Р/У катер из картона - интересная ссылка

Петрович

Живя в провинции трудно контролировать всю издаваемую сейчас литературу. В большинстве случаев она просто до нас не доходит, да и доходы в провинции не всегда позволяют купить понравившееся. По этому пользуемся любой возможностью ознакомится с ней… Зайдя как то к коллеге по хобби увидал у него новый журнал для моделистов: “Модель-хит” - приложение к журналу “Техника молодежи”. Много их сейчас всяких выходит… Некоторые уже десятилетие и более держатся на плаву, другие вспыхнув “метеором на небосводе” быстро сгорают в конкурентной борьбе за читателя. Одним больше, одним меньше… Полистал, посмотрел картинки и может бы забыл о нем, но привлекла статья одного знакомца по переписке: Сергеева Сергея их Харького “Пора смолить лодки”.Статья просто поражает дилетантизмом по многим обсуждаемым вопросам, но не всем так везет иметь в знакомых главного редактора… Я тогда же написал письмо автору этой статьи и копию послал в редакцию, но “Модель-хит” похоже благополучно скончался после четвертого номера… Ну умерло так умерло, но вскоре копия статьи появляется на сайте BTCAD, притом автора статьи там похоже тоже шибко уважают… Поэтому письмо было малость подредактировано в виду новых открывшихся обстоятельств и повешено у них на форуме. Учитывая, что сайт узко спецефичный и форум посещают только строители картонных моделей, решил копию этого письма поместить у себя на сайте… Читайте!
Как не надо смолить лодки!
И пришел Большой,
посмотрел и сказал:
Это хорошо!

По моемому на вашем сайте видел подобную цитату!? Ну прям скрижаль из ветхого завета!
Бог как известно один, хотя наукой до сих пор это не доказано, но и не опровергнуто!
Когда люди пытаются возвеличить себя до уровня бога, они либо шизофреники либо полные идиоты с непомерной манией величия, чего не скажешь вроде бы о человеке, величающего себя в ИНЕТ-е “Большим”!?
У меня по переписке возник небольшой спор с коллегой из Земли Обетованной, по поводу этого писателя. Он его причисляет ну чуть ли не к великим мира сего… Не знаю, может он действительно написал вторую: “Войну и Мир” или “Анну Коренину”!? Не видел, не читал! А вот то, что попадалось из под его пера, как-то не убеждает в этом!
М-хобби №5/2000г стр.42-43 “Картонки”
Описана технология проливки картонных моделей из нутри жидкой эпоксидкой… Если это он сам изобрел (???) похвально, тоды памятник ему на родине в полный рост! Бронза ноне в цене да и цвет-мет на Украине воруют не меньше чем в России, а по сему из бетона самой лучшей марки… Но скорее всего где-то увидел или прочел и выдал за свое НОУ-ХАО! А модельки то на фото не ахти! Автор лентяй, делает их без шасси, якобы так лучше выглядят… Угу, понятно, возни меньше!!!
М-хобби №3/2001г стр.30-32 “Танго с циркулем”.
Не очень удачная попытка на 3 страничках в крадце пересказать курс по начертательной геометрии!!! Это любой студент сумеет! Ничего своего, никаких новых идей! Мне статья показалась мутной и плохо понимаемой! А у меня кстати по начерталке 5 баллов было и в КАИ ее преподавали не хуже чем в ХАИ! Правда это давно было, году так в 79, потом была армия и еще много чего… Т.е. успел все основательно забыть, но если посидеть с учебником денек-другой можно многое вспомнить…
М-хобби № 1/2001г стр.46-48 “Юнкерс - 1/32 - картон, полный электропакет”
Электрификация всей стр… Пардон, картонной модели… Дурь чистой воды!!! Ну
поставил электромоторчик, заставил винт вращаться… Так мы в детстве электромоторчики куда только не запихивали! А лампочки то на кой? Днем их не видать, а ночью на модель никто смотреть не будет!? Надо было пойти дальше, поставить генератор и усилитель с динамиком, имитирующий шум мотора и попердывание пилотов… Увы автор в электронике слаб! Опять облом, пилотов то нетучки!!! Немцы как известно большие педанты! Если в инструкции написано белое, значит будет белым, а не красным или зеленым! Так вот, по инструкции запрещается запускать двигатель при отсутствии пилота или техника в кабине, прошедшего соответствующий инструктаж и имеющий соответствующий допуск!!! Я ему написал тогда, вот если бы он сделал летающую, да еще радиоуправляемую модель, тоды ой, а это просто пыль в глаза!!!
