Коллекция модельних ДВС

VTjr

(Super Tigre G.75 - продолжение поста #5003)

Разобрал и почистил двигатель. Я поочередно отмачивал детали в нашем растворителе для нитро-целлюлозных красок C6000 (в основном смесь ацетона, тоулена и бензена), а затем многократно их кипятил в воде (я для етого изготовил корзинку из алюминиевой проволоки, которая устанавливается в старом чайнике, отличная вещь для мытья двигателей, см. рис 8). Советовали мне, что лучше варить детали в розовой смеси антифриза G12 для автомобильных двигателей, но этот процесс довольно опасный для здоровья, нельзя его проводить в помещении, а результаты применения кипятка оказалось вполне достаточны. Затем детали очистил механически старой зубной щеткой и средством CIF.

Впоследствии мне пришлось решить 2 задачи:

  1. Ремонт карбюратора, т. е. доработка жиклера.
  2. Дефекты, поломки на картере.

Ad1. - Я вполне представляю себе возможность изготовления такой детали из латунного прутка, но без реального образца, или чертежа - это было бы довольно непросто. Конечно, можно было бы использовать фотографии из интернета, но они дают представления только о том как оно выглядит снаружи, а как оно изнутри мне пришлось лишь догадываться, и самому придумывать.
Но я привык, прежде чем начать что-то изготавливать, постараться такое где-нибудь достать. Я опросил разных мне известных коллекционеров, если нет у кого-нибудь из них такой лишней детали или, по крайней мере, если бы они не смогли мне ее измерить и нарисовать чертеж.
В этом мне очень повезло, потому наш уважаемый коллега Любомир из Болгарии мне написал, что он это способен достать, что они принесут целый карб завтра, и что он мне его пошлет по почте. Так что в течение недели я получил из Болгарии целый карбюратор, со слегка поврежденным корпусом, но с нормальным жиклером, то-есть именно то, что мне было нужно. Так что таким чудесным образом я быстро и без мороки решил эту проблему, за что я Любомиру очень благодарен. На рис. 23 видно готовый, починенный карбюратор.

Ad2. - как я уже писал в предыдущих постах (начиная с #4970), я при ремонте МДС-3,5 я использовал технологию лазерной сварки, поэтому и тут я изначально думал о том, что те сломанные места дам сварить таким же образом. В той компании мне сказали, что они в состоянии даже восстановить те два сломанных ребра охлаждения, но тогда мне придется стачивать и сглаживать их боковую поверхность. А с восстановлением уха крепления глушителя не должно быть никаких проблем.
Но увы? Цена - это займет несколько часов их работы, и в итоге бы сварка обошлась в несколько раз дороже, чем та сумма, за которую я приобрел двигатель. К тому же я никогда не собирался восстанавливать этот двигатель в такой вид, чтобы он мог войти в коллекцию. Так я наконец решил отказаться от лазерной сварки.
Кроме того у меня также нет оригинального глушителя Super Tigre, но есть несколько ненужных старых глушителей от MVVS 10-15 см3. Поэтому я решил фрезеровать дюралюминиевый переходник, который кроме прочего укрепит весь узел сопряжения картера с глушителем. А те сломанные части картера я решил просто залить «жидким металлом». Так я и сделал.
Сначала я зачистил фрезой поверхность фланца выхлопного окна. После на фрезерном станке изготовил переходник с двумя глухими отверстиями по краям, с резьбой M3 до оригинальных крепежных болтов оригинального глушителя. После я ними прикрепил переходник к двигателю, а затем просверлил в нем 2 отверстия и вплоть до блока картера, в которых нарезал резьбу M4. Эти отверстия имеют расстояние, соответствующее крепежным винтам глушителей MVVS. См. рис. 12 и 16.

На лазерном станке я вырезал уплотнения из TEMAFAST-а www.vrabciak.sk/…/116455v (не реклама) и одно из полиамидной фольги MYLAR. На токарном станке я выточил тонкостенную стальную трубку с внешним диаметром 3,4 мм и внутренним 3,0 мм, которую я вставил в отверстие сломанного ушка. Я прикрепил готовый переходник к картеру двигателя через то полиамидное уплотнение, с одной стороны, двумя винтами M3 (также со вставленной трубчатой ​​втулкой), и также я вкрутил винты без головок M4x10mm в отверстия M4, которые, таким образом, выполняют функцию соединительных штифтов. Затем я вокруг сломанного ушка сделал барьер из клейкой ленты и возникшую полость залил 4-минутным металлическим клеем, так называемым “жидким металлом”. См. рис. 17.
После того как клей застыл я все это разобрал, снял полиамидную прокладку, которая служила только сепаратором (потому что жидкий металл мог бы приклеить редукцию к картеру). Я снял клейкую ленту, и все еще в состоянии неполного затвердевания жидкого металла выровнял поверхность ( он хоть и застывает в течении 4-5 минут, но полной твердости достигает лишь через 24 часа). См. рис. 15. На рис. 13 также виден торец трубки а На рис. 14 снятый переходник уже с рабочей уплотнительной прокладкой из TEMAFAST-а.

