Вопрос про висение V2

CrazyElk

Еще один вопрос от чайника про висение .

Вертолет Belt CP. Настроен и чинно и мирно висел над рукой настрйщика, висел сам собой так что что все настроено было хорошо.
Получил “в подарок” от меня самодельное тренировочное шасси (два карбоновых прутка длинной 1 метр и 5мм диаметр крест накрест и теннисные шарики продырявлены насажены до упора и притянуты скотчем чтобы не болтались - конструкция не прецезионная но достаточно сбалансированная).

Поднимаю (на пару на максимум на десяток другой сантиметров), компенсирую разворот, выравниваю - все хорошо НО. Но иногда сразу иногда через несколько секунд иной раз через десяток секунд но всегда рано или поздно (когда как, пока систему не понял не до того все внимание на удержать чайники мы) вертолет начинает “колбасить” со все возрастающей амплитудой. РАсколбас больше всего походит на все возрастающую прецессию волчка/гироскопа. Еcли бросить ручки амплитуда возростает пока в дело не вступают. Рулить в противофазе не успеваю и активно побороть не удается 😦. Единственно что пока удается оперативно плюхнутся пониже и постараться о пол погасить. Но порой всеравно и по полу бывает “танцует” толко сесть и на исходную позицию и заново

Что это может быть? - у меня в голове следующие варианты.

  1. Она самая прецессия - надо балансировать вертолет вместе с шасси (я этого не делал просто сделал все симметрично и стяжками получившийся крест к лыжам притянул).
  2. Так и должно быть и просто надо активно стабилизировать. То есть ручки тренировать чтобы успевали (частота расколбаса где то герц или два три тоест в секунду визуально успевает качнутся туда сюда один два раза).
  3. Глюки электроники. Когда тренировочное шасси цепляют пол возникает ударный импульс, гироскоп “сходит с ума” (он хотя и head lock но всетаки бюджетный а не шестисотая футаба) следствием чего и является “расколбас”. Лечить выключением борта выставлением на 0 с последующим “холодным запуском” (я после посадки пока просто отношу верт и выставлю “в исходную позицию” без перезагрузки электроники - уж больно неудобно рацеплять питание но если надо вкрячим на нужный ток выключатель)
  4. Близость пола. Пол ровный что твой каток (ну в основном иногда есть следы от вырванных из пола станин но с точки зрени яаэродинамики можно считать что плоскость ± 3 см.). И “расколбас” это интерференция прямого и отраженный потока. То есть как встал аккуратно над “зеркалом пола” оно и начинает “разгоняться”.

Я конечно понимаю что лечение “по телефону” и приметам дело не благодарное но все равно с удоволствием прослушал бы варианты на тему - Что ЭТО и как с ним бороться.

WBR CrazyElk

P.S. Летаю/ползаю в закрытом помещении (бывший цех московского шинного завода на шарике. Пока его переоборудуют не весть во что, я нагло пользуюсь временно свободными площадьми) так что никакого ветра, сквозняков или чего другого на что можно списать, только на свои кривые ручки 😃.

Cosmojam

Ну и нагрузили вы его беднягу угольными прутками + 4 тенисных мячика = тяжеленькая конструкция

FRUKT

Мне кажется тренер тяжеловат и потихоньку входит в резонанс+эффект земли. Гироскоп тут не причём, он гасит, или не гасит, только вращение вокруг оси вертолёта. Как вариант попробуй подлететь на более лёгком шасси.

Sterx

может попробывать снять шарики для меньше “парусности”…

CrazyElk

Попробуем снять, это не сложно. Сегодня после обеда облетаем и посмотрим к чему приведет уменьшение момента инерции. Спасибо всем.

WBR CrazyElk

А с гироскопом была мысль о перекрестнытных связях если вертолет начинет прецессировать в следствии внешнего возмущения как волчек то хвостовая балка поворачивается. Гироскоп мог пытаться это вращение парировать и при “удачном” сочетании параметров входить “в резонанс” толко еще больше раскачивая систему. НУ это так рассуждения пол палец потолок.

Combatt

1.Снять тяжелое тренировочное шасси(какая парусность у тенисного шарика 😃 или поставить что поменьше сликом большие плечи!
если не посможет ->
2.Резче проходить этот момент,он бывает на всех вертах в 90 % ,просто вы на нем зацикливаетесь и растягиваете его до бесконечности.

