Коллекция модельних ДВС

Марат
VTjr:

так что Ваше первое мнения насчет 70-х годов может быть не так уж далеко от правды

Тут смущает задняя крышка с пресованным карболитом…

Mekhanik
Марат:

Тут смущает задняя крышка с пресованным карболитом…

Эта стенка не просто смущает! Такую стенку в авиамодельной лаборатории или кустарной мастерской не изготовишь. Нужно располагать соответствующим оборудованием и технологией. Если кратко - кроме идеи и чертежа детали - которые условно говоря были ваши, нужно было копировально-фрезерное оборудование, что бы создать пресс-форму для литья из этого самого карболита - это на мой взгляд была самая сложная задача в данной технологической цепочке. Далее проще - оставалось выполнить литье на ТПА (термопласт автомате) и заготовка для задней стенки была готова для окончательной обработки, посредством токарно-фрезерно-слесарных работ. В условиях СССР, в 70-годах, я очень сильно сомневаюсь, что бы кто то применял такие технологии в авиамоделизме. А в 80-х годах у нас в стране, появилось много нового и технологичного оборудования и такая возможность уже была, особенно у тех кто работал на предприятиях входивших в оборонно промышленный комплекс. Так что извините, но я по прежнему считаю что этот гоночный двигатель из 80-х.

Марат
Mekhanik:

Такую стенку в авиамодельной лаборатории или кустарной мастерской не изготовишь

Делал на ТВ4 и НГФ фрезерованную…

Mekhanik:

что бы создать пресс-форму для литья из этого самого карболита - это на мой взгляд была самая сложная задача в данной технологической цепочке. Далее проще - оставалось выполнить литье на ТПА (термопласт автомате)

Карболит не льют, его прессуют в прессформе из порошка при определённой температуре… И ещё - обычно такие технологии использовали те, кто имел доступ к промышленному оборудованию, а те кто не имел, просто заказывали у тех кто имел - так весь союз крутился - кто-то лил картера, кто-то делал пары кто-то валы и т.д. И можно рассмотреть ещё один вариант - мотор изначально был изготовлен в начале семидесятых с задней крышкой того времени - дисковый или валиковый золотник, а затем позже дооснастили другой крышкой… В общем варианты могут быть разные.

REMO

У меня вопрос по гильзам от Пионера-6,5. С плоскими окнами продувка понятна, а с круглыми? Лучше-хуже и как обозвать такую? В остальном два мотора полностью одинаковые.

VTjr
Эдуард_Кобец:

Про свечи-- думал закрыли вопрос—не знал о таких–пока лично не увидел -и не получил двс со свечой М-6.

Я тоже думал, что закрыли. Оказывается нет.😮
Ну не видели Вы их в натуре точно так же как и я не видел эти Ваши 4-оконные Йены. Но мои фотки двигателей с этими свечами, также сами свечи и днища цилиндра с М6 Вы ведь видели.😛 Точно также, как и я видел тут на форуме фотки 4-оконных Йен. Я по ним конечно верю, что такие моторы были и в СССР импортировались, даже то, что их к Вам постравляли со стандартной дюймовой резьбой.
Но Вы почему то все отрицаете то, что я Вам уже написал про использование метрического стандарта в ЧССР.😃 Так кому из нас лучше знать как оно было в те времена в Чехословакии, мне или Вам?😒 Я ведь тут жил и занимался авиамоделизмом а Вы нет. Я правда стал заниматься этим лишь под конец эпохи метрических свечей (но эксплуатировал такие моторы) а Вас еще тогда и на свете не было.😁

Эдуард_Кобец:

По поводу 4х канальных----даже у Любомира из Болгарии 2 ( два ) таких двс ( а калильных - с золотником ни одного ).

Ну и что это доказывает?😛
Только то, что 4-оконные Йены импортировались не только в СССР а и в Болгарию. Больше ничего.😃 Или то, что Любомиру пока не удалось полностью скомплектировать коллекцию всех двигателей JENA без исключений.😃
Я уже ведь писал, что в конце 60-х лет в ЧССР завод MVVS значительно повысил производство двигателей MVVS 2,5D7 и G7, так что тут стал достаток отечественных, очень хороших 2,5 кубовых двигателей, и импорт из ГДР прекратился, потерял смысл. Так что последующие модели Йен к нам уже валом не попадали, и почти никто их тут не видел, в любом случае не эксплуатировал.

