовал канал шасси. Крутит хорошо, но мотор греется сильно, надо давать остывать минут 15 после каждого пуска. Я, забыв эти рекомендации, пускал его раза 3 подряд, но ничего, не сгорел пока мотор 😃. Регуль настроен таким образом, что раскручивать начинает с нулевых оборотов, постепенно увеличивая их. После выключения тумблера шасси крутит еще секунд 10-15 и отключается, дальше работает уже ветер и обгонная муфта. Мачта с ротором довольно сильно вибрирует, немного сбалансировал, наклеив на край одной лопасти пару слоев армированного скотча.
я же говорил - предраскрутка в таком размере это абсолютно лишнее. Снимите все от предраскрутки и аппарату реально полегчает в полете раз уж и по электрике с ней не сростается! Хороших способов понизить нет, есть только тяжелые, плохие способы.
Доброго времени суток всем!
GyroFan очень интересный кит , хотя я тоже на основании личного опыта поддержу NailMan и вопрос о целесообразности пред раскрутки пусть останется открытым хотя и имеет свои неоспоримые плюсы.
У меня лично никогда не было чтобы на полетах был полный штиль и ротор не раскручивался ветром ,важно выбирать именно место и время проведения полетов для автожира ,это имеет первостепенное значение ,мягкий пушистый снежок не раз спасал мои модели от разрушения.
Итак модель после обтяжки и предварительной регулировки .
Были небольшие сомнения какой способ управления втулкой ротора выбрать ,но проанализировав опыт коллег решил в пользу двух машинок работающих в паре ,во первых нагрузка на них меньше следовательно можно ставить машинки меньших размеров , во вторых сохранность многострадальных редукторов выше , в результате равномерного распределения нагрузок .
Машинки замикшированы на элевоны с двойными расходами ,такой способ управления мне больше по душе ибо всю жизнь пилотировал только самолеты…
я же говорил - предраскрутка в таком размере это абсолютно лишнее. Снимите все от предраскрутки и аппарату реально полегчает в полете раз уж и по электрике с ней не сростается! Хороших способов понизить нет, есть только тяжелые, плохие способы.
Да я верю, что это вещь необязательная, но тут, как в анекдоте “доктор, у меня одно яйцо больше и ниже другого – так это ж нормально! – да? нуу, неаккуратненько как-то…”. Хочется реализовать модель, как ее задумали, а потом уже варианты разные пробовать. Согласен, что регуль предраскрутки в полете только лишнюю энергию жрать будет, хотя и не много. Моторчик тоже от силы грамм 20 весит.
C другой стороны, кто знает, чего я на этот жиропланище навесить захочу, может, второй акк небольшой 2s на 500-600 mah и пригодится для питания в полете какой-нибудь шняги, да и в случае просадки основного этот будет продолжать питать приемник. (Или я ошибаюсь, и воткнутый в канал gear регуль приемник ни фига не питает? - При подключении к питанию мелкого регуля сервы дергаются).
нет, жрать он не будет. Он возьмет ее в начале когда раскручивать будет, правда регуль вам все таки надо под вольтаж основной батареи - понизить никак не выйдет по простому и по легкому. А вот в полете мотор будет генерировать энергию если там нет обгонки на валу. Если она есть - повезло, если нет - велик риск попалить регулятор этого моторчика с образованием огня и дыма.
Машинки замикшированы на элевоны с двойными расходами ,такой способ управления мне больше по душе ибо всю жизнь пилотировал только самолеты…
А можно здесь настройки миксов привести? - хочется со своими сравнить. Нагрузка на машинки управления ОР и так немалая, т.к. в полете им нужно преодолевать гироскопический момент ротора, мне тоже кажется, что работа в паре более эффективна.
нет, жрать он не будет. Он возьмет ее в начале когда раскручивать будет, правда регуль вам все таки надо под вольтаж основной батареи - понизить никак не выйдет по простому и по легкому. А вот в полете мотор будет генерировать энергию если там нет обгонки на валу. Если она есть - повезло, если нет - велик риск попалить регулятор этого моторчика с образованием огня и дыма.
Обгонка там есть, по идее ротор автожира должен вращаться максимально свободно, а не преодолевать сопротивление “генератора”. Впрочем, было бы забавно - подзаряжать в полете батарею от ОР 😃.
GyroFan здравствуйте . Да работа машинок в паре действительно более эффективна и на мой взгляд трудностей в реализации не имеет , у меня машинки замикшированы на элевонах (аппаратура FS ) первый и второй канал ,тримируются и работают на одной ручке , на другом стике у меня газ и Р.Н. расходы запрограммированы так что бы можно было оперативно менять режим полета модели ( не раз помогало увести инертный автожирчик от встречи с землей .)
