Знаменитые истребители Великой Отечественной войны
Приветствую, коллеги!
Решил рассказать об одном очень давнем проекте, но он продолжает жить и здесь, в Обнинске, получил второе дыхание.
Начну рассказ … с конца, так как в летный строй стали еще два истребителя : Як-3 (м:1/12) и Ла-5 (м:1/8)
Но надеюсь проект получит дальнейшее развитие, так как не все цели его достигнуты и есть нереализованные желания и идеи…
Як-3(1/12) - это “быстрый” проект по бумажным разверткам из потолочки. Сделан ко Дню Победы, для проверки ряда моментов
Ла-5(1/8) - начинался в 2009г. как Ла-7, с учетом опыта проекта Як-3(1/8). Но в 2015г. я его трансформировал в Ла-5ФН, так как все обводы очень близки.
Начальный каркас Ла-7 (2009г):
И сегодня Ла-5 был успешно облетан…
_____________________________________________________________
Итак, небольшая ретроспектива проекта
А начался он 8 лет назад , под Новый год 2008г., когда я со своими воспитанниками : Денисом Оржиховским, Максимом Тимощенко и ребятами из клуба, решили делать летающую коллекцию знаменитых истребителей второй мировой по сверхлегким технологиям.
Проект когда-то освещался на форуме “Aviamodelka.ru”.
Напомню, как тогда это начиналось (2008г.):
На сегодняшний момент в проекте участвуют четверо членов нашего клуба. Кроме молодежи в нем принимают участие я, как технический руководитель и исполнитель своей части проекта .
Проект давно выстрадан, обдуман, просчитан, был ряд экспериментов с разной степенью успеха, поэтому экспериментальная компонента составляет серьезную долю риска.
Итак, кратко сформулирую цель и задачи проекта:
Создание летающей коллекции самых знаменитых самолетов Второй мировой войны.
Список предполагаемых прототипов (долго муссировался и обсуждался, и в принципе еще не окончательный, в первом приближении из числа истребителей :
Як-3, Як-9, Ла-5/7, ЛаГГ-3, МиГ-3, И-16 …
Р-51D “Mustang”, P-39Q “Aircobra”, P-40, …
“Spitfire V”, “Harricane”, …
“Me 109E”, FW-190, Ta-152, …
“Zero”, …
Все модели будут строится в одинаковом масштабе, скорее всего 1/8. Тоже очень серьезный вопрос, требующий дополнительных исследований. Поэтому на первой фазе проекта будут строится три прототипа:
Р-51D “Mustang” 1/10 (Денис Оржиховский)
P-39Q “Aircobra” 1/10 (Максим Тимощенко)
Як-3 1/8 (Андрей Федоренко)
_- предполагается отработать “быструю” (предположительно не больше месяца) постройку модели с умеренной степенью копийности
- предполагается вовлечение новых участников проекта на основе отработанной “быстрой” технологии и доступности материалов и комплектующих
- модели в основном будут строится по “резиномоторной” технологии, сверхлегкие, для достижения возможности комфортного , безопасного полета в воздушном пространстве стадиона.
- модели будут комплектоваться сменной моторной установкой : резиномотор / электро б/к с редуктором.
- в резиномоторном варианте предполагаются расходы на эксплуатацию, близкие нулю, летная школа для начинающих пилотов
- управление RC по всем трем каналам (тангаж, рысканье, крен) с использованием микро-борта и недорогой 6-канальной аппаратуры
- возможно сброс бомб, ракет, уборка шасси - опционально
- основной материал - легкая бальза и шариковый пенопласт.
- покраска максимально копийная на основе акриловых красок._
_Летная эксплуатация эскадрильи знаменитых истребителей предполагает:
- Выставки и презентации
- Авиашоу:
- летная линейка для осмотра
- основные маневры : рулежка, заходы на посадку, конвеер, боевые развороты, пролеты на бреющем, прямой пилотаж…
- имитация воздушного боя на близком расстоянии с минимальными скоростями.
- сброс бомб, баков, ракет, другие демонстрации.
- воздушные гонки вокруг пилонов на стадионе
- синхронные полеты под музыку
- пилотирование с использованием видео комплекса с телеочками и синхронные полеты
- прокат моделей с использованием симулятора и тренер-кабеля.
- Фото/видео съемка с земли истребителей в полете для видеоклипов и других целей._
_- повышение интереса к истории мировой авиации и популяризация модельного движения
- пропаганда подхода и вовлечение в проект новых участников из других городов и в перспективе проведение фестивалей копий_
- Идеи, которые возможно возникнут при реализации проекта и с началом летной эксплуатации.
Ребята работают по чертежам резинок, увеличенных до масштаба 1/10
Вот некоторые моменты постройки Мустанга(1/10) , Аэрокобры(1/10) и Як-3(1/8):
Очень интересный проект, точнее проекты! Андрей, а что, у Ла-5 шасси убирается, или фиксировано? Еще и предкрылки работающие, ааафигеть!
Приветствую, Володя! У Ла-5 шасси не убирается, хотя есть возможность поставить ретракты. Но вряд ли это буду делать - не вижу смысла увеличивать вес. Мне больше нравится вид с выпущенными шасси и скорость меньше, а читабельность в воздухе лучше. Створки еще будут.
