Еще один рассказ о Cessnа 182 rtf
Доброго времени суток!
На форуме с завидной регулярностью появляются вопросы “какую Цессну выбрать”, и я решил
встрять. 😉 Из личного небольшого опыта выскажусь ЗА продукцию Art-Tech, что продается в rcmag.ru. Достаточно удачный вводный обзор от Алексея Олейникова можно посмотреть на сайте магазина, а о дальнейших перипетиях прочитать на форуме. С общей положительной оценкой Алексеем этой модели я согласен, поэтому повторяться не буду, а изложу лишь свои дополнения в форме некоего отчета. Прошу сделать поправку на то, что оценивать я буду с позиций ДВС-ных тренеров 20-летней давности, и набор ко мне приехал далеко не в идеальном виде.
Итак, оплатив заказ и дождавшись извещения с почты, пошел получать посылку. При получении сразу насторожился, т.к. объявленная стоимость (3000р.) была более чем вдвое ниже реальной (я сразу заказал 2-й аккум и два винта). Предчувствия меня не обманули: коробка продавлена, крыло надломлено в 4-ч (!) местах, боковина фюзеляжа продавлена, качалки вмяты в рули. Прикинув, что за
полцены бодаться с почтой вряд ли имеет смысл и проклиная тех обезьян на почте, которые топтали и швыряли эту посылку, я потащил ее домой. Да и очень уж было летать охота, а не заниматься разбирательством. Совет иногородним – внимательно продумывайте вопрос доставки! Магазин в этом поможет. Справедливости ради, все эти повреждения я устранил за 2 вечера:
- крыло склеено прямо встык на ПВА. Снизу предварительно подклеил полоски скотча, чтобы куски крыла стянуть, залил в разломы клей, под концы крыла поставил подпорки, а среднюю часть нагрузил, чтобы разломы сошлись.
- фюзеляж хотел клеить ХВАТом, но он давал слишком жесткий шов, поэтому в ход опят пошел ПВА.
- продавленности от качалок были заполнены желтым пенопластом и закрыты накладками из тонкого
пластика (коробка из-под voimix), предварительно зашкуренными. По совету Алексея сразу была вклеена и пластиковая скоба для связи двух половинок руля высоты.Все на ПВА.
После таких повреждений я твердо решил обтянуть крыло и фюзеляж скотчем ( оперение и так имеет гладкую поверхность – оно отштамповано НЕ из мелкошарикового пенопласта). Опыта в обтяжке не было никакого, да еще и отслаивающиеся наклейки мешали. Для упрощения я решил взять скотч 50 мм. С фюзеляжа был снят капот. Как показали последующие события, капот из тонкого пластика тоже имеет смысл обтянуть скотчем. Крыло обтянул поверх оставшихся наклеек, фюзеляж – только по голому пенопласту. Когда дело дошло до утюга, я вывел для себя такой критерий: температура достаточна, когда через скотч четко проступает структура шариков пенопласта. Отстававшие наклейки под утюгом также приклеились и подтянулись. Самой проблемной зоной оказалась хвостовая часть крыла – на элеронах и закрылках сымитированы выступающие наружу контуры нервюр. В общем, за обтяжку я себе поставил бы 4- . Потом были вклеены киль и стабилизатор. Прочность крыла была проверена старым пионерским способом:
полностью укомплектованная модель была приподнята за законцовки крыла, что, как меня учили,
соответствует 10-кратной перегрузке. Крыло выдержало, хотя прогиб достиг 4-5 см! НЕОБТЯНУТОЕ крыло подвергать таким испытаниям НЕ РЕКОМЕДУЮ. Полетная масса получилась 625-650 г ( мерил по частям школьным динамометром на 400 г ), статическая тяга 270 г.