CrazyElk

2 Combatt

  1. Наверное имели в ввиду момент инерции, а не парусность как таковую. Нет снять шасси совсем мы не могем 😃 не та у нас квалификация. Шасси реально спасало меня и не раз. Без него давно бы завалил при посадке со всеми вытекающими и разбивающимися. Вот сделать поменьше и полегче это легко и трубку трешку четверку могу вместо прутка чтобы все снизить. Вопрос толко какой размер посоветуете, раз метровая диагональ великовата. В “Хобби для всех” когда брал карбон на шасси сказали что не менее длинны вертолета. Потому пришлось два прутка брать (стал бы я два метра прутка брать если бы метра хватило на все). Ну а метр решил оставить поскольку это только чуть больше длинны вертолета чтобы ничего не пилить скрестил палки зафиксировал и вся работа. Проще всего мне сейчас конечно уполовинить, до диагонали в пол метра но в “хобби для всех” клятвенно утверждали (продавцы) что это слишком мало. Если полметра мало, а метр много то сколько нужно вешать “в гаммах” 😁

  2. А вот тут поподробнее если можно. Я тренирую висение на малой высоте куда и как пройти резче - в смысле а что делать то надо. Я завис скажем на 20 сантиметрах все выровнял. Висит верт и вижу начинается, что делать чтобы погасить раскачку. Если ничего не делать то амплитуда растет, а висеть надо и теоретически надо уметь бесконечно долго висеть. Или резче проходить в смысле резче проходить стадию занятий с тренировочным шасси?

WBR CrazyElk

Combatt

1.Шасси снять не для полетов, а для проверки(один раз подняться на 50см думаю получится),будет вибрация или нет.
метровое шасси при таком диаметре (5мм) слишком много,думаю 50см вполне хватит чтобы не перевернуться.
2.Заметил такой момент у всех начинающих очень вялый взлет(но это не их вина), со временем вырабатывается более резкий газ потом отрыв подлет на нужную высоту а потом газ сбавляешь для висения, 20 см маловато для такого размера пробуйте подняться выше должна появиться стабильность, при условии что настройки не сбились и ни чего нигде не открутилось.
на 90 % уверен проблема в шасси 😃

FRUKT

Тоже поддержу насчёт взлететь порезче и что виноваты в болтанке скорее шасси и небольшая высота подлёта.
Прутки пойдут и 3-х мм., но можно и те что есть ополовинить, 50см. вполне хватит чтобы не перевернуть и не разбить верт даже при жёсткой посадке.

CrazyElk

Сегодня и попробуем. Страшно конечно но попробуем, как минимум шарики снять (это безопасно 100%).

Подскок я выполняю быстро (с бедой слишком долго и осторожно, впрочем как и с противополжной крайностью знаком еще с самолетов). Но не высоко. Можно выше подпрыгнуть (высоту подскока контролируется довольно уверенно) и там уже стабилизироваться, но просто страшно, что не справлюсь с висением на высоте (а я и не справляюсь рано или поздно) верт понесет и надо будет срочно опускать, а тогда даже если даже я его не уроню на бок еще в воздухе он уронится в момент касания практически с 100% вероятностью (уж больно мал у него критический угол опрокидывания на штатных лыжах. крены в моих руках по текущему опыту подлетов больше бывают особенно в “критических” ситуациях). Собственно тренерское меня от этого (заваливание при касании) и спасает и уже не раз.

Всем спасибо за советы, буду пробовать пока “отрубая хвост собаке по частям”. Сперва сниму шарики, потом из метровой трубки 3ки сделаю половинчатые и т.д. Но чует мое сердце что на трехколесном лиспете (с тренерскими шасси ) я далеко не уеду а значить срочно надо докупать инструментарий для замены деталей и осваивать настройку 😃 чтож так тому и быть. Еще раз спасибо за участие и советы.

WBR CrazyElk

FRUKT
CrazyElk:

Сегодня и попробуем. Страшно конечно но попробуем, как минимум шарики снять (это безопасно 100%).

