Коллекция модельних ДВС

Mekhanik
Марат:

Карболит не льют,

В прямом смысле этого слова, конечно не льют, потому что не возможно лить твердый материал в виде порошка, крошки или гранул. Но тот процесс который Вы описали, в производстве пластмассовых изделий называется именно литьё, литье высокого давления. В конце 80-х начале 90-х годов, я некоторое время как раз работал в одном из пластмассовых цехов оборонного предприятия и прошел путь от ученика оператора ТПА (термопласт автоматов) до бригадира наладчиков ТПА. Карболит, равно как и бакелит, использовался у нас в цеху, не часто, но использовался. Пресс-форму для такого пластика, обычно старались устанавливать именно на новые ТПА, где хорошо работали датчики температуры, т.к. карболит очень требовательный к температуре плавления. Чуть меньше температура - ТПА его не продавливает и тут же забивается сопло. Немного переборщил с температурой - материал потек и ты его пережег. Наш начальник цеха, заказы из такого материала обычно старался не брать, а переводить в другие цеха. Благо мы были не головным, а второстепенным предприятием, ориентированным на тот момент уже больше на товары народного потребления. Поэтому чаще работали с ABS пластиком, полистиролом или полиэтиленом. Для тех кому интересно как выглядит ТПА можно глянуть например вот здесь (не реклама): toplast.ru/…/dlya-litya-reaktoplastov-bakelita

S-LK

На етом форуме Стр.112 #4501 моя фотка JENAs
Под кубовые JENA тоненкая книжка.
Она цветное копие оригинала(немец хитрый жулик, отксанил и продал копие).
Ожидал что есть дата и так далее, но нет.
Книга очень похожа на те, каторые делали для выставки - показат что производиться
и договориться на продажа(Экспорт).
Таким образом она не обзорная, но первая официальная от производителя с каторой я встретилься.
Книгу Дункина не знал до два года назад, но как узнал сделал все возможно найти и купить.
Хотя мне это оказалось довольно дорого, я не жалею об этом.
Конечно, для меня было крайне интересно, есть ли болгарские двигатели.
Да есть, всего один двигатель Асен Танев - на форум показал Вам почти все его двигатели.
Есть несколько двигатели TR Bodurkov/Papov.
Один двигатель Георги Кабаков.
Два двигателя ПОСОН 2,5, один не хватает … в общем они три вида.
Самое интересно что написано для них - то что написано вообще не верно!
Так получилось что несколько месеца после ето ко мне в музей пришли ети два человека,
чии имена там.
Сразу спросил, знают ли они о существовании этой книги и что написано о Посоне?
Первый ответ - знают и все правда.
Затем между нами разгорелся жаркий спор.
Я просто знал авторов, историю производства и т.д.
Эта книга основана на фотографиях и информации, полученной от многих людей из разных стран.
Их имена в начале книги.
Настоящая коллекция автора значительно меньше.
Наконец правда выяснилась, один из них отправил автору фото и информацию.
Произошла ли ошибка или преднамеренная ошибка?
По его слога через некоторое время он действительно встретился с автором и попросил его исправить ошибку.
Автор отказался это сделать.
Если сказано правда, это оскорбительно.
Однако большая часть информации достоверна, ни в коем случае не хочу омолаживать старания автора.

Что касается двигателей JENA, они неравномерно распределены между разными социалистическими странами.
Как по количеству, так и по видам.
Уезжаю на неделю, когда вернус если надо опят сделаю сканый или фотки.

Марат
REMO:

Лучше-хуже и как обозвать такую?

Практически тоже самое… Это наверно очередная рационализаторская реинкарнация.