Теперь настало время внимательного изучения конструкции. По-крупному, придраться не к чему,
все логично. Хоть крыло и ослаблено вырезами под серву и боудены к элеронам – трудно было бы придумать что-то лучше, кроме установки лонжеронов. Гибкий привод элеронов не клинит при изгибе крыла в полете. Двигатель установлен на мотораме! Моторама в виде пластикового полуцилиндра с лапками крепления к переднему пластиковому силовому шпангоуту.
Если заменить саморезы более длинными винтами, то получим возможность полной регулировки выкоса мотора. Двигатель зажимается сверху двумя полукольцами на саморезах (у меня два самореза были закручены мимо моторамы). Капот и передняя стойка шасси тоже крепятся к этому шпангоуту. Отсек под аккумулятор также пластиковый и несет узел крепления основных стоек шасси. Немного не радуют тяги к рулям. К сервам они крепятся Z-образным изгибом (просто так не снять), со стороны рулей – регулируемый карабин. Тяги, похоже, закалены и абсолютно прямые. В результате трутся о фюзеляж, а киль начинает поворачиваться сам вместе с рулем. Пришлось эту тягу немного подогнуть руками. Если приемник приклеен двухсторонним скотчем, то регулятор просто висит на проводах. Так и не решил пока, как его закрепить, не нарушая теплоотвода.
Воздушный винт крепится к валу двигателя через цанговый переходник, в связи с этим винт имеет
глухое шестигранное отверстие под ответную часть переходника. Поэтому винт достаточно уникален, а ломается он хорошо при жестких посадках. Вывод: сразу заказать про запас штук несколько. Как ни смешно, я не сразу смог снять резиновый кок. Оказалось, надо отгибать его заднюю часть в обход лопастей и откручивать! Впрочем, где-то я читал, что и для увеличения скорости его рекомендуют снять. Колеса в пластиковых обтекателях заедают. Пришлось ножом увеличить отверстия для них. Последним пунктом было изменение центровки … передатчика 😉.
При креплении ремешка за штатную серьгу передатчик висел, задрав нос. Я же предпочитаю не держать передатчик руками, а чтобы он сам занимал нужное положение. В результате серьга была прикручена прямо над светодиодом. Изнутри это место было усилено накладкой 2-мм полистирола.
Первые полеты я решил провести на даче (пос. Шапки Ленобласти). Сразу возникла проблема с
дальностью аппаратуры – по земле метров 10-12 с убранной антенной передатчика. Вытащил наружу антенну приемника – не помогло. Плюнул с досады, но все равно решил лететь. Нашел в поле грунтовую дорогу и вечером в полный штиль решил взлететь с колес. Полный газ! Цессна устойчиво разбегается, при этом реагируя на подруливание рулем поворота и отрывается от земли, пробежав метров 12. Тут же закладываю разворот, т.к. впереди ЛЭП. Модель послушно разворачивается с набором высоты и прямо прет вверх! Далеко стараюсь не улетать, помня о дальности действия аппаратуры. Петля, бочка, переворот, полет на спине без снижения. На резких эволюциях крылья
заметно прогибаются, но держат. На двух азимутах примерно на одинаковой дальности модель дергается, а двигатель кратковременно сбрасывает обороты. Помехи? Минут через 5 решаю садится:
как-никак это мой первый полет после 20-летнего перерыва. Решил плюхнутся в траву. Вырубил мотор, но винт-то все равно крутится! Однако, сел в траву без потерь. Чувствую, что аккум до конца не выбран, но все равно ставлю новый и минут через 10 взлетаю. Все повторяется. Отклонения рулей
я выставил минимальные – но мне их вполне хватает, по элеронам – достаточно комфортно, но зевать нельзя. Ради интереса, попробовал лететь без элеронов вообще. В спокойном воздухе для простого полета вполне достаточно руля поворотов, но поддерживать высотой все равно надо.
Решил сесть на полевую дорогу, с которой и взлетал. Не рассчитал – перелетел. А там впереди грунтовка с щебенкой, а за ней ЛЭП! На вилы, т.е. в ЛЭП я не попал, плюхнулся на грунтовку. При
пробеге налетел на маленький камушек и лишился куска лопасти винта. Ладно, итог в нашу пользу.