Эдуард_Кобец:

Далее-- я всегда стараюсь обращать внимание на мелочи—и ==сравним ваши калилки ::::
1 ) берём отверстия для спец ключа закручивания рубашки-( вашего двс и только что представленного)–разный размер , больший размер был только на именных двс Карл Цейс ( короткий картер )- где голова без закруглений —ромбом.

У меня в данный момент нет возможности это сравнить, так как дизельной Йены у меня нет (в настоящее время, но были и сплыли).
Но возможно тот больший размер связан именно с наличием свечи. Из-за нее в головке сделали большое отверстие, так что им пришлось естественно эти лунки для ключа расставить дальше чем у компрессионного варианта.

Эдуард_Кобец:

2 ) смотрим на двс в целом :: картер потёрт, в грязи , есть царапины. А кок и рубашка-выглядят так-будто из коробки–без следов эксплуатации === равных картеру.
Вывод=== голова и кок с новой анодировкой )))) Значит-возможно самоделка )))

Извините, но этот Ваш вывод - это уже лишь Ваша фантазия.😆
Неужели вы считаете, что я теперь в течении 2 месяцев выточил новую головку, которую дал анодировать лишь ради того, чтобы Вам тут что-то доказывать.😮 Эти последние фотки не мои, получил их от одного владельца такого двигателя из форума. Мне конечно не известно чистил ли он его, или нет, и как, чем и что на нем чистил.😃 Да и кроме того, если присмотреться как следует на верхнюю плоскость головки, то и там ведь можно видеть следы грязи.😉 Кроме того фотки некачественные, слишком темные, на черной головке детально ничего не видно.

Эдуард_Кобец:

То есть–опять нет 100% доказательств . Есть такой заводской двс или нет—не известно )))
И ни в одной книге нет инфы про такой двс.

Это ничего не значит. Каждый автор писал о том, что знал и с чем столкнулся. В книге Калины про калильный вариант заметки нет, но это тоже ничего не значит. Во времена, когда эти книги писали не было Интернета и авторам намного труднее было собрать достаток информации.😃
Но моих доказательств, думаю, достаточно для всех, только наверно не для Вас, ваше дело:P
Мне лично уже надоело Вам что-либо доказывать, мне достаточно то, что у меня есть такой мотор в наличии а насколько он заводской или самодельный думаю я могу обсудить намного лучше чем Вы лишь по по фоткам.😎

S-LK

Владимир и Эдуард специально для Ваш спор отсканил две страницый от книга James E. Dunkin;)
Гарантироват достоверност к сожолением не могу, не разь находил ощибки в ней:o
Я также прикрепляю страницу из единственной оригинальной книги VEB Carl Zeiss JENA которую я купил два месяца назад.
В нем нет ни одного калильного двигателя.
Эдик тебе кинул и на мыло, если Владимир или кто то еще хочет их в более хорошая резолюция давайте мыла и вышлю.

VTjr

Любомир, страница из книги VEB Carl Zeiss JENA тут в таком плохом разрешении, что прочитать в ней что-либо невозможно.😦
Если там упоминания об таком моторе нет - это тоже ничего не значит. Просто тот, кто писал их историю мог не найти данных об етой модели двигателя. Некоторые производители просто забывают про свою историю а другие нет. Посмотрите на сайт www.mvvs.cz сколько там написано про историю и про их ранние модели ДВС - почти ничего. Даже нет той информации, которая в пору интернета была доступна на их предыдущем сайте. Если бы я вовремя не скачал их сайт в *.mht, то для меня бы были эти информации давно потеряны. В отличие от этого на сайте ОС можно до сих пор скачать много инфы к старым моделям, в том числе и описания. Новые владельцы MVVS просто перевели продукцию на электро и бензиновые двигатели а история бренда для них выходит безразлична. Так что такое бывает и ничто не доказывает.

Сколько бы ни было ошибок в книге Дункина, но это шедевр.
Ну вот, и на странице 119 от Дункина второй сверху двигатель - он именно тот мой;) (правда за исключением той моей “белой” верхней плоскости головки, что я уже согласился, что именно только она не штатная).
Знаете, я эту книгу Дункина в свое время и хотел купить, но ее уже там разобрали, так что мне это не удалось.😦
В любом случае спасибо Вам за это доказательство, которое может и неверующего Фому убедит.😛 Как видно Эдуард не прав в том, что такого двигателя нет ни в каких книгах.