С предкрылками целая история… при облете проявился эффект “норовистой лошади” с длинно периодическими самопроизвольными колебаниями по тангажу(я так подозреваю, что дело в предкрылках). Скоро расскажу подробно… и покажу…
______________________________________________
продолжу рассказ о истребителях ребят. Вспомним как это было:
Облет своих истребителей решили делать сами ребята!
В начале года они приобрели симуляторы и налет на симуляторе у обоих составил несколько месяцев практически ежедневных тренировок.
Они научились виртуозно летать на любых типах ЛА в симуляторе и свободно висеть на фанах и больших пилотагах.
Летный сезон мы открыли еще в феврале и я пару летных дней давал им полетать на своих тренировочных электролетов. Убедился, что навыки пилотирования у них великолепные. Вот что значит молодость!
А в эти выходные они уже вовсю рулили моими большими ДВС-ными самолетами. Так что экзамен на RC пилота они сдали блестяще, и я со спокойной совестью доверил им облет их творений!
Центровочку сделали около 20%
Был небольшой ветерок, где-то до 3 м/с
Облет “Аэрокобры”
Ну что? Облет был просто великолепен! Кобра легко взлетела и Максим набрав где-то 30 - 40 метров, совершенно без напряга полетел большими левыми и правыми кругами.
Триммирования практически не потребовалось. Только на пару щелчков РВ вниз. Скорость небольшая, но Кобра сидит в воздухе просто великолепно. Комфортный полет на пол-газа без потери высоты!
Вот что значит - легкий самолет! Максим не удержался - сделал несколько бочек и петель. Бочки великолепны- большие элероны крутят Кобру отменно! С небольшим подруливанием рулями в нижней части, бочки получаются ровные, без проваливания!
На посадку очень плавный заход и очень мягкая посадка на три точки! Просто СУПЕР!!
После облета “Аэрокобры”
Максим потом сделал еще один полет. Летал уже на бреющем. Смотрится истребитель просто отменно в воздухе. Надо срочно красить!
Облет “Мустанга”
После Кобры, на старт вышел Денис Оржиховский со своим “Мустангом”
Я не ожидал, что он так легко взлетит!!! Просто песня!
Полетел ровненько, на пол-газа идет с набором высоты. Хотя “Мустанг” немного тяжелее кобры (но и больше), движок на нем чуть помощнее (160вт), винт 11х6.
В воздухе смотрится просто обалденно! Скорость низкая, мне это очень нравится!!! можно рассмотреть модель во всех подробностях. В воздухе - как влитой! по всей видимости сработали все факторы в нужную сторону: увеличенные размеры оперения, толстый несущий профиль, шершавое крыло!!! Мне кажется, я доволен не меньше ребят - ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ!!!
Посадка по классике: заход по коробочке, посадочная глиссада против ветра, выдерживание в полуметре, и посадка на три точки! Молодец, ДЕНИС!!
Потом еще был полет “Кобры” и еще один “Мустанга”.
Ребята рвались уже вместе полететь, еле сдержал
Нельзя расслабляться, лучше идти к цели постепенно, но надежно.
Впереди покраска и деталировка.
А потом будем летать уже по полной!
Решили не придерживаться какой-то конкретной схемы окраски этих истребителей, а сделать ее “по мотивам”, но чтобы было эффектно!
Этим было вызвано желание сделать камуфляж на Аэрокобре. Я долго объяснял, что Аэрокобры были одноцветные сверху в основном, показывал схемы раскрасок, тщетно… Но я сильно не тормозил их пыл, в конце-концов это всего навсего первая RC копия у Максима, и вторая у Дениса. Еще придет время скурпулезной копийности, а пока … летать пацанам охота!
Майские праздники 2008г. были отмечены каждодневными полетами на стадионе и за городом.
Получилось авиашоу совместных полетов трех истребителей. Удалось вполне прилично отработать синхронный полет. Ленточки привязали, но воздушный бой вели очень корректно и осторожно. На малой высоте и скорости очень зрелищно смотрелся совместный полет!
Ребята уже полностью освоились с истребителями. Они великолепно летят в пол-газа. Освоили бреющий полет на высоте 2-х метров.
3-го мая летали за городом, на закате. Ветер стих, и Мустанг летал просто сказочно. Был наконец-то сделан бальзовый кок, который завершил образ.
Денис неоднократно делал “конвеер” на широкую дорогу.
Плавно перехожу к своим Як-ам…😛
В связи с чем, не могу не вспомнить в этой теме свой проект резиномоторного свободнолетающего Як-3. Он был построен где-то в 98 - 99 году. в таком аскетичном каркасе из легкой 0,09г/см3 бальзы.
Обтянут был микалентной бумагой и покрашен нитро.
Размах 660мм , примерно масштаб 1/14
Взлетный вес получился 40гр.!!! Это очень хороший вес для такого размера.
Энергетики 4 нитей 3х1мм резины ТАН-2 хватало с головой для великолепных полетов, продолжительностью 40 - 45 сек. в молодые свои годы.
Як летал широкими левыми кругами, набирая высоту примерно 25 - 30м (высота 9-ти этажки)
Як летал много лет очень стабильно и надежно, практически без поднастройки.
