АНТ-1 "птичка-невеличка"

Orel

…Зашил гаргрот лёгкой 1.5мм бальзой . Полностью оформил хвостовую часть и установил костыль . Теперь можно точно знать требуемый балласт на нос с учётом обшивки. Мда, перспектива не радует - по уровню моторного шпангоута для центровки требуется 200 гр. Поэтому всю элктронику будем грузить перед ЦТ , и даже серво. Установил стенку лонжерона из 1.5 мм бальзы и зашил лобик . Шпон пилю шириной 30мм из лёгкого 0.1 гр/см3 бруска 20*100*1000 мм . Ширина задана максимальной возможностью циркулярной фрезы 0.6мм .Так как стыки неизбежны для обтяжки лобика крыла , сделать его решил по его передней кромке.
Так , вес планера уже имеем 115 гр . Надо уложиться в 175 без шасси и обшивки.

обшивка лобика консолей крыла



гаргрот фюзеляжа заодно зашит

вклеены полки нервюр.стойки шасси примеряются.

Orel

Крыло ещё незакончено , хотя и установлены полки нервюр , изготовлены элероны(не навешены).Настал момент установки стоек шасси, что даст возможность до конца оформить носовую часть фюзеляжа , а значит и весь фюзеляж.
Шасси. Всегда хочется сделать его как можно легче и прочнее , но 10% полётного веса на копии оно всегда займёт. Ещё не было случая чтобы шасси на моей копии сложилось ,смялось или его полностью вырвало на нештатных посадках (тьфу-тьфу), т.к всегда закладываю в него дополнительную прочность - оно первым встречается с посадочной полосой после полёта.
Стойки шасси изготовлены из дюралевых 30см вязальных спиц Ф3.5мм . Но сначала были изготовлены шаблоны из простой ал.проволоки и примеряны . По их конфигурации гнулись сами спицы.
Но как же их крепить к фюзеляжу? Одним из простых и действенных способов соединения разнородных материалов является крепление на нитках с клеем .От скоб с заклёпками в этом случае я отказался , и весу больше и установка сложнее и ещё кое в чём этот способ проигрывает в моём случае.
Готовые стойки имеют вес 16 гр + 6 гр ось из ОВС Ф2.4мм (дл. 18см). Этот диаметр оси является оптимальным для модели с полётным весом в 600 гр. Аналогичное шасси у меня применено на множестве копий таких как : АИР-3 , И-2бис , Р-1, Ньюпор , У-2 , ВЕ-2Е характерные для прототипов начала прошлого века до 30-х годов.
Для общего вида приставил колёса от АИР-а , хоть они и меньше на полтора сантиметра .
стойки


клёпано медью





шито белыми нитками😒

ViperON

Все время поражаюсь Борисыч, твоим простым и красивым решениям!😃

Orel

Прежде чем зашить бальзой низ центроплана , установил расчалки стоек шасси , и ложементы р\м руля высоты и направления. Расчалки из кордового тросика 0.3 мм как и стойки закреплены стационарно . Прочность с ними гарантирована , они придают большую жёсткость всей посадочной системе . Степень амортизации легко подбирается величиной резиновых колец.
Ложементы серво бальзовые , имеют вес с креплениями 3 гр (оба). Отверстия под шурупы проциакринены.

ещё без элеронов
с элеронами
расчаливаем стойки 0.3 мм тросом

узел крепления задних подкосов стоек шасси
теперь можно зашивать низ центроплана
серво РП и РВ HS-05 c их ложементами
в ложементах
установлены

teichmann

Валерий а вы не пробовали с авиамодельными журналами работать,Фото и статьи посылать,-это должны все видеть,.Всё так элементарно и просто.Ваши отчёты о строительстве вообще пора объеденить в отдельную папку-как УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.как классику Авиамоделльногостроения.

Orel
teichmann:

Валерий а вы не пробовали с авиамодельными журналами работать,Фото и статьи посылать,-это должны все видеть,.Всё так элементарно и просто.Ваши отчёты о строительстве вообще пора объеденить в отдельную папку-как УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.как классику Авиамоделльногостроения.