Эдуард_Кобец

Любомир уже писал – у Дункина полно ошибок. И сейчас посмотрите объём ::: 2,46 и 2, 47. У одного и тогоже двс.
Можно фото книги с обложки ?
( может плохое фото – но почему то кажется что у 4 канальной Йены – гильза от 2 канальной калилки.)

S-LK
Эдуард_Кобец:

Любомир уже писал – у Дункина полно ошибок. И сейчас посмотрите объём ::: 2,46 и 2, 47. У одного и тогоже двс.
Можно фото книги с обложки ?
( может плохое фото – но почему то кажется что у 4 канальной Йены – гильза от 2 канальной калилки.)

Ошибки есть везде, в том число и у Иржи Калина;)
Тепер есть интернет, есть много информация и лучьше жить дружнo и хотя немножко исравит их ошибки:)
Эдуард пожалуста, отсканил:

Эдуард_Кобец

Ещё просьба – есть инфа про МАРЗ, КОМЕТУ , РАДУГУ 7 ?
И просьба - фото йены с низким картером из книги , поближе.
Я ориентируюсь на книги времён выпуска двс. В современных можно написать всё что угодно )))
Даже в книге ГДР по двс нет ни слова о калилке. Так же и Калина не упомянул такой двс.

VTjr
Эдуард_Кобец:

Любомир уже писал – у Дункина полно ошибок. И сейчас посмотрите объём ::: 2,46 и 2, 47. У одного и тогоже двс.
Можно фото книги с обложки ?
( может плохое фото – но почему то кажется что у 4 канальной Йены – гильза от 2 канальной калилки.)

Фото действительно плохое (все 3), но ничего такого я там не вижу. Ошибка в объеме также ничего не меняет на факте, что там Дункин поместил именно фото того моего калильного варианта двигателя Йена. Только вот мой точно не MK а DK, так как всасывание не мембранное а золотниковое.
Что касается скена страничек из книги от VEB Carl Zeiss JENA, она настолько в плохом разрешении, что я еле-еле в ней вообще кое-что прочитал. Но несмотря на то, что Любомир ее получил 2 недели тому назад, она могла быть издана в 60-е годы еще до того как стали выпускать калильные варианты этих двигателей. Так что может и не ошибка автора, а просто он не мог писать про то, чего еще не было.

S-LK:

Ошибки есть везде…
…лучьше жить дружнo…

Конечно так.😎
И мы ведь живем тут дружно. Дружно тут дискутируем и иногда также спорим. А если и спорим - это ведь не значит, что мы становимся врагами.😛

Любомир, пожалуйста, Вы бы не могли снова отсканировать страницы той книжки от VEB Carl Zeiss JENA в лучшем разрешении, или хотя бы обе страницы сканировать отдельно и сюда снова вставить.😉
Также пожалуйста напишите дату тиража этой книги.😉

А обложка книги Дукина - да да, именно эту я прозевал.
Но мне она не так уж была нужна, я в принципе не коллекционер а пользователь и доработчик/ремонтер двигателей. Люблю со старыми баловаться, а летаю только со сравнительно новыми моделями, да уже редко с менее чем 10-кубовыми. Так что для мня большую ценность представляют книги Филиппычева, Гаевского, Зуева, Мерзилкина и конечно Petra Demutha. Книги от Йиржи Калины, также и от Иржи Линки - это также как и от Дункина лишь такие атласы, но технической информации там минимум и она часто содержит ошибки. Тем не менее и эти книги конечно очень ценные.

Эдуард_Кобец

Может книга первого издания была выпущена в 60х , не спорю. Но на обложке этой книги есть и гоночный двс монолит. И полно двс для боя с глушителем - 90е. Так что про двс должна быть инфа , полная.