Mekhanik:

ТПА (термопласт автоматов)

ТПА предназначены для изготовления деталей из термопластичных материалов…

А карболит относится к термореактивным материалам…

Все пластмассы, используемые для изготовления бытовых изделий, подразделяются на две основные группы: термореактивные и термопластичные.
Термореактивные пластмассы при нагревании не размягчаются и не плавятся. Им свойственна высокая твердость и малая пластичность. К термореактивным пластмассам относятся бакелитовые, карбамидно-мо-чевиноформальдегидные, меламиноформальдегидные, полиуретановые материалы. В производстве бытовой техники наибольшее распространение получили бакелит и полиуретан. К бакелитам относятся: волокнит, фаолит, стеклотекстолит, гетинакс, текстолит, карболит. Бакелитовая смола — хороший диэлектрик, что обусловливает ее широкое применение в электротехнике и электронике. Из карболита изготавливают корпуса телефонных аппаратов, штепсельные розетки и вилки, патроны для электроламп, выключатели и другую продукцию.
Карболит попросту это фенолформальдегидная смола с наполнителем - и к термопластичным пластмассам никакого отношения не имеет…

Mekhanik
Марат:

Термореактивные пластмассы

Марат, я отношусь к Вам и вашим теоретическим знаниям, с уважением. Вы излагаете все верно, но это старые технологии, 40-50-х годов. Посмотрите пожалуйста страничку, по приведенной мною ссылке. Там есть хоть и короткое, рекламное видео, но оно дает представление о том как работаю ТПА с реактопластами и представлена целая серия станков по объему впрыска.
Термопластавтоматы для литья реактопластов (бакелита): toplast.ru/…/dlya-litya-reaktoplastov-bakelita

Марат
Mekhanik:

вашим теоретическим знаниям

Ну как бы и на практике видел, но да это было давно…

Mekhanik
Марат:

Вот такой материал www.ag-4v.ru/ag-4v/character/пресуют в форму примитивным ручным прессом - делают в обычных моделках.

Это еще одно доказательство, того что представленный гоночный двигатель или его стенка (если стенка у него частично выполнена именно из такого материала) могли появится не ранее 1989 года, а скорее только в начале 90-х! Обратите внимание на ГОСТ - Государственный стандарт СССР ГОСТ 20437-89 “Материал прессовочный АГ-4. Технические условия” (утв. постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 5 декабря 1989 г. N 3577.

александр52
Mekhanik:

Сильно сомнительно, что это двигатель 70-х годов. На мой взгляд, конструктивные элементы этого микродвигателя, “говорят” больше о 80-х годах. Например, коленвал, сильно похож на вал микродвигателя КМД-2,5 с бандажом. Опять же задняя стенка - я похожие видел, только в 80-х.
Марат, обратите внимание на материал и конструкцию задней стенки.

Могу сказать точно - в 1975 году уже летал на таких моторах и не новых ,а серьезно замученных и на гонке и на скорости пацаном - скоростной мотор был экспериментальный Тимофеева - у Эдуарда он может и остался . а распорные втулки были не всем подвластны - и делали валы ступенчатые

Mekhanik:

Это еще одно доказательство, того что представленный гоночный двигатель или его стенка (если стенка у него частично выполнена именно из такого материала) могли появится не ранее 1989 года, а скорее только в начале 90-х! Обратите внимание на ГОСТ - Государственный стандарт СССР ГОСТ 20437-89 “Материал прессовочный АГ-4. Технические условия” (утв. постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 5 декабря 1989 г. N 3577.

побойтесь бога - мы его уже пацанами давили струбцинами и в сушильный шкафе и это было где то в 1975-76 годе и за гранулами ходили сами и брали тогдашней мерой - РУКАВИЦА ! - таки мы были далеко не первыми - да и госты менялись довольно часто - вот нашел - “Фенольные стекловолокниты АГ-4В и ДСВ были разработаны в СССР в 50-е – 60-е годы прошлого века.”

VTjr
S-LK:

На етом форуме Стр.112 #4501 моя фотка JENAs Под кубовые JENA тоненкая книжка. Она цветное копие оригинала(немец хитрый жулик, отксанил и продал копие). Ожидал что есть дата и так далее, но нет.Книга очень похожа на те, каторые делали для выставки - показат что производиться и договориться на продажа(Экспорт). Таким образом она не обзорная, но первая официальная от производителя с каторой я встретилься.