Итак регулировочные полеты модели закончены , как не странно вполне успешно. Конечно пришлось устранить много косяков и недоработок , например отказался от второй точки крепления лопасти , изготовил уголок на сто двадцать градусов ,с помощью него выставляю лопасти , такая схема крепления спасала лопатки десятки раз. Пришлось поставить более мощный двигатель и регулятор , запас по тяге оказался жизненно необходим.
По ротору могу высказать свое мнение , наилучший результат у меня показала схема с предельно гибкой маховой пластиной и ограничителями взмаха, лопасти легко ориентируются и подстраиваются на изменяющиеся условия полета ,и в тоже время не выпадают за предельно допустимые углы атаки тем самым не возникают опрокидывающие моменты .
Так как автожирчик почти устраивает меня по летным характеристикам ,было решено доработать его дизайн и оборудовать шасси .
На днях моделька получила макет радиального двигателя ,по мотивам По2 .
.
… наилучший результат у меня показала схема с предельно гибкой маховой пластиной и ограничителями взмаха…
Артем! Прошу уточнить.
На сколько у вас мягка подвеска лопастей? Если, например, поднять плашмя перевернутый ротор за конец одной лопасти, пластина согнется до ограничителя? Для ориентира вес ваших лопастей ли вес узла подвески лопастей? Материал и толщина пластины? Каков максимальный ход(в градусах или мм) лопасти вверх? Хотелось бы увидеть фото крупного плана узла подвески лопастей.
Заранее благодарен!
Ух ты! Сколько, оказывается, любителей автожиров! А я сижу в ветке Сиерва, там тишина… Коллеги! А не устроить ли нам слет любителей автожиров и совместные полетушки? Хотя бы московским сообществом… Думаю это мероприятие получилось бы интересное… 😉
Вечер добрый . Поздравляю Артёма с удачным облётом жирика. я вот свой починил и жду погоды . мне нужен винт 13 на 6 в магазах китайских 12 6 14 8 валом а до пилотажа не доберусь . Идея собраться очень правильная надоело в одиночестве летать нехватка здоровой конкуренции.
Артем! Прошу уточнить.
На сколько у вас мягка подвеска лопастей? Если, например, поднять плашмя перевернутый ротор за конец одной лопасти, пластина согнется до ограничителя? Для ориентира вес ваших лопастей ли вес узла подвески лопастей? Материал и толщина пластины? Каков максимальный ход(в градусах или мм) лопасти вверх? Хотелось бы увидеть фото крупного плана узла подвески лопастей.
Заранее благодарен!
Здравствуйте ! Подвеска лопастей лепесткового типа , из темного текстолита толщиной 0.8 мм слоями вдоль лопасти ,ограничители из того же материала , дают ход лопасти вниз семь-десять градусов ,в верх четыре шесть . Масса лопасти 17 грамм длинна 490мм ,хорда 38мм ,относительная толщина профиля десять процентов. Масса втулки ротора 24 грамма .
Александр Пластунов
Спасибо за поздравления !Здорово когда есть возможность полетать с коллегами моделистами эксплуатирующими столь редкую технику . У меня такой возможности пока нет .
Вот появилась возможность собрать коротенькую видео зарисовку про не легкую дорогу моего автожира в небо .
Здравствуйти посмотрел видео Артёма впечатляей тяго вооружённость жирика летает как ракета . Мне понравилось , радость первого полёта мне очень даже знакома . Несмотря на насмешки колег моделистов типа собери самолёт и летай себе как все так нетже упёрлись в жирики результаты на лицо . Я к жиру месяца три или четыре непотходил на самулях подлётывал ну тут всё просто собрал и он летает при любых раскладах .Поэтому решил в …надцатый раз починить а главное получить от жирика задуманную аэро динамику полёта закладываемую в процессе ремонта .Эксперементы с жириком продолжаются , скоро облётывать буду Саня Найлмен дал винт 13 на 7 скоро полетим … я надеюсь ибо по расчотам должен сцуко летать . Всем удачи коллеги.
Вот появилась возможность собрать коротенькую видео зарисовку про не легкую дорогу моего автожира в небо .
Да… нелегок и тернист путь моделиста-автожирщика… Зато как приятно одолеть темные аэродинамические силы, и заставить-таки пепелац летать! 😃 Поздравляю!
