водяное охлаждение на двс авто traxxas slayer

SKYNETBMW

Перегрев? Нет, не слышал! 😁

Пробный вариант исполнения водяного охлаждения на ДВС машине TRAXXAS Slayer.


Что потребовалось:

  1. Traxxas Slayer

  1. Двигатель TRX 2.5 (для родного TRX 3.3 нет головки водяного охлаждения)

  1. Головка водяного охлаждения TRA5236 (снята с производства и найти уже проблематично)

  1. Радиатор 80mm water cooler (покупал на ebay)

  1. Вентилятор 2Pin 80mm x 80mm x 10mm 12V DC FAN (покупал на ebay)

  1. Электронная Помпа Sullivan Streamer 12V Glow Fuel Pump (На ebay огромный выбор водяных помп, можно поставить и другую.)

  1. Расширительный бачок Hayes Header Fuel Tank 1 oz HAY077. (покупал на башне)

  1. Электронный термостат W1209 (для измерения температуры в головке двигателя и управления помпой) (покупал на ebay)

  1. Электронный термостат w1701 (для измерения температуры радиатора и управления вентилятором) (покупал на ebay)

  1. Регулируемый стабилизатор напряжения LM2596 (для регулировки оборотов помпы) (покупал на ebay)

  1. Топливопровод tra3147

Установка терморезистора в головку двигателя:


Циркуляция антифриза:

Расширительный бачок -> Помпа -> Головка двигателя -> Радиатор -> Расширительный бачок

Питание системы:

Система запитана от 3S Li-ion 18650 (вытащил банки из старого ноута и спаял). В будущем планирую переделать систему на работу от бортовой электросети в 6V. Для этого нужно заменить реле в термостатах и заменить вентилятор. Помпа и так работает примерно от 2v которые ей даёт стабилизатор LM2596.

Как это работает:

В головке двигателя установлен терморезистор, который измеряет температуру антифриза. Как только температура достигает заданной на термостате W1209, то включается помпа. Температура антифриза в головке моментально падает, что ведёт к отключению помпы и процесс повторяется. В моём случае при температуре антифриза в 70 градусов, температура на свече около 90 градусов. Второй термостат (W1701) тем времен не даёт перегреться радиатору, включая вентилятор. В моём случае на W1701 выставлена температура в 65 градусов.

Несмотря на цикличность работы системы - температура двигателя очень стабильна, особенно при прогретой системе.

Общие впечатления:

Я просто в восторге от работы системы. Она работает как часы, ни разу не подвела. Температура двигателя стабильна, и может быть любой - которую я задам. Двигатель стал работать стабильнее, легче настраивается, не глохнет при любых режимах работы. Ещё появилась идея, что теперь можно заливать любое топливо для нитро двигателей. Я купил самое дешёвое (160р. за литр) топливо для самолётов с 10% нитры, откатал уже несколько баков - двигатель работает превосходно. Появилось ощущение что гоняешь электро модель, т.к. машина вообще не требует подстроек во время покатушек.

Планы на будущее

Спрятать всё под корку (придётся переносить радиатор). Перевести систему на питание от 6V. Загерметить всю электронику.

Минусы:

  1. Машина теперь боится переворотов, это очень быстро приводит к осушению головки двигателя и к перегреву (в моём случае модель умеет глушиться с пульта, так что не страшно).

  2. Помпа включается раз в несколько секунд. Получается что за покатушки помпа включится 100500 раз. Если она ТЕОРЕТИЧЕСКИ не раскрутится хоть один раз, то система закипит. Пока таких случаев не было, испытания продолжаются.

Ещё фото:



Покатушки:

Я не преследовал практической выгоды (для покатушек вполне хватает и воздушки). Мне был интересен сам процесс разработки и тестировния системы.

scgorodok

от себя добавлю что помпу луче сделать постоянно качающей, запитать можно через диод, чтобы снизить максимальные обороты (или она мембранного типа ?)
постоянные включения-отключения не есть гуд

какой антифриз заливали ?

SKYNETBMW
scgorodok:

от себя добавлю что помпу луче сделать постоянно качающей, запитать можно через диод, чтобы снизить максимальные обороты (или она мембранного типа ?)
постоянные включения-отключения не есть гуд

какой антифриз заливали ?

При постоянно качающей помпе нужно организовывать большой и малый круг циркуляции антифриза. Была идея сделать переключение между кругами на двух соленоидах, но в итоге получим всю ту же цикличность работы системы. Пока не представляю как на практике организовать постепенный переход с малого круга на большой в зависимости от температуры.

