АНТ-1 "птичка-невеличка"

Orel

Не много найдёшь на форуме прототипов с незакапотированными звездообразными двигателями.А уж рассказа о их изготовлении и подавно. Не каждый готов убить время на его изготовление . Это мой второй опыт постройки макета звездообразного мотора…

…Практически модель доведена до лётного состояния , после установки всего борта можно и подлетнуть. Теперь остаётся доводка до стендового ( копийного) состояния на сколько это возможно . Начал “собирать двигатель” , вернее его макет …
Что меня привлекает в электротяге на моделях-копиях , так это возможность легко замаскировать ( завуалировать) электродвигатель , т.к его минимизированные размеры вполне позволяют это , и по сравнению с ДВС не уродуют вид копии выступающими в разные стороны деталями и ненужными отверстиями.
Б/К уютно расположился в "картере ". Но и здесь выход вала винта не позволил его скрыть полностью - пострадает охлаждение полностью захлобученного движка. Но ещё стоит вопрос по охлаждению акку и регулятора. Их охлаждение будет принудительным от крыльчатки, хотя этот борт у меня не грелся на других моделях без обдува.Крепление картера на двух велоспицах ,притянут к крестовине обратного крепления двигателя .

первые заготовки.Картер.

большие шайбы
малые шайбы
делаем оребрение цилиндров
крепление картера на шпильках из велоспиц

Terranozavr

я так понимаю, эту технологию можно и на больших моделях использовать?

Orel
Terranozavr:

я так понимаю, эту технологию можно и на больших моделях использовать?

Конечно,это же классика .😃

…Подготовил 6 цилиндров для установки на картер . Гружу нос , поэтому детали не облегчаются . Макет делается в основном по картинке Константина Скачинского . Анзани стоял и на Гаккель-3 , Сикорский -3 , ВОП-1,Кудашев-1 …
Ось цилиндров у прототипа смещена …что непременно и воспроизводим .

цилиндры двигателя

по этому фото FY собирается этот макет,размеры снимались с чертежа


Orel

…Устанавливал впускные патрубки .
В молодости ,занимаясь дельтапланеризмом приходилось гнуть дюралевые трубы для трапеции и других частей дельтаплана .Но сгиб по малому радиусу часто приводит к складкам , гофру с внутренней стороны изгиба. Для гибки патрубков я применил другой способ . Для них по диаметру подошли палочки от " чупа…" , но так запросто их не изогнуть . Нет , песком я их не стал забивать и утрамбовывать с двух сторон пыжами . Надо внутрь вставить что-то эластичное . Внутрь плотно входит ватная палочка , а для лучшего эффекта в эту палочку вставлена леска Ф1.5мм . Леску в ватную палочку , всё это в палочку от чупа-чупса и разогреваем в 5 мм над жалом паяльника . После кругового разогрева начинаем гнуть по нужному радиусу . Зафиксировав под нужным углом + 5-10 градусов , вынимаем леску с ватной ( я их называю “ухотычки”) палочкой и корректируем установочный угол до требуемого. Такая оправка вынимается и после полного охлаждения , но труднее.
Мелкие детали двигателя изготовлены , но не мог найти , с какой же стороны свечи вставлены в цилиндр .😆
После изготовления коромысел клапанов и толкателей , "сварил “выхлопные патрубки”. Опять же из подножного материала - палочек от сладкой ваты. Как не пытался , изогнуть её коленом малого радиуса ,не получилось.Пришлось выточить из пластмассы. Затратную по времени операцию не стал продолжать ,изготовив пару “колен” . Вторую пару сделал проще - изогнул из толстой 4.5 мм алюминиевой проволоки , а недостающий бурт на изгибе обмотал ниткой и зашпаклевал стружкой снаждаченной с осинового бруса . Часто так поступаю, когда нужно сделать побыстрее . Операция проста: обматываем колено ниткой на ЦА , наносим ещё один слой клея и посыпаем стружкой .Стружку ещё раз пропитывем циакрином. Шпаклёвка твердеет моментально , поэтому сразу зачищаем натфилями и зашкуриваем до нужной формы . Шпаклёвку можно наращивать до бесконечности … если клея не жалко 😒

Мотор собран . Теперь предстоит его полная “разборка” для окрашивания - детали крепятся пока без клея .
Так, а вес-то какой?.. 40 гр … складывается такое впечатление у меня , что модель создана для таскания этого якоря пОнебу . С этим весом макета и установленного оборудования ЦТ модели находится на 15-16 % , но окраска всей модели снова сместит его немного назад. Вес неокрашенной модели со всем оборудованием( бортом и акку) на этот момент 585 грамм .