На обложке этой книжки (скорее тетради) есть текст, вероятно “selbstzünder kleinstmotoren”. Я пробовал эту фразу использовать в поиске на Гугле, но так и ничего не нашел. Могли бы Вы сюда дать ссылку на сайт, где Вы ее купили?
В любом случае если там первое слово на обложке (неразборчивое, потому что на нем стоят моторы) действительно “selbstzünder” (самовоспламеняющийся, по русски значит компрессионный, или дизель), то потом вовсе неудивительно, что в книге нет ничего про калильные версии этих моторов.

S-LK:

Книгу Дункина не знал до два года назад, но как узнал сделал все возможно найти и купить. Хотя мне это оказалось довольно дорого, я не жалею об этом.

Любомир, Вы коллекционер, вам не жалко. А для меня большинство двигателей в этом “атласе” неизвестных, поэтому я выдавать большие деньги за него не намерен. Была она когда то в продаже на сайте Йиржи Линки, он закупил пару экземпляров из Америки и перепродавал их за чешские кроны (без той таможенной мороки если бы ее заказывать напрямую). Так ее сразу разобрали чешские коллекционеры в течении пару дней. Этот момент я к сожалению прозевал, а заказывать ее напрямую мне уже неохота.

S-LK:

Что касается двигателей JENA, они неравномерно распределены между разными социалистическими странами. Как по количеству, так и по видам.

Видимо так оно и есть. В Чехословакию в 70-е годы никакие ГДР-овские двигатели больше не импортировались. В то время у них в замен Йенам стали выпускать двигатели Москито-Пермот 1,50, 1,76 и 2,5см3. Все они были в дизельном варианте а 2,5-кубовый и в калильном. Но эти двигатели в ЧССР не импортировались. Наверное потому что были весьма дорогие а по качественным показателям немного хуже отечественных MVVSов 2,5D7 и 2,5G7. Помню, что видел когда-то в ГДР на прилавке Москито-Пермот 1,76см3 и он стоил 95 DEM, что при тогдашнем соотношении было 285 Крон. После Выпускались и двигатели DREMO 0,8; 2,5; 5,0 i 7,5 см3, но я их никогда в натуре не видел.
В любом случае самый мелкий MVVS 1,5D тогда стоил всего 230 крон, но несравнимо более мощный MVVS 2,5D7 370 Крон. Так что спрос по более дешевым двигателям успокаивали из отечественной продукции марки TONO и MIKRO, или импортные советские ОТМ 0,8; 1,5 и 2,5; массово именно МК-17 (стоил 140 Крон) и также Радуга-7 (около 400 крон) и позже Радуга-10РУ.
Прилагаю фото боковой стенки коробки в которую упаковывались все MVVS и TONO, где Вы видите все их тогда действительные цены (ну где-то до половины 70-х лет, после уже продавались лишь двигатели TONO а MVVS 2,5 уже по новой линейке GR/DR/GF/DF с 3-канальной продувкой Шнюрле, которые были уже в новой упаковке, и по более высоким ценам). Кстати, соотношение чехословацкой кроны к рублю и болгарскому леву было тогда по туристическому курсу 10:1 (с туристической наценкой/налогом, а так между госбанками оно было 7:1). Крона к восточно-германской марке была 3:1 (опять же туристский курс, иначе 2,1:1).

S-LK:

Уезжаю на неделю, когда вернус если надо опят сделаю сканый или фотки.

