Акустический тахометр

Alexandr

Привет всем!
Может кто поделиться схемой акустического тахометра?
Либо что можете посоветовать по решению следующей задачки- померять реальные обороты двигателя в полете, т.е. при разгруженном винте. В частности применительно к вертолету.
Заранее спасибо.

Vitaly

А такие фирменные тахометры вообще существуют? Или это все на уровне слухов? Кто может назвать фирму и модель?

Ответы вроде “А мой друг Самодел Идиоткин воткнул микрофон вместо оптодатчика и у него работало!” не считаются.

Alexandr

В том то и дело, что кроме “там вон те вроде как пробовали” ничего найти не могу.
Но, возвращаясь к выше вопрошаемому - сталкивался ли кто - либо, что можно сделать для измерения кол-ва оборотов ДВС в полете?
Заранее спасибо.

Glider

Здравствуйте, уважаемые!

Измерить обороты движка в воздухе можно двумя способами:

  • бортовым тахометром с памятью или с каналом телеметрии;
  • дистанционно.
    Первый вариант (с памятью) выпускается промышленно несколькими фирмами (см. каталоги Futaba, Graupner…). С телеметрией не встречал, но думаю, что есть и такие…
    Дистанционно измерить обороты можно также несколькими способами. Один из них - акустический.
    Реализуется он очень просто, но результаты измерения +/- “лапоть”. Годятся только для сравнительных оценок. Абсолютную величину оборотов зафиксировать практически не возможно.
    Принцип основан на явлении акустического резонанса - при совпадении двух звуковых частот возникают “биения” - так настраивают музыкальные инструменты (настраивали гитару?) в “униссон”.
    Акустический шум двигателя (от выхлопа) - те же звуковые колебания. Их частота в герцах: F=N/60, где N - обороты/мин. Для диапазона оборотов от 6.000 до 30.000 (самый актуальный диапазон) звуковые частоты будут: 6.000/60=100 Гц - 30.000/60=500 Гц.
    Собирается простенький звуковой генератор (это максимум одна микросхема) с изменением (регулировкой) частоты в пределах 100 - 500 Гц. Тарируется по калиброванному лабораторному прибору в герцах и оборотах в минуту. Во время полета модели включается генератор, крутится его ручка “Частота” и в момент возникновения “биений” от звука мотора и звука динамика генератора считываются “обороты” движка.

Но перед этим надо как следует вымыть уши и снять с них лапшу! 😃

При измерении необходимо учитывать эффект Допплера - изменение частоты звука от перемещающегося источника.

Способ проверялся многократно - все работает, просто надо иметь “музыкальный” слух и немножко “приноровиться”.

Теперь вопрос: а зачем нужно измерять в полете обороты движка вертолета Ведь они регулируются, да еще и микшируются с шагом ротора…
Другое дело - гоночная модель. Там это очень важно. И режим в полете не изменить, а он зависит от многих факторов - шаг и диаметр винта, температура, влажность и т.д.

Но вертолет…
Хотя каждый по своему с ума съезжает… Я вот на подобные вопросы отвечаю и статьи пишу…

10 days later
max

Недавно листал одну книжёнку и вот на чё наткнулся:

<… изготовил бесконтактный тахометр для определения количества оборотов двухтактного двигателя в пределах от 100 до 15000 об/мин. Достоинство прибора в том, что при его помощи можно определять частоту вращения двигателя дистанционн на расстоянии до 10-20 м. В качестве датчика применяется микрофон, который преобразует звук выхлопа двигателя в электрические импульсы, которые после усиления и ограничения амплитуды поступают на электронный частометр (“Радио” N8, 1969 г ). Технические характеристики: пределы измерения 100-15000 об/мин, погрешность для 1-го диапазона - 50 об/мин, для 2-го диапазона - 100 об/мин; питание - две батареи 3336Л. Импульсы от микрофона поступают на усилитель, проходят дифференцирующую цепочку и поступают на вход мультивибратора. После мультивибратора импульсы, калиброванные по длительности и амплитуде, поступают на ёмкость и заряжают её. Напряжение заряда конденсатора зависит от частоты. Эту зависимость фиксирует миллиамперметр…>

Книжка старая (1980 г.), поэтому может это и дурь 😃