Sopwith Camel F1
А вы, Александр, попробуйте! Приинтересное, доложу я вам, занятие! А еще - может сильно пригодиться в быту и на работе.
Вся эта инженерная конструкция сложилась как домик из спичек.
Приветствую, Максим!
Очень интересно про шасси (для меня актуально)
Какие параметры трубочек основных стоек шасси (диам., толщ.стенки) ?
И еще какая масса модели была примерно?
Я тоже прошел через эксплуатацию шасси на 1/4 Fokkere Dr.1 (9кг. взлетный)
У меня стойки были из дюралевых полос 10х3мм, спрофилированных. Ось была и из трубочки 10х1.5 стальной, и из каленной проволоки 6мм.
Все это гнется по любому, при грубых посадках. 😃
Шасси вообще не реально сделать, чтобы оно выдерживало сильный удар, учитывая большие размеры стоек бипланов. На настоящих бипланах это все тоже ломалось на раз, кстати!
Как по мне, тут выходы следующие:
- Максимально облегчать самолет, и тогда нагрузки становятся меньше, скорость меньше.
- Безусловно, надо вначале летать с хороших полос, чтобы полностью понять характер самолета на посадке, … и учится и учится его сажать.
Как вариант, иметь запасное - тренировочное, простое шасси, например из проволоки или дюраля(которые легко правятся) , для отработки посадок. - В конструкции надо программировать места, где “оно” должно сломаться или согнуться, и не жалко и сравнительно легко починить.
Насчет некоторого усиления шасси, что ты сделал, не думаю, что это кардинально их спасет при ударе.(проволока 2мм точно не спасет)
Добавка веса вроде и не большая… но не нужная… (но ты не обращай внимание, это я так, про себя бурчу😁)
Шасси самолета, особенно ретро, что бампер автомобиля. Должен УБЕРЕЧЬ машину. Прочное шасси, с посредственной амортизацией - та же “наковальня” для “рихтовки” модели. Наиболее рационально ремонтопригодность заложить в звене тележек: колеса, оси, цапфы, амортизаторы, растяжки.
Привет, Андрей!
Ну ты трактат прямо написал!
Трубки использованные при изготовлении шасси диаметром 7мм, стенка 0,2мм, самая что ни есть нержавейка - даже не магнитится. При таких скромных параметрах очень прочная. Ось колеса - 8мм со стенкой 1мм. К сожалению, самолет, пока он был цел, я не взвешивал. Думаю, в районе шести килограммов был. Я сейчас взвешиваю свои нововведения в конструкции, затем готовую модель взвешу. Разница в весе даст исходную величину.
Трудно не согласиться с утверждением, что модель необходимо делать как можно легче. Но руководствоваться следует рациональными идеями. Странно слышать то, что напрасно усиливать нагруженную деталь лишь потому, что все равно поломается при хорошей перегрузке. Шасси, подкосы, мотошпангоут, узлы их крепления должны быть максимально надежными. А сравнивать шасси с бампером автомобиля по функционалу, при критической ситуации, совсем не корректно. Хотя бы потому, что в автомобиле, как мы знаем, все подчинено спасению пассажиров и водителя в критической ситуации. Бампер так явно выделяется в ряду мер по жизнеобеспечению лишь потому, что он первый и на виду. Если бы в задачу бампера входило сохранять в первую очередь автомобиль, будьте спокойны, его бы делали из двутавра трехсотого! Шасси сохраняет в первую очередь планер самолета, а в целом планере и все остальное цело. Шасси должны быть максимально прочными! Не надо делать запасные одноразовые - с ними самолет так же станет одноразовым. Не надо подпиливать стойки в тех местах, в каких выгодно что бы они поломались - они обязательно в этом месте поломаются.
Расстроили вы меня, друзья! Разве можно так рассуждать, в самом деле. Нас же дети смотрят… Будут потом шасси делать из того что под руку попадется!
Ну да ладно, про самолет. Вот на снимке видно, что поперечина загрунтована и прошкурена под покраску. Но это мало интересный факт в сравнении с тем что я был вынужден сделать со стойками в угоду копийности. На настоящем самолете обтекатели стоек приматывались (прибинтовывались) нарезанным полосами полотном. Делали это с небольшим нахлестом. Затем получившееся эмалитили и красили. Мне так же пришлось это проделать с той лишь разницей, что я использовал разорванный на полоски “оратекс”. Обернул и хорошенько пригладил утюжком.
Для пущей наглядности и удаления “махров” ткани покрыл стойки грунтовкой и легко прошкурил. Да и так красивее.
Казалось бы и все! Но нет! Еще есть кое какие ненужные копийные детали. Но о них чуть позднее.
Шасси сохраняет в первую очередь планер самолета, а в целом планере и все остальное цело. Шасси должны быть максимально прочными!
Вот все-таки я не соглашусь с тобой, Максим. При ударе или грубой посадке кинетическая энергия модели должна куда-то израсходоваться. Если ее не поглотит шасси, то она все-равно во что-то преобразуется - сломается фюзеляж. К примеру, раньше на моих моделях с жестким дебелым шасси фюзеляж при грубых посадках ломался пополам за крылом. Второй вариант развития событий - модель выдержала первый удар, отскочила от земли и дальше кубарем по взлетке - ломается крыло и оперение.