Но годы взяли свое… Поизносился, пацаны из клуба тоже свою руку приложили, не всегда умело его запуская.
Здесь на видео Як-3 уже порядком латаный-перелатанный, но все еще летит вполне стабильно!
________________________________________________________________
Як-3 м1/8
Немного о моем проекте Як-а.
Я его начал строить вместе с пацанами, с намерением сделать очень легким и аскетичным. Но достаточно быстро начал “сваливаться” в большую копийность и детализацию.
Появились работающие закрылки, ретракты шасси…
В итоге, Як оброс “лишним мясом”, обзавелся лишними рульмашинками закрылков и ретрактов. Я выскочил из планируемого весового бюджета!!!:wacko::devil:
Взлетный на данном состоянии - 1080гр. Площадь крыла у меня чуть больше копийной, за счет увеличения концевой хорды на 10мм. - 23дм2 (21.8дм2 - копийная) Нагрузка на крыло составляет 45г/дм2. При этих параметрах Як летает великолепно! Думаю, что покраска и деталировка еще нагонят вес до 1150 - 1200гр.
Вот как проходили первые полеты :
Сделал сегодня три полета по шесть минут. Як мне все больше и больше нравится своим летным характером.
В первом же полете приступил к более глубокому исследованию его летного поведения. Сегодня был практически штиль. Еще немного подтримировал самолет по крену и тангажу.
Немного надо будет сделать выкос мотора вниз. Для горизонтального полета РВ немного опущены получаются.
Петли очень красивые - плавные и уверенные.
Бочки тоже всьма ровные получаются, небыстрые. Щелкнул двойные расходы - интенсивность вращения заметно возросла. Попробовал в обе стороны. В левую сторону, естественно, более интенсивные!
Попробовал перевернутый полет - летит без проблем. Поддержка РВ конечно требуется (профиль все-таки несущий) но вполне комфортная!
Полетал на бреющем с выпуском - уборкой шасси.
Ну и наконец-то начал осваивать щитки. Пока на высоте. Заметного изменения поведения самолета не почувствовал. Щитки выпускал почуть-чуть, очень плавно. Скорость снижается существенно и немного самолет “припухает”, но я к этому готов, в дальнейшем можно будет сделать микст на РВ, хорошенько почувствовав характер “припухания”. Но самое главное, по крену никаких проблем не возникло. К сваливанию тоже нет никаких намеков. Попробовал снизить высоту и сделать несколько кругов с щитками, и довольно интенсивными разворотами. Без проблем. Валера Орлов оказался прав! Действительно без проблемм!
Можно пробовать садится.
Еще пару уборок шасси, выпусков - уборок щитков и начал примеряться к посадочной глиссаде. Три захода. Смаолет чрезвычайно летучий на щитках - садится категорически не желает! Наконец подобрал угол глиссады. чтобы сесть к ногам. Почти получилось, скорость при посадке очень даже небольшая с щитками, но сел на две точки. В итоге скапотировал, но ничего не повредил, только стойки провернулись в ретрактах.
Накануне Дня Победы 2009, меня раздирали сомнения, что делать с Яком дальше. С одной стороны, еще хочется на нем полетать перед окончательной доводкой и отделкой, так как надо отработать посадку, да и сами полеты должны стать совершенно свободными от нервов. А с другой, летать на на неокрашенном Яке тоже не очень приятно…
В общем, я решил сделать промежуточный ход. Як все равно надо грунтовать акрилом перед покраской окончательной. Решил задуть его тонким слоем в цвета, близкие к копийным, поставить звезды из пленки, и продолжать летать. Тем более, что давно полеты на День Победы у нас - традиция, и хотелось и Як поднять в этот велий день! А деталировку буду потихоньку дополнять. Появилось желание сделать кабину поподробней.
Як-3 получил предварительную окраску и недополучил деталировки, копийных стоек шасси. Но в таком виде он уже имел взлетный вес около 1300гр.
Летал великолепно, но меня он не устраивал!!! Хотелось намного более легкий самолет. Пропало желание доводить его до большей копийности.
И возникло желание сделать более легкий истребитель, без уборки шасси, без щитков, с меньшей жесткой зашивкой.
Масштаб 1/8 очень понравился, это граница неразборности для транспортировки в авто, и очень хороший размер для полетов в городских условиях. Но нужен более легкий самолет!
Оперативно стартовал проект Ла-7 м1/8:
… как Вы понимаете, это была присказка к событиям последнего времени…😄
к событиям последнего времени…
События последнего времени меня шокируют, в хорошем смысле этого слова ! Такое ощущение, что ты отдуваешься за большинство участников раздела, создавая бурную жизнедеятельность !😃 СПАСИБО !
прежде чем рассказать о двух последних двух моделях Як-3 и Ла-5ФН, следует упомянуть еще одну эпопею про постройку и жизнь Ла-7 1/12 … которая также вписывается в тему “Знаменитых истребителей” и как раз маленький Як-3(1/12) и Ла-5ФН1/8 являются ее логическим продолжением, причем Як - это в определенном смысле реванш за тяжелую летную судьбу Ла-7, а Ла-5ФН - логическое продолжение желания обуздать Лавочкина
Итак события 2007года…(некоторые выдержки из того проекта)
Краткая характеристика проекта.