Модель-хит №3/2003г стр.14-19 “Пора смолить лодки!”
Не уж-то услышал…
Как автор не хотел удивить публику чем-то необычным, должен его огорчить: не он первый!!! Например в самиздатовском журнале Вячеслава Шпаковского “Танкомастер” №2/95г на стр.26 была маленькая заметка об австралийском моделисте Ричарде Ноаке, который строит модели танков и кораблей из картона - действующие и управляемые по радио! Я тогда же выпросил у Вячеслава его адрес и пытался списаться, но он не знает русского, а я в школе изучал французский… Компьютерные переводчики тогда мне были недоступны, приходилось прибегать к помощи посредников, где за шоколадку, а где и за мани-мани… Короче полноценной переписки у нас не получилось, но даже по той паре фоток, что он прислал, впечатляет. Это не ракетный катер, а броненосец под метр, полтора!!!
К сожалению не сохранились файлы переписки с автором статьи в которых он с высокомерием “олимпийских богов” опустил уровень моделей из “Малого моделяжа” ниже плинтуса! В своей же статье распевает дифирамбы и ностальжирует по старому и доброму “Малому моделяжу”!!! Да вы батенька, как сказал Дукалис в известном сериале про ментов: двуликий анус!
Опять повторение технологии проливки внутренностей жидкой эпоксидкой… Повторяется или просто зациклился и ничего другого не желает или не может! Статья - опус полного дилетанта!!! Поверьте как руководителю судомодельного кружка с 7 летним стажем и есть чем гордится! Если первый раз детей вывез на судомодельные соревнования областного уровня в 97г, выставили 3 модели и заняли 3 “первых” места с конца списка, то уже в 2000г третье командное место по области, а в командный зачет идут лучшие результаты по 7-10 классам моделей и все копии!!! Есть спортсмены по 10-15 лет делают одну и туже модель и добиваются результатов, а попробуй за 3-4 года закрыть (выставить модели) в 7-10 классах при полном отсутствии финансирования и спонсоров!? Тут уж извиняйте не до космических технологий, модели делали из того, что валялось под ногами и что самое интересное, картон был основным строительным материалом!!! Разница только: “Малых моделяжей” тоже не было, выкройки разрабатывали сами и каркас был по жестче из 3 мм. фанеры и сосновых реек! Эпоксидка тоже была дефицитом, поэтому стыки из нутра проливали клеем ПВА, а что бы расход был меньше мешали ее с мелкой деревянной стружкой! Автор правильно заметил, что картон и вода несовместимы, поэтому как бы это дорого не стоило корпус и надстройки из нутра и с наружи полностью лачились и не один раз! Вода как известно дырочку найдет и если модель из нутра только пролить эпоксидкой, малейшая трещинка и картон размокнет до состояния тряпки! Автор статьи похоже кроме картона ничего не признает или опять просто не желает, а ведь существует масса других строительных материалов и технологий! Сейчас например в авиамоделизме очень популярны гофрокартон и потолочная пенопластовая плитка… Кто надумает повторять эту конструкцию, рекомендую корпус все таки обшить или целиком сделать из тонкого пенопласта! Материал недорогой и более устойчив в водной среде! Но пенопласт при перепаде температур “играет”, краска или шпаклевка на нем будет трескаться, т.е. его поверхность надо укреплять. Можно использовать опять популярную в авиамоделизме технологию обтягивания пенопласта скотчем или тонкой стеклотканью на эпоксидке… В детстве помню о стеклоткани и не слыхали, поэтому пенопластовые корпуса укрепляли обычной марлей на казеиновом клею! Сейчас много различной химии и в любом доме наверно найдутся старые женские капроновые чулки и колготки… Тоже неплохой материальчик!!! Первый же наш катер, между шпангоутами которого были вклеены пенопластовые пластины, вообще был обклеен в два слоя чертежной бумагой (миллиметровкой) на клее ПВА, потом залачен и покрашен!!! Модель отходила сезонов 5, до сих пор у кого ни будь из детишек дома если не сломали. Все ничего, но в зимний период при перевозке модели в общественном транспорте из-за резких перепадов температуры, корпус покрывался мелкими трещинками, которые лечились очередным слоем краски…
Словесные перлы автора упускаем, что бы потом не было высказываний типа: придирается к словам… Еще три раза перечитал статью, нет ни малейшего намека как делались дейдвудные трубы и винты, из чего валы (оси) винтов!? На фотографиях эти очень важные узлы любой судомодели, от которых напрямую зависят ходовые характеристики , тоже отсутствуют… Опять сожалею, что не сохранилось файлов нашей с ним переписки, как он мне доказывал на примере других заумных статей, что продвинутых читателей не так много, поэтому абсолютно все нужно разжевывать!!! Сэр, где же ваши принципы? Ладно я всю свою сознательную жизнь занимаюсь моделизмом и знаю как надо делать дейдвудные трубы и винты, а как быть рядовому школьнику, да еще откуда-нибудь из Российской глубинки, где судомоделизм, как впрочем и многие другие направления детского творчества умерли еще в первые годы перестройки!?