Поэтому я пришел к тому-же выводу, что и Андрей Федоренко.
- В конструкции надо программировать места, где “оно” должно сломаться или согнуться, и не жалко и сравнительно легко починить.
В своих конструкциях я стараюсь сделать такими местами: 1. амортизаторы двигателя (рвутся в первую очередь, меняются за 3-5 минут); 2. шасси (деформируются при очень грубых посадках, восстанавливаются за вечер); крепление крыла (при аварии крыло отскакивает целое с крепежными бобышками, клеится так-же за вечер). Конечно, реализовать все три места в каждой модели не удается, но по возможности я делаю.
Поэтому, думаю, шасси должно: хорошо амортизировать; выдерживать эксплуатационные перегрузки с небольшим запасом; в нештатной ситуации брать удар на себя, не передавая чрезмерное усилие дальше на фюзеляж.
А я с Вами не соглашусь, Сергей ! Шасси должно быть прочное, амортизация на них должна быть эффективная ! И потом мы рассматриваем ситуацию, которая еще не произошла ! Откуда такой пессимизм ! Модель сломалась не от того что грубо села на шасси, она упала !
шасси должно: хорошо амортизировать; выдерживать эксплуатационные перегрузки с небольшим запасом; в нештатной ситуации брать удар на себя, не передавая чрезмерное усилие дальше на фюзеляж.
Думаю с этим согласятся многие, ибо это похоже на золотую середину, а вот дальше уже дело каждого, как к этой середине стремиться. Сам столкнулся с ситуацией, когда сделал казалось бы прочнейший узел крепления шасси, ан нет, выламывало все на раз да еще в прихватку и все вокруг крушило и ремонт не на один вечер и не в полевых (замечу очень хороших) условиях. Винты стояли М 3, Тогда я их стал подпиливать, без фанатизма, так результаты превзошли все ожидания, жесткие посадки они отрабатывали, а вот когда она падала на шасси, ломались на раз и ремонт, точнее замена проходили за пару минут без последствий. Еще столкнулся в жизни по работе с подобным явлением, когда конструкция на вид прочная и массивная, работающая с постоянными ударами, толчками и рывками, защищена подобным образом. Т.е. стоит болт М 12, а посередине проточка до половины. Правда наблюдать поломки этого болта не приходилось. Ну это только мое мнение.
А про прекрасное-самолет, скажу, что ты Максим, в очередной раз демонстрируеш высший пилотаж. Есть на кого равняться. Молодец.
ПС. Кстати, Максим, тут Александр в теме про Юнкерс, ныне почившего Юрия Кузнецова, светлая ему память, спрашивал про продолжение этого проекта, так вот думаю что ты бы потянул его, не сомневаюсь в способностях других моделистов, но проект надо закончить. И ты, один из тех, кто это может сделать.
А я с Вами не соглашусь, Сергей ! Шасси должно быть прочное, амортизация на них должна быть эффективная ! И потом мы рассматриваем ситуацию, которая еще не произошла ! Откуда такой пессимизм ! Модель сломалась не от того что грубо села на шасси, она упала !
да никакого пессимизма. Я просто поделился своим подходом к запасам прочности при проектировании и изготовлении модели. Когда модель падает, то тут все понятно - ремонт серьезный. А при грубых посадках - дело другое, можно минимизировать последствия. Ситуацию лучше предусмотреть заранее, чем потом осмысливать.
Максим молодец, золотые руки - и строит, и пишет отлично. Все его темы читаю с интересом и учусь.
Кстати, Максим, тут Александр в теме про Юнкерс, ныне почившего Юрия Кузнецова, светлая ему память, спрашивал про продолжение этого проекта, так вот думаю что ты бы потянул его, не сомневаюсь в способностях других моделистов, но проект надо закончить. И ты, один из тех, кто это может сделать.
Я поддерживаю предложение Сергея.
Друзья, наш диалог по поводу прочности шасси подошел к завершению. Разрешите мне подитожить.
Шасси должны иметь максимально прочную конструкцию и оптимальный вес. Эти параметры должны быть так сбалансированы, что бы обеспечивать надежность и безаварийность в диапазоне от штатных до очень грубых посадок.
Спасибо всем за выданный мне кредит доверия в части доделки самолета не оконченного Юрием. К сожалению, этот вопрос не так прост как кажется и с этической и моральной стороны дела.
Во первых, мы не можем знать что думал по этому поводу сам Юрий (как вариант он передал эту ношу сыну, внуку или соседу). Мы не знаем что думают об этом его близкие. Почему мы решили что имеем право решать судьбу его творения на том основании, что мы следили за его рождением, подсказывали, переживали и восхищались? Это первый и главный вопрос.
Во вторых, на того кто возьмется за доделку ляжет огромная моральная ответственность. Этого человека всегда будут сравнивать, и главное ассоциировать, с Юрием. Согласитесь, что это почетно но тяжело, а идти прийдется до конца.
