Бойцовки-полукопии для СОЮЗ-JET

akokhtyrev

Всем доброго времени суток! 18 апреля 2021 удалось поучаствовать в воздушных боях на бутылочных импеллерниках в масштабе 1:15 моделей реактивных самолетов истребителей времен с 1945 по 1955 года (примерно). Денис создал уже приличную линейку авиамоделей подобного класса, которых я уже насчитал 7 экземпляров.

Подлеты.

Когда приехали на пробные полеты Денис нам дал просто подлетнуть на каждой из моделей, чтобы почувствовать что это такое.

Мне удалось подлетнуть на Як-15, F-80, МиГ-15, He-162. Больше всего из моделей я боялся He-162. В боях я на ней не участвовал, уж больно шустрая да и во время подлета видимо из-за легкого аккума в момент подлета у неё был видимо задний центр тяжести и она постоянно тянула вверх.

Первое что конечно во время полетов ощутили (на основе стереотипов от СОЮЗ-250) это отличительная динамика полетов: Во-первых, модель летит только тогда, когда она обладает реальной скоростью полетов; Во-вторых, модель имеет зачастую большие радиусы виражей, иначе это может привести к сваливанию; В-третьих, нужно газ держать на максимуме всегда; В четвертых, нужно не допускать зависаний модели, иначе потом модель очень сложно, а порой и невозможно вывести из штопора.

Погода на боях была очень ясная, но дул постоянных ветер порядка 7 м/с.

Бои.

Все бои, кроме последнего, были дуэльного типа (1:1)

В первом бою я летал с Денисом. Я летал на МиГ-15, а Денис летал на F-86 Sabre. Обе модели имеют достаточно большие размеры. Модель мига достаточно неплохо летит тогда ,когда обладает скоростью, но из-за свойственного ей большого размера она обладает большим радиусом поворота. Sabre модель по динамике полета в бою имеет очень схожие геометрические характеристики и также как и миг обладает большим радиусом поворота. Так как во время боя у меня не было особого опыта пилотирования модели, то я потерял набегающую скорость потока, модель почти не управлялась и меня сдуло в кусты. Модель нашел, подготовил снова к полету и быстро взлетел. На протяжении всего полета мы с Денисом практически летали по разным углам воздушной арены на минимально возможном на модели радиусе разворота и пытались войти друг другу в хвост. В итоге потенциальных моментов отруба было минимальное количество, да и самих отрубов так и не было.

Далее мне повезло полетать в других двух дуэльных боях на Як-15 и F-80 Шутинг-стар. Як-15 в этом классе оказался одним из самых мелких, если бы был штиль, то и самым маневренным наверное, но тяги хватало, только стоять как флаг против ветра, динамики в такой ветер хватало у этого самолета на два маневра в зоне ведения боя, третий маневр заводил уже самолет уже почти за спину от ветра. F80 Шутинг стар, возможно один из самых удачных аппаратов в этой линейке. Так как как мне показалось он обладал наилучшей тяговооруженностью и маневренностью по отношению к

другим аппаратам. Ну и вроде как достаточно стабильным в полете. Вампира я немного опасался, но в последнем дуэльном бою участвовал именно на нем. Меня немного пугала его двухбаллочная схема (я не знал что он неё ожидать) Так как уже стаж полета на подобных моделях начал расти, то и я немного становился на последнем дуэльном бою более уверенным. Я мог уже позволить при газе в пол начать крутой маневр, где я начал больше доверять технике, что её никуда не дернет в сторону. За всё время дуэльных боев ни я ни мне никто не смог срубить ленту.

В конце решили устроить вместо дуэльных боев собачью свалку, где участвовало 4 самолета одновременно. Я снова летел на вампире. Даже в собачей свалке никто никому не срубил ленту, хотя уже все прилетались к технике. Бой был ну уже динамичным и наверное зрелищным.

Особенности.

Данный класс обладает своими фишками по сравнению с базовым классом СОЮЗ-250. Буду равняться на него.

Чтобы гарантированно запустить самолет в небо лучше использовать катапульту. Это такая специфическая особенность, которая затрудняет запуски и создает очередь на катапульте.

Большой радиус действий самолетов. Так как радиусы поворотов моделей очень большие, то и зона полетов выросла. Раньше мы летали в СОЮЗ-250 в ограниченной зоне. А сейчас мы стоим в поле и самолеты летают практически везде и по кругу. Заход на посадку тоже достаточно большой и приличный, так как нужно заходить на посадку с большим радиусом. Сами бои также ведутся уже достаточно высоко.