Автор все ссылается, что он авиационщик, а не судомоделист, я кстати тоже кораблестроительных вузов не кончал! И в авиации и в кораблестроении действуют одни и те же законы физики, но мне непонятно для чего нужно было делать такие каналы для винтов!? Посмотрите чертежи маломерных глиссирующих и водометных судов, нигде такого не увидите!!! Вот уж действительно единственная авторская новинка и абсолютно бесполезная с позиций гидродинамики!!! А головки винтов (М6 не меньше!?) торчащие из съемной части палубы, хорошо видные на фото… На любом стенде с вас срежут десяток очков за подобное! А потом на старте ни дай бог случись что ни будь внутри (паянные соединения имеют тенденцию в нужный момент отваливаться, контакты окислятся и т.д. и т.п., а предполетную подготовку ни кто не отменял!), вскрыть палубу, устранить неисправность и опять завернуть четыре винта… Предстартового времени 2 минуты может и не хватить! Мы тоже на первой модели съемную рубку сначала крепили двумя винтами , но быстро просекли все неудобства этого метода и в дальнейшем все съемные части не крепились, а просто вставлялись в соответствующие пазы. За вольность в окраске модели и отсутствие флагов государственной принадлежности судна на любом стенде кстати тоже снимают очки!!!
А теперь ликбез по электронике!
У нас тоже была “восьмерка” от Харьковского завода “Хартрон” и тоже ставили ее аппаратуру на модель… Тут я автору сразу же написал, нужно исходить из вопроса: а для чего вам это надо? Если просто потешить свое “Я”, пустить пыль в глаза…, то можете лепить все, что только вам за благо рассудится! Если решили ребенку сделать дорогую игрушку для запусков в ванне или ближайшей луже, то можно было просто купить или сделать что ни будь попроще и по прочнее! Если же вы решили все таки влиться в сообщество судомоделистов, то со своим уставом в чужой монастырь не ходят и до постройки модели надо бы было ознакомится с правилами проведения соревнований и требованиями к модели!!! А то знаете как обидно бывает, строят модель не редко несколько лет, приезжают на соревнования, а ее после стендовой оценки не допускают к ходовым испытаниям из-за того, что по какому то параметру она не укладывается в установленные нормы!? Хорошо если это быстро устранимо в полевых условиях, вот и приходится то в одной команде, то в другой укорачивать киль, руль или размер лопастей винта!!!
Первое условие, почему не надо использовать аппаратуру от дешевых радиоуправляемых игрушек - маленькая дальность действия аппаратуры! Как правило не более нескольких метров! Опять рекомендую почитать правила… Описанная автором модель попадает под класс моделей Ф4 - радиоуправляемые копии из наборов. Класс Ф4 делится на два подкласса: Ф4А - модели без доработок и Ф4Б - модели с доработкой. Трасса прохождения на ходовых испытаниях для обоих подклассов одинаковая. Это равносторонний треугольник со сторонами 30 метров! Можете посчитать, что от основания до вершины треугольника порядка 22-23 метров! Далее предстартовая зона от мостика на котором находится пилот модели до основания треугольника еще 10 метров! Ворота на вершине треугольника ( два буйка расстояние между которыми 1 метр) нужно проходить два раза подряд в одном направлении и огибать ворота с внешней стороны, т.е. нужно запас дальности еще хотя бы метров 5! Посчитали? Сколько получилось? Минимум 37-38 метров!!! Далее дальность связи очень сильно зависит от множества различных факторов:

  • Наличие рядом предметов и строений поглощающих или отражающих радио волны.
