АНТ-3 "Пролетарий"
Всем привет! Выкладываю свои упражнения в постройке паркфлаера-полукопии. Прототип - Р-3 (АНТ-3) Туполева, причем в варианте “Пролетарий”, построенном для перелета в 1926 году по городам Европы.
Какое поставил себе ТЗ? Компактный устойчивый самолет с высоким аэродинамическим качеством, но в то же время достаточно маневренный для полетов в небольшом дворе. Чтобы можно было выходить полетать вечерком, а не ехать куда-то. Исходя из ограничения на габариты (размах 700-800 мм), нагрузку на площадь (15-17, до 20 г/дм2) и нежелания делать летающее крыло 😃 получаем компоновку - биплан. Хочется сделать полукопию, причем советского самолета. У-2 уже многие делали 😃. Смотрим на Р-3: большое удлинение крыла, элероны только на верхнем крыле (простая кинематика), длинный хвост и изрядная площадь оперения, плюс жесткий фюзеляж треугольного сечения и вся конструкция, “заточенная” под сборку из листового металла => простота образования формы листами потолочки. Из некопийного: увеличил поперечное V крыла, увеличил площадь элеронов и рулей, убрал в угоду технологичности “излом” передней кромки, и существенно изменил крепление верхнего крыла к фюзеляжу - вместо одной стойки по центру сделал две по бокам фюзеляжа. Видимо, придется еще чуть увеличить высоту стоек шасси. Технология - нижнее крыло и оперение из одного слоя потолочки, верхнее крыло - кессон из половинной толщины с усилением лонжерона бамбучиной. Фюзеляж - обшивка и три шпангоута + моторама и два тоненьких бамбуковых лонжерона. Все оклеивается скотчем с приваркой утюгом - хочется сделать аппарат, который долго проживет в руках всего моего семейства, летающего пока в разной степени неумело 😃.
Вот как все сейчас выглядит:
это сборка крыла
а это - готовые части, вес 63 г с обтяжкой. Тяжеловата моторама, да и обшивку фюзеляжа можно было сточить чуток. Но все равно в сумме с аппаратурой (почти все уже куплено) укладывается в 210-220 г, что обеспечивает проектные характеристики! Размах 720 мм, нагрузка должна получиться около 15 г/дм2. Движок стоит довольно мощный, тяговооруженность около 1.5, так что пилотаж должен тоже получиться (кроме обратного, но мне бы прямой освоить 😝)…
Движется постройка небыстро, по ходу дела осваиваю SolidWorks, да и домашние дела никто не отменял 😉 Но надеюсь, когда установится погода, облетаю.
Интересующимся сообщу подробности, и так длинно получилось 😃 Приму помидоры…ну, в смысле, конструктивную критику 😁
Всем мягких посадок!
Если крыло в один слой потолочки, то обшивка скотчем по кругу ничего, кроме лишнего веса, не дает. Достаточно закрыть переднюю кромку и снизу крыла (на месте воображаемого лонжерона) одну полоску скотчем шириной 20мм. Стабилизатор аналогично, только скотч сверху и снизу, РН только переднюю кромку.
В таких самолетах в случае поломки проще заменить деталь, чем ремонтировать.
Собрал почти всё, осталось сделать капот, шасси и покрасить. Весит 190 г без шасси, винта и капота. Уже попробовал кинуть на диван 😝 - летит! Что порадовало - центровка полностью совпала с расчетной сразу же!
перед зашивкой верха фюзеляжа. Непропорционально маленькое нижнее крыло 😃
полутораплан в сборе, мотор опробован и пока снят.
Вопрос ко всем - стоит ли морочиться с самодельными колесами, или проще купить? Вроде в каталоге магазина есть подходящие, утверждается, что вес 2 г. Думаю, с самодельными в такой вес не вписаться 😦?
Вытянул из бутылки капот. Делал первый раз, получилось со второй попытки, да и то можно сделать получше.
Топорик Fiskars - инструмент моделиста 😃!
Носовую часть пришлось делать отдельной деталью и приклеивать. На циакрине держится плохо, а вот на обычном “Моменте” - гораздо лучше!
Вот так выглядит самолет после окраски:
Пока нет надписей (сделаю позже), козырьков кабин и фигурки пилота 😃 Колеса некопийные, потом снабжу их коническими колпаками для лучшего облика.
Попробовал подлететь. Результат на троечку: тяги мотора - с избытком, нагрузка на площадь - планерная (чуть меньше 20 г/дм2), управляемость есть, но центровка слишком передняя, в результате туп как кирпич, планирует даже с полностью взятым на себя РВ плохо. Разобрался с ошибкой в центровке, напишу отдельно. Еще перестарался с выкосом мотора, тянет вправо, хотя никаких перекосов нет. В общем, нужно двигать назад аккумулятор (придется прорезать шпангоут) и поворачивать движок.
Летать - будет! Центровку сместил назад аккумом (все же напишу, поучительная вышла история с расчетом центровки биплана 😃), вынос шасси чуть увеличил, выкос вправо вообще убрал в ноль, чуть оставил вниз. Другой самолет стал! На разбеге рули вообще можно не трогать, бежит устойчиво, отрывается легко! Всерьез не летал, подлетел пару раз - ветер сильный, да еще поломал цангу винта, налетев на кочку на разбеге и достав винтом землю 😦 После этого пошел на поле с травкой и пошвырял как планер. Летит, рулится! Меняю цангу и жду погоды…
Пропеллер MasterAirScrew стоит? Эти винты очень тяжёлые для таких легколётов. Попробуйте заменить на GWS - что-то типа такого, грамм пять, не меньше, разница будет. И моторчик оборотов прибавит, тяга прибавится, будет запас по току для подольше полетать
…не в аэродинамическом смысле, а именно в весовом. Но другого купить не смог. Заменю, в самом деле, на GWS, а этот на другом самолете пригодится.
В итоге обклеил надписями для “копийности” (еще осталось пилота посадить 😃), полетал чуть-чуть. Рулится, летит устойчиво, неторопливо. Подробнее оценить не успел - ветер поднялся 😦 Видео и даже фото с полетов нет, пока только фотка на ковре 😃:
А вот так выглядел прототип (фото в цвете, что удивительно (1926 г.)!):