Перед окончательной сборкой двигателя я еще доработал впускное окно коленчатого вала, где заточил его края дремелем и залил угол канала оловянным припоем так, чтобы канал был без пазух и как можно боле плавным. Я также отполировал всю внутреннюю часть канала.
Собрал двигатель с новыми подшипниками (старые были сильно корродированы), установил двухкамерный глушитель от МВВС также через TEMAFAST-овую уплотнительную прокладку. В нижнюю часть резьбы входящей в блок картера на 7мм ввинчиваются винты без головок М4х10мм, из них 3мм остаются ввинченными в переходнике, так что выполняют функцию соединительного штифта, а крепежные болты глушитель примерно 0,5 мм не доходят до их торцов. Я изначально думал, что никаких винтов без головок не понадобится, просто применю 2 более длинных крепежных винта, но потом обнаружил, что такие длинные винты никак нельзя вставить во фланец глушителя, так что наконец выбрал, думаю, даже лучшее решение с соединительными болтами без головок.
На рис. 20, 21, и 22 внешний вид двигателя после окончательной сборки.

Двигатель я пока еще не пробовал заводить, не было времени, но нет причин думать, что он не будет работать. Компрессия отличная, царапин в паре нет, подшипники новые, прокручивается совершенно свободно, карбюратор также в порядке, а что касается степени сжатия все осталось по прежнему. Так что единственное, что меня немножко беспокоит - это температурная стабильность клея (жидкого металла) на картере вблизи горячего выхлопа. Но думаю, даже если он расплавится, то это никак не повлияет на работоспособность двигателя.

Я конечно понимаю, что таким образом восстановленный двигатель не может быть особо ценным предметом для коллекционеров (от того, чтобы восстанавливать сломанные ребра охлаждения я сразу отказался, потому что это слишком трудоемко, дорого, да и никак не повлияет на функциональность двигателя).
Возможно, не положено было это публиковать в настоящей ветке, а надо было создать новую тему. 😃
Но меня эта работа радует, и, надеюсь ее результаты понравятся и другим, которые читают эту ветку. Да и кроме прочего, тут долго не появлялось ничего нового.

Марат
VTjr:

Но и в ГДР была всегда такая изумительная порядочность, до которой мы даже в ЧССР не дотянули. И при работе у них, халтура просто не существовала, по крайней мере я ее не встречал

Я с 1997 по 2010 жил и работал на бывшей территории ГДР… Хватало и тех и других - но менталитет у людей моего возраста остался “совковый” А на производствах говорили - сначало моё, а потом уже для шефа. Я думаю именно из-за этого западные фирмы не слишком охотно переезжают или создают филиалы на территории бывшей ГДР, хотя иногда по экономическим показателям там более предпочтительно чем на “старых землях” Что касается молодого поколения - тут разницы пралтически нет.

VTjr

Но мы говорим не о периоде лет после объединения Германии, когда уже люди старой довоенной школы вымерли, или ушли на пенсию, а о периоде начала лет 60-х (период разработок и производства двигателей JENA), когда “совковый” менталитет еще не успел людям войти под кожу.😉

Эдуард_Кобец

в 97— никаких Йен не производили!! а в 60х–работали ( я думаю ) те-- кто застал das Adi— и за брак можно было получить бесплатную путёвку в лагерь Buchen . Так что – в 60е --разницы практически нет-- ГДР или ФРГ.

Эдуард_Кобец

Небольшое отступление от моторчиков))) Есть у нас в центре города Дом связи – построенный военнопленными. С боку здания - выходящего на центральную-пешеходную улицу, военнопленные сделали большой выступающий герб СССР. Если смотреть на герб с боку под углом 15-20 градусов , отчётливо виден профиль Фюрера. ( только с разных сторон причёска в разные стороны ). Так вот–до сих пор всё на месте–ничего не отвалилось.— качественно работали–даже в плену. И инженерно-архитектурно-скульпторная мысль была на высоте !!
( кто захочет проверить — лучше зимой=== деревья вокруг здания выросли- и листва закрывает боковой обзор герба. или видео с летательных аппаратов ).