На следующий вечер решил попробовать выяснить максимальную продолжительность полета. Взлетел, набрал высоту, сбросил газ. На какой-то момент отвлекся и отпустил модель чуть дальше.
Тут же двигател “обрезал”, а модель винтом пошла к земле. “Доигрался Джон на скрипке” – мелькнула мысль. Выключаю мотор и бегом к месту падения. Винт – пополам, капот снизу разбит на куски, скотч гармошкой по низу фюзеляжа, двигатель уехал назад. Проверяю полную дальность по земле – 70 метров 😦
Капот собрал по кусочкам на супергеле “Контакт”, подкладывая под швы полоски скотча. Снаружи обтянул капот красным скотчем, чтобы прикрыть это безобразие. Морщины на фюзеляже выровнял утюгом.
Решил попробовать летать в другом месте. Отъезжаю километров на 15. Поле расположено в низине.
С колес взлететь негде – трава или грунтовка со щебенкой. Снимаю шасси – буду пускать с рук. Ветер слабый. Проверяю дальность со сложенной антенной. Оба-на: 25 метров – легко! Даю полный газ и легким толчком выпускаю модель. Без просадки цессна сразу идет в набор высоты. Немного “зажимаю” триммером высоты. На полном газу несется как старый добрый тренер с КМД 2.5.,
при этом никаких вибраций, элероны не флаттерят. Не знаю, что будет при пикировании на полном газу, но я так делать и не собираюсь. Если судить по рекламным роликам, ни GWS E-Starter, ни Cessna от Sheng-Tenga так не смогут (со штатными силовыми установками). Подряд: бочка влево, петля, вторая, бочка вправо – без потери высоты и сразу вверх. Прямо боевой разворот 😉
На спине можно лететь прямо с небольшим набором высоты и разворачиваться “блинчиком”. Но удержаться на спине тяжело: чуть больше крен и модель тут же норовит занять нормальное положение – как и положено высокоплану с поперечным V. То, что петли иногда получаются косыми, а бочки не выдерживают направления полета я отношу к недостаткам пилота.
До отсечки опять не долетал, посадка в траву проблем не вызвала, не считая небольшого перелета. Планирует модель замечательно, несмотря на тормозящий винт.
На следущий день ветер поднялся до 5-7 м/c. Взлет проблем не вызвал, но в полете побалтывало.
При входе в вертикальный поток модель подбрасывало или опускало рывком на 1-2 метра. Против ветра шел на полном газу, а по ветру сбрасывал газ. Дочка кое-как засняла на видео. Подтверждаю,
что характер полета полностью совпадает с тем, что видно на рекламных роликах. Опять попрактиковался в отработке бочек и петель – ветер особо не помешал. С большим трудом выполнил
что-то типа штопора. Выходит сама легко. Никаких намеков на отказы аппаратуры на этом поле не было.
Вывод. IMHO эта модель очень близка по характеристикам к среднему ДВС-тренеру с мотором 1,5 – 2,5 кубика и размером на 25 % бОльшим. Нагрузка на крыло порядка 45-50 г/дм2 и тяговооруженность 0,4 делают модель менее чувствительной к ветру, обеспечивают хорошие диапазон скоростей и взлетно-посадочные характеристики. Если увеличить выкос мотора вниз (чтобы не лезла сама в верх на полном газу), то запас скорости вполне позволяет отрабатывать
простые фигуры пилотажа без потерь высоты. По поводу помехоустойчивости нужно еще собрать статистику. Словом, это тот редкий случай, когда RTF-модель прилично летает в своем исходном виде. Сделали бы эту модель из EPP – цены бы ей не было.
да я на своем E-Starter GWS такие фигуры не делаю - петля получается но не иделальная
Что-то я не совсем понял, кто же занизил цену и кто помял посылку. Или она до отправки была помятой?