Конструкция самолета для обеспечения копийности, летных, прочностных и эксплуатационных характеристик стала более сложной и дорогой. Что сразу же приводит к увеличению стоимости планера. Я просмотрел тему как Денис создавал эти самолеты, у меня создалось впечатление, что после увиденных сложностей, чтобы собрать бойцовку из СОЮЗ-250 это вообще не проблема, по сравнению с импеллерными бойцовками. Да и по массе сами модели стали больше чем 250 грамм, но это так…

Все создаваемые модели данного экспериментального класса очень разномастны. Они очень сильно отличаются и по размерам и конструкции. После этого какие-то бойцовки при прочих близких к равным будут победителями, а какие-то проигравшими. В том же СОЮЗ-250 такого нет, разница между различного рода моделями по разномастности меньше, тот же Ишак, может тягаться с мессерами, яками и спитфаерами. В СОЮЗ-250 большее влияние имеет уровень подготовки пилотов.

Комплектующие для подобных моделей стали более дорогими по сравнению с СОЮЗ-250. И обслуживание того же импеллерника стало более дорогим и требовательным. Более мощный и следовательно более дорогой аккум тоже.

Время полета подобных бойцовок оно сократилось до 4 минут, вместо привычных 5-ти минут. Для первого раза 4 минуты вполне достаточно, так как этой техники мы боялись и это для нас дополнительный адреналин.

По поводу динамики полетов, то да, скорости стали больше виражи тоже. За время боев так и не смогли срубить ни одной ленточки, но попытки были. Да можно учесть следующие моменты в

защиту того почему не было отрубов: Пилоты не привыкли к подобной технике, были в основном дуэльные бои, которые снижали вероятность сруба ленточки, дул ветер, который затруднял возможность маневрирования. Конечно вопрос спорный. Но мне кажется всё-равно при прочих равных шансы отрубить ленту в этом классе меньше. В СОЮЗ-250 в такую погоду тоже сложно рубить ленту, но отрубы бы были. Но это мое мнение.

Выводы.

В целом летать на данном классе можно. Но если бы я выбирал, то выбрал бы СОЮЗ-250. Как самоцель летать именно в этом классе, то можно. В целом провести этот эксперимент, по моему мнению, нужно было, как говорил дедушка Ленин «Практика – критерий истинны». Просто вопрос возник, а какие цели перед собой ставил этот экспериментальный класс?

В дополнение, Я Денису выражаю Огромное уважение за проделанную работу. Труд в очередной раз проделан большой! Я с удовольствием, в таких пробных боях поддержал Дениса.😃😃😃

Bf-109

Денис, а что послабление сделали в законодательстве?

Van_Der_Graaf
Bf-109:

Денис, а что послабление сделали в законодательстве?

подозреваю, ты его (законодательство) малость превратно понимаешь )) Если речь о весе, то эти 250 граммов вообще совсем не про то, до 250 – не надо регистрировать. Всё остальное – формально надо. Но летать без получения временного режима – можно при условии, что происходит это вне диспетчерских зон аэропортов (тот пляж, где Денис все это устраивает – соответствует), не выше 150 метров, и в зоне прямой видимости. Вес тут никак не оговаривается (на самом деле оговаривается, но до 30 кг).

Денис_из_Петергофа
Bf-109:

Денис, а что послабление сделали в законодательстве?

Да, ещё в феврале прошлого года. Антон меня опередил и всё достаточно подробно объяснил.
От себя добавлю: все свои самолёты, которые тяжелее 250г я поставил на учёт (сейчас это делается через госуслуги буквально в несколько кликов, если надо, то вот:www.gosuslugi.ru/405742), налепил в положенных местах эти номерочки, плюс всегда имею в полётном сундучке карту с этими самыми диспетчерскими зонами, и любой любознательный представитель закона может убедиться, что:
Полёт данной авиамодели осуществляется визуально, в пределах прямой видимости, на высоте не более 150 метров, вне диспетчерских зон гражданской авиации, запретных зон, зон ограничения полётов и т.д. в полном соответствии с законодательством РФ.
Эту же фразу постоянно вставляю мелкой строкой во всех своих видео, для “особо ретивых и строго бдящих”. Как говорит мой друг Вова Громоздов: “чем больше бумаги, тем чище ж…”
Да, не как раньше - летай где хочу, но и не концлагерь, где шаг вправо, шаг влево… и т.д.

Bf-109

Благодарю, товарищи. Денис, а где можно ознакомиться с этой картой?