гнём впускные патрубки


продолжение деталировки двигателя .Коромысла и выхлопные трубы

выхлопная система



примерка на модели

Orel

Винт копийный не для первого полёта - для стенда , но испытания его провёл. Копийный его диаметр 11" , поэтому шаг сделал наименьшим - 4". Для борта напряжно его крутить , но не применул опробовать. При Li-po 3S1P 1250А даёт тягу 650 гр при 6700 об/мин . Нормальный винт для полёта 9"6" , но стат. тяги немного меньше.
Винт изготовлен из более прочной древесины - берёза . Вес -9гр. Покрыт морилкой и пролакирован.

винт



P.S.( у нас невозможный интернет,по-этому выкладываю фото малыми партиями).Не интернет,а безлимитный тормоз прогресса…

Orel

…Но ещё стоит вопрос по охлаждению акку и регулятора. Их охлаждение будет принудительным от крыльчатки, хотя этот борт у меня не грелся на других моделях без обдува, так и полёты производились при минусовых темпереатурах.
…Уже изготовил пластмассовую шайбу для изготовления крыльчатки , как меня что-то торкнуло . Не даром говорят, что лень человеческая движет прогресс. До китайской пасхи буду я выпиливать эти лопасти для крыльчатки… что б придумать -то? А истина на поверхности лежала . Народ наверное так уже давно делает , а мне только сейчас пришло в голову.Надо же . Видимо мало думал…
Старый куллер был выходом из положения . Сначала решил просто примерять крыльчатку по размерам - она. А в ту ли сторону лопасти загнуты ? Ещё одна буква угадана в этом слове - в ту. Ну и сам корпус сам запросился , как заграджение крыльчатки и направляющей потока.
Снимаем крыльчатку , выкорчёвываем "пластилиновый "магнит и ставим ,т.е инсталируем на вал двигателя (предварительно выточив небольшую втулку для крепления крыльчатки), раз уж девайс напрямую связан с компьютером ,устанавливаем всё на моторный шпангоут подгоняем и на пару саморезов привинчиваем кожух ,проверяем в работе…
Ну, что сказать , ожидал большего. … Дует , но не очень чтобы очень, и не очень чтобы так , но воздух в подкапотном пространстве гоняет - для охлаждения будет достаточно . Необходимо будет немного ещё входное сечение увеличить для забора воздуха .

куллер






Orel

Закрепив аккумулятор , занялся кабиной пилота.Приборная панель ( доской не назовёшь- всего два прибора и кнопка) ,кресло пилота , козырёк - дюраль тл. 0.5мм . Мелочи , короче говоря😒 К покраске дело идёт…

приборная доска
крепление аккумулятора
кресло пилота
кабина пилота

ветровой…

примерка

Orel
boroda_de:

Целлулоид действительно приклёпан?

Да,Юра, лексан от ПЭТ бутылки приклёпан медными заклёпками.Не нашлось тонкой алюминиевой проволоки под рукой .
на заклёпки козырька ушло 0.2 гр медной проволоки Ф 0.8 мм .Вес совсем небольшой , если считать что длина каждой заклёпки 2 мм. и после снятия изоляции она становится ещё тоньше.

