Мой тренер

Maks319

Вот соорудил летательный аппарат.
Основные размеры: Ленивый - 1, однако из материалов на начальном этапе были только сосна, липа да 4 мм фанера, со всеми вытекающими последствиями. Была возможность хорошенько рассмотреть собранный китайский тренер, там кое что подсмотрел. Форумы в Интернете, советы знакомого опытного моделиста. В результате вот:

Каркас фюзеляжа - фанера 3 мм (переточна из 4 мм), липовые рейки, обшивка бальзовая 3 мм (под конец строительства разжился). Оперение бальзовое 6 мм. Крыло: лонжероны сосновые 5х10 мм, передние и задние кромки липовые 6х6 мм, нервюры - 4 мм фанера с облегчениями. Рулевые поверхности цельные бальзовые. Собственно ничего особенного. Вес выходит 1800-1900 гр.

Есть пара вопросов:

  1. Достаточна ли жесткость крыла? Отсутствует стенка между лонжеронами, с другой стороны нервюры сделаны из толстой 4 мм фанеры.
  2. На фото корневая часть элерона. Есть сомнения по поводу крайней петли. Дело в том, что ось петли будет находится точно на стыке передней кромки элерона и задней кромки крыла, а торсион прилегает к поверхности задней кромки крыла. С учетом толщины торсиона (2 мм), его ось распологается в 1 мм от кромки крыла. Получается, что торсион и петля не соостны, а расстояние между ними очень небольшое. Может эту петлю вообще убрать, а ее роль будет играть торсион? Или второй вариант: расположить петлю так, что бы ее ось совпадала с осью торсиона. В обоих случаях ось торсиона не будет совпадать с осью средней и дальней петель, но расстояние до них большое, так что это не страшно. А вы как думаете?

Ну и вообще мнения интересны.

Vladimir_T

В конструкции крыла и фюзеляжа немного не хватает жесткости, особенно слобо выглядит хвостовая часть. Если оставить так как есть, то модель долго не проживет. После несколько жестких посадок клеевые соединения разойдутся (все будет держаться на пленке) и в полете такую модель постоянно придется подстраивать. От температуры натяжение пленки будет менятся, будет меняться конфигурация модели. Летать будет, но всегда по разному. Я бы фюзеляж и крыло усилил рейками, как на рисунке. По элерону: петлю надо оставить, лишняя петля в модели не помеха, а вот конструкцию управления элеронами поменял на стандартную с качалками.

Maks319

Пока дожидался ответа, фюзеляж обшил, как и писал ранее 3 мм бальзой. Получился очень жестким, пробовал руками на кручение - не подается ни капли. Фото пока нет - все на работе (частично там занимаюсь). Крыло решил таки усилить и уже усилил. Но по другому - сделал стенки между лонжеронами из той же бальзы 3 мм. Это видно на фото, первые два пролета между нервюрами - с двух сторон внахлест, еще два с половиной - между ложеронами. Еще прикладываю фото хвостового оперения поподробнее.
Если не сложно, опишите в двух словах, что за схема с качалками. Торсион уже вмонтирован в крыло, он вращается в бронзовой втулке, вклееной в крыло на смоле. Неужели не выдержит в качестве петли?

Vladimir_T

Усли уже сделано (про элероны), то не стоит переделывать. Вариантов отклонения рулевых поверхностей много, наверное шесть или семь, но с качалками наверное проще и надежней.

Maks319
taka1983:

А каков размах вашей модели?