Подскок я выполняю быстро (с бедой слишком долго и осторожно, впрочем как и с противополжной крайностью знаком еще с самолетов). Но не высоко. Можно выше подпрыгнуть (высоту подскока контролируется довольно уверенно) и там уже стабилизироваться, но просто страшно, что не справлюсь с висением на высоте (а я и не справляюсь рано или поздно) верт понесет и надо будет срочно опускать, а тогда даже если даже я его не уроню на бок еще в воздухе он уронится в момент касания практически с 100% вероятностью

Шарики как раз я бы не стал снимать, они не дадут уткнуться прутикам в какое-либо препятствие, если посадка будет с креном и спасут от переворота и краша.
Касательно возможного болтания верта по крену и тангажу, то оно на классике есть всегда, особенно при взлёте, для этого и есть правый стик на аппе, чтобы компенсировать уводы и держать верт ровно 😃 По любому удачного полёта 😉

CrazyElk

Ну с моим текущим “размерчиком” шасси 😃 это очень очень сильно уткнуться надо. А на “укороченное” я естественно шарики поставляю.

Меня смутило не само наличие болтанки как таковой. То что классику будет уводить и кренить и ее надо ловить это понятно, а то что болтанка быстрая и синхронно “по кругу” (когда она начинается непосредственно над полом шарики так по кругу и танцуют на полу, что твоя чечетка). Лутше всего иллюстрация это когда волчок маленький запустить он точно так дрожит когда его водит прецессия, один в один и по скорости и по внешнему виду. И я слабо представляю себе как успею с частотой 1 герц крутить в противофазе стик. Скорость пол беды, но в противофазу на такой скорости попасть для меня сечас это фантастика. Ну да ладно чего там “трясти надо”, а там видно будет. Может мне толко все кажется и дело привычки. А может это люфты. Поживем/проверим увидим. Просто в симе (AFPD) такой болтанки я не встречал в симе все чинно степенно и благородно 😃 несет так несет, крен так крен.

WBR CrazyElk

FRUKT
CrazyElk:

А может это люфты. Поживем/проверим увидим. Просто в симе (AFPD) такой болтанки я не встречал в симе все чинно степенно и благородно 😃 несет так несет, крен так крен.

WBR CrazyElk

Кстати вполне возможно, что дурит и механика, а может и сбился угол серволопаток, он должен быть строго одинаковым для обеих, так же, как и плечо на которых они закреплены от вала ротора. А бабочки нет часом на лопастях, углы атаки одинаковые?

CrazyElk

Незнаю я 😃.
Я по своей темности отдавал в сервис центр магазина чтобы там настроили “УСЕ КАК НАДО” те кто не первый раз этим занимается. Перевозилось оттуда вроде в упаковке, а там чем черт не шутит. Пока для меня настройка, это темный лес. Да и условия не те чтобы все проверить. боюсь руководство не поймет если я на работе начну настраивать вертолет вместо дела. Полетать это туда сюда - кто то перекурить ходить а я перелетать. Да и всего то раз в день ,а вот сборочный цех, нет точно не поймут. Визуально все вроде в норме. А инструментально - вот будет инструмент тогда посмотрим.

WBR CrazyElk

P.S. Все пошел летать (точнее ползать и подпрыгивать 😃 )

nikolay1

внесу и свои 5 копеек, когда начинал впервые верт (Р-30)получилось тоже самое только наоборот.с трен шасси все норма ,без них расколбас правда потом выяснилось что виновата обгонная муфта ,никогда бы не подумал на нее и по поводу висения таже болезнь боязнь поднять выше,все медленно т.к. боязнь краша и тут Combatt на 1000% прав, самое простое это перебороть страх краша и взлет должен быть резкий - почему то верт проще и стабильнее взлетает ,и его легче уже контролировать.ну вот вроде и все 😵 советовать конечно легко, тут пока сам не разберешься мало что может помочь. удачи в освоении верта

CrazyElk

Полетал. Шасси не снимал. Снял только шарики чтобы изменить моменты расколбас как был так остался. Скорее всего либо механика либо электроника, аэродинамика пожалуй исключается.

