Sopwith Camel F1

AirMax

К чему извинения, друзья!
Мне не показалось что ваши посты не относятся к делу. Очень живое и интересное общение. Могу только сказать за это большое спасибо.
Специально для Сергея (Щорс) выкладываю дополнительные фотографии мотора. Думаю, и остальным тоже будет интересно.

vlad_den

Пока налипших мух не хватает😁, но со временем должны появиться!😉

ДедЮз

Вот не помню. Действительно направляющие распределительного механизма (медные патрубки торчащие из картера) были не “радиальны” к картеру или “не соосны” с толкателями ?

AirMax

Не смотря на большие усилия моего предшественника и мои доработки, мотор далеко не идеальный. Но этот узел выглядит именно так. По крайней мере максимально приближен.

Horizont

Вот так Максим, чем больше стараешся, тем больше от тебя требуют !

AirMax

Долго думал чем продолжить повествование - шасси и фюзеляж пересекаются в восстановлении. Решил писать про шасси.
Шасси у модели были спаяны серебром из тонкостенных нержавеющих трубок. Материал выше всяких похвал - технологичный, прочный, легкий. Готовая рама тележки обклеивалась накладками-обтекателями из бальзы.
Вся эта инженерная конструкция сложилась как домик из спичек. Две стойки поломаны, две погнуты, поперечина закручена восьмеркой. Про бальзовые накладки говорить нечего! Одна полуось изогнута так, что колесо снять удалось с большими усилиями. Странно, но колеса практически целы.

Для начала снял все что можно снять и занялся выравниваем и пайкой. В поломанные трубки сделал вставки и пропаял так же серебром. Погнутые трубки разогнул. Поперечину хотел заменить, но подходящего материала так и не нашел. Пришлось долго выстукивать, примеряться, выгибать…

Для собственного спокойствия и для упрочнения конструкции тележки решил вдоль трубок пустить каленую проволоку м2. Проволока заметно придала прочности конструкции. Припаяна она так же твердосплавный припоем с горелкой. Потренировался я, в общем, с искусстве пайки. Мне это упражнение показалось полезным!

sergey56gr

В Краснодаре в свое время П. Мирошниченко (частый участник Ч.Р. еще с застойных времен) делал Вильгу -35 PZL-104. Так , насколько я знаю, ему другой не менее именитый моделист Э .Ужбаноков помогал делать шасси из латунных трубок от телескопических антенн. А я лично часто использую трубки (простая сталь) от складных зонтиков.

Chaos

А какой припой использовали(марка)? Флюс бура?
Капот из алюминия? и как делать будете?

Тоже хочется сделать такой же аппарат. Но пока останавливают вот эти вопросы + колеса.

ДедЮз
sergey56gr:

В Краснодаре в свое время П. Мирошниченко (частый участник Ч.Р. еще с застойных времен) делал Вильгу -35 PZL-104. Так , насколько я знаю, ему другой не менее именитый моделист Э .Ужбаноков помогал делать шасси из латунных трубок от телескопических антенн. А я лично часто использую трубки (простая сталь) от складных зонтиков.

Пете и Иброму привет от старых и усатых.
Паять пространственные трубчатые конструкции лучше всего серебрянными и латунными припоями. Проконсультируйтесь с паяльщиками. Рабочая т-ра должна быть ниже т-ры плавления трубок!

Chaos
ДедЮз:

лучше всего серебрянными и латунными припоями.

Получается пср-40 согласно госта (на память не помню, через недельку могу посмотреть номер) он для пайки нержавейки

Щорс
AirMax:

Забарахлила машинка элеронов - решил поменять … Реверс новой машинки я не проверил, на элероны не обратил внимания именно в этот раз…

Вчера то-же менял РМ элерона на одной своей модели. Поставил новую - работает как надо (в нужную сторону). Не поленился, попробовал подключить еще две разных производителей (хайтек и савокс) - работают в одну сторону.
Я к чему. Может причина аварии - не реверс машинки? Ну что-бы, не дай Бог, после ремонта …повторилось.

sergey56gr
ДедЮз:

Пете и Иброму привет от старых и усатых.
!

