Балансировка лопастей
задумался… почитал… подумал… появились вопросы…
- кто-то тут на форуме (извините, не помню уже кто) усомнился в том, что есть смысл в балансировке лопастей по весу (статика), собсно, я тут предлагаю несколько развить идею…
- основное:
- мы отвесили лопасти и они абсолютно одинаковы по весу (утрируем);
- мы их проверили на соотношение расстояние от точки крепления до центра масс (далее ЦМ), тоже все абсолютно одинаково (опять утрируем);
- а теперь мы (утрируем совсем 😜 ) берем, и переворачиваем одну лопасть вверх ногами!
догадайтесь что получится?..
собсно вопрос мой в том, что, как мне кажется, осоновополагающее значение при балансировке имеет значение балансировка ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ ЛОПАСТЕЙ, которая, в свою очеред, будет наверное на порядок (если не больше) больше веса обоих лопастей вместе взятых… при этом подъемная сила будет зависеть от оборотов, от угла атаки и еще много от чего…
собсно, где-то тут видел девайсик, с грузиком… как я понял, он тоже раскручивается (?) а не… иначе он по-любому вниз упадет… короче… мысли нечеткие… думаю, общие свои сомнения я донес…
у кого какие идеи на этот счет?
Много думать вредно… Зачем лопасти переворачивать? Неположено… А так - они чаще используются симметричного профиля, для них без разницы в какую сторону лопасть повернута, работать должна одинаково…
Основной смысл балансировки и убирания бабочки - избавится от вибраций для большей устойчивости вертолета, для чего нужно чтобы у лопастей ЦТ, вес и угол атаки (считай подъемная сила) в установленном виде совпадали…
Так вроде бы это разные вещи - балансировка лопастей и выравнивание подъемной силы (бабочка).
Да, влияние от обоих параметров мы получим сходное - вибоацию главного ротора, но балансировка даст несоосность центра масс, а бабочка - несоосность точки приложения подъемной силы. По крайней мере, я так понимаю.
Много думать вредно… Зачем лопасти переворачивать?
я же сразу оговорился “утрируем” ) что бы блох не ловит, а сразу дать понять, на что я намекаю…
Так вроде бы это разные вещи - балансировка лопастей и выравнивание подъемной силы (бабочка).
ага… вот так немного понятнее…
Да, влияние от обоих параметров мы получим сходное - вибрацию главного ротора, но балансировка даст несоосность центра масс, а бабочка - несоосность точки приложения подъемной силы. По крайней мере, я так понимаю.
опять же, вибрация центра ротора исключается балансировкой момента, а не веса лопастей, как таковых, как мне кажется… хотя то, что они буду одинаково весить, врят ли помешает )
про несоосность точки приложения подъемной силы - я понял, что вы хотели сказать…
сегодня вечером попробую немного побалансировать ) ибо еще ни разу этого не делал… лопасти только немного покоцаны…
Считая, что лопасти одной фирмы и одной модели, можно предположить, что распределение массы по длине и ширине лопастей сходно, отличие - в технологических погрешностях. При выравнивании положения центров масс лопастей и их весов мы с достаточной для практики точностью можем считать, что моменты инерции лопастей будут равны, а именно этого мы и добивались. Конечно, это статическая балансировка, но, учитывая малую толщину лопастей и (предположтельно) сходный характер распределения массы по по лопастям (по длине и по ширине), можно считать, что динамическая балансировка не понадобится, тем более, что лопасти: а) способны несколько изгибаться; б) закреплены не жестко, так что они способны несколько сместиться в шарнираз и изогнуться, что дополнительно снизит вибрации. В “большой” авиации, безусловно, применяется и динамическая балансировка (по крайней мере, у самолетных винтов - на счет вертолетных не знаю, но думаю, что тоже).
Борьба с несоконусностью вращения лопастей (с бабочкой) представляет собой отдельную задачу и нужна для снижения вибраций аэродинамического происхождения (во завернул, самому непонятно). Для двухлопастных роторов задача достаточно простая, а вот для многолопастных - жуть. Как рассказывают механики, на Ми-8 это может занять несколько дней, особенно на машинах “для начальства”, чтобы поменьше трясло на разных режимах.
как мне кажется устанение вибрации НВ нужно разделить на несколько этапов.
- определить ЦТ каждой лопасти отдельно и сделать метку (идеальный вариант = одинаковое положение ЦТ)
- соединить 2 лопасти и проверить их балансировку (идеальный вариант = они взаимоуравновешены)
Все это относится к статической весовой балансировке, так как для уменьшения вибрации нужно совместить центр вращающихся масс с центром вращения НВ, при условии что вал НВ не деформирован.
далее переходим к динамической регулировке.
Ее можно разделить на несколько этапов.
- предварительное выставление положения лопастей тягами
- сведение соконусности (бабочка), суть в том чтобы лопасти вращались в одной плоскости при изменении общего шага. Для этого конец каждой лопасти красим в свой цвет (можно использовать восковые карандаши). Раскручиваем НВ и подносим трубку, свернутую из бумаги (например полуватман) до получения отметок на трубке (трубка должна касаться одним концом поверхности стола, на котором закреплен вертолет). Только аккуратнее, нужно лишь чуть коснутся лопастей для получения отметки. Если надо - делаем подрегулировку тягами положения лопасти.
Далее изменяем шаг НВ (или изменяем обороты НВ) и делаем опять отметку на трубке из бумаги.
Если все нормально - метки не уходят и попадают в те же места.
Скорее всего на этом динамическая регулировка заканчивается, хотя можно еще проверить весовую балансировку в динамике, но это без виброприборов не сделать.
Вместо бумаги можно использовать стробоскоп.
балансировал тут лопасти… таки дошли руки… самое забавное, что лопасти-то почти одинаковые… а вот вес СРВОЛОПАТОК ооочень разный… уравнял и их… и плечи… и все-все-все… все равно малясь колбасит… ощущение такое, что что-то в шайбе перекоса… либо она как-то погнута, либо вал именно в этом месте… снимаю все (лопасти, лопатки) - колбасит, но не сильно, но видно что колбасит… ставлю все - расколбас увеличивается за счет “неподрессоронного” веса %) (как на машинах говорится)…
есть идеи?
После того как все сбалонсировал, все отцентровал, выставил все углы… Берешь верт за хвостовую балку (только чтоб винтами не порубало) даешь газу, поднимаешь аппарат до уровня глаз (чтоб мог смотреть в плоскость основного ротора) и смотришь какая лопость выше ходит а какая ниже. Для того чтоб понять какую лопасть надо регулировать на концах лопостей наклеены скотч разного цвета. Вот например ты увидел что красная лопасть ходит выше синей, глушишь верт, и путем укорачивания или удлинения тяги уменьшаешь (положительный) угол атаки красной лопасти, не больше чем 0,5градуса. Потом снова хватаешь этого расколбаса за балку и проверяешь сходится конус или нет, и так пока лопасти не начнут ходить в одной плоскасти…