Долетался...

Schmel

Допрыгался, дорегулировался… 😃
Забыл включить передатчик и подключил батарею к борту. Итог - бешеное дрыгание всего, что дрыгается и крутится, желтое пламя из MOSFET главного двигателя (IRF7413), дым, вонь и сломанные лопасть хвостового винта и флайбар.
Механические повреждения благополучно устранены.
Вопрос к электорнщикам: Второго такого же свободного Мосфета нет. На канале хвоста впаян такой, а в наличии имеется несколько FDS6612a. По Datashit 😃 распиновка одинаковая, но максимальный ток нагрузки у второго ключа 8,5А. Есть ли смысл ставить 6612 вместо 7413 на канал главного ротора (ток на моторе не замерял, но думаю, что не больше 5-6А в штатном режиме) или же есть смысл поменять их местами?

Заранее благодарен откликнувшимся.

HikeR

вы бы еще модель вертолета указали.

Schmel
HikeR:

вы бы еще модель вертолета указали.

Сорри. Это я сделал в предыдущих темах. 😃
Walkera 4#1

10 days later
DAC

Ну если просто сравнивать IRF7413 и FDS6612a, то учитывая его работу в импульсном режиме, важна емкость затвора и его заряд, у 6612 он меньше, что по идее лучше.
Разница по макс току не велика, а вот сопротивление открытого канала отличается более чем в 1.5 раза. Не думаю, что это сильно скажется на работе мотора, а вот греться он будет соответственно больше. 7413 на этом месте не сильно горячий?

P.S. впрочем наверное не актуально уже?

Schmel

Спасибо за ответ. Насчет актуальности: Информация никогда лишней не бывает. Тем более от людей, разбирающихся в теме.

Я все-таки поставил FDS, не заморачиваясь с перепайкой. Пока работает. Вертолет стал как-то “поспокойнее” - на старом ключе периодически сам по себе взывывал хвостовой мотор, как если бы подсела батарея. Сейчас прекратилось. Мотор не горячее, чем раньше.
Жду удачной комбинации хорошей погоды и свободного времени, чтобы еще немного потестить машину.

Удачи!

DAC

Я имел в виду что греться транзистор будет соответственно больше, т.к. больше сопротивление. Раза в 1.5.
Да конечно работать должно всё.

Schmel

Не вынесла-таки душа поэта. Сгорел сегодня, сволочь, даже не на полных оборотах. Попробую все-таки ФЕТы поменять местами.

DAC

Тот самый транзистор?
А что, купить IRF7413 сложно у Вас там?
В Питере $1-2 в наличии.

Кстати, ещё можно подобрать много других аналогов,
а ещё можно поставить 2 транзистора FDS6612a (второй поверх первого и соединить ноги) и даже запихать между ними полоску фольги толстой с каплей термопасты в качестве радиатора, если место есть. Сопротивление снизится, по заряду запас ещё есть по сравнению с irf7413.

Schmel

У нас-то они есть. Но не в городе… Он стоит где-то 70 наших центов (до 1€), но доставка - от 5€.
А у меня хватает старых плат, найденных на местных “мусорных выставках”, из которых можно некоторые детали выдрать.
Попробую еще последовать твоему совету с двумя ФЕТами. Отпишусь о результатах, но, скорее всего, не сегодня…

Schmel
DAC:

…съедено вирусами…
Кстати, ещё можно подобрать много других аналогов …съедено вирусами…

Есть в наличии штуки 4 FDS6680a. По параметрам вроде бы соответствуют (макс.ток не 13, а 12,5 А при одинаковой рассеиваемой мощности 2,5W значения, вроде бы, не имеет).
Можно ставить, не обращаясь заранее в пожарную охрану?

Заранее благодарен.

DAC

Навскидку FDS6680a отличный вариант!
Максимальная мощность - ерунда в данном случае +/- большой разброс, т.к. зависит от качества теплоотвода на плате в большой степени.

P.S. производитель ведь когда ставит какой-то транзистор, он зачастую выбирает его не потому, что ИМЕННО он подходит, а просто потому что он подходит…

Schmel

Сегодня поменял на 6680. Конечно, пришлось здорово повозиться, поскольку транзистор сгорел сам и спалил вокруг себя дорожки на плате. После долгой и продолжительной возни с паяльником вроде бы все заработало.
На полгаза ФЕТ пока не греется совсем. Больше дома не стал экспериментировать…
Кстати, если 2 6680-х в параллель поставить, какую нагрузку можно на них дать?