приборы


обратная сторона

Продолжу немного … Лихие были пилоты в начале становления советской авиации, пару приборов и одной кнопочки зажигания им хватало для отправки в небо. У АНТ-1 стояли на приборном щитке лишь тахометр и указатель давления масла . Приборы имели большой размер и просто навешивались на приборную доску. Приборы я изготовил из ватмана , картона и пластмассы … и ещё провода 0.4 и бальзы. Первый просто кисточкой покрасил , не хотелось аэрограф марать , -не понравилось , второй всё-таки задул . Корпус и циферблат покрыты ЦА и зашкурены . На циакрине краска держится гораздо крепче , чем на голой пластмассе.

pentajazz
Orel:

…Но ещё стоит вопрос по охлаждению акку и регулятора. Их охлаждение будет принудительным от крыльчатки…

вот точно такая же идея у меня появилась неделю назад 😁, правда моторчик побольше.
но все таки сделать забор воздуха перед мотором, трубку из лексана вокруг мотора и крыльчатки и выпуск горячего воздуха где нить под капотом или по бокам., просто жалюзи прорезать…

Orel
pentajazz:

забор воздуха перед мотором, трубку из лексана вокруг мотора и крыльчатки и выпуск горячего воздуха где нить под капотом или по бокам., просто жалюзи прорезать…

Хорошая идея ! Т.е сделать ,как импеллер .

…Модель довёл до момента окраски, воспризведя немногочисленные мелочи.Сначала загрунтовал всю поверхность модели аккриловой грунтовкой , она почти под цвет модели . Вес грунта 17 гр…
Быть может вы станете меня ругать, но не удержалась моя душа от обтяжки крыла вторым слоем микалентной бумаги. Долго я мучался мыслями обтягивать-не обтягивать , пока случайно не процарапал обшивку напильником , беря его со стола .Нет ,не насквозь , но чашу моих сомнений это переполнило - тонковата кольчужка. Для остольных элементов модели нормальна и в один слой.
Красочный слой дал совсем немного веса, столько же сколько и грунта , т.е -17гр. И общий вес отделки -35 гр. Я закладывал на это гораздо больше намеренно, чтобы иметь хоть какой-то резерв веса ,т.к многие детали модели превысили расчётный вес , как то : колёса шасси , макет двигателя (для нужной центровки ) ,дополнительный слой микаленты на крыло (15гр) для практичности , принудительное охлаждение (12 гр).
Крепление носового гаргрота являющегося съёмным люком на мощном магните . Длиннющую 1.5м антену пока уложил под фюзеляжем в три оборота , что б не мешалась , не забыть бы отмотать при испытаниях Центр тяжести находится на своём месте -16-17 %

грунтовка и окраска

окантовка борта кабины
нос у прототипа был серебристым

двигатель тоже сначала загрунтован
и окрашен
АНТ не имел никаких надписей и опознавательных знаков. И это есть окончательный вид модели…

В довершение проекта , между делом , изготовлена фигурка пилота для АНТ-1 . В его же масштабе 1:7.4. Вес фигурки 15 гр . В шлеме много веса , и поля ещё нужно увеличить . Вес пены 4 гр. Когда-нибудь раскрашу .


Таким образом , пришло время подбивать БАБКИ.
Полётный вес модели составил 650 гр
Борт - 280 гр
Планер -370 гр
Нагрузка на крыло 35 гр/дм2
Энерговооружённоять - 1.

Terranozavr

интересно, а кто ни будь когда ни будь опишет, как вырезать пилотов? 😃

Gusha

Качество исполнения Ваших работ просто поражает!!!Каждый раз удивляюсь Вашему усердию, терпению и…
…нет слов. Красота!!! Успехов Вам в других проектах!

Maddik

Вопрос. Это получается свободно-летающая электричка ?

Ваши работы на зависть всем, очень красиво и качественно. Вот видео бы еще к каждой модели.

Orel
Terranozavr:

интересно, а кто ни будь когда ни будь опишет, как вырезать пилотов? 😃

rcopen.com/forum/f82/topic167043 мной здесь уже описано😒

Maddik:

Вопрос. Это получается свободно-летающая электричка ?

.
Это не свободноулетающая модель ,но в моём реестре числится ,как радиоуправляемая пилотажная модель-копия самолёта АНТ-1.