REMO

Только в интернетах много чего пишут…
“Неоднократно слышал, что если приглядеться, то на барельефе можно увидеть профиль Гитлера, которые типа сделали пленные немцы, что строили Дом связи. Я не знаю что пил или курил тот, кто это видит, но сколько не присматривался - ничего не видел. И тут сегодня я оказался на пл. Горького и что я вижу, памятная доска на фасаде и годы постройки Дома связи 1933-1936 гг. И вот интересно, откуда в это время у нас в городе оказались пленные фрицы? Хрень короче, полная про Гитлера”
Вот так-то.))

Эдуард_Кобец

А ещё поликлиника-37—сделана крестом–тоже немцы строили.
–Чкаловская лестница:::Саму лестницу также планировалось назвать Сталинградской. В том же году был заложен её первый камень. К строительству привлекли местное население и большое число пленных немцев. Лестница была торжественно открыта в 1949 году. Лестница как раз стоит в противоположном конце-- на ул-дома связи.
По поводу – дома связи=== возможно -не строили -а реставрировали после бомбёжек.
А фюрера–профиль–я лично видел много раз. Надо просто смотреть под нужным углом и на определённом удалении от герба.

Поликлиника 37.
Немцы и в строительстве ГАЗа принимали участие–до войны.

VTjr

Ну, я боялся, что доработку Супера не в ту ветку вставил, а теперь вижу, что и в правду так.😆
Может давайте оставим фюрера и вернемся лучше к обсуждению моторчиков! А?😉

VTjr

Мне нужен совет от опытных моторщиков насчет притира поршня из алюминиевого сплава. Я все подробно написал в другой ветке форума, но на всякий случай задаю вопрос и здесь, читайте пожалуйста по этой ссылке: rcopen.com/forum/f5/topic567915/24

S-LK

Еще один двигатель был подарен музею.😉
Никаких надписей на картере.
А на карбюратор интересный знак.
ABC, трехканальный, обьем 6,23cm³
Спасибо!

Koltsov67

Доброго времени суток коллеги моделисты и коллекционеры. Разбирая свои запасы обнаружил , что у моих К16 ( версия с воздушной заслонкой на карбюраторе) разные иглы… вернее- одна игла согнута классический буквой “Г” , вторая “П” ( иглы взаимозаменяемы) Или это шаловливые ручки ( П ) или так комплектовали часть моторчиков с завода ? Как у Вас ?

Koltsov67

Эдуард привет. Вот твои фото (Яндекс) и внесли сомнения в мозги… На самом деле у меня несколько моторчиков в этой версии … ровно 50% иглы так согнуты … видимо Ветеранам так было удобнее ( “П”) регулировать… вот и гнули 😉

VTjr

Удалось достать подлинную Йену 2,0см3, с голубой головкой. Прилагаю фото из аукциона, своих пока нет мотор разобран, отмачивается в растворителе, когда почищу, соберу, то выставлю свои фотки.
Дело в том, что у нас есть довольно много Йен с 2-кубовым объемом, но с черными головками а с голубой - это редкость. Все черные двойки - это двигатели на которых при капитальном ремонте ставили новую пару. Но так-как 2,5-кубовых пар не было, наоборот в магазинах было много 2-кубовых, которые подходили, то многие так и делали, и в следствии того появилось много двоек с черной головой.

На фотке видно жиклер, но я уверен, что он не подлинный, Как считаете? 😒
Там у меня на нем мелкая резьба М3,5, и он цельный, проходит насквозь патрубком диффузора, форсунка жиклера установлена по центру диффузора при помощи 2 гаек. А подлинные жиклеры состояли кажется из двух частей, отдельный штуцер с форсункой ввинчивался с одной стороны патрубка, а резьбовой держатель иглы с обратной. Да и резьба там была М3. Вот они иза той мелкой резьбы и часто ломались, так что потом на Йены ставили все что было, жиклеры от разных других двигателей.😉 Так что двигателей с истинно подлинными жиклерами сохранилось минимум.😵

Koltsov67

Жиклёр видимо смастерили из подручного - трещётка похоже от МК12С , игла от МК12В… На этих версиях карбюратор был полностью разборным и выглядел так…

Для меня предпочтительнее версия с дисковым золотником ( как у МК шек) … С лепестковым золотником ( стальная упругая пластина ) часто мотор заводиться в противоположную сторону при нормальном старте… Забыв эту особенность , весной тестируя свои моторчики получил чувствительно по пальчикам…😃😃😃😵

Эдуард_Кобец

Я всегда считал-что синяя голова == только для 2х кубовых—как красная для кубовых , но спорить не буду )))
Редкость== не думаю ))) при желании можно приобрести ))) ( я свободно приобрёл-при отсутствии аукцион конкурентов === стр 112 -сообщ 4476 )
Игла—не родная–100% и не стоит сомневаться ))

Nat

Игла скорее от “Вебры” или “Моки”…упорная шайба тоже не родная.