Спасибо,Hans ! Нет,с авиамодельными изданиями я не пытаюсь работать. Их у нас немного и жизь у них не долгая,хотя очень люблю МСиХ. Лучший журнал для авиамоделистов ,авиамодельный форум.Здесь ответы на все наши вопросы. Сам учусь у коллег😒 А для своих проектов создам отдельную тему и сконцентрирую все ссылки в одной теме для широго доступа. Не очень люблю перечитывать длинные темы ,выбирая нужное,по-этому о каждой модели открываю отдельную тему.

…Как же отличаются по времени одна операция при постройке модели от другой. Вот боудены вставлял неимоверно долго , бесконечные примерки , настройки. И дела сделанного не видно. Носовую часть зашил за пару часов и сразу виден результат . Да, мелочи -они совсем не мелочи…😒
Оформил немного носовую часть фюзеляжа и моторный шпангоут. Ну, копия у меня совсем безносая -коротконосая, что поделаешь раз у Туполева в наличии был тогда лишь такой чижолый и не первой свежести Анзани 35 … А у меня такой лёгкий и мощьный Б\К . Носовую часть решил обшить 0.8 миллиметровой фанерой сошлифованной с обеих сторон до 0.6мм . Установил и примерил двигатель ( винт только для примерки , заготовки шин для колёс тоже ).Крепления мотора утоплены в мотораму
. Крышка бортового отсека фанерная . Даже тонкая берёзовая фанера имеет приличный вес . 0.6 мм фанера аналогична по весу 5 мм тл . лёгкой бальзы. Вес этот находится впереди ЦТ , и плечо очень мало , но обшивка фанерой существенно облегчает сей процесс .Советовал бы , если и утяжелять нос , то в самой отдалённой точке от центра тяжести … в моём случае это макет двигателя . Им будет достигаться необходимая ( при необходимости (каламбур)) центровка модели .
Конечно ,длинноносая модель была бы на порядок легче …
боковины носовой части фюзеляжа
ошлифованы
зашивка бортов
место установки двигателя,моторама.
двигатель установлен. Винт и шины только примеряются.
электродвигатель

крышка бортового отсека

Orel

Ну вот и элероны подоспели . По 5 гр на брата. Площадь элеронов 3 дм\2 , что составляет 17% от общей площади крыла.Из-за нехватки мелких серво на многочисленные модели , их (серво) я всегда делаю съёмными. Но не везде они быстро и легко снимаются с модели. На АНТ-1 элеронные р\м будут сниматься быстро , лишь откручиванием одного самореза . Машинки применены 9-ти граммовые Tower Pro . Они имеют длинный провод дл. 35см , что не требует дополнительного удлинителя. Крепление р\м на крышке ,крышка крепится саморезом.
…Вот такой Змей Горыныч поселился в моём кабинете, заняв и без того нехватающего жизненного пространства. Но Вещь , хоть аэродинамическую трубу из него делай , засосёт дО смерти . 😃