VTjr
Эдуард_Кобец:

Может книга первого издания была выпущена в 60х , не спорю…

Тут я ведь не имел ввиду книгу Дункина, а ту от VEB Carl Zeiss JENA.😛 Ее обложку мы еще не видели, а ее текст почти неразборчив. Информации про калилки там действительно нет, год тиража нам подскажет почему.😒
Но что касается фотки калильной Йены моего типа в книге Дункина, которую вы посчитали самоделкой, то неужели вы думаете, что независимо возникли 3 абсолютно схожие по виду самоделки, то есть та что у меня, та, которой фотки я выставил недавно из нашего ЧС форума, да еще и у Дункина в атласе такая же очутилась.😮 Но если не это, так что иное может быть лучшим доказательством, что это никакая не самоделка а серийный вариант.?😉

Да и заметил, что в страницах книги/атласа Дункина приводит кроме неверного объема у некоторых моделей и буквально бессмысленные годы производства.

Эдуард_Кобец

По поводу интернета – в то время , из нашего города И.Канине З.Тр.РСФСР М.П. Караганов отправлял двс Ритм в обмен на резину Пирелли. Так что и без инета среди моделистов была хорошая связь )))
По поводу 3х , вполне возможна доработка кооперативоа и фирм. После прекращения выпуска заводом Йены. У нас на подобие полным полно двс.

Mekhanik
Марат:

Карболит не льют,

В прямом смысле этого слова, конечно не льют, потому что не возможно лить твердый материал в виде порошка, крошки или гранул. Но тот процесс который Вы описали, в производстве пластмассовых изделий называется именно литьё, литье высокого давления. В конце 80-х начале 90-х годов, я некоторое время как раз работал в одном из пластмассовых цехов оборонного предприятия и прошел путь от ученика оператора ТПА (термопласт автоматов) до бригадира наладчиков ТПА. Карболит, равно как и бакелит, использовался у нас в цеху, не часто, но использовался. Пресс-форму для такого пластика, обычно старались устанавливать именно на новые ТПА, где хорошо работали датчики температуры, т.к. карболит очень требовательный к температуре плавления. Чуть меньше температура - ТПА его не продавливает и тут же забивается сопло. Немного переборщил с температурой - материал потек и ты его пережег. Наш начальник цеха, заказы из такого материала обычно старался не брать, а переводить в другие цеха. Благо мы были не головным, а второстепенным предприятием, ориентированным на тот момент уже больше на товары народного потребления. Поэтому чаще работали с ABS пластиком, полистиролом или полиэтиленом. Для тех кому интересно как выглядит ТПА можно глянуть например вот здесь (не реклама): toplast.ru/…/dlya-litya-reaktoplastov-bakelita

S-LK

На етом форуме Стр.112 #4501 моя фотка JENAs
Под кубовые JENA тоненкая книжка.
Она цветное копие оригинала(немец хитрый жулик, отксанил и продал копие).
Ожидал что есть дата и так далее, но нет.
Книга очень похожа на те, каторые делали для выставки - показат что производиться
и договориться на продажа(Экспорт).
Таким образом она не обзорная, но первая официальная от производителя с каторой я встретилься.
Книгу Дункина не знал до два года назад, но как узнал сделал все возможно найти и купить.
Хотя мне это оказалось довольно дорого, я не жалею об этом.
Конечно, для меня было крайне интересно, есть ли болгарские двигатели.
Да есть, всего один двигатель Асен Танев - на форум показал Вам почти все его двигатели.
Есть несколько двигатели TR Bodurkov/Papov.
Один двигатель Георги Кабаков.
Два двигателя ПОСОН 2,5, один не хватает … в общем они три вида.
Самое интересно что написано для них - то что написано вообще не верно!
Так получилось что несколько месеца после ето ко мне в музей пришли ети два человека,
чии имена там.
Сразу спросил, знают ли они о существовании этой книги и что написано о Посоне?
Первый ответ - знают и все правда.
Затем между нами разгорелся жаркий спор.
Я просто знал авторов, историю производства и т.д.
Эта книга основана на фотографиях и информации, полученной от многих людей из разных стран.
Их имена в начале книги.
Настоящая коллекция автора значительно меньше.
Наконец правда выяснилась, один из них отправил автору фото и информацию.
Произошла ли ошибка или преднамеренная ошибка?
По его слога через некоторое время он действительно встретился с автором и попросил его исправить ошибку.
Автор отказался это сделать.
Если сказано правда, это оскорбительно.
Однако большая часть информации достоверна, ни в коем случае не хочу омолаживать старания автора.

Что касается двигателей JENA, они неравномерно распределены между разными социалистическими странами.
Как по количеству, так и по видам.
Уезжаю на неделю, когда вернус если надо опят сделаю сканый или фотки.