Фотосессия о постройке модели окончена . Вот воспоминания из моего дневника по первому облёту модели …:
…Говорят , понедельник - день тяжолый . Но не этот . Думаю , что коллеги разделят со мной радость - полёт АНТ-1 состоялся…
Весь день стояла солнечная погода , но сильный ветер не унимался. И уже к концу дня немного стих до 4-5м\с. что для меня было достаточно. Люблю первые облёты делать в небольшой ветер. Почему? Модель обычно поднимаешь не на полном газу , т.к ещё неизвестна реакция модели на реактивный момент винта , а так же ещё не оттриммированная модель таит в себе загадку. Вот почему полный газ при первом взлёте не нужен. Нужен пологий устойчивый взлёт ( в штиль при таком взлёте модель уходит далеко и в первый вираж её приходится вводить на большом удалении , только при наборе безопасной высоты для разворота). А посадку совершать тоже лучше при небольшом ветре . Модель не нужно заводить издалека , как это делается в штиль и она очень хорошо видна - посадка практически идёт вертикально ,парашутированием прямо к ногам с небольшой пробежкой.
Не оказалось под рукой помошника-оператора , поэтому для этого я зафрахтовал свою супругу.
Но прежде я всё же зъездил на свой ближний аэродром у озера . С плотного песка модель легко взлетела на 1 м и совершила пологую посадку без капотирования. Важно было немного прощупать характер модели перед первым полётом , т.е совершить несколько подлётов .
Первый полёт длился около 5-ти мин . С винтом 10"4.7" . Полёт на 1/3 газа . Посадка на колёса с небольшой пробежкой по сухому песку и без капотирования . Полёт проходил нормально , модель не валится , при уборке газа и даче ручки на себя просто парашутирует не задирая носа . Полёт приятен и предсказуем , без неожиданностей . В ветер на полгаза держится (зависает) на одном месте .При даче газа медленно летит вперёд.Я доволен её лётными качествами. Для закрепления успеха,( после перекура ) без зарядки акку , совершил второй полёт. Загнал модель высоко-высоко … и тут произошла отсечка . Мне показалось , что на 3-4 секунды пропало управление моделью ( не отвечала на дачу ручки на себя) , но нет , по крену рулится .Завёл по коробочке против ветра на планировании и очень плавно и нежно притёр её к полосе .Даже по рыхлому песку не боится "капота “. Считаю, что работа над моделью удалась .
… АНТ-1 проходил испытания на сертификат лётной годности . В трёх испытательных полётах выявлены отличные пилотажные качества . Может вертеть почти весь комплекс RC-пилотажа . Прекрасно выполняет бочки , петли , полёт на спине. Хорошо выполняет штопор из которого выходит самостоятельно , стоит лишь поставить ручки в нейтраль. Я люблю выполнять эту фигуру при положении газа в 1/4 , тогда штопорит модель с приличной угловой скоростью , как настоящий . Затем ручки в нейтраль , подруливая элеронами , чтобы модель для выхода из штопора выходила на себя останавливаю вращение и в крутом пикировании произвожу ввод в мёртвую петлю с большим радиусом. Очень эффектно получается . Модель очень проста в управлении, несмотря на минимальный угол V . Летал с винтом 8"6” . Тяга поменьше , но более скоростной . Провёл испытания на продолжительность, дальность , макс. скорость в пикировании , и на макс. перегрузки. После облёта ( в одном из полётов находился в воздухе 12 мин) всё же выявился недостаток - недостаточно охлаждение аккумулятора. Двигатель совершенно холодный , рег слегка тёплый , но акк горячий и слегка вздулся , но почти сразу приобрёл свои прежние формы . Обдув акку немного доработал. В тёплую погоду , однако надо быть поаккуратнее мне с акками . При нарушении главной заповеди авиамоделиста - не перелетай , такое иногда случается . Модель очень хорошо читаема в голубом небе и с определением её ракурса у меня проблем не возникало , даже отпуская её на 300-400 метров . Вот такая пилотажная копия получилась…
Такими были первые полёты на этой модели . Видео сохранилось лишь полуминутное -взлёт … выложу позже. АНТ-1 за 2 года совершил множество полётов , о самом запомнившемся я ещё расскажу ,обещал !
Как-то не применулось больше заснять видео по этой модели, но как только будет возможность ,обязательно запечатлею…

Orel
Orel:

С этой моделью связана у меня одна очень замечательная и приключенческая история ,которую я расскажу после окончания рассказа по её постройке.