В третьих. Модель должна быть не только закончена с тем же качеством, но должна хорошо полететь, а это в нашем деле не всегда случается. Почему должна обязательно полететь? Все просто - ведь это не просто модель, по сути, вы предлагаете не доделать какую-то модель, а воздвигнуть памятник. И в такой ситуации фиаско только всех оскорбит.
Еще раз спасибо за ваши слова. Может я не прав, и как говорится: “Глубоко капаю”. Но по мне, эта ситуация выглядит именно так. Я преклоняюсь перед памятью Юрия и его работой. И даже в случае удовлетворения вышеперечисленных доводов я бы не взялся нести эту ношу. Простите за отказ.
Ушедшим, память о которых живет в сердцах многих, ставят памятники. От слова “память”. Может, и не надо поднимать в воздух законченную другим человеком модель, а передать в какой-нибудь музей, СЮТ… А на табличке - имя родителя?
Если честно, то я не понимаю дискуссий на тему полетит/не полетит про такие модели 😃
Это как же надо извернуться, чтобы модель такой схемы плохо полетела…
Оценивая свою низкопроцентность в диалогах на высшем уровне, тем не мение хочу поддержать Максима ! Ни кто из многих не возьмет на себя такую ответственность и объективность здесь вся на поверхности !
Поднимая тему Юрия, хотел лишь узнать судьбу не законченного Им творения и не скрою, хоть как то поднять тему целиком из не большой забытости ! Модель кто то должен достроить из близких, ибо ответственность здесь переходящая и не в кое мере не должна быть обузой !
Если где то я на тупил- простите - я не много не трезв !
Насчет шасси согласен с Максимом. Летал Сопвич у Леши с этими колесами, полетит и у Максима. Насчет всего остального - есть у англичан хорошая фраза: “never say never” (никогда не говори никогда).
Добавил копийных деталей.
Теперь все. Надо красить.
Привет всем.
Быстро сказка сказывается, да долго дело делается! Вот уже пошел второй месяц как я занимаюсь восстановлением Кэмэла, а дело идет еле-еле… За это время я восстановил бы две разбитые пилотаги в лучшем виде, а тут как в трясине и работа не заканчивается. Садясь за модель, каждый вечер, я вспоминаю обстоятельства крушения и корю себя. Порхал бы себе сейчас беззаботно!
Теперь про фюзеляж. Таких масштабных поломок модели я не видел давно! От носа самолета и областью за кабиной поломано было все! Странные рейки, похожие на вишневое дерево были переломаны во многих местах, причем без волокон, словно были срезаны. К примеру, один из спринтеров был сломан на длине в 45 сантиметров на восемь частей! Целая гора фанеры и колотой на щепки бальзы.
Никаких чертежей от модели у меня не было. Я принял решение собрать из этих обломков единое целое, что бы потом снять мерки. Таким образом мне пришлось собрать огромный объемный пазл ориентируясь по слоям волокон дерева, по цвету, по оставленным пятнышкам краски или непрокрашенным местам. Настоящая работа для пытливого ума. Теперь я жалею, что не сделал фотографий того мусора, из которого пришлось восстанавливать модель. И я очень благодарен детям бывшим на поле, которые так тщательно собрали в траве все щепочки от модели. Все осколки нашли свое место, даже самые маленькие!
На первом снимке видны уже собранные передняя часть и хвостовая. Если присмотреться, можно заметить трещины. Это и есть сегменты щепок. Собирал я четко позиционируя и соединяя обломки, затем проливал жидким циакрином.
Сложность заключалась еще и в том, что бы максимально сохранить родную обшивку. Ведь, как это ни странно звучит, самое сложное, для меня, это подобрать краску такого же цвета.
Сохранить обшивку, понятно, зачастую было не в моих силах, так как она была уже испорчена. В некоторых местах из-за того, что спасать было нечего, пришлось все-таки удалять. Но такие места как на этом снимке я оставил до принятия решения. И решение нашлось! Об этом в следующей серии.
Таким образом мне пришлось собрать огромный объемный пазл
Да, представляю работу!
Мдя, моя разбитая Екстра, в сравнении с ЭТИМ, ничто! Снимаю шляпу в глубоком поклоне. Я так понимаю что с собранного будут сниматься мерки и все остальное и создаваться новый фрагмент фюзеляжа, или даже весь? Могу пожелать только терпения и удачи. МОЛОДЕЦ!!!
Максим привет ! Не перестаю удивляться тебе ! Это какой надо обладать усидчивостью и психическим спокойствием ? Охренеть !
Об этом в следующей серии.
Сериал то с интригой ! Не томи !😃
Максим привет ! Не перестаю удивляться тебе ! Это какой надо обладать усидчивостью и психическим спокойствием ? Охренеть !
Сериал то с интригой ! Не томи !😃
И самое главное что в этом сериале, слава богу нет всяких там донов Хулио или дона Педро
Ну да ! Сериал то отечественный ! Сценарист правильный !
P.S: Максим, прости за болтовню !
Попробую угадать: хвост цел, а передняя часть фюзеляжа будет новая.
Ждем продолжения.