Это будет электро RC модель-копия ЛА-7 в масштабе 1/12, с небольшими изменениями в геометрии в сторону повышения пилотажных характеристик.
Акцент делается на достижение хороших летных характеристик
Двигатель: В начале ROXXY , а потом может быть AXI 2808/24 - для боя
Размах - 860мм
Взлетный вес - в районе 460 - 500гр.
Шасси - не будет (а может и будут )
Основной материал - шариковый пенопласт+бальза
Отделка - на основе акриловых химий и папиросной бумаги
Изменения в геометрии по отношению к прототипу:
- немного увеличиваю размах до 860мм и ширину концевой хорды, на глаз практически незаметно от прототипа для улучшения несущих и противоштопорных характеристик.
- профиль крыла - несимметричный модифицированный на основе Е-474, с увеличенной толщиной, по сравнению с прототипом на 2 % для улучшения летных характеристик на малых скоростях
- Увеличенная площадь элеронов за счет их развития до центроплана - для улучшения управляемости на малых скоростях.
- Площадь ГО увеличиваем на 5% для повышения устойчивости и управляемости на малых скоростях
- Площадь ВО увеличиваем на 5% для улучшения противоштопорных характеристик
- Увеличиваем длину носа на 5 мм для центровки и повышения стабильности горизонтального полета.
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ
Хоть и был я готов к левому крену от реакции винта…
Самолет начал разворачиваться при разбеге, взлетел, но почти на метре от земли начал резко крениться влево, почти на нож стал, еле успел его выровнять элеронами, потом с ростом скорости вроде бы полетел ровно, без проблем.
Сказалась задняя центровка. Очень резкий по тангажу, и это на зажатых расходах! Но в целом очень здорово летит, в воздухе сидит великолепно, чувствуется летучесть! Скорость тоже не маленькая! Я полетел большими левыми кругами, чтобы почувствовать самолет. тримирования практически не требуется. Легкая тенденция вниз и влево.
У нас на стадионе в последнее время начали появляться какие-то помехи похоже. Мы много летаем на пилотажках, и бывает, что за полет несколько раз самолет “колбасит” . Внезапно по элеронам и рулю высоты проходит сигнал на полные отклонения и тут же возвращается в норму. Понятно маленький самолет только успевай выравнивай. Хорошо еще, что в основном на высоте это происходит.
Вот и сейчас, вроде приспособился я к Ла, но внезапно пару раз его конкретно по элеронам перпендикулярно земле поставило…
полетал где-то 3 мин. Начал к посадке готовится. Пару раз зашел, еще раз его “колбаснуло”. Решил садится.
На посадке так и не понял, что произошло - очень мгновенно все - на высоте порядка метра его то ли ветром дунуло, то ли помеха опять прошла , то ли еще что-то, в общем опять колом его поставило, еле успел газ сбросить полностью, и чуть выровнять. В общем достаточно жестко сел! Но все цело! великолепно отработали торсионы шасси, только стойки чуть погнулись. Без потерь!
ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ ПОЛЕТЫ
По результатам первого полета решил сдвинуть центровку. проделал окно в шпангоуте и сдвинул аккумулятор вплотную к двигателю. Центровка стала в районе 25 %.
Еще зажал расходы по элеронам и рулю высоты.
На взлете опять Ла норовит стать на левый нож, только успевай выруливать. Но дальше - просто песня!!! Летит просто великолепно с этой центровкой. Очень уверенный полет! Летит без проблем на пол-газа. попробывал петли - ЛЕГКО и непринужденно.
Но периодически его все-таки колбасит по элеронам! Такое впечатление, что кто-то периодически дает элероны на полную. Но очень кратковременно - НЕПРИЯТНО!
что же это такое? Надо как то проверить эфир.
Из-за этого не рискнул бочки пробовать.
Но в целом впечатления более-чем положительные. В воздухе смотрится обалденно! Начал проходы на малой высоте делать - КРАСИВО!
Рулится легко, и чувствуется хороший запас летучести, Скорость не маленькая, но очень комфортно пилотируется. И что удивительно - очень хорошо читается ракурс, хотя и темновато уже вечером , и самолет серый.
На посадке удалось хорошо посадить. Помня о необходимости держать скорость, держал его на газу до самого касания, но на минимальном газу - планирует великолепно. В итоге практически весь стадион пролетел, пока его притер.
Первый срыв:
поставил другой приемник, более помехозащищенный. Так что помех вроде не было.
На скорости Ла летит просто великолепно, сидит в воздухе как влитой. Хотя этот винтик и не такой тягучий, как 11 х 6., хотя на пол-газа высоту не теряет.
Тримирования практически не требовалось. Полетал немного, вроде все нормально.
Начал заходы на оператора делать, чтобы фотки получить в полете.