элероны под зашивку
Змей Горыныч поселился
спрут , а не Змей

крышка серво элеронов
р/м на крышке , крышка на шурупе
обтяжка оперения

Orel

…Попутно ,устраняя мелкие недоделки ,приступил к обтяжке . Годами выработанная привычка начинать с руля направления и руля высоты .Почему так? Видимо , чтобы приноровиться к этой операции , т.к крайний раз она производится на предыдущей модели и повторение приходит месяцев через несколько. Потому начинаю с обтяжки мелких деталей коими являются рули оперения . Кроме того , после обтяжки рулей их уже можно закреплять стационарно на навесах . Обтяжка микалентной бумагой на эмалите мой любимый и привычный способ . Устранив мелкие недоделки обшил весь фюзеляж .В районе кабины обшивка имеет двойной слой микаленты .Строить подобные модели представляется лёгким занятием . Работа движется , как по маслу. Ни сложной механизации крыла , ни уборки шасси , ни закрылков , ни демонстраций всевозможных здесь не предвидится.А всё перечисленное- это огромный дополнительный вес ( балласт) требующий от моделиста большого умения , чтобы модель была и летучей и прочной. Постройка АНТ-1 есть ещё один небольшой отдых для мозга и души. О конечном весе даже и не задумывался … Лгу , Не имея никакой механизации на модели , всё сводится только к одному компромиссу, - летучесть -прочность . Оп, я уже это говорил чуть выше ., скажем так - сводится всё к достижению необходимой прочности , а летучей она сама останется … Страстной борьбы за граммы ( лишние) не ведётся ,разве что в хвостовой части
С обтяжкой крыла закончена полная обшивка модели. … Так, сколько на планер я запланировал ? …
305 гр !.. Будет немного больше в конечном результате . На этот момент вес обшитого планера ( на фото без учёта р\м ) покрытого 3-мя слоями эмалита составляет 260 гр . Добавочный вес придаст отделка модели и макет двигателя , и большие , как у шайтан-арбы колёса .


обтянутое микалентой оперение

обтянутый микалентой фюзеляж



левая консоль перед обтяжкой
правая консоль перед обтяжкой
крыло обтянуто

примерим ещё раз элероны

элероны обтянуты



модель полностью обшита

Orel

АНТ получит для облёта не лыжи , но колёса. Диаметр их достаточно велик -80мм , но с сухого песчаного грунта будет очень непросто взлетать и садиться . Есть у меня для летних полётов копий одно место … на карьере в 10 км , там обычно песок влажный и хорошо держит модель. Ещё одна неприятная особенность самолётов того периода - ось шасси располагалась прямо под ЦТ и пилотам приходилось иметь хорошую сноровку , чтобы не скапотировать.По своему опыту знаю , как это нелегко. Много лет назад выступал на соревнованиях со спортивной копией самолёта Г-22. Ось шасси незаметно перенёс на 5 мм вперёд центра тяжести , но однажды на очередных соревнованиях пришлось летать после дождичка и модель в конце пробежки во всех турах заезжая в лужу становилась на нос к всеобщему смеху и удовольствию спортсменов и зрителей . Тут уж ничего не поделаешь , ось как на Як или Ла вперёд не передвинешь , однако и на АНТ-1 я хоть на 5мм , но ось установил перед ЦТ , зная ,что это малоэффективно … но всё-таки.
Итак, колёса. Сохранились у меня издавна заготовки для шин из пористой резины от автомоделистов . И никуда они не подходили , но на мой АНТ пришлись в самую пору , как будто для него были вырезаны . Из них я выточил будущие шины для колёс . Диски изготовлены из авиафанеры 0.8мм .Таким способом изготовлены жалюзи для ЛИ-2. Фанерные круги доведённые до тл. 0.6 мм замочил в воде и под пресс в банку из под кофе. Крышка банки прижимает края будущих дисков от коробления , а по центру под крышкой давит конусная втулка . Поскольку дело было вначале дня , то для ускорения процесса высыхания дно банки проткнуто шилом в несколких местах и пробито отверстие пробойником для жала паяльника который хорошо прогревает такой стапель . Таким образом заготовки высохли за 3 часа . Пока они сохли , обточил на оправке шины колёс и склеил обод .
Оставленная на ночь заготовка из трёх колец 1мм шпона для обода высохла и я смог завершить работу . Шпон был вымочен и обёрнут на оправку с нанесённым предварительно ПВА “Столяр” меж слоями. Затем на той же оправке нарезан резцом на пару колец . В одну половинку вклеена пластмассовая втулка под ось и обод. “Оспицовано” бальзой , проверяется на соосность и закрывается другим диском . На ободе вытачивается полукруглый жёлоб под шину и “забортовывается” колесо . Клеено всё на ЦА. Вес колёсного диска Ф 64 мм составил 6гр , столько же весит и шина , т.е вес готового колеса 12 гр . Если применить микропору от кит. тапка , то на пару грамм колесо будет легче .
У шасси тройная амортизация : амортизационных резиновых колец, стальной оси и самих скатов колёс . Полное обжатие резиновых колец при усилии 3 кг.
шины из микропоры
на оправке
диски гнуты на опрвке из под кофейной банки … с подогревом.
диски для колёс шасси
шыны для колёс шасси
заготовка для ободов шасси