К сожалению уже только Пете…

Извиняюсь , что не по теме

AirMax

Для пайки я использовал припой фирмы Harris и еще от Мика Ривза. Думаю, что можно проконсультироваться и купить припой в магазине или фирме торгующей товарами для кондиционерщиков. Там наверняка будет дешевле. В качестве припоя используется “бура”. Там же, в магазине вам присоветуют горелку и газ - они бывают разными и можно подобрать оптимальный для ваших целей. Я паяю двумя горелками, большая и маленькая, в зависимости от размера и объема детали. Газа у меня два вида, но именно по составу я отличий больших не нахожу, что пропан, что МАП-газ мне кажутся одинаковыми. Возможно это происходит от недостатка практики. Научиться паять лучше посмотрев ролики в гугле. Прежде чем паять чистовую деталь советую усердно позаниматься на подобных деталях которых не жаль, пока не достигнете желаемого результата. Я только сейчас стал понимать как правильно паять без излишков припоя. А красивый шов получается только через раз.
Но вернемся к модели!
Вместо старых бальзовых обтекателей я сделал фанерные. Две фанерки по 0.5мм склеены между собой, посередине бальзовая реечка. Обтекатель простой по форме, не каплеобразный, а клиновидный. А вот поперечину сделал из фанерного переклея. Старая бальзовая была слишком хлипкой и не оказала противодействия при аварии.

Установив на свои места полученные детали, обклеил поперечину - обтекатель оси колес стеклотканью 17 гр.м2. Сделал это не для того чтобы придать дополнительную прочность, а что бы раз и навсегда избавиться от проступающей структуры дерева. Шасси почти готовы.
Кто то скажет что своими улучшениями я добавил веса. Да, к сожалению это так. Тем более, что шасси только мешают самолету летать. И тем не менее, шасси едва ли не самая нагруженная часть самолета, и от ее прочности зависит очень много. Благодаря моим действиям я добавил порядка 50 гр. веса, но приобрел значительную жесткость этого элемента и застраховал себя от последствий грубых посадок на не подготовленную полосу.

Horizont

Чего то часто стали попадаться инженерные рукоблудия с элементами пайки ! Тоже что ли попробовать ? Интересное это должно быть занятие ?

AirMax

А вы, Александр, попробуйте! Приинтересное, доложу я вам, занятие! А еще - может сильно пригодиться в быту и на работе.

fed
AirMax:

Вся эта инженерная конструкция сложилась как домик из спичек.

Приветствую, Максим!
Очень интересно про шасси (для меня актуально)
Какие параметры трубочек основных стоек шасси (диам., толщ.стенки) ?
И еще какая масса модели была примерно?

Я тоже прошел через эксплуатацию шасси на 1/4 Fokkere Dr.1 (9кг. взлетный)
У меня стойки были из дюралевых полос 10х3мм, спрофилированных. Ось была и из трубочки 10х1.5 стальной, и из каленной проволоки 6мм.
Все это гнется по любому, при грубых посадках. 😃
Шасси вообще не реально сделать, чтобы оно выдерживало сильный удар, учитывая большие размеры стоек бипланов. На настоящих бипланах это все тоже ломалось на раз, кстати!

Как по мне, тут выходы следующие:

  1. Максимально облегчать самолет, и тогда нагрузки становятся меньше, скорость меньше.
  2. Безусловно, надо вначале летать с хороших полос, чтобы полностью понять характер самолета на посадке, … и учится и учится его сажать.
    Как вариант, иметь запасное - тренировочное, простое шасси, например из проволоки или дюраля(которые легко правятся) , для отработки посадок.
  3. В конструкции надо программировать места, где “оно” должно сломаться или согнуться, и не жалко и сравнительно легко починить.

Насчет некоторого усиления шасси, что ты сделал, не думаю, что это кардинально их спасет при ударе.(проволока 2мм точно не спасет)
Добавка веса вроде и не большая… но не нужная… (но ты не обращай внимание, это я так, про себя бурчу😁)

ДедЮз

Шасси самолета, особенно ретро, что бампер автомобиля. Должен УБЕРЕЧЬ машину. Прочное шасси, с посредственной амортизацией - та же “наковальня” для “рихтовки” модели. Наиболее рационально ремонтопригодность заложить в звене тележек: колеса, оси, цапфы, амортизаторы, растяжки.