Но скорость и высота большая, идет поток критики от оператора
Начал уменьшать высоту… и скорость…
Один, второй, третий, … шестой проход на бреющем , все ниже и медленее. Поток критики ослаб, но продолжается…
В конце концов, где- то на седьмом пролете снизился до пяти метров, зашел на оператора на трети газа, пролетел его и начал резко разворачиваться, чтобы еще ниже пройти… ИДИОТ!!! : Разве это можно делать на скоростном истребителе? Получил то, что хотел…
Свалился Лавочкин как и положено на развороте, слабые попытки его выровнять только усугубили ситуацию… В общем вмазал я его достаточно крепко, вроде газ только успел сбросить, все как понимаете мгновенно…
… ремонт, коррекция, модификация…
Второй срыв:
На взлете Ла пошел как по ниточке! Чуть парировал ее РН вправо, разогнался, хвостик поднял, на основных стойках еще пробежал и оторвался ровненько на пол-газа без крена!!! пошел в набор скорости и высоты, добавил ему плавненько газа . В-общем классный взлет!!!
ПОБОРОЛИ одну болячку!!!
В полете выявился достаточно сильная тенденция к правому крену. Видно немного переборщил с выкосом мотора и РН затримировал на земле чуть вправо. Лечу на ручках, скорость и высота очень приличная, начал тримировать по РН. Смотрю, все равно кренит его вправо. Высота и скорость довольно большая, он серый весь, в-общем не могу от него оторваться не на секунду, а левой рукой никак не могу нащупать тример элерона. Вроде нащупал, пру щелчков, еще пару пролетов, вроде выправил.
Опять потерял тример, самолет как раз над лесом. Буквально на долю секунды отвлекся, глянул на тример, потом на самолет, и надо же, так и не понял до конца, что произошло, то ли не туда рульнул, то ли опять помеха прошла, но Ла штопорит!!! Причем такой конкретный ШТОПОР!!! Где то два с половиной витка сделал с высоты примерно 40 метров. Пробовал его вывести - куда там… далековато, серый он весь, на фоне леса… Успел только газ сбросить и рули на себя… Вошли в лес!!! :evil:
Ну все, думаю, отлетались! пошел искать…
Прихожу, а он на песочке между соснами стоит как на взлете, Зараза!!! и с виду целый вроде бы… переворачиваю… Да капот снизу помялся… Винт разлетелся. Ну и все. ЖИВУЧИЙ попался! после такого штопорения! Шок!
Можно лететь дальше! Ничего жизненно важного не повреждено. Эстетический вид капота конечно потерян. ну и ладно! На войне как на войне! ВПЕРЕД в небо!
Срывы, ремонты, модернизации…
Летная жизнь Ла-7 продолжалась все лето … и потом еще были подходы в следующем году, в том числе и последний:
В начале июня мы клубом поехали в Токмак на областные соревнования школьников, где развлекались по полной программе. Взяли с собой все, что можно… В том числе и Лавочкина.
Провели много боев на бойцовках. И в один из боев я планировал на Лавочкине все же повоевать. Хотя и понимал, что это будет его первый и … последний бой. Но настоящим бойцам так положено, в бою…!!!
Снял шасси. В бою было пять самолетов! Полетел с руки. На AXI Лавочкин пошел легко под 45град. в небо. Скорость без шасси еще возросла… В общем я проскакивал зону битвы (понимая что скорость мне терять нельзя), естественно пытаясь кого-нибудь при этом зацепить. За мной угнатся бойцовкам … Ну сами понимаете … где уж им Но в конце концов я не выдержал, и все более начал пытаться на Лавочкине вписаться в боевую зону резкими разворотами. Понеслась круговерть. В одной из атак Лавочкин подставил таки плоскость одной из бойцовок, и произошел небольшой таран, при котором Лавочкин лишился кусочка плоскости. Этого было достаточно… Тут уже скорость не помогает. Я почувствовал, что он выходит из под контроля. Попытался его как -то стабилизировать в полете, но … Лавочкин свалился в штопор, высоты было мало… В общем вошел он в землю по-взрослому!!!
Достойный конец! В бою, как и положено воину!!!
В принципе он не сильно разбился. Не больше чем в прошлогодних штопорах. Так плоскости поотваливались, нос подморщинился. А что ему пенопласту будет? Ремонта - на вечер. Можно отремонтировать
Но хватит! Он исчерпал себя. Бессмысленно его ремонтировать и опять бить. До покраски он таки не дожил. Стендовым он у меня не будет!
Пока висит (скрепленный скотчем) в музее клуба. Вначале было желание произвести его торжественную кремацию. Но пока висит.
Возможно под настроение опять склею. И есть идея его взорвать в воздухе с видеосьемкой. Но время покажет…
В общем проект оказался очень интересным для меня в плане опыта постройки и полетов такой маленькой модели. Выводов сделано много. Часть их уже озвучена ранее.
Для масштабного боя идея вполне работоспособна. скорость на АХI очень приличная. Но пилотирование очень строгое при этом размере.
Ла-7 мне по прежнему очень нравится, и не исключена его реализация в большем размере.
Ла-7 так тогда и не увидел копийной окраски - не до того было. Так и не удалось добиться надежных безаварийных полетов. Хотя адреналина и опыта получено о-ё-ёй😁…
Як-3 , масштаб 1/12
-
Начав летную коллекцию самолетов А.С. Яковлева, конечно было в планах сделать и его знаменитые истребители в этом масштабе.