  • Согласованность антенн.
  • Состояние источников питания аппаратуры ( внутрь корпуса просочилась вода, повысилась влажность, изменилось сопротивление изоляции, упало напряжение питания и как следствие чувствительность приемника…).
  • И т.д. и т.п.
    Поэтому двух или трех кратный запас по дальности уверенной работы аппаратуры просто не по мешает! А то сколько раз было: дома на столе аппаратура работает отлично, а на воде модель доходит до середины дистанции и в лучшем случае просто встает! В худшем начинаются не прогнозируемые движения по водоему, гонки с преследованием на дежурной лодке или кросс спортсмена по берегу водоема!
    Второе: в описанной автором аппаратуре отсутствует задний ход, а последние ворота нужно пройти именно задним ходом! Конечно можно этого не делать, но тогда вам не засчитают очки за их прохождение, следовательно меньше шансов выбиться в лидеры… Но и это еще не все!!! Нужно еще зайти в док (две доски поставленные на ребро вдоль стартового мостика, расстояние между которыми не более двух размеров ширины корпуса модели) и не касаясь стенок простоять там несколько секунд! Попробуйте-ка это проделать с первого раза не имея заднего хода! Не спорю есть асы, но это возможно в закрытом бассейне, а на открытом водоеме да еще с неустойчивым боковым ветром и волной!?
    Как правило все приемники в дешевых радиоуправляемых игрушках в целях упрощения и удешевления конструкции выполнены по свехрегенеративной схеме без кварцевой стабилизации частоты с амплитудной модуляцией на 27 МГц! Кварцевая стабилизация им просто не к чему из-за большой полосы пропускания, порядка 0,5 МГц! В СССР и во многих других странах был выделен диапазон радиоволн для радиоуправляемых моделей 27, 12 МГц плюс-минус 0,6 процента, т.е. от 26,965 до 27,275МГц, который разбит на 32 канала с шагом 10 КГц. Можете прикинуть, сверхрегенеративный приемник с лихвой перекроет весь диапазон выделенный для радиоуправляемых моделей и даже часть соседних. Поэтому сомнителен запуск одновременно двух моделей с аппаратурой работающей в этом диапазоне, а в классе гоночных моделей (FSR) стартует одновременно несколько! Ваш приемник будет уверенно реагировать на команды всех передатчиков одновременно!!! Вообще диапазон 27 МГц и без того перегружен, в нем работают и радиолюбительские радиостанции, и переносные типа “Уоки-Токи”, некоторые противоугонные автомобильные системы и т.п. Мало того транзистор работающий по схеме сверхрегенератора сам является генератором и излучает в антенну!!! Можете представить какая там может быть мешанина и какофония!? Поэтому аппаратура должна быть профессиональной, с узкополосным приемником выполненный по схеме супергетеродина с кварцевой стабилизацией частоты! Согласен с автором, что Японская “Футаба” не всем по карману, но и на судомодели такая сложная, да еще и с компьютером аппаратура не нужна! Достаточно обыкновенной двух-каналки хотя бы из того же Китая которую можно найти в том же ИНЕТе за 60-70 у.е. Можно найти и более дешевый вариант б/у с рук если пошукать по форумам ! У нас корабли до сих пор ходят на отечественной аппаратуре “Супронар” 83 года выпуска!!! Которую удалось выменять на пластиковые модели в неисправном виде и немного приложить к ней руки…
    Когда я все это высказал автору статьи, у него нечем было оправдываться и он как последний довод заявил: но ведь о самодельных фототравленых деталях еще никто не писал! Вполне возможно, но причем тут фото, если детали рисовались в ручную!? И потом изготовление самодельных печатных плат и травление их в хлорном железе разве не одно и тоже!? Тоды извиняйте, но этой технологии в обед “сто” лет стукнет и появилась она вместе с радио и радиолюбителями в начале прошлого века!!!
    Не смотря на личную неприязнь к автору этих статей, хочу пожелать ему дальнейших успехов на ниве литературного творчества, ну а критики всегда найдутся!

Савельев В.П.
г.Радужный, Владимиркой обл.