Помпа обычная лопастная с коллекторным электродвигателем. Напряжение на ней уменьшено до предела с помощью LM2596.

Антифриз самый обычный, фирмы Fujima. Выкипания не замечено.

lehuy

И сколько все это дело весит?

SKYNETBMW
lehuy:

И сколько все это дело весит?

Не взвешивал. Но весит совсем не много. Уменьшение динамики из за перевеса я не заметил.

SPIRITUS
SKYNETBMW:

При постоянно качающей помпе нужно организовывать большой и малый круг циркуляции антифриза.

А в чем суть большого и малого контура? Прогрев и так практически моментальный, теплоемкость системы минимальна в отличии от 1:1. Вентилятор включается от термостата…Радиатор без вентилятора практически не охлаждается. Ну чисто ради спортивного интереса в ловле блох, можно надеть на радиатор коробочку и поставить шторку, закрывающуюся от сервы или катушки.
Выбранный вами вариант и правда слишком рисковый. При постоянной циркуляции движок перегреется но скорее всего не до такой степени что бы умереть особенно при наличии телеметрии.

Про осушение головки вообще не понятно…При правильно установленном заборе антифриза, хоть целый день можно лежать вверх колесами. Решается все трубочкой с грузиком, который всегда ниже уровня жидкости. Так реализован простейший забор топлива из бака при переворотах.

И не совсем понятно почему радиатор сзади))) Логика подсказывает что ставить его надо где то впереди или в центре напротив прорези в кузове… а тут как то странно стоит. И совмещать два патрубка в радиаторе сверху мне кажется не правильно 😉 Один должен быть снизу, другой сверху.

SKYNETBMW
SPIRITUS:

А в чем суть большого и малого контура? Прогрев и так практически моментальный, теплоемкость системы минимальна в отличии от 1:1. Вентилятор включается от термостата…Радиатор без вентилятора практически не охлаждается. Ну чисто ради спортивного интереса в ловле блох, можно надеть на радиатор коробочку и поставить шторку, закрывающуюся от сервы или катушки.
Выбранный вами вариант и правда слишком рисковый. При постоянной циркуляции движок перегреется но скорее всего не до такой степени что бы умереть особенно при наличии телеметрии.

На практике оказалось, что прогрев системы очень даже долгий, похоже радиатор слишком большой для такого двигателя (меньше не нашёл). Вентилятор включается редко.
Даже первое включение помпы происходит только минуты через две после запуска двигателя.
Скорее всего, если поиграться с настройками термостатов, и частично закрыть радиатор, то после прогрева можно добиться постоянной работы помпы (термостат просто перестанет её отключать), что сильно уменьшит риски.

Вариант я выбрал и правда рисковый, но он пробный и не окончательный. Ещё испытываю, и пока система работает великолепно. Мой вариант полностью автоматизирован, и если я смогу убрать все риски, то вообще откажусь от телеметрии. Буду ещё дорабатывать.
Очень бы хотелось увидеть описание других вариантов, которые воплощены и работают. А ещё лучше увидеть и пообщаться с владельцами таких моделей живьём.

SPIRITUS:

При правильно установленном заборе антифриза, хоть целый день можно лежать вверх колесами. Решается все трубочкой с грузиком, который всегда ниже уровня жидкости. Так реализован простейший забор топлива из бака при переворотах.

Да, верно. К моему бачку шёл в комплекте грузик. Надо будет положить бак горизонтально. Осталось только обдумать как сделать так, чтобы из бачка наружу не выливалось ничего, при том что надо организовать забор антифриза, слив антифриза, и стравливание лишнего давления.

SPIRITUS:

И не совсем понятно почему радиатор сзади))) Логика подсказывает что ставить его надо где то впереди или в центре напротив прорези в кузове…

Конечно радиатор будет переноситься (я это писал), пока для испытаний закрепил где удобнее было 😃.

SPIRITUS
SKYNETBMW:

На практике оказалось, что прогрев системы очень даже долгий, похоже радиатор слишком большой для такого двигателя (меньше не нашёл). Вентилятор включается редко.

С одной стороны это даже хорошо, но если хочется именно попробовать технологичный вариант, то я бы посоветовал:

  • предельноуменьшить длины трубочек
  • расширительный бак убрал бы вообще, а вместо него поставил бы небольшой сильфон или силиконовую помпу или еще что то не такое большое. Тем более что сами силиконовые трубки немного дышат…
  • вставить в ситсему простейший клапан но при этом зажать хомутиками трубки на штуцерах
SKYNETBMW:

Очень бы хотелось увидеть описание других вариантов, которые воплощены и работают. А ещё лучше увидеть и пообщаться с владельцами таких моделей живьём.