Расколбас начинается и прогрессирует одинаково на любой высоте. И в 5 см. от пола и в 10см. и пол метра и в метре и в двух (один раз рискнул выскочить выше роста попытаться повисеть там - очень швыдко пришлось падать обратно и выхватывать над полом чтобы не шмякнуться когда расколбас начался ). Начинается приблизительно одинаково и развитие раскачки происходить в одном и том же темпе. По ощущениям расколбаса нет (или он очень медленное начинается) если сразу после подскока слегка водить вертолет чуть вперед чуть назад в право в лево по кругу. Верт скользит + - довольно устойчиво но вот стоит встать или пойти в горизонтальный полет начинает дрожжать “по кругу” и амплитуда все больше и больше - классический резонанс, амплитуда растет по экспоненте (вот толко понять резонанс бы чего с чем). От высоты не зависит, так что интерференция с отраженным потоком исключается. Или чего то в механике (люфты, загадочная бабочка или что то там еще чего я понять сам видимо не смогу и надо обращаться к “старшим товарищам”) или в электронике. На электронику подозрение пало поскольку в один прекрасный момент гира telebee headLock сошла с ума и начала уверенно и резво круть хвост - вылечилось толко холодным рестатром (судя по топикам я не одинок в этом фефекте данной гиры). Да и ближе к концу полетной сессии (при просадки аккумулятора ) расколбас начинался (по моим впечатлениям) резвее. Как вариант обьяснения, усилия сервро просели с напряжением и механический резонанс не так четко гасился серво машинками (когда их уводило от 0) как в начале полетной сессии (хотя незнаю насколько качественный BEC в штатном регуляторе если качественный то теория несостоятельна).

Корче завтра/послезавтра если успею смастерить буду пробовать вариант с шасси “половинкой” (мысленно настраиваясь на “надо показать докторам” на полетушках - вот бы еще выкроить время на них и выбраться. Буду присматривать ближайшие к себе на севере по ярославке).

Мысли и идеи по прежнему приветствуются.

WBR CrazyElk

FRUKT
CrazyElk:

Корче завтра/послезавтра если успею смастерить буду пробовать вариант с шасси “половинкой” (мысленно настраиваясь на “надо показать докторам” на полетушках - вот бы еще выкроить время на них и выбраться. Буду присматривать ближайшие к себе на севере по ярославке).

Мысли и идеи по прежнему приветствуются.

WBR CrazyElk

Тогда варианты:
резонанс тренера из-за большой длины прутков
бабочка лопастей
кривые лопасти/лопасть
бабочка серволопаток
люфты в АП
дрожание сервомашинок АП

CrazyElk

FRUKT
резонанс тренера из-за большой длины прутков
— Это проверем “методом деления пополам” в ближайшее время 😃

бабочка лопастей
кривые лопасти/лопасть
бабочка серволопаток
— Есть методы “неразрушающего контроля” подручными средствами? Ну тоесть чтобы не разбирать все и вся. А то у меня получится “вскрытие показало пациент умер от вскрытия” 😃 - я еще очень плохой хирург для вертолета.

люфты в АП
— Покачал плату АП пальцами откровенных люфтов вроде нет. Это достаточно для оценки? Или надо тщательнее и инструментами?

дрожание сервомашинок АП
— На глаз это должно быть видно/слышно/ощутимо? Цифровая серва на хвосте “поет”. Но уверяли что так и должно быть (насколько понимаю вся “цифровость” цифровых севр в передискритезации ШИМ на более высокую частоту чем PPM сигнал, чтото в районе 8Кгц. То есть в “песни” мотора цифровой серво ничего криминального. особенность конструкции не более.). Или проверка производится “заменой на заведомо исправные”?

WBR CrazyElk

FRUKT
CrazyElk:

FRUKT
бабочка лопастей
кривые лопасти/лопасть
бабочка серволопаток
— Есть методы “неразрушающего контроля” подручными средствами? Ну тоесть чтобы не разбирать все и вся. А то у меня получится “вскрытие показало пациент умер от вскрытия” 😃 - я еще очень плохой хирург для вертолета.

люфты в АП
— Покачал плату АП пальцами откровенных люфтов вроде нет. Это достаточно для оценки? Или надо тщательнее и инструментами?