Размах 1,5 м. - стандартный тренер.
Обшил одну консоль крыла. Попытку пришлось засчитать как учебную.
Использовал пленку easecot. Белая легла просто отлично (фото 2), не смотря на то, что занимался этим первый раз в жизни. А вот с красной пошли проблемы. Начал с боковинки, пленка местами легла со складками, причем при попытке выравнивания их становилось еще больше (фото 4). Ну да ладно, там не сильно видно. Положил нижний (красный) лист пленки. Приваривал сначала по периметру, с постепенно уменьшающимся шагом. До этого момента тоже все благополучно. После этого решил приварить нахлест на переднюю кромку. Вот тут пошли проблемы. Я сначала приваривал пленку к нервюре, а потом к нижнему слою белой пленки. Между нервюрами гнал от передней кромки назад, что бы воздух постепенно выгонять. Однако пузыри 1-1,5 см выгонялись, а потом превращались в дугообразную складку, сделать с которой я уже ничего не мог (фото 1). Запорол я так два-три пролета и понял, что придется переделывать. Работу довел до конца, для получения практических навыков. Дальше стал приваривать пленку к остальным элементам и натягивать ее. Белая опять – все отлично, без задоринки. Красная – начала морщиться на нервюрах, при попытках исправить (легким поглаживанием утюгом) морщится еще больше (фото 3). Когда стал натягивать, она в одном месте натягивается, рядом опять провисает. Наконец донатягивался, что она сползла с задней кромки (фото 5). Вот такая вот картина, в связи с вышеописанным вопросы:

  1. Причина плохого поведения красной пленки, я думаю, завышенная температура. В тоже время белая пленка легла просто отлично. То есть пленка одной и той же марки, но разных цветов может требовать разной температуры? Или моя ошибка в чем-то другом?
  2. Как укладывать пленку на пленку в моем случае? Может эту красную полоску на передней кромке, потом отдельно положить? Или белую не доводить до передней кромки, чтобы нахлест к минимуму свести? Что можете порекомендовать.
  3. Дополнительный вопрос. Как укладывать длинную тонкую полоску, сразу по всей длине (закрепить впереди, сзади, посередине и т.д.) или гнать ее с одного конца к другому?
    Спасибо за ответы Vladimir(T).
    Максим

vpan
Maks319:

в связи с вышеописанным вопросы

Еще до ответов на ваши вопросы можно назвать причину как минимум на 50% (скорее больше) ваших неудач - это низкокачественная пленка, с такой пленкой может работать только опытный моделист… Эта пленка, имеет очень узкий коридор рабочих температур, проще говоря, когда вы греете пленку на бальзе на открытых участках она уже сворачивается. Иии, Лучше если утюг будет «одет» в «носок» из хлопковой ткани, это несколько снизит «сворачиваемость» пленки и убавит царапины на ней.

  1. Причина «плохого поведения красной пленки» действительно в завышенной температуре, и «пленка одной и той же марки, но разных цветов» действительно требует разной температуры. Дело в том, что вся пленка (на производстве) изначально прозрачная, потом ее покрывают с одной стороны цветным клеевым составом и получается цветная пленка для обтяжки моделей. И как всегда «НО», разные клеевые составы имеют разную температуру плавления, мало того, пленка с одним названием совсем не обязательно из одной партии, соответственно проявляется разность в «утяжке», в прилипании и т.д. Рекомендация здесь одна – всегда начинать с минимальной температуры т.е. с той температуры при которой кусочек пленки сможет лежать на утюге не сворачиваясь, но с уже «подтаявшим» клеевым слоем и никуда не торопясь спокойно дожидаться когда прогреется не только пленка, но и поверхность бальзы под ней.
  2. Наиболее простым можно считать способ укладки «от края - к краю» т.е. начинаем строго с одной стороны (как правило, от самой ответственной видимой стороны к менее заметной) и очень медленно двигаясь еле прогретым утюгом, постепенно прихватываем пленку как бы полосками, т.е. вперед не продвигаемся до тех пор, пока не прихватим всю начатую полоску по ширине. Если под прогретой полоской остались пузыри, то не грех и отодрать кусочек, как правило, пленке от этого хужее не становится. Другой способ несколько сложнее, но более качественный: на первый (уже уложенный) слой пленки через пульверизатор для опрыскивания цветов напыляем мелкую водяную пыль. Потом кладем на это безобразие поверхностный слой пленки, выравниваем его и… (самое главное) постепенно, от центра к краям, медленными движениями, начинаем выдавливать влагу между пленками ребром пластиковой карты (silver, gold, platinum – без разницы). Важно удалить всю влагу между слоями, и поверьте это совсем не сложно, просто ненужно торопится. Далее как обычно, не сильно прогретым утюгом от самой отвественной стороны (или от центра) постепенно выдавливая пузырики движемся к другой стороне, с каждым проходом увеличивая температуру.
  3. Закрепить с одной стороны, растянуть, удерживая полоску одним пальцем на противоположной стороне медленно прихватить от закрепленного участка….