Марат
REMO:

Лучше-хуже и как обозвать такую?

Практически тоже самое… Это наверно очередная рационализаторская реинкарнация.

Mekhanik:

ТПА (термопласт автоматов)

ТПА предназначены для изготовления деталей из термопластичных материалов…

А карболит относится к термореактивным материалам…

Все пластмассы, используемые для изготовления бытовых изделий, подразделяются на две основные группы: термореактивные и термопластичные.
Термореактивные пластмассы при нагревании не размягчаются и не плавятся. Им свойственна высокая твердость и малая пластичность. К термореактивным пластмассам относятся бакелитовые, карбамидно-мо-чевиноформальдегидные, меламиноформальдегидные, полиуретановые материалы. В производстве бытовой техники наибольшее распространение получили бакелит и полиуретан. К бакелитам относятся: волокнит, фаолит, стеклотекстолит, гетинакс, текстолит, карболит. Бакелитовая смола — хороший диэлектрик, что обусловливает ее широкое применение в электротехнике и электронике. Из карболита изготавливают корпуса телефонных аппаратов, штепсельные розетки и вилки, патроны для электроламп, выключатели и другую продукцию.
Карболит попросту это фенолформальдегидная смола с наполнителем - и к термопластичным пластмассам никакого отношения не имеет…

Mekhanik
Марат:

Термореактивные пластмассы

Марат, я отношусь к Вам и вашим теоретическим знаниям, с уважением. Вы излагаете все верно, но это старые технологии, 40-50-х годов. Посмотрите пожалуйста страничку, по приведенной мною ссылке. Там есть хоть и короткое, рекламное видео, но оно дает представление о том как работаю ТПА с реактопластами и представлена целая серия станков по объему впрыска.
Термопластавтоматы для литья реактопластов (бакелита): toplast.ru/…/dlya-litya-reaktoplastov-bakelita

Марат
Mekhanik:

вашим теоретическим знаниям

Ну как бы и на практике видел, но да это было давно…

Mekhanik
Марат:

Вот такой материал www.ag-4v.ru/ag-4v/character/пресуют в форму примитивным ручным прессом - делают в обычных моделках.

Это еще одно доказательство, того что представленный гоночный двигатель или его стенка (если стенка у него частично выполнена именно из такого материала) могли появится не ранее 1989 года, а скорее только в начале 90-х! Обратите внимание на ГОСТ - Государственный стандарт СССР ГОСТ 20437-89 “Материал прессовочный АГ-4. Технические условия” (утв. постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 5 декабря 1989 г. N 3577.

александр52
Mekhanik:

Сильно сомнительно, что это двигатель 70-х годов. На мой взгляд, конструктивные элементы этого микродвигателя, “говорят” больше о 80-х годах. Например, коленвал, сильно похож на вал микродвигателя КМД-2,5 с бандажом. Опять же задняя стенка - я похожие видел, только в 80-х.
Марат, обратите внимание на материал и конструкцию задней стенки.

Могу сказать точно - в 1975 году уже летал на таких моторах и не новых ,а серьезно замученных и на гонке и на скорости пацаном - скоростной мотор был экспериментальный Тимофеева - у Эдуарда он может и остался . а распорные втулки были не всем подвластны - и делали валы ступенчатые

Mekhanik:

Это еще одно доказательство, того что представленный гоночный двигатель или его стенка (если стенка у него частично выполнена именно из такого материала) могли появится не ранее 1989 года, а скорее только в начале 90-х! Обратите внимание на ГОСТ - Государственный стандарт СССР ГОСТ 20437-89 “Материал прессовочный АГ-4. Технические условия” (утв. постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 5 декабря 1989 г. N 3577.

побойтесь бога - мы его уже пацанами давили струбцинами и в сушильный шкафе и это было где то в 1975-76 годе и за гранулами ходили сами и брали тогдашней мерой - РУКАВИЦА ! - таки мы были далеко не первыми - да и госты менялись довольно часто - вот нашел - “Фенольные стекловолокниты АГ-4В и ДСВ были разработаны в СССР в 50-е – 60-е годы прошлого века.”