VTjr
Эдуард_Кобец:

Я всегда считал-что синяя голова == только для 2х кубовых—как красная для кубовых , но спорить не буду )))
Редкость== не думаю )))
Игла—не родная–100% и не стоит сомневаться ))

Так оно и есть, но Вы не поняли смысл того, что я написал! 😛
В ЧССР была сперва поставлена небольшая партия 1 и 2-кубовых Йен, но позже стали возить только 1 и 2,5 кубовые. Поэтому подлинных 2-кубовых с голубой головкой тут осталось мало, так что вправду в Чехии и Словакии они редкость. Зато есть очень много 2-кубовых с черной головкой, которые возникли конверсией с 2,5-кубовых.
Дело в том, что запасные 2,5-кубовые пары были дефицитом а 2-кубовых в магазинах навалом. Так что многие моделисты смирились с тем, что объем их мотора уменьшится и немного также мощность, покупали то что было и вставляли в свои двигатели, потому что подходило.
Даже помню, мне в 70-х годах один старый моделист говорил, что так и положено, на старый картер с изрядно поработавшим старым валом и подшипниками вроде положено ставить 2-кубовую пару, которая будет меньше нагружать эти отработанные детали. Тогда я тому и поверил, сейчас считаю, что это была ерунда. Достаточно ведь было поменять подшипники и снова поставить 2,5-кубовую пару.😃

То что игла не родная я конечно сам понимаю.😎

Koltsov67:

Жиклёр видимо смастерили из подручного - трещётка похоже от МК12С , игла от МК12В… На этих версиях карбюратор был полностью разборным и выглядел так…

Для меня предпочтительнее версия с дисковым золотником ( как у МК шек) … С лепестковым золотником ( стальная упругая пластина ) часто мотор заводиться в противоположную сторону при нормальном старте… Забыв эту особенность , весной тестируя свои моторчики получил чувствительно по пальчикам…😃😃😃😵

Спасибо Александр за фотки задней крышки со штатным жиклером.
Этот двигатель DK, значит с диском, лепесткового у меня нет и никогда не было. Но проблемы с стартом в обратку были и у однокубовой Йены. Помню даже один ра завел, не заметил, что в обратку, бросил модель а она мне упала к ногам.😆 Потом уже следил за этим.
Кстати, пользуясь калильной десяткой MVVS при старте от руки довольно часто он заводится в обратку. Это когда слишком прикрытая заслонка карба, но стоит прибавить газ, то он стразу же или останавливается, или самопроизвольно реверсируется (это бывает намного реже).😉
Но насчет жиклера от МК-12 Вы ошибаетесь. Что было на МК-С не знаю, но на МК-12В имел жиклер стандартную резьбу М4 а тут ведь я написал, что резьба мелкая М3,5. Кроме того МК-12 ни С ни В в ЧССР никогда не импортировались, так что вряд ли у кого они могли быть в запасе. Массивный импорт советских двигателей в ЧССР начался МК-17 н всех 3 моделей ОТМ, позже появились еще Радуга-7 и 10РУ. И все. Если сюда и попали какие-нибудь другие модели советских или российских ДВС, то это лишь частными покупками моделистов в СССР. Кроме ГДР-овских JENA и перечисленных моделей советских двигателей, сюда в 60-е годы импортировались еще венгерские двигатели FOK-10, FOK-15 и FOK-25.В 80-е годы на прилавках появлялись и двигатели с Запада, помню была целая линейка дешевых японских двигателей ENYA (от 1,5см3 по 10см3), в половине 70-х был в продаже OS-Pet, позже целая линейка OS-Max, также очень дорогие 6,5 и 10 см3 WEBRA-Speed, десятки HB и HB PDP, и также отличные десятки HP Gold. После революции в 90-х годах уже импортировалось многое, практически можно было достать все.

Koltsov67

Опционно ( для этого картера) можно было приобрести заднюю стенку с радио карбюратором фабричного изготовления…😒

Эдуард_Кобец

В СССР–думаю вообще 2 кб-не поставлялись–из за “не спортивного” размера))) так что для России–вообще супер редкость )))) но достать можно )))