-
Как я уже говорил чуть выше, неудавшийся проект Ла-7 в 12 масштабе давно требовал реванша
-
У меня уже были Як-3 в резиномоторном варианте и масштабе 1/8. Конечно должен быть всегда в летном состоянии любимый Як-3-й для полетов на каждый день и на любой площадке
И вот накануне Дня Победы, конечно же, надо было срочно ввести в летный строй любимый истребитель!
Давно хотелось продолжить эксперименты быстрой постройки по бумажным разверткам. В свое время я делал весьма успешные проекты по такой технологии:
Пе-2 в 14 масштабе, 1.4м
Донором выступили бумажные развертки :
Собственно по разверткам делался только фюзеляж, а остальная геометрия - по чертежам из любимого “МК”, которые наиболее качественные и близки на мой взгляд к прототипу . Чертежи и развертки приводятся к одному масштабу в АвтоКАДе.
Решено было делать модель в очень точном соответствии по геометрии. Никаких коррекций по увеличению оперения и хорд не делалось.
Ставка была сделана на получение очень легкого планера, и проверка его летных характеристик в геометрии прототипа.
Базовая геометрия:
Крыло имеет двухполочный сосновый лонжерон. Больше никаких усилений и дерева.
фонарь по классической технологии из VIVAKa с “наглым” бальзовым пуансоном
примерка фонаря
Одной из задач проекта - было пощупать ручками геометрию воздухозаборника, так как создаваемая параллельно 3D модель на будущее развитие проекта Як-3 вызывала массу вопросов по геометрии передней части зализа, переходящего в воздухозаборник.
подготовка к навеске рулей. Геометрия передней кромки элерона упрощена. Да, кстати, все же есть изменения геометрии - элероны увеличены по размаху к корню.
Эксперименты по имитации полотняной обшивки рулей:
Первая фаза облета 2 мая 2016г.
Первоначально был поставлен очень легкий 19гр. популярный F3P-шный моторчик
Вторая фаза облета
Установлен чуть более мощный моторчик. Эксперименты с центровкой.
Первый раз в компании с АИР-5, в одинаковом масштабе:
3-я фаза облета 8-го мая
Базовая грунтовка акриловой краской с последующей зачисткой. Бумагой оклеена передняя кромка крыла и носовая часть до крыла. Все остальное - голый пенопласт без всяких усилений. Прочности выше крыши.
В компании с АИР-5 в одинаковом масштабе:
4-я фаза облета после базовой окраски 29 мая 2016г.
Взлетный вес - 300гр., мотор 35гр, аккумуляторы 2s 800mA, винт 9 х 7.
Комфортная полетная центровка - 17%САХ
Еще предстоит сделать кок, деталировку (пушки, патрубки, лючки), старение
Не исключена установка съемного копийного шасси и соответственно, трехлопастный копийный винт
создаваемая параллельно 3D модель на будущее развитие проекта Як-3 вызывала массу вопросов по геометрии передней части зализа, переходящего в воздухозаборник.
Не собирается ли Мастер приступить к созданию Як-3 в 4-м масштабе в компанию к АИР-5? Как он там, кстати, поживает? А то уж месяца 3 нет новостей…
Какой молодец! Столько тем, замыслов и реализаций! Удивительно кипучий человек!
Спасибо, Андрей! В каждой теме есть что почерпнуть!
фонарь по классической технологии из VIVAKa с “наглым” бальзовым пуансоном
Андрей , всё пойму , но цельнобальзовый болван под фонарь , это совершенно не наглость … это сверхнаглость😆😁
А вообще , Андрей , твои методы пенопластостроительных технологий ,по моему мнению , стоят в самом авангарде среди применяемых. И не в этом дело . Просто , в твоих руках этот мягкий материал становится податлив мастеру , как глина скульптору , как тесто кулинару , как металл сталевару ,как песок стеклодуву . Приятно смотреть на эти творения . Пожалуйста не убивай его … , в бой на растерзание не выпускай , для этого бутылочные технологии Дениса из Петергофа больше подходят .
300-граммовый полётный у Як-а прекрасный вес . До какого веса намерен его копиизировать ?
Думаю что в тему–Владимир Высоцкий песня о погибшем летчике
Анатолий, огромное спасибо за видео под В.Высоцкого!!! Очень люблю его военные песни, особенно про Яка и летчиков!!! И ролик в тему очень даже.
Этот проект изначально и задумывался для почтения памяти нашим летчикам и конструкторам, ковавшим Великую Победу над фашизмом.
Ла-5ФН, еще не будучи законченным, уже принял участие в нескольких больших выставках и авиашоу, неизменно вызывая горячий интерес у народа.
Так что крайне необходимо сделать летающую эскадрилью наших истребителей и летать и показывать нашу авиацию!
Валер, спасибо за теплые слова, этот микропроект Яка скорее эскиз под настроение… Хочется добавить еще чуть деталировки, съемное шасси для трехлопастного винта и летать!. А летает он просто отменно в этом весе!!!
Мне было всегда интересно сравнить проект в пенопласте и бальзе. Так что есть желание повторить этот проект Яка в 12-м масштабе в бальзе по классическим резиномоторным технологиям. Я, естественно, крайне недоволен его взлетным весом в 300гр! Все же хочу сделать его в 150гр.! т.е как F3P-шный самолет, с 19гр - мотором серии 2504.