VTjr
S-LK:

На етом форуме Стр.112 #4501 моя фотка JENAs Под кубовые JENA тоненкая книжка. Она цветное копие оригинала(немец хитрый жулик, отксанил и продал копие). Ожидал что есть дата и так далее, но нет.Книга очень похожа на те, каторые делали для выставки - показат что производиться и договориться на продажа(Экспорт). Таким образом она не обзорная, но первая официальная от производителя с каторой я встретилься.

На обложке этой книжки (скорее тетради) есть текст, вероятно “selbstzünder kleinstmotoren”. Я пробовал эту фразу использовать в поиске на Гугле, но так и ничего не нашел. Могли бы Вы сюда дать ссылку на сайт, где Вы ее купили?
В любом случае если там первое слово на обложке (неразборчивое, потому что на нем стоят моторы) действительно “selbstzünder” (самовоспламеняющийся, по русски значит компрессионный, или дизель), то потом вовсе неудивительно, что в книге нет ничего про калильные версии этих моторов.

S-LK:

Книгу Дункина не знал до два года назад, но как узнал сделал все возможно найти и купить. Хотя мне это оказалось довольно дорого, я не жалею об этом.

Любомир, Вы коллекционер, вам не жалко. А для меня большинство двигателей в этом “атласе” неизвестных, поэтому я выдавать большие деньги за него не намерен. Была она когда то в продаже на сайте Йиржи Линки, он закупил пару экземпляров из Америки и перепродавал их за чешские кроны (без той таможенной мороки если бы ее заказывать напрямую). Так ее сразу разобрали чешские коллекционеры в течении пару дней. Этот момент я к сожалению прозевал, а заказывать ее напрямую мне уже неохота.

S-LK:

Что касается двигателей JENA, они неравномерно распределены между разными социалистическими странами. Как по количеству, так и по видам.

Видимо так оно и есть. В Чехословакию в 70-е годы никакие ГДР-овские двигатели больше не импортировались. В то время у них в замен Йенам стали выпускать двигатели Москито-Пермот 1,50, 1,76 и 2,5см3. Все они были в дизельном варианте а 2,5-кубовый и в калильном. Но эти двигатели в ЧССР не импортировались. Наверное потому что были весьма дорогие а по качественным показателям немного хуже отечественных MVVSов 2,5D7 и 2,5G7. Помню, что видел когда-то в ГДР на прилавке Москито-Пермот 1,76см3 и он стоил 95 DEM, что при тогдашнем соотношении было 285 Крон. После Выпускались и двигатели DREMO 0,8; 2,5; 5,0 i 7,5 см3, но я их никогда в натуре не видел.
В любом случае самый мелкий MVVS 1,5D тогда стоил всего 230 крон, но несравнимо более мощный MVVS 2,5D7 370 Крон. Так что спрос по более дешевым двигателям успокаивали из отечественной продукции марки TONO и MIKRO, или импортные советские ОТМ 0,8; 1,5 и 2,5; массово именно МК-17 (стоил 140 Крон) и также Радуга-7 (около 400 крон) и позже Радуга-10РУ.
Прилагаю фото боковой стенки коробки в которую упаковывались все MVVS и TONO, где Вы видите все их тогда действительные цены (ну где-то до половины 70-х лет, после уже продавались лишь двигатели TONO а MVVS 2,5 уже по новой линейке GR/DR/GF/DF с 3-канальной продувкой Шнюрле, которые были уже в новой упаковке, и по более высоким ценам). Кстати, соотношение чехословацкой кроны к рублю и болгарскому леву было тогда по туристическому курсу 10:1 (с туристической наценкой/налогом, а так между госбанками оно было 7:1). Крона к восточно-германской марке была 3:1 (опять же туристский курс, иначе 2,1:1).

S-LK:

Уезжаю на неделю, когда вернус если надо опят сделаю сканый или фотки.

Будем ждать с нетерпением.😉

VTjr

Еще к данным на коробке. Крестиком там обозначено, что в этой был упакован именно MVVS 1,5D.
Двигатели TONO продавались как в спортивном (кордовом пилотажном, или таймерном) варианте (S = Sport или Stunt) и с радиоуправляемым карбом в RC варианте.
Но двигатели MVVS были в заводской сборке только в спортивном (кордовом пилотажном/гоночном, или таймерном) варианте (2,5 кубовые с кольцевым диффузором), а RC карб поставляли лишь в качестве дополнительной опции. И стоил он около 120 крон (недешево на ту пору).