Спасибо всем за комментарии ,работа действительно не легкая была проделана и по сложности на мой взгляд не меньше чем постройка добротной пилотаги . Меня радует, что несмотря на разговоры скептиков ,считающих автожир неполноценным в аэродинамическом смысле аппаратом мой автожир легко выполняет петли, бочки и правые и левые, ну и повороты на горке само собой .
Лично считаю ,что правильно рассчитанный под свои задачи автожир мало чем уступит в этом эквивалентному самолету 😉 .
В затянувшемся ожидании весны доводил сегодня свой LA500й до ума. Взвешивание на предмет ЦТ показало, что “в носу” не хватает граммов 100, даже при максимально сдвинутой вперед тяжеленной (относительно) 4S1P. Поэтому решил все-таки приобресть 2S1P небольшую для запитки нерекомендуемого мне коллегами мотора предраскрутки основного ротора и запихать ее в носовой обтекатель.
Так и сделал. Малюсенький регуль предраскрутки запитывается от нее, другим концом вставлен в GEAR. Большой регуль, как положено, вставлен в THRO, питается от большого акка. Все протестировал. Работает как надо. Мотор предраскрутки после двух раскруток подряд почти не греется.
Только вот уже перед выключением всего и уборкой стола заметил странную вещь. Каким-то странным образом сделалось так, что приемник стал питаться от маленького акка. Если маленький отключить, а большой включить, то регуль основного мотора инициализируется, но приемник не включается. Раньше вроде приемник чудненько от большого акка питался. У кого-нибудь есть на этот счет идеи?
В принципе проблем особых не вижу, 800 mah маленького должно с лихвой хватить и на раскрутку и на последующую запитку приемника в полете, но разобраться все же хочется.
Предсезонная подготовка включала в себя также выставление рекомендованных углов наклона тарелки (чуток вправо и довольно сильно назад в нейтральном положении), руль направления чуть больше градуса влево. Тут наткнулся на то, что TRAVEL ADJ, позволяет увеличить ход от нормальных 100% до 125%. Знаю, что можно еще увеличить (двойные расходы?), но сейчас пока решил не трогать. В тарелке я одновременную работу двух серв так хитро замикшировал, что увеличить ход еще сложнее, т.к. TRAVEL ADJ любого из задействованных каналов двигает одну серву, а не две сразу. Но в целом считаю, для первой попытки взлета аппарат готов.
О, забыл насчет ЦТ - доп. акк добавил всего ок. 50 г., поэтому я понял, что без пилота не обойтись. У дочки нашелся подходящий тряпочный клоун в шляпе и с глиняной головой. Когда он в кресле, то развесовка на нос получается как раз примерно 250 г, как в мануале (при мачте, расположенной перпендикулярно земле). Осталось ему ремни безопасности замутить. 😃
Вообще я к моделизму обратился (не считая кружков пионерского возраста) именно после знакомства с автожирами. Поэтому очень надеюсь, что эти аппараты меня не разочаруют. По всей теории должны иметь массу преимуществ перед самолетом, кроме крейсерской скорости, которая в моделизме как раз не очень-то и нужна 😃.
Приветствую.
Дмитрий, если вам интересно , но и другим может быть то же, нашёл в симуляторе Real Flight модель жирика .
Да, знаю, что есть в симах жирики, но за всю зиму у меня до шнура руки не дошли, так что придется все в реале постигать.
(Или я ошибаюсь, и воткнутый в канал gear регуль приемник ни фига не питает? - При подключении к питанию мелкого регуля сервы дергаются).
Вот, сам себя цитирую. Накаркал, сейчас как раз он и питает мой приемник ))))).
А мелькнувшая выше идея собраться где-нибудь автожирщикам (жиропланщикам) тоже неплоха весьма!
из маленького рега вытащи из разъема красный средний провод и на проводе заизолируй его изолентой - питаться будет от большого приемыш
из маленького рега вытащи из разъема красный средний провод и на проводе заизолируй его изолентой - питаться будет от большого приемыш
Я только не понял, в какой момент и по какой причине он с большого регуля на маленький перекинулся. Наверное, когда включал передатчик с отключенным большим акком. Был эпизод, когда приемник мигал встроенным светодиодом…
Вообще они оба питать должны и такая ситуация чревата выжиганием чего либо как на приемыше так и на регах, ибо у регов не всегда одинаковое напряжение на питающем проводе и если там импульные беки, то тем более электротехнически такое решение неверно - что то может погореть. Так что питать надо от чего-то одного.