Будем ждать с нетерпением.😉

VTjr

Еще к данным на коробке. Крестиком там обозначено, что в этой был упакован именно MVVS 1,5D.
Двигатели TONO продавались как в спортивном (кордовом пилотажном, или таймерном) варианте (S = Sport или Stunt) и с радиоуправляемым карбом в RC варианте.
Но двигатели MVVS были в заводской сборке только в спортивном (кордовом пилотажном/гоночном, или таймерном) варианте (2,5 кубовые с кольцевым диффузором), а RC карб поставляли лишь в качестве дополнительной опции. И стоил он около 120 крон (недешево на ту пору).

VTjr

Жалко, что та тема закрытая. Могли бы Ульриха просто спросить. Кто знает жив ли он.
Ну я вижу, что вы все упорно отстаиваете свою точку неверия, и все ищете доказательства, которыми стараетесь оповергнуть очевидное. Меня удивляет такое упорство. Не проще бы было принять факт, что такой ДВС действительно существовал и производился? Потому что то, что кто-то что-то не упомянул - это ведь ничего не доказывает.
В странах соц лагеря были проблемы с эксплуатацией калильных двигателей, так как на применение метанола были черезмерно жесткие правила а на этанол они как следует не работали. Это естественно ограничивало спрос по этим двигателям и наоборот повышало популярность компрессионных. Я тоже начинал с дизелями и моя первая калилка был Метеор, который купил просто случайно. В магазине не было ничего другого, так купил, даже в М варианте. Хоть в паспорте писали что топливо на базе этанола, но на нем он не работал. Да со штатными свечами вообще. Начинающему моделисту было почти невозможно достать метил, старшие, все-таки кое какие пути находили. Но не знаю какие были условия в ГДР, может их сначала производили только на экспорт, может даже по запросу чехословацкой стороны? Ну не знаю - это конечно догадки.
Так что Ульрих мог просто не интересоваться калилками. Кроме того он писал по русски с трудом, видимо лишь с помощю гугл переводчика. Не удивительно, что он тему дальше особо не развивал.
Этот мой аргумент конечно также слабый как и Ваш. Но я имею двигатель в наличии и сам вижу, что все там заводское (может за исключением той сточенной головки), а это для меня аргумент самый веский.

Эдуард_Кобец

Я не отстаиваю – просто интересно узнать точно - что к чему.
Стр 2 , сообщ 49. Так же представлена Йена калилка – но уже простая и с дюйм свечой. То есть их должно быть полно разных , а никто не видел ))) редкость.
К тому же автор скрыл верхнюю часть - хотя много двс показывает со всех сторон. Опять нет 100 % доказательств.
И как показывает практика – более точную инфу про двс дают те - в чьих странах вупущен двс.
Глядя на двс своей страны – в на его сайте - находишь много " интересного и нового " )))
К примеру – двс МДС 3,5 - в авиа варианте – даже видна сточенная судо голова , и опорная шайба от цсткама 2,5 д. Но как утверждает автор – заводской вариант )), ну небыло никогда в заводском исполнении такого двс ))))
Так же МАРЗ калилка( самоделка ))))).
А глядя на них - какой нибудь Дунькин – будет в своей книге утверждать что это фирменный - заводской вариант.
Так и с Йеной, кто то переделал , а другие верят , что завод ))))

VTjr

Немного потерял нить. О каком сайте про МДС и Марзе вы пишете?

Эдуард_Кобец

Стр 2 , сообщ 49. Там испанец ведёт сайт про двс. И рассказывает сказки про двигатели не его страны )))
Двс , которые моделисты переделали – он выдаёт за заводские.