В этом длинном описании, основным нужно считать, что пленка не должна клеится в один присест, сначала прихватываем, при необходимости корректируем, потом, чуть увеличивая температуру, постепенно подклеиваем штрих за штрихом…

7 days later
spyder3

Я думаю что вы работаете с Еasycoat от Hangar-9
www.gohobbies.com/itemHAN-U70700.html
а не с easecot. Если это Еasycoat то это самая лучшая пленка какую можно найти. Это Orakover light.
Я работаю не с light а нормальным Ораковером или еще более тяжелым но абсолютно не прозрачным Scale. Light для планеров и малых электро.

Моя технология

  1. Усаживаем по краям с малым нагревом 1.5
  2. Усаживаем по краям с нагревом 2
  3. Усаживаем по краям с более сильным нагревом 3 (2 и 3 позиции моего утюжка от Топфлайт. Темп. я не мерию 😦 )
  4. Обрезаем
  5. Натякгиваем феном
  6. Усаживаем феном и варежкой

Как видете утюг толко для прихватывания. Гладить плёнку не рекомендую - её не гладят. Ну если толко опыта мало
Если при работе будут пузыри - прекратите на время и тренеруйтесь на чем либо (хотя плёнку жалко) Но надо. Пузурей не должно быть
Не забудте бальзу клейким роликом (такая щетка для одежды) перед обтяжкой прогладить.

Удачи 😃

Да совсем забыл
Гладить надо когда наклейки пойдут. Базовый слой не гладят. Но наклейки из той же плёнки лучше не делайте это самое сложное - пузурей нахватаете. Оракл прилепите где нибудь да и всё.

Вот все инструменты какие вам необходимы дла качественной обтяжки. Ну не все, вон VOXX одежнум утюгом тянет - но он топ профессионал.

  • очень острые ножи у меня их 4
    Если есть вопросы - в личку

spyder3

Я ошибся vpan был прав Easycoat это не Ораковер Лайт это суррогат от Hangar-9 продаюшийся по бросовой цене - у нас $6 за ролл, a Ultracote (Ораковер) стоит $21. Вот с одного из форумов
I used Easycoat one time as a friend wanted me to cover a hatch. This should have taken no more than 30 minutes. Two an a half hours later, I proclaimed that this stuff will never be allowed in my shop again!
Автор говорит что больше он этот материал никогда не увидит в своей мастерской. Так что вам надо купить нормальную пленку. А технология как я описал

Maks319

И тем не менее фюзеляж и киль уже обтянул. Результат работы на фото. Плохо или хорошо - судить не могу, потому как сравнить не с чем. Правда на остальное не хватило пленки (крыло ободрал). Заказал на крыло и стабилизатор Solarfilm. Она плотнее, как мне показалось, на крыло лучше пойдет. Инструмент - обычный небольшой бытовой утюг еще “Советской” конструкции, обтянутый самодельным чехлом из фланели, фен пока не использовал. Наклейки из Оракала. Пленка действительно Easycoat, я опечатался в последнем сообщении.

spyder3

Молодец - и рисунок гармоничный. Тут главное не спешить и делать когда есть желание.

Vlad73

Модель-Супер!Загляденье получается!
Жалко в качестве тренера использовать.
Обычно тренер - нечто из фанеры-бальзы обтянутое лавсаном на “Моменте”, а пленка дорогая только для раскраски,чтоб верх-низ не путать.Как говорится,самолет ,сделанный за три дня и “приговоренный заранее”.А тут столько труда.Снимаю шляпу!

spyder3

А может как у него и наооборот выйдет. Симулятор, шнурок, полёты/посадки без петель и бочек по плану. Такой самоль чувство ответственности придаёт как больший бензиныч.