обода для колёс шасси
сборка колёс шасси
внутренний набор колёс шасси, “спицы”.
закрыто вторым диском
шыны установлены


у меня одна мера весов…для испытаний. 7-ми кратная перегрузка.

Orel

Не много найдёшь на форуме прототипов с незакапотированными звездообразными двигателями.А уж рассказа о их изготовлении и подавно. Не каждый готов убить время на его изготовление . Это мой второй опыт постройки макета звездообразного мотора…

…Практически модель доведена до лётного состояния , после установки всего борта можно и подлетнуть. Теперь остаётся доводка до стендового ( копийного) состояния на сколько это возможно . Начал “собирать двигатель” , вернее его макет …
Что меня привлекает в электротяге на моделях-копиях , так это возможность легко замаскировать ( завуалировать) электродвигатель , т.к его минимизированные размеры вполне позволяют это , и по сравнению с ДВС не уродуют вид копии выступающими в разные стороны деталями и ненужными отверстиями.
Б/К уютно расположился в "картере ". Но и здесь выход вала винта не позволил его скрыть полностью - пострадает охлаждение полностью захлобученного движка. Но ещё стоит вопрос по охлаждению акку и регулятора. Их охлаждение будет принудительным от крыльчатки, хотя этот борт у меня не грелся на других моделях без обдува.Крепление картера на двух велоспицах ,притянут к крестовине обратного крепления двигателя .

первые заготовки.Картер.

большие шайбы
малые шайбы
делаем оребрение цилиндров
крепление картера на шпильках из велоспиц

Terranozavr

я так понимаю, эту технологию можно и на больших моделях использовать?

Orel
Terranozavr:

я так понимаю, эту технологию можно и на больших моделях использовать?

Конечно,это же классика .😃

…Подготовил 6 цилиндров для установки на картер . Гружу нос , поэтому детали не облегчаются . Макет делается в основном по картинке Константина Скачинского . Анзани стоял и на Гаккель-3 , Сикорский -3 , ВОП-1,Кудашев-1 …
Ось цилиндров у прототипа смещена …что непременно и воспроизводим .

цилиндры двигателя

по этому фото FY собирается этот макет,размеры снимались с чертежа


Orel

…Устанавливал впускные патрубки .
В молодости ,занимаясь дельтапланеризмом приходилось гнуть дюралевые трубы для трапеции и других частей дельтаплана .Но сгиб по малому радиусу часто приводит к складкам , гофру с внутренней стороны изгиба. Для гибки патрубков я применил другой способ . Для них по диаметру подошли палочки от " чупа…" , но так запросто их не изогнуть . Нет , песком я их не стал забивать и утрамбовывать с двух сторон пыжами . Надо внутрь вставить что-то эластичное . Внутрь плотно входит ватная палочка , а для лучшего эффекта в эту палочку вставлена леска Ф1.5мм . Леску в ватную палочку , всё это в палочку от чупа-чупса и разогреваем в 5 мм над жалом паяльника . После кругового разогрева начинаем гнуть по нужному радиусу . Зафиксировав под нужным углом + 5-10 градусов , вынимаем леску с ватной ( я их называю “ухотычки”) палочкой и корректируем установочный угол до требуемого. Такая оправка вынимается и после полного охлаждения , но труднее.
Мелкие детали двигателя изготовлены , но не мог найти , с какой же стороны свечи вставлены в цилиндр .😆
После изготовления коромысел клапанов и толкателей , "сварил “выхлопные патрубки”. Опять же из подножного материала - палочек от сладкой ваты. Как не пытался , изогнуть её коленом малого радиуса ,не получилось.Пришлось выточить из пластмассы. Затратную по времени операцию не стал продолжать ,изготовив пару “колен” . Вторую пару сделал проще - изогнул из толстой 4.5 мм алюминиевой проволоки , а недостающий бурт на изгибе обмотал ниткой и зашпаклевал стружкой снаждаченной с осинового бруса . Часто так поступаю, когда нужно сделать побыстрее . Операция проста: обматываем колено ниткой на ЦА , наносим ещё один слой клея и посыпаем стружкой .Стружку ещё раз пропитывем циакрином. Шпаклёвка твердеет моментально , поэтому сразу зачищаем натфилями и зашкуриваем до нужной формы . Шпаклёвку можно наращивать до бесконечности … если клея не жалко 😒