Спасибо за помощь.

DAC

А дорожка массы под транзистором, которая теплоотвод, не сильно пострадала?

В параллель - если бы они были идеально идентичные, то можно было бы в 2 раза умножать или делить всё, а так…
К тому же ведь теплоотвод от них ухудшается, если просто поставить друг на друга.
Так что я бы не закладывался на токи более чем в 1.5раза большие максимального для одного.

Так делают, но делают не часто.

Ваша проблема не такая уж и серьёзная.😉

Вот взгляните: никак не могу подобрать приемлемый по цене аналог для такого транзистора.😵
Это в регуляторе моего тренера.
Греется страшно сильно почему-то, но работает, что и странно.
Обычно для MOSFET 2 состояния - исправен и сгорел/пробит.

Schmel
DAC:

А дорожка массы под транзистором, которая теплоотвод, не сильно пострадала?

Сильно. Выгорело под ним практически все. Пришлось обводную проводку делать. Хорошо, что еще обратную сторону платы не пропалило (на моем первом соосном 3-канальном вертолете сгорел транзистор от блокировки мотора расплавленным коллектором, так тот пропалил плату насквозь - и до сих пор после ремонта летает)

DAC:

В параллель - если бы они были идеально идентичные, то можно было бы в 2 раза умножать или делить всё, а так…

Интересно, а как узнать идентичность? Насколько я понял, транзисторы даже одной серии отличаются друг от друга. Думаю, что на плате, откуда я их выпаиваю, стоят детали одной партии, поэтому вполне возможно, что среди них попадутся одинаковые

DAC:

К тому же ведь теплоотвод от них ухудшается, если просто поставить друг на друга.
Так что я бы не закладывался на токи более чем в 1.5раза большие максимального для одного.

Так делают, но делают не часто.

Да я уже подумываю над тем, чтобы поставить на него легкий алюминиевый радиатор на теплопроводном клею (напилить из старых радиаторов от видюх или от памяти) Не знаю только, поможет ли? Тем более, что при установке кабины обдува транзисторов не будет вообще, а делать вентиляционные каналы - неблагодарное и бесполезное занятие.

DAC:

Ваша проблема не такая уж и серьёзная.😉

Вот взгляните: никак не могу подобрать приемлемый по цене аналог для такого транзистора.😵
Это в регуляторе моего тренера.
Греется страшно сильно почему-то, но работает, что и странно.
Обычно для MOSFET 2 состояния - исправен и сгорел/пробит.

Даже не знаю, почему он так сильно греется. Регуляторы рассчитаны на токи порядка 20-30А, значит запас прочности должен быть приличный. Может тоже какой радиатор соорудить?

DAC

Интересно, а как узнать идентичность? Насколько я понял, транзисторы даже одной серии отличаются друг от друга. Думаю, что на плате, откуда я их выпаиваю, стоят детали одной партии, поэтому вполне возможно, что среди них попадутся одинаковые

Измерив их характеристику (по крайней мере несколько точек) 😃
Но не думаю, что стоит такими вещами заморачиваться.

Сильно. Выгорело под ним практически все. Пришлось обводную проводку делать.

А теплоотвод у таких транзисторов идёт именно на плату (сам корпус такой способен рассеять 0.5-1Вт навскидку и это в лучшем случае). Через ноги и через контакт корпуса с платой (хотя это спорно, у них нет thermal pad).

Schmel
DAC:

Измерив их характеристику (по крайней мере несколько точек) 😃
Но не думаю, что стоит такими вещами заморачиваться.

Понял. Спасибо. Если что - попробую “на авось” 😃

DAC:

А теплоотвод у таких транзисторов идёт именно на плату (сам корпус такой способен рассеять 0.5-1Вт навскидку и это в лучшем случае). Через ноги и через контакт корпуса с платой (хотя это спорно, у них нет thermal pad).

Мда-а… Хероватенько.
А как в таком случае сейчас от него тепло отвести? На настоящий момент практически контакта с платой нет. Ноги большей частью в воздухе, спаянные между собой перемычкой. Выпаивать транзистор и наклеивать на плату медную пластину - смысла нет. Ставить радиатор сверху? К сожалению, больше мысли по поводу отсутствуют.
Третьего пожара, боюсь, блок не переживет.