VTjr

Да нашел JmRojo rojobcn.com/#google_vignette, мне известен этот сайт.😃
Ну да, во многом вы правы, про МАРЗ-калильный, про МДС-3,5, там много такого, и много ошибок конечно:).
Я также как и Вы просмотрел все мне хорошо известные ЧС двигатели, ну у них все вполне сносно, хотя ошибки тоже есть. Он например путает 2,5GR s 2,5GRR тем самым и годы производства (но их путают даже и многие чешские коллекционеры), также TR у него там с красным анодированием (наверно его позаимствовал от советского клона Харьков). Но, думаю, не было такого, если уж, то самоделка, в МВВС все двигатели были серебренные, анодировать стали головки и шайбы примерно от половины 90-х лет, и то не все. Коком двигатели штатно не оснащались. Вообще, что касается анодирования, то мне кажется он очень любит его обновлять, анодирует все подряд, на свой лад, так что у многих мне знакомых двигателей оно выглядит не подлинно, прямо дикие цвета.😮 Также всякие коки, шайбы - но видно все то, что у него было лишнее и резьба совпадала, то навесил на что попало.😆 В том числе и к TONO - те никогда с коком не продавались.
Двигателей JENA там тоже пару шт. Кстати точно такой как у меня там тоже есть;), правда он пишет что тот его MK (мембранный) и он с футоркой, а мой то DK (золотниковый) и с RC карбом. Но головка такая же как на тех последних фото от коллеги из нашего форума, или из книги Дункина. Значит это уже 4-й такой двигатель. 😒 Тем Ваша версия про самоделку получает очередные пробоины.😛

И еще, обратите внимание на фото днища цилиндра, там отчеканено обозначение М6х0,75. Вряд-ли бы кто-нибудь делал в своей домашней доработке такое заводское обозначение.😛 И для чего бы тогда выпускались метрические Йена свечи, если бы у них калилок не было. Для импортных ДВС вряд-ли, раз они все были с дюймовым стандартом. Ну, может только для импортных МВВСов, но сам Ульрих ведь пишет, что их в ГДР было невозможно достать.

С анодированием MVVS 2.5D все-таки я ошибся😌, он действительно был красный, ну у МВВС это скорее в виде исключения. Такой же цвет как и у Vltavan-2,5 и 5, делали их в том же периоде, хотя Влтаваны в другом заводе (и городе, в Праге, пока что МВВС было и есть в Брно). Но возможно МВВС с ними тогда кооперировали, а потом после краха программы производства Влтаванов (скверное качество) кооперацию разбязали и плюнули на анодирование.

Вот еще задумываюсь, то что на сайте JmRojo, это все его коллекция, или он позаимствовал фотки из разных ресурсов?
Но ввиду того, что фотки имеют единый формат, все ДВС сняты с разных сторон, с грамотной подсветкой и оформлением, также все они опубликованы в 3-х степенях качества, то скорее считаю, что это все снято из его коллекции.
Значит и та калильная Йена существует у него. То что в книге Дункина конечно может быть позаимствовано. Но так или иначе, не считая Дункина, 3 шт таких моторов реально существуют.

Марат

Я задал вопрос Ульриху в личке. Надеюсь мы получим ответ.

Эдуард_Кобец

Думаю пора применить тяжёлую артиллерию ; сделать ход конём и достать туза из рукава . 😉
В честь ХХ тия Победы ЦК ДОСААФ и руководство страны заказало заводу Цейс серию двс . В 1965 был изготовлен двс Йена Цейс- “Победитель”. Двигатель Цейс- Победитель 5,5 так же стал ответом на Вебра Боксёр 7,7.😛
Двигатель поставлялся только в СССР. Моделисты Союза на этом двс побили несколько мировых рекордов.😇
😉😁😉😁😉😁😉😁😉😁😉😁

Эдуард_Кобец

а где читали??? Жоз Мануэль-- не спец в иностранных двс. к тому же скрыл верхнюю часть. И как я ранее писал-- судя по вариантам Йены калилки -должно быть не менее 1000 шт— а никто неё видел и нет информации нигде.
И мембрана–и радио-- и длинный вал —и вал с внутр резьбой–и диск золотник—а ИНФОРМАЦИИ НЕТ.
Ни И. Клина ( ЧССР ) , ни Бернард Крауз ( Германия) ни словом не обмолвились про эти калилки.
А Мануэль и Дункин принимают самоделки-переделки за заводской вариант. ( не разбираются в иностранных двс , на них не стоит ссылаться. )