Сначала короткое видео первого полёта модели АНТ-1

Хотите верьте,хотите нет,но дело было так: (“Полосатый рейс”😃 )
Выехал я очередной раз на полёты ,тут рядом в городской черте,где обычно летаю.Взял с собой несколько своих моделей . Первым в полёт отправился АНТ . Погода солнечная ,тёплая,ветерок небольшой…это было прошлым летом …(в середине января:rolleyes:) .Пилотирую . По небу пролетело несколько бакланов ( как чайки,только гораздо крупнее) ,неприменул разогнать эту стайку. Птицы эти трусливые ,как и вороны . Очистил воздушное пространство. Тут ещё одна птица пролетала невдалеке,чёрная ,небольшая .Ворона-не ворона… И только я направил на неё свою модель ,как она набросилась на АНТ-1 . Нет,она не просто набросилась,а пошла в лобовую атаку.Такого оборота событий я не мог ожидать.Сближение длилось доли секунд.Инстинктивно я поднырнул под птицу и она пронеслась над моделью в пару метрах .Фу,пронесло … Не тут то было.Я развернул модель и повёл к себе . Только тут я увидел что бесстрашным соперником был ястреб. Он тоже резко развернулся и снова стал нападать на мою “птичку-невеличку”. Ему ,видимо терять нечего было,кроме своих перьев. А мне было 😦 И я ущёл в оборону . Ох и гонял меня этот ястребок по всему небу.Вёрткий такой.Какие там бочки , только петли ,иммельманы и боевые развороты спасали от его нападок. АНТ оказался всё-же вертлявее.Тут он показал на что он способен. Драпал я на полных оборотах .Мне показалось,что это длится вечность,хотя не более двух минут длился этот бой . Я попытался снова ему устроить лобовую атаку ,но птиц был бесстрашен ,право-слово ,камикадзе:wub:. На высоте метров 50 всё это происходило. И только когда ,устав от напряжения ,я ушёл от неприятеля на бреющий ,ястреб прекратил своё преследование. Я посадил АНТ и сразу проверил борт.Да,поднагрелся основательно ,батарея вздулась ,но приняла свои формы после остывания.Мотор тоже нагрелся,но был жив.
Постоянно вспоминаю этот случай ,теперь уже с улыбкой 😄. Летай я не на копии ,а на любой из своих пилотажек или электропланеров или гонок, нисколько бы не побоялся на равных сразиться с такой птицей . Но,вот копию пожалел
А у кого-нибудь было такое ?

P.S. На этом рассказ о модели я и закончу.Премного благодарен коллегам за интерес к теме.Спасибо!

D-pilot

у меня было в прошлом сезоне - акурат за три дня до ЧР я зарубил самолетом птицу, что привело к падению и крашу и трем дням без сна… но успел…

fed

Спасибо, Валера, за тему!
С огромным интересом читаю твои описания проектов - классика, в твоем исполнении доведена до совершенства. Библия моделизма! Масса полезнейших идей и приемов!
Твой подход к постройке напоминает мне творчество Майка Стьюарта www.ffscale.co.uk/page9.htm, одного из моих любимейших авторов классического жанра постройки резиномоторных копий. Я его отслеживаю уже больше 10 лет. Он неизменен в своей технике исполнения моделей по бальзовым ажурным каркасам и все наращивает мастерство.

Orel
fed:

Твой подход к постройке напоминает мне творчество Майка Стьюарта

Андрей,спасибо за сравнение! Майк Стьюарт непревзойдённый Мастер ! Так же стремлюсь к совершенству в исполнении своих конструкций. Во всяком случае,стараюсь😒