Бальза+стеколка на поксидке. Сопромат.

qwertyu

Очевидно, что для того, чтобы конструкция была прочной и при этом легкой она должна быть выполнена из равнопрочных материалов, а именно, из материалов с одинаковой степенью максимальной деформации, при которой наступает разрушение. То есть при приложении усилия, а вернеее деформации, разрушение должно наступить сразу во всех элементах конструкции.
Обычно бальзу оклеивают стеколкой на эпоксидке. Но эпоксидка со стеклотканью намного менее пластична, чем бальза (я имею ввиду обычную 20-ю смолу). Таким образом, при приложении усилия деформации на конструкцию, сначала трескается обшивка а затем собственно конструкция. Мне это представляется крайне не рациональным. Пример этой ситуации я часто видел на кроссовых планерах (с жёсткой обшивкой): на неокрашенном крыле видно мелкие трещенки в обшивке.
Уважаемые, может кто знает как исправить эту ситуацию?
Какой компаунд лучше применять для бутербродов бальза+стеклоткань.

Glider

Ответ один: лучше не прилагать к конструкции разрушающих усилий! 😃
Но в авиации, как в большой, так и в малой, к сожалению невозможно исключить подобные ситуации. 😦
И тем не менее, ведь никто не делает самолеты из чугуния, хоть он и гораздо прочнее люминтия. 😉

andrew

Никакой коомпаунд для ЭД-20 не поможет. Основная проблема в том, что эта смола слишком жёсткая для создания тонких корок и она не выдерживает своих свойств под воздействием ультрафиолетовых лучей (солнце враг этих смол).
Поменяйте смолу и проблема возможно решится.

6 months later
Папа_Карло

Говаря о кроссовых планерах( да и не только о них) то в первую очередь это связующее, но есть и ещё одна причина- усталостная прочность- постоянные деформации( Вы скорость полёта себе представляете? Особенно с полным балластом- а нагрузки на разворотах?) и вызывают растрескивание верхнего слоя( причём совершенно не объязательно .что нижнего тоже- я имею ввиду как раз сам сендвич-ведь сверху то гелькот, не так ли?)
И ещё одна причина- как я понимаю в России далеко не каждый даже высокого уровня спортсмен может себе позволить покупать ежесезонно( а другого выхода пока не найдено к сожелению) высокотехнологичные планера из Германии,США,Канады.Австрии итд- по этому зачастую всё делается в условиях,которые доступны данному моделисту- а они у всех разные. Больше чем уверен.что доступ к большим ЧПУ станкам есть далеко не у каждого.
Кстате- я ещё не видел ни разу поломанного в полёте компазитного крыла,да и на земле что то тоже не припмню:)) У меня у самого “Хера” Ф-3-Ж уже как третий сизон летаеть- ну есть сеточка какая то- но по моему это просто царапинки( не присматривался я:)))

lyoha

Используй пластификатор - дибутилфтолат. Можно добыть на предприятиях выпускающих лакокрасочную продукцию.

papa_karlo

Пластификатор- штука хорошая. Но не всегда помогает.Кслову-проанализировав основное послание ещё раз-заметил:
Обычная 20я смола- это которая? АК20? Вот именно-что обычная, для выклеек такого размера как кроссовый планер эта смола разве что на матрицу хороша( поймите меня правильно- я не сноб- был вопрос-пишу ответ)
Второе замечаеие- бальза не просто оклееная с одной стороны- а оклееная с обоих сторон- тем самым создавая “замкнутую” конструкцию- так что деформации тут считаются по иному.
Ответ наверное очевиден- использование хорошего связующего в сочитании с качественными материаллами.
Успехов в полётах.

leonid
Папа Карло (27-11-2001 06:12)

Пластификатор- штука хорошая. Но не всегда помогает.Кслову-проанализировав основное послание ещё раз-заметил:
Обычная 20я смола- это которая? АК20? Вот именно-что обычная, для выклеек такого размера как кроссовый планер эта смола разве что на матрицу хороша( поймите меня правильно- я не сноб- был вопрос-пишу ответ)
Второе замечаеие- бальза не просто оклееная с одной стороны- а оклееная с обоих сторон- тем самым создавая “замкнутую” конструкцию- так что деформации тут считаются по иному.
Ответ наверное очевиден- использование хорошего связующего в сочитании с качественными материаллами.
Успехов в полётах.

А какую смолу то надо использовать ?

papa_karlo

Опять оговарюсь- я не сноб- просто говоря о полностью формованных моделях мы уже переходим границы привычного хобби и оказываемся на кромке высоких технологий.
Итак- про смолы- последние несколько лет я сам использую West Sistem-объясню почему- это не просто набор смола-отвердител-это несколько разных смол и несколько отвердителей- все они взаимосмешиваемые для получения разных полимеров в конечном итоге. Основные требования к связуюшим( как впрочем и к формаобразующим)-это как можно меньшая усадка, возможность работы с большим колличеством разведённой смолы,возможность контроля времени полимеризации. АК-20 таких возможностей просто не даёт, по определению- я как то лет 10 назад развёл “всего то” 300грамм в одной емкости- пять минут- и смола вскипела.Со смолами от West Sistem такого не происходит.
Хотя связующие- это конечно не всё в успешной работе над большими корками- продуманность всего раскроя(будь то крыло гоночного планера, где кроме стеклоткани, карбона. бальзы, опять стеклоткани ешё и сложной формы лонжерон стоит из высокомодульного ровинга, или Ф3Б- где тоже не мало напихано и тоже много разных материаллов), точная подгонка всех эллементов по месту( как например правильная подготовка листовой бальзы к выклейке- многие кого я знаю -просто давят 1мм листы вакуумом в форму на слой стеклоткани, но тем самым создавая внутреннее напряжение-которое рано или поздно боком выйдет), продуманность эллементов механики, вобщем когда речь идёт о такого уровня моделях- уже нет смысла говарить что чего стоит- нужно находить самые лучшие материаллы .технологии и строить. А есле не уверенны в себе- лучше( и зачастую всегда дешевле!) просто купить готовую модель.

leonid

Папа Карло (28-11-2001 04:05):

Итак- про смолы- последние несколько лет я сам использую West Sistem-объясню почему- это не просто набор смола-отвердител-это несколько разных смол и несколько отвердителей- все они взаимосмешиваемые для получения разных полимеров в конечном итоге.

А есть ссылка на них?

2 months later
Zlinодел

А какую смолу то надо использовать ?[/quote]
Попробуй КДА (модефицированная 20, больше эпокси групп)+ПЭ
ПА(10%), если есть автоклав 160 градусов то используй комбинацию КДА+ТЭАТ1(10%)+ускоритель (2,3%)при 160 градусах 2…3 часа. Дибутилфталат для подобных конструкций не рекомендую т.к. страдает жёсткость конструкции. Но эти комбинации гораздо прочнее особенно последняя, чем 20. Достовать на авиа заводах.