Да честно говоря все это не работает)))) Не, поиграться интересно, но функциональность сисстемы быстро нарушается. Если ездить редко и спокойно…но ведь так невозможно)))) Что обычно происходит(просто что бы быть готовым)

  • при ударе срывает все, вплоть до трубочек если не закреплены хомутами
  • от вибраций радиатор рассыпается и течет, а иногда электроника глючит, при том что на компах работала годами надежно.
  • вес не чувствуется только по началу 😉 Но трансмиссию и подвеску не обмануть, лишний вес приводит к преждевременному износу в том числе и двигателя. Этот двигатель не совсем тот на который есть смысл ставить подобную систему мне кажется.

Самое что интересное я видел и участвовал в проекте, это когда водянка была предельно простая. Из головы движка, трубки идут на деку, которая(вместе с фрезерованной коробочкой) по сути является радиатором, а в качестве помпы использовался микромоторчик с магнитной муфтой.
Ломаться там просто нечему и система работала, но всеравно она тяжелее…
Я сам экспериментировал с водяным охлаждением электродвигателя, но минусы всегда превышали плюсы, но мне важна именно эффективность системы. В результате так и не поставил на модель. Увы, не имея холодной забортной воды водянка проигрывает теплоотводящим материалам и системам.

SKYNETBMW
SPIRITUS:

Я сам экспериментировал с водяным охлаждением электродвигателя, но минусы всегда превышали плюсы, но мне важна именно эффективность системы. В результате так и не поставил на модель. Увы, не имея холодной забортной воды водянка проигрывает теплоотводящим материалам и системам.

А мне чем сложнее конструкция, тяжелее и ломучее - тем интереснее. Но сейчас на испытаниях на столько всё беспроблемно - что даже скучно. 😁
Я уже и не знаю, чтобы ещё навесить на свой слаер. Установил на него реверс, телеметрию. Он заводится и глушится с пульта. Ставил на него FPV. Хотелось бы ещё его замедлить, такие огромные скорости меня не привлекают, а вот сделать из него подобие ДВСного трофи - вот это будет самое то!!!
Нужно заколхозить дополнительный понижающий редуктор, но как это сделать на практике пока не представляю.

SPIRITUS
SKYNETBMW:

А мне чем сложнее конструкция, тяжелее и ломучее - тем интереснее.

Согласен, если есть возможность экспериментировать, это пожалуй самое интересное в данном хобби 😉 Собственно сам такой 😃 Но катаю все же в основном на оптимизированных машинах, а экспериментальные просто для души.

SKYNETBMW:

Я уже и не знаю, чтобы ещё навесить на свой слаер.

Советую попробовать

  1. гибридные технологии, т.е. ДВС с электро(аутранерот верта) причем с подзарядкой борта. Очень сложно, очень геморно но жесть как интересно 😉
  2. КПП многоступенчатая. Решает многие проблемы для трофи ДВС. И как вариант совсем для маньяков-это внедрение сцепления как в 1:1 или гидро АКПП но сложность…жесть. Зато если КПП совмещается с гидротрансформатором, мотор живет бесконечно долго(тем более при водянке)
  3. активная подвеска. Либо простой вариант с изменением просто просвета либо усложняя его до бесконечности с управлением на каждое колесо, микшерами с каналами руля и газа и естественно с гироскопом 😃 Это примерно на пол года непрерывных поисков, проб, ошибок, и мозу не позволяет расслабиться ))))

Как вариант, для зимы и болот, можете попробовать гусеницы цеплять. Мне понравился полугусеничный вариант.
Забавно едет воздушная подушка…но мне все эти аэродинамические приблуды менее интересны.

Если сложности с изготовлением всяких деталек для сложных поделок, обращайтесь, мы с ребятами еще те извращенцы)))) Легких путей тоже не ищем, оборудование имеется, так что большую часть всего пилим сами.

SKYNETBMW
SPIRITUS:

Если сложности с изготовлением всяких деталек для сложных поделок, обращайтесь, мы с ребятами еще те извращенцы)))) Легких путей тоже не ищем, оборудование имеется, так что большую часть всего пилим сами.

Большое спасибо! Буду думать. 😃