Володя, АИР-5 действительно не подвинулся за последние месяцы, банально не было времени. А урывкам делать не хочется такой проект, так что занимался мелочевкой всякой, то что можно по пару часов, по ночам… Но завтра у меня начинается небольшой отпуск… Планы колоссальные , но посмотрим, что удастся…
А Як-3 я действительно 3D модель начал делать в 4-м масштабе. Но масштаб это очень сложный вопрос для меня. Слишком много факторов. Так что еще нет окончательного решения. Но то что будет еще один Як-3 побольше - это точно!
Вот фрагменты теоретической поверхности 3D модели Як-3 . Пока все в первом приближении… Еще все будет уточнятся!
А сегодня вечером были очередные полеты на Як-3 1/12.
Пару фотографий с полетов :
Подбирал оптимальные винты (9х6 9х7 10х4 - на 2S) (8х6 -на 3S)
Больше всего нравится лететь на 9х7 - Як очень классно сидит в воздухе
8х6 скорость больше, но я люблю более медленный пилотажный полет
Спасибо за такую тему.Почитал посмотрел очень интересно.Автору респектище:)
Ла-5ФН масштаб 1/8
Каркас “Лавочкина-7” был начат в 2009г.
Интересно вспомнить как тогда начинался проект:
“”“”
Сегодня, 3 мая, исполнилось ровно два года с момента начала постройки “Лавочкина” в 1/12 масштабе. Это был чрезвычайно интересный проект для меня.
Что-то удалось, что-то нет, но он многое дал понять и осмыслить.
Но главное, осталось жгучее желание вернуться к этому знаменитому прототипу и воплотить его в надежно летающую копию!
С огромным удовольствием полтора года назад я сделал маленькую резиночку Ла-7 в размерности “Peanut” (330мм)
И давно вынашивалась идея возвратится к Лавочкину в большем масштабе, а именно в 1/8, в том же , что и Як-3.
Теперь когда Як успешно полетел, и наступила 2-я годовщина проекта 1/12, как было устоять от соблазна вернуться к этой теме?
Не устоял…
В проекте Яка я несколько отошел от первоначальной идеи сделать сверхлегкую модель без особых наворотов, получить надежно летающую копию “на каждый день”. В итоге, я несколько увлекся копийностью в плане уборки шасси, щитков и пр., в итоге вес получился больше планируемого. Як полетел замечательно и в таком утяжеленном варианте, но желание сделать лекгий истребитель осталось.
Поэтому в этом новом проекте я возвращаюсь к своей идее сделать максимально облегченный истребитель с мощной ДУ.
строить буду по своей излюбленной технологии резинок - бальзовой каркасной, с мягкой обшивкой.
Постараюсь удержаться от соблазнов (убирающееся шасси , щитки, пр.)
Основная цель - получить уд.нагрузку в пределах 30г/дм2 и реализовать идею быстрой постройки. Уверен, что легкий “Лавочкин-7” будет летать великолепно!
Сроки постройки я себе ставлю амбициозные (отпуск на излете), но не буду их оглашать. Как получится - так и получится
За основу проекта я беру свой проект резиномоторного Ла-7 (там была сделана мат-модель фюзеляжа с сечениями) плаз увеичен до масштаба 1/8.
В общих чертах проект и технология будут подобны, но естественно RC модель будет иметь свою специфику. Рабочих чертежей делать не буду. модель будет делаться “скульптурным” методом, но с инженерным подходом. Суть метода: где надо - клеим, где надо - усиливаем или облегчаем, работаем на пределе летной равнопрочности и посадочных нагрузок.
“”“”
Каркас был сделан за 5(пять) дней!
Но что-то перебило тогда ход проекта…
… прошло 6 лет!!! …
Каркас наконец-то подсох:P:grin: и приобрел нужную плотность и прочность!
В клубе Обнинска оказался большой известный АРФ ЛА-7 (борт 93) Сергея Шавырина, да и у меня уже был Ла-7в 12 масштабе и в формате резинки 330мм
В общем было принято решение модифицировать Ла-7 в Ла-5ФН, так как геометрия у них практически идентична.
Наибольшее отличие - в форме переднего наплыва крыла , верхнем обтекателе над капотом и нижнем воздухозаборнике .
Итак надо препарировать крыло , чем я и решительно занялся в первую очередь:
Выточив переднюю часть капота и кок, получаем уже что-то отдаленно напоминающее ЛА-5ФН:
Добавляем ниши шасси:
Навешиваем рули:
и делаем элероны типа “фрайз”
Давим фонарь из VIVAKа “наглым” бальзовым пуансоном:
Переплет из ватмана с алюминием:
Ну и конечно, я не могу удержаться от давнего соблазна реализовать предкрылки на Лавочкине!!!
Формируются зализы и выхлопная зона мотора:
Капот и зализы обтягиваются бумагой на ПВА:
Первый публичный показ Ла-5ФН широкой публике в августе прошлого года в День Авиации :
Обтягивать решил полиэстером на эмалите по классике:
Немного детализируемся… и готовы к облету!
Первый выход на полосу. Но лететь не решился из-за сильного бокового ветра к полосе и неуправляемого пока заднего колеса. Немного покатался только.
Окраску Ла-5ФН решил сделать по прототипу боевого истребителя Героя Советского Союза, майора Леонида Георгиевича Белоусова.
В детстве я, конечно, читал “Повесть о настоящем человеке” и был потрясен подвигом Алексея Петровича Мересьева. Подвиг Мересьева повторило немало летчиков, летавших без ног!!! И Л.Г.Белоусов один из них.
После тяжелого ранения ему были ампутированы ноги. Вернулся на фронт, совершил 30 боевых вылетов, участвовал в воздушных боях на этом истребителе.
А 29-го мая 2016г. первый облет Ла-5ФН
Самолет неразборный?
Да, Ла-5ФН не разборный, как и другие предыдущие. В 8-м масштабе ещё все влезает в авто, хотя с самолетом уже неудобно работать в моделке. Очень тесно у нас.
Продолжаю обдумывать и просчитывать возможный масштаб для всей эскадрильи знаменитых Советских истребителей. Тут очень много факторов, определяющих масштаб:
- мотоустановка, её бюджетность, возможность внедрить винт копийного диаметра, как одна из главных “хотелок”
- транспортабельность
- оптимальные летные параметры для полётов на маленьких площадках
- безопасность полётов при скоплении народа на исторических показах
Эти все факторы и уже полученный опыт эксплуатации дают возможность скорректировать в целом всю концепцию эскадрильи , нужно определится с методами быстрой постройки и степенью копийности, механизации истребителей.
Сейчас Як-3 1/12 и Ла-5ФН 1/8 вступают в фазу жёсткой летной доводки и настройки. Этот этап наиважнейший в проекте.
На Яке сейчас поставил уже 3-ю мотоустановку, впереди очередные испытания. Постараюсь подробно описать летную часть этого проекта
На Лавочкине все только начинается… Впереди целая программа летных экспериментов…
Первый публичный показ Ла-5ФН широкой публике в августе прошлого года в День Авиации :
Андрей, извините за отступление. На заднем плане виднеется Т-28 Троян. Это покупная модель или самострой?
И с интересом слежу за темой, как и за всеми Вашими постройками
T-28 Троян - это покупная модель Сергея Шавырина. Его же Ла-7, борт 93 тоже созревает к облету…
____________________________
Первые впечатления по облетам Як-3 м1/12
Первый облет производился на популярном моторе 2204/1400кV 19гр c винтом 8х4 на двух банках 800мА. Взлетный вес составлял порядка 265гр.
Як полетел устойчиво с руки. Достаточно сильный кабрирующий момент и на левый крен, который потом был убран выкосом мотора вниз и вправо.
Скорость небольшая, но никаких даже намеков на срыв. Тяги явно маловато.
Второй облет и последующие полеты после окраски уже были на более мощном моторе (35гр) в основном с винтом 9х7 на двух банках и 8х6 - на трех.
Взлетный вес уже составлял в районе 300гр.
Як полетел значительно уверенней, стал доступен пилотаж. И что очень порадовало - никаких срывных ситуаций, хотя были критические потери скорости на боевых виражах и имельманах. Штопор Як крутит просто великолепно!
Вот видео полетов 8-го мая еще не крашенного:
На трех банках скорость выше, но мне не нравится маленький винт!
Вот видео полетов 2-го июня в Спас-Загорье, где мы планируем сделать взлетку!
Первый полет на видео с винтом 9х6 на 2S, второй - с винтом 8х6 на 3S
Принято решение об очередной замене мотоустановки. Теперь это будет Roxxy 2627 c 750kV. Он весит 64гр. т.е. взлетный Яка возрастет до 330гр.
На трех банках этот мотор свободно дает 750гр. с винтами 10х5 - 11 х 4.
Мне столько не надо! Я буду его эксплуатировать на 2-х банках.
Вот винт 11 х 4 Этот мотор его классно крутит. Копийный диаметр винта на ЯКе 1/12 должен быть 250мм или 10 дюймов. Таким образом, я собираюсь внедрить копийный трехлопастный винт на этом моторе на двух банках. Подбором шага можно будет подобрать оптимальную и комфортную скорость полета для пилотажа.
Но вначале планируется облет на винтах 10х8 10х6 11х4 для оценки поведения Яка на этой мотоустановке.
Мне кажется, что при 2 банках и КВ750 шаг 6 даст уж очень маленькую скорость. Он все-таки - ИСТРЕБИТЕЛЬ!
Володя, у меня просто будет М Е Д Л Е Н Н Н Н Ы Й истребитель😁
Главное ,чтобы он пилотаж крутил на минимальной скорости и без намеков на сваливание!
Сегодня утром и вечером с огромнейшим наслаждением полетал на Яке с АИР-5-м в компании.
Як-3 полетел уже так, как я и хотел. 30гр. прибавки веса Як не заметил, зато с большим винтом 10 х 8 он великолепно влип в воздух. Скорость не возросла, чего крайне и не хотелось, зато Як великолепно идет на фигуры. Лететь одно удовольствие! Очень мягко летит! Подтриммировал, теперь можно бросать ручки. Як может лететь сам широким левым виражем без вмешательства. Как резинка!
Но и пилотаж можно крутить буквально в пару метрах от себя!
Пожалуй, уже можно докрашивать, делать кок и трехлопастный винт!