AirMax

Привет, Андрей!
Ну ты трактат прямо написал!
Трубки использованные при изготовлении шасси диаметром 7мм, стенка 0,2мм, самая что ни есть нержавейка - даже не магнитится. При таких скромных параметрах очень прочная. Ось колеса - 8мм со стенкой 1мм. К сожалению, самолет, пока он был цел, я не взвешивал. Думаю, в районе шести килограммов был. Я сейчас взвешиваю свои нововведения в конструкции, затем готовую модель взвешу. Разница в весе даст исходную величину.
Трудно не согласиться с утверждением, что модель необходимо делать как можно легче. Но руководствоваться следует рациональными идеями. Странно слышать то, что напрасно усиливать нагруженную деталь лишь потому, что все равно поломается при хорошей перегрузке. Шасси, подкосы, мотошпангоут, узлы их крепления должны быть максимально надежными. А сравнивать шасси с бампером автомобиля по функционалу, при критической ситуации, совсем не корректно. Хотя бы потому, что в автомобиле, как мы знаем, все подчинено спасению пассажиров и водителя в критической ситуации. Бампер так явно выделяется в ряду мер по жизнеобеспечению лишь потому, что он первый и на виду. Если бы в задачу бампера входило сохранять в первую очередь автомобиль, будьте спокойны, его бы делали из двутавра трехсотого! Шасси сохраняет в первую очередь планер самолета, а в целом планере и все остальное цело. Шасси должны быть максимально прочными! Не надо делать запасные одноразовые - с ними самолет так же станет одноразовым. Не надо подпиливать стойки в тех местах, в каких выгодно что бы они поломались - они обязательно в этом месте поломаются.
Расстроили вы меня, друзья! Разве можно так рассуждать, в самом деле. Нас же дети смотрят… Будут потом шасси делать из того что под руку попадется!
Ну да ладно, про самолет. Вот на снимке видно, что поперечина загрунтована и прошкурена под покраску. Но это мало интересный факт в сравнении с тем что я был вынужден сделать со стойками в угоду копийности. На настоящем самолете обтекатели стоек приматывались (прибинтовывались) нарезанным полосами полотном. Делали это с небольшим нахлестом. Затем получившееся эмалитили и красили. Мне так же пришлось это проделать с той лишь разницей, что я использовал разорванный на полоски “оратекс”. Обернул и хорошенько пригладил утюжком.

Для пущей наглядности и удаления “махров” ткани покрыл стойки грунтовкой и легко прошкурил. Да и так красивее.

Казалось бы и все! Но нет! Еще есть кое какие ненужные копийные детали. Но о них чуть позднее.

Щорс
AirMax:

Шасси сохраняет в первую очередь планер самолета, а в целом планере и все остальное цело. Шасси должны быть максимально прочными!

Вот все-таки я не соглашусь с тобой, Максим. При ударе или грубой посадке кинетическая энергия модели должна куда-то израсходоваться. Если ее не поглотит шасси, то она все-равно во что-то преобразуется - сломается фюзеляж. К примеру, раньше на моих моделях с жестким дебелым шасси фюзеляж при грубых посадках ломался пополам за крылом. Второй вариант развития событий - модель выдержала первый удар, отскочила от земли и дальше кубарем по взлетке - ломается крыло и оперение.
Поэтому я пришел к тому-же выводу, что и Андрей Федоренко.

fed:
  1. В конструкции надо программировать места, где “оно” должно сломаться или согнуться, и не жалко и сравнительно легко починить.

В своих конструкциях я стараюсь сделать такими местами: 1. амортизаторы двигателя (рвутся в первую очередь, меняются за 3-5 минут); 2. шасси (деформируются при очень грубых посадках, восстанавливаются за вечер); крепление крыла (при аварии крыло отскакивает целое с крепежными бобышками, клеится так-же за вечер). Конечно, реализовать все три места в каждой модели не удается, но по возможности я делаю.

Поэтому, думаю, шасси должно: хорошо амортизировать; выдерживать эксплуатационные перегрузки с небольшим запасом; в нештатной ситуации брать удар на себя, не передавая чрезмерное усилие дальше на фюзеляж.

Horizont

А я с Вами не соглашусь, Сергей ! Шасси должно быть прочное, амортизация на них должна быть эффективная ! И потом мы рассматриваем ситуацию, которая еще не произошла ! Откуда такой пессимизм ! Модель сломалась не от того что грубо села на шасси, она упала !