Тоже хочу в rcmag заказать, вот и интересуюсь.
Цену такую указал отправитель, т.е. rcmag. Из каких соображений - не знаю.
Раздавили коробку в процессе доставки почтой, т.к. было видно, что давили
уже ПОСЛЕ того, как в коробку были помещены дополнительные запчасти.
Если Вы такой же невезучий, как и я 😉 , то попробуйте решить вопрос курьерской доставки - в магазине такой вариант есть. Правда, сколько это будет стоить - не знаю.
А если честно признаться, я бы и в случае указания полной цены при таких поломках не стал бы связываться с почтой - времени жалко. Хотя, если бы эти гобблины раздавили и передатчик, деваться было бы некуда.
Кстати о передатчике:
(см. сайт ART-TECH)
У Art-tech он в двух модификациях:
одна для RTF наборов (E-FLY 100A), другая - для продажи отдельно (E-FLY 100B-). Основное отличие - вторая имеет переключатели реверса машинок и
“высококачественные джойстики”😉
Видимо, из-за того, что я заказал передатчик с редкой mode1, мне достался именно вариант 100B, чему я весьма рад - мелочь, а приятная
Цену такую указал отправитель, т.е. rcmag. Из каких соображений - не знаю.
Раздавили коробку в процессе доставки почтой, т.к. было видно, что давили
уже ПОСЛЕ того, как в коробку были помещены дополнительные запчасти.
Если Вы такой же невезучий, как и я 😉 , то попробуйте решить вопрос курьерской доставки - в магазине такой вариант есть. Правда, сколько это будет стоить - не знаю.
А если честно признаться, я бы и в случае указания полной цены при таких поломках не стал бы связываться с почтой - времени жалко. Хотя, если бы эти гобблины раздавили и передатчик, деваться было бы некуда.Кстати о передатчике:
(см. сайт ART-TECH)
У Art-tech он в двух модификациях:
одна для RTF наборов (E-FLY 100A), другая - для продажи отдельно (E-FLY 100B-). Основное отличие - вторая имеет переключатели реверса машинок и
“высококачественные джойстики”😉
Видимо, из-за того, что я заказал передатчик с редкой mode1, мне достался именно вариант 100B, чему я весьма рад - мелочь, а приятная
Вы так расписали эту модель,что складывается впечатление скидку в сумме 2100руб получили именно за эту статью,на штатной мото установке данную модель смог поднять в воздух только запуском с рук и громадным проседанием модели перед набором высоты хотя перед первым полетом акки были прокачены три цикла, модель не переутяжелялась (может мотор достался дохловат) полеты были блинчиком кое как. Все в корне поменялось с установкой Б\К,другого винта и липолей. Не могут чтоли комплектовать сразу? Пусть цена будет подороже,но за реально летающую модель. Честно говоря купив первую модель (как правило выберают ее (красивая не дорогая RTF)) в такой комплетации (колекторник без редуктора) отобьет дальнейшее желание заниматься интерестным делом. Аппаратура нареканий не имела (хотя и mode 2, и ее стоимость без планера 2800руб) ,работала замечательно (для первой модели самое то). Просто обидно у Вас за 3тыс.руб. летает просто класс, а за 5100 еле блиньчиком (хотя руки тоже не из попы растут). С Уважением Леонид
Кстати о передатчике:
(см. сайт ART-TECH)
У Art-tech он в двух модификациях:
одна для RTF наборов (E-FLY 100A), другая - для продажи отдельно (E-FLY 100B-). Основное отличие - вторая имеет переключатели реверса машинок и
“высококачественные джойстики”😉
Видимо, из-за того, что я заказал передатчик с редкой mode1, мне достался именно вариант 100B, чему я весьма рад - мелочь, а приятная
Не знаю, А или В у меня, но при заказе про передатчик отдльно ничего не указывал, т.е. должен быть стандартный, и реверсы у меня тоже есть.