дрожание сервомашинок АП
— На глаз это должно быть видно/слышно/ощутимо? Цифровая серва на хвосте “поет”. Но уверяли что так и должно быть (насколько понимаю вся “цифровость” цифровых севр в передискритезации ШИМ на более высокую частоту чем PPM сигнал, чтото в районе 8Кгц. То есть в “песни” мотора цифровой серво ничего криминального. особенность конструкции не более.). Или проверка производится “заменой на заведомо исправные”?

Бабочку лопастей видно и визуально, если раскрутить немного ротор и глянуть в плоскости вращения, то кончики лопастей должны вращаться в одной плоскости, серволопатки лучше проверить угломером, угол на обеих должен быть равным 0.
А вот машинки петь не должны в спокойном состоянии, тем более цифровые, а жужжать при работе они конечно будут всегда, но именно при работе.
Люфты в АП проверяются покачиванием во все стороны и визуально, так же и сервы не должны прощёлкиваться, если аккуратно покачать их за качалки, цифровые сервы за качалки двигать не рекомендуется.

stx

падений не было? пусть и незначительных?
на земле с раскрученным ротором вертолёт не вибрирует?
можно проверить главную ось и межлопастной вал

для лучшего понимания процесса можно раскрутить винт до полётных оборотов, держать верт рукой снизу за лыжи, хорошо будет чувствоваться момент, когда крены появляются и куда его тянет, плюс стабилизировать можно сразу и ещё раз посмотреть (аккуратней только).

CrazyElk

Падений в смысле винтом об землю нет. А вот жестких посадок, сантиметров с 10 плюх, за сколько угодно. Почитай каждый второй подскок - У меня все полеты пока подпрыгнули стоит стоит стоит побежал тянем тянем ой много ой обратно ой не туда черт хвостом забыл подрабатывать ого стена уже рядом -> плюх на лыжи.

Непосредственно в момент старта естественно слегка вибрирует (тренерское шасси пружинит) но если выйти на обороты и подождать то все успокаивается и стоит он в подрыве (когда тяга уже практически равна весу ) не трепыхаясь, толко хвостом слегка пытается вести в лево в право но это понятно так и должно быть. Однако мысль интересная. Надо будет опять поднять на вытянутую руку и именно этот момент отработать и прочувствовать. Это же как раз первое упрожнение что мне советовали, подержать и покачать стики чобы понять как реагирует. А мы просто его подержим посмотрим начнет трепыхаться или нет. Спасибо за идею чегото я зациклился на понять “со стороны наблюдая”. “ПощЩУпать” гораздо полезнее будет.

Я кстати заметил что колбасить его активнее (заметно активнее) начинает ближе к концу полетной сессии перед отсечкой. А в начале все гораздо приличнее. В начале раскобас начинается если при маневрах стукнутся шасси о землю и то не всегда иной раз и сам затухает, а вот в конце само собой без каких либо стуков только отровался и сразу в карьер трепыхатся. А может это я просто устаю черт его знает.

WBR CazyElk

FRUKT
CrazyElk:

Надо будет опять поднять на вытянутую руку и именно этот момент отработать и прочувствовать. Это же как раз первое упрожнение что мне советовали, подержать и покачать стики чобы понять как реагирует. WBR CazyElk

Я бы не советовал одновременно держать вертолёт с раскрученным ротором и при этом ещё и рулить им. Пару дней назад на поле мерили обороты ротора тахометром и мне довелось подержать верты с раскрученным ротором, тянет он очень напористо и сильно на максимальных оборотах. Ещё попался на том, что при сбросе газа можно реально получить лопастями по голове т.к. руки уходят вниз при сбросе оборотов, когда тяга уменьшается, чисто по инерции.

igrushkin
CrazyElk:

толко хвостом слегка пытается вести в лево в право но это понятно так и должно быть.

не уверен, что так должно быть при нормальной, правильно настроенной гире. Хвост должен быть rock solid, т.е. как скала

FRUKT
igrushkin:

не уверен, что так должно быть при нормальной, правильно настроенной гире.

Хвост гулять не должен однозначно, нужно смотреть не слишком ли большая чувствительность выставлена на гире, да и сам гироскоп ставится на площадку через демпфер, чтобы его не трясло.

Combatt

Что гадать говорю попробуйте без шасси подлететь и все станет ясно 😃
Лопасти, валы,лопатки и элестронику можно отбросить если бы было криво он бы и не взлетел 😦