Maxyx

Всем доброго времени суток! На прошлых выходных посчастливилось протестированить авиамодели нового класса воздушного боя- СОЮЗ JET.

1. Несколько слов о каждом самолете

De Havilland DH.100 Vampire

На “Вампире” я совершил первый полет в данном классе воздушного боя. И вообще, это мой первый полет на импеллерной авиамодели Долго привыкал, что всегда нужно держать максимальные обороты двигателя, чтобы не потерять управляемость и не свалится в “штопор”.

Владимир Громоздов и Александр Кохтырев на старте



В погоне за лентой

Lockheed F-80 Shooting Star

F-80 один из моих любимых самолетов 45-х годов прошлого века. По скоростным характеристикам он разгонялся до 966 км/ч. Авиамодель тоже себя показала с хорошей стороны. Самолет имеет высокую скорость и самое главное - очень хорошую устойчивость, летает как по “рельсам”

Перед стартом

Валерий Зинченко, Старт F-80

Heinkel He.162 Salamander

Это была самая верткая модель из всех представленных!! Но как показала практика, на этом самолете проще всего было делать различные сложные маневры, чтобы зайти в хвост противнику и отрубить ленту. Кстати, у меня практически удалось! С Дмитрием Смирновым мы встретились во втором бою. Он был на самолете Як - 15, я на He 162. И в определенный момент боя у меня удалось зайти хвост Яку и зацепить крылом его ленту, но отрыва , к сожалению, не получилось.

Смирнов Владимир с немцем в руках

Як-15

Можно сказать, “тихоход” среди представленных. Очень послушный самолет,приятно летать, но по скоростным характеристикам несколько уступает остальным самолетам.

Як-15. На старте Денис Махалов и Владимир Громоздов

Заход на посадку

МиГ-15

Удалось один раз дать круг над нашим аэродромом на этом самолете. По маневренности немного похож на выше представленный He-162. Но совершенно не прощает ошибок на старте и при снижении скорости. Самолет очень хорош, когда наберет необходимую скорость, также порадовала установленная система стабилизации. Жаль, что он на тестах отлетал совсем немного.

Александр Кохтырев перед вылетом на МиГ-15

North American F-86 Sabre

Очень красивый самолет! Поуправлять такой техникой, к сожалению не удалось. А бой получился, можно сказать, копийный. В небе встретились F-86 и МиГ-15.

Денис Махалов в ожидании вылета на F-86(резинку уже натянул)

F-86 заходит на цель

2. Бои

Первые минуты боя приходилось бороться с техникой, привыкать к ней. Что, конечно, принесло, свои плоды. Уже на третьей минуте появилась уверенность управлении техникой и начались уверенные заходы на цели.

He-162 “заходит в хвост” Вампиру

Очень зрелищный оказался для меня крайний бой. Взлетели сразу четыре самолета. Отрубов к сожалению не получилось сделать за все время стартов никому из участников, но это дело будущей практики. Лично мне больше всего понравились самолеты: F-80, Як-15 и как ни странно He-162. Самое главное, что адреналина во время боя “хапнули” все😁.

3. Люди

Денис Махалов. Организатор стартов, а также разработчик, конструктор и пилот всей техники, которая была представлена на стартах и не только. Не стоит забывать про соревнования в классе СОЮЗ-250, которого мы так все ждем.

Владимир Громоздов. Как же без звукового сопровождения боев? А вот никак. Атмосферу боя и соревнований наполняет комментариями Владимир Громоздов, рассказывая об истории, конструкции и особенностях самолетов, которые находятся в небе.

Валерий Зинченко. Как писал выше Денис, это самый опытный старт-мастер. А также очень хороший наставник, который дает дельные советы во время боя.

Чиков Виталий. Моральная поддержка и очень подробные истории про авиамодельные технологии. Жаль, что приехал без четвероногого друга

Игорь Махалов. Был коллегой на стартах. Он отвечал за видео материал, а я за фотографии. Есть на многих моих фотографиях на заднем плане “Щелкуть” хорошо, к сожалению не удалось. Вот он замечательный навык видео-оператора - оставаться незамеченным

Владимир Смирнов. Вместе с сыном, Дмитрием также делают замечательную технику для класса СОЮЗ-250.

Андрей Смирнов. Оказывал моральную поддержку присутствующим и развлекал полетами на Ла-5

Александр Кохтырев. Летаем уже далеко не первые соревнования и не только. Давным давно привел меня в боевой класс СОЮЗ-500 и в Петербуржский авиамоделизм, так дальше и идем. