ББ-22 Ближний бомбардировщик
И почему копиисты не обращают своего внимания на этот изумительной красоты самолёт? И документации о нем больше , чем достаточно и …и … и т.д …А я всю жизнь хотел построить эту модель . И наконец решился взяться за неё .Влюблён в каждую линию его обводов . Этот неповторимый “хребет” фюзеляжа , мотогондолл. А нос , посмотрите на его нос - он ведь от Як-40 . Все черты ББ-22 -это почерк самого Яковлева . Даже неглядя на обозначения все скажут, что это самолёт его КБ. То что он не был знаменит , никогда меня не смущало. Наоборот , я люблю строить незнаменитые самолёты и малоповторяемые в модельных кругах.
Нет, большую модель я не хочу . Большая модель - это явный долгострой . Мне надо успеть закончить постройку за 4 месяца …до очередного отпуска .Может успею.
Подготовил документацию , чертежи …
Выбираю ни Як-2 , ни Як-4 , ни Р-12, а именно ББ-22 - первый опытный из всей этой серии . И окрас красно-белый с полосами на киле .
окраска прототипа . ББ-22.
прототип
чертежи из 3-х изданий
занялся изготовлением пуансона
Валера привет! 😃
ну подстрекатель ты чеснаслово! 😁
Опять диковинку достал 😃
я тебя как сказки каждый вечер перед сном читаю 😁
А по какой технологии собираетесь сроить?
Если я правильно понимаю-то фюзеляж будет собираться по бутылочной технологии.Или нас порадуют новыми технологиями. Успехов в постройке.
Подолью масла в огонь!Технология будет суппппппер интересная!Я уже одним глазком видел.
и я видал да не досмотрел 😦
Спасибо,друзья,за интерес к моим темам:) и моим моделям…Всегда прежде чем выбрать прототип для постройки задаю себе вопрос : что я хотел бы опробовать в новом проекте,какие технологии применить,какую механизацию и т.д. Под эти требования и выбираю один из любимых прототипов .Прямо скажу, что построить модель за 4 месяца(длинный северный отпуск часто резко меняет творческие планы.Модель находится в полуготовом состоянии и ждёт моего вдохновения,как и многие другие мои начато-незаконченные проекты) я не успел , т.к ставил по-началу единственную цель -опробовать бальзово-формовочную технологию ,но как говорится,аппетит приходит во время еды , решил ещё кое-какие прибамбасы применить (там дальше о них тоже пойдет речь).Хотя и перегружаю модель,но всё-равно пичкаю её всем ,чем позволяет возможность для маломальски нормального полёта.Полёт не самоцель.Хорошо ли плохо ли модель всё-равно будет летать.Для комфортного полёта я выбираю другие прототипы и модели… в основном бипланы…
Это было небольшое отступление.И я продолжу …
… Чертёж увеличен и склеен , вырезаны шаблоны и контршаблоны сечений Подобрано подходящее полено для пуансона . За работу … Модель будет исполнена в несвойственной мне манере .Почитай ,крайний болван я выстругал лет пять тому … для 4 метрового планера . Приходится работать вручную , т.е ручным электроинструментом . 😃 Вот и готов болван. На нём можно делать фюзеляж из чего угодно ,по бутылочной,композитной,картонной ,оранжевой ,да хоть по валяной (валенки катать:) )технологии. Так как являюсь ярым бальзовиком ,то и материалом для корок фюзеляжа будет бальза…
профилировка болвана по контршаблонам
готов к применению
мумия
мотор+контроллер Дуал. XM2812RTR33 . 2 шт
аккумуляторы Дуал. 450мач . 2 шт
По этим неотъемлемым аксессуарам любой модели коллеги сразу догадаются о размерности будущей модели
Все заложенные характеристики конечно оглашу , а пока приступлю к изготовлению фюзеляжа .
О ТТХ модели :
ББ строится в масштабе 1:15
S кр - 13 дм2
Размах крыла - 0.92 м
Дл. фюзеляжа - 0.63 м
Бортовое оборудование и серво - 130 гр
Планер модели - 200 гр
Полётный вес -330 гр ( до 390 при применении механизации)
Уд. нагрузка на крыло - 25 гр/дм2 ( но не более 30)
Стат. тяга двигателей - 450 гр ( может быть и больше )
Механизация предположительна ( шасси или закрылки)
К таким параметрам я буду стремиться … ( это параметры первого приближения)
…Чувствую, что не успел в жизни реализовать все задумки , а теперь решил - дадим стране угля , хоть мелкого , но… очень много .😒
Как известно бальзовому шпону трудно придать формы двойной кривизны,но если постараться,то всё-же можно но под оччень большим радиусом.Технология старая и не мной придумана … Хороша для небольших, да и не только , моделей . На бипланах с прямоугольными фюзами не мог её опробовать , а давно хотелось.
…Пуансон зашкурен и покрыт дважды эмалитом.Бальзовая выкройка тл. 1.3мм . а в хвостовой части тл. 1 мм отмочена неднадолго в горячей воде и замумизирована
элластичным бинтом дл. 3м вместе с болваном .За три часа на колорифере бальзовая корка потеряла всю влагу .Вес корки 7.5 гр
А вторая корочка ещё лучше получилась и с тем же весом … Технология не сложная:
Фиксируем выкройку на пуансоне малярным скотчем . Начинаем обматывать бинтом от середины к хвосту и к носу вытягивая бинт на всю
длину плотно обжимая выкройку , и удаляя постепенно фиксаторы.В хвосте бинт можно сложить вдвое . В местах большой кривизны всё-же придётся подрезать.Корки готовы, вырезы под крыло уменьшат массу.
Но это ещё не всё из этой технологии …
после снятия эластичного мед. бинта извлекаю готовую бальзовую корку фюзеляжа.Я только попробовал,но получилось с первого раза.
полукорка снята с пуансона
изготовление левой стороны фюзеляжа заснял уде подробнее. Вот размоченная бальзовая выкройка фиксируется на болване скотчем
и прижимается постепенно эластичным бинтом
бинт фиксируется зацепками
носовую часть придётся подрезать… слишком велика двойная кривизна поверхности.
бальзовые корки готовы
Как всегда - аккуратно, точно, превосходно, …без слов!!!
“оптимистичная”, только с бальзой! 😉
Валера, а не пробовал не бинтом приматывать, а скотчем, а потом строительным феном прогревать?
Валера, а не пробовал не бинтом приматывать, а скотчем, а потом строительным феном прогревать?
:)Так это чтож за залепуха получится,как скотч то от бальсы отдирать.Ужас получится,а не фюз.Остатки бальсы по любому на скотче останутся.
Согласен с Валерой-бальсу как следует в водичке подержать(промочить для гибкости) и на болван бинтом(воздуха больше пропускает-быстрее сохнет)или резиновым жгутом тоже можно ,как вариант.Я тоже по такой технологии законцовки на моделях делаю
“оптимистичная”, только с бальзой! 😉
Валера, а не пробовал не бинтом приматывать, а скотчем, а потом строительным феном прогревать?
Нет,Валера, оптимизм -“сухая технология”, а я пошёл на “мокрое дело” 😒,так что просушка бальзы сквозь скотч не реальна.Даже резиновый бинт не стал применять для обжатия.Только таким “тряпочным” можно добиться хорошего результата , он пропускает воздух…
класс!
спасибо!
Валер, а я такие вещи приматываю МОКРЫМ обычным бинтом ( не эластичным). Когда бинт высыхает, то он садится и так припечатывает бальзу к болвану, что на поверхности бальзы остается структура бинта.
на поверхности бальзы остается структура бинта.
Аналогичный эффект и от этого эластичного бинта.Поверхность получается с мелким рельефом,но слегка пройдясь мелкой шкуркой становится гладкой.Толщину заготовок я делал с небольшим припуском для последующей шлифовки, т.е 1.3 мм и 1 мм в хвосте.
…Этот пуансон из осинового бруска в отличии берёзового для фюзеляжа .Формование корок мотогондолл делается мной фрагментами , т.к мотогондоллы имеют сложную конфигурацию. Деление происходит на левую и правую боковины , воздухозаборник водорадиатора и верхняя ,в будущем съёмная ,часть капота . Толщина бальзовых выкроек 1.2 мм . Мотогондолла имеет мидель 75*50 мм и длину 310 мм.Вес всех неошкуренных частей составил 6.5 гр .
пуансон мотогондолл
“мумия возвращается”
вот готова одна полукорка
и другая тоже
изготовлены накладки для формовки характерных для прототипа воздухозаборников водорадиатора
готов заборник
корки на одну мотогондоллу
формовка верхней части капота мотогондолл
Очень люблю остроумные решения и взаимопроникновения технологий.Вот узнал,что в стародавние до-компьютерные времена похожая технология была единственно-возможной при проектировании картонных настольных моделей.Деревянную болванку оклеивали лоскутками бумаги,плотно прибинтовывали,а после высыхания,разрезали на подобии апельсиновой кожуры и разглаживали утюгом.Полученую выкройку обводили на бумагу,раскрашивали,фотографировали и сдавали в печать.Во как…
Полученую выкройку обводили на бумагу,раскрашивали,фотографировали и сдавали в печать.Во как…
Костя , я не так широк в мыслях 😃 . Решил немного отойти от классического набора фюзеляжа . А ведь в молодости только корки для них и применял ( стеклопластик. для пилотажек). Старый стал , ленивый стал( Абдулла). Тряхну стариной . Здесь ведь как , сначала трудно, потом легко , а в наборной наоборот - сначала легко , потом …
Отложив в сторону изготовленные корки ,занялся крылом ,надо же всё это корочное хозяйство на что-то устанавливать
…Конструкция крыла будет двухлонжеронной , аки у прототипа . Лонжероны цельнобальзовые тл. 2 мм. Нервюры тоже из лёгкой бальзы 2 мм.Для изготовления нервюр с трёхкратным сужением ( корень 23 см , концевая 7.5 см) применён пакет с широкими пенопластовыми проставками для меньшего скашивания нервюры по наружным обводам . Учтена 1 мм толщина жёсткой обшивки.Для экономии были изготовлены сначала шаблоны из потолочки , а по ним уже заготовки нервюр из бальзы . Пакет собирается на двух дюралевых вязальных спицах длинной 25 см и Ф2.5мм . С двух сторон фиксаторы -прижымы из изоляции осветительного провода . Так же нервюры в пакете слегка прихвачены капельками клея “Титан” . После обработки , тонким модельным ножом , пакет разъединяется и оставшийся клей легко смывается спиртом .
изготовление бальзовых нервюр крыла
концеавя нервюра
вставляю корневую и концевую нервюры в лонжероны крыла
затем промежуточные
сколько же выдержит лонжерон
По расчётам для этой модели с полётным весом 350 гр для 5-ти кратной перегрузки с коёффициентом безопасности 1.5 достаточен размер бальзовой полки лонжерона в корне 5*2 мм при прочности бальзы на сжатие 1 кг. Я проверяю эти расчёты на практике .Как видно из опыта , двухлонжеронная конструкция крыла держит 1.7 кг , т.е 5G даже с облегчённым вспомогательным лонжероном . Бальзовая обшивка крыла увеличит прочность троекратно . Весь набор крыла изготавливается из очень лёгкой бальзы 0.09 гр/см3 .
постепенно наращивается детализация крыла кромками и законцовками
с облегчёнными нервюрами вес 11 гр. Нужно как можно легче сделать каркас , т.к
обшивка даст основную прочность , жёсткость и вес . Планирую вписаться в 80-90 гр … вес постепенно прирастает .Уже 15.5 гр., причём из них 2 гр клей … Внутренний набор крыла почти готов . Весу в нём 16.5 гр
Облегчение второго лонжерона дало мизер - 0.5 гр . Сам лонжерон весил 3.5 гр .
Расчёт лонжерона