Мотор собран . Теперь предстоит его полная “разборка” для окрашивания - детали крепятся пока без клея .
Так, а вес-то какой?.. 40 гр … складывается такое впечатление у меня , что модель создана для таскания этого якоря пОнебу . С этим весом макета и установленного оборудования ЦТ модели находится на 15-16 % , но окраска всей модели снова сместит его немного назад. Вес неокрашенной модели со всем оборудованием( бортом и акку) на этот момент 585 грамм .

гнём впускные патрубки


продолжение деталировки двигателя .Коромысла и выхлопные трубы

выхлопная система



примерка на модели

Orel

Винт копийный не для первого полёта - для стенда , но испытания его провёл. Копийный его диаметр 11" , поэтому шаг сделал наименьшим - 4". Для борта напряжно его крутить , но не применул опробовать. При Li-po 3S1P 1250А даёт тягу 650 гр при 6700 об/мин . Нормальный винт для полёта 9"6" , но стат. тяги немного меньше.
Винт изготовлен из более прочной древесины - берёза . Вес -9гр. Покрыт морилкой и пролакирован.

винт



P.S.( у нас невозможный интернет,по-этому выкладываю фото малыми партиями).Не интернет,а безлимитный тормоз прогресса…

Orel

…Но ещё стоит вопрос по охлаждению акку и регулятора. Их охлаждение будет принудительным от крыльчатки, хотя этот борт у меня не грелся на других моделях без обдува, так и полёты производились при минусовых темпереатурах.
…Уже изготовил пластмассовую шайбу для изготовления крыльчатки , как меня что-то торкнуло . Не даром говорят, что лень человеческая движет прогресс. До китайской пасхи буду я выпиливать эти лопасти для крыльчатки… что б придумать -то? А истина на поверхности лежала . Народ наверное так уже давно делает , а мне только сейчас пришло в голову.Надо же . Видимо мало думал…
Старый куллер был выходом из положения . Сначала решил просто примерять крыльчатку по размерам - она. А в ту ли сторону лопасти загнуты ? Ещё одна буква угадана в этом слове - в ту. Ну и сам корпус сам запросился , как заграджение крыльчатки и направляющей потока.
Снимаем крыльчатку , выкорчёвываем "пластилиновый "магнит и ставим ,т.е инсталируем на вал двигателя (предварительно выточив небольшую втулку для крепления крыльчатки), раз уж девайс напрямую связан с компьютером ,устанавливаем всё на моторный шпангоут подгоняем и на пару саморезов привинчиваем кожух ,проверяем в работе…
Ну, что сказать , ожидал большего. … Дует , но не очень чтобы очень, и не очень чтобы так , но воздух в подкапотном пространстве гоняет - для охлаждения будет достаточно . Необходимо будет немного ещё входное сечение увеличить для забора воздуха .

куллер






Orel

Закрепив аккумулятор , занялся кабиной пилота.Приборная панель ( доской не назовёшь- всего два прибора и кнопка) ,кресло пилота , козырёк - дюраль тл. 0.5мм . Мелочи , короче говоря😒 К покраске дело идёт…

приборная доска
крепление аккумулятора
кресло пилота
кабина пилота

ветровой…

примерка

Orel
boroda_de:

Целлулоид действительно приклёпан?

Да,Юра, лексан от ПЭТ бутылки приклёпан медными заклёпками.Не нашлось тонкой алюминиевой проволоки под рукой .
на заклёпки козырька ушло 0.2 гр медной проволоки Ф 0.8 мм .Вес совсем небольшой , если считать что длина каждой заклёпки 2 мм. и после снятия изоляции она становится ещё тоньше.

приборы


обратная сторона

Продолжу немного … Лихие были пилоты в начале становления советской авиации, пару приборов и одной кнопочки зажигания им хватало для отправки в небо. У АНТ-1 стояли на приборном щитке лишь тахометр и указатель давления масла . Приборы имели большой размер и просто навешивались на приборную доску. Приборы я изготовил из ватмана , картона и пластмассы … и ещё провода 0.4 и бальзы. Первый просто кисточкой покрасил , не хотелось аэрограф марать , -не понравилось , второй всё-таки задул . Корпус и циферблат покрыты ЦА и зашкурены . На циакрине краска держится гораздо крепче , чем на голой пластмассе.

pentajazz
Orel:

…Но ещё стоит вопрос по охлаждению акку и регулятора. Их охлаждение будет принудительным от крыльчатки…

вот точно такая же идея у меня появилась неделю назад 😁, правда моторчик побольше.
но все таки сделать забор воздуха перед мотором, трубку из лексана вокруг мотора и крыльчатки и выпуск горячего воздуха где нить под капотом или по бокам., просто жалюзи прорезать…

Orel
pentajazz:

забор воздуха перед мотором, трубку из лексана вокруг мотора и крыльчатки и выпуск горячего воздуха где нить под капотом или по бокам., просто жалюзи прорезать…

Хорошая идея ! Т.е сделать ,как импеллер .

…Модель довёл до момента окраски, воспризведя немногочисленные мелочи.Сначала загрунтовал всю поверхность модели аккриловой грунтовкой , она почти под цвет модели . Вес грунта 17 гр…
Быть может вы станете меня ругать, но не удержалась моя душа от обтяжки крыла вторым слоем микалентной бумаги. Долго я мучался мыслями обтягивать-не обтягивать , пока случайно не процарапал обшивку напильником , беря его со стола .Нет ,не насквозь , но чашу моих сомнений это переполнило - тонковата кольчужка. Для остольных элементов модели нормальна и в один слой.
Красочный слой дал совсем немного веса, столько же сколько и грунта , т.е -17гр. И общий вес отделки -35 гр. Я закладывал на это гораздо больше намеренно, чтобы иметь хоть какой-то резерв веса ,т.к многие детали модели превысили расчётный вес , как то : колёса шасси , макет двигателя (для нужной центровки ) ,дополнительный слой микаленты на крыло (15гр) для практичности , принудительное охлаждение (12 гр).
Крепление носового гаргрота являющегося съёмным люком на мощном магните . Длиннющую 1.5м антену пока уложил под фюзеляжем в три оборота , что б не мешалась , не забыть бы отмотать при испытаниях Центр тяжести находится на своём месте -16-17 %

грунтовка и окраска

окантовка борта кабины
нос у прототипа был серебристым

двигатель тоже сначала загрунтован
и окрашен
АНТ не имел никаких надписей и опознавательных знаков. И это есть окончательный вид модели…

В довершение проекта , между делом , изготовлена фигурка пилота для АНТ-1 . В его же масштабе 1:7.4. Вес фигурки 15 гр . В шлеме много веса , и поля ещё нужно увеличить . Вес пены 4 гр. Когда-нибудь раскрашу .


Таким образом , пришло время подбивать БАБКИ.
Полётный вес модели составил 650 гр
Борт - 280 гр
Планер -370 гр
Нагрузка на крыло 35 гр/дм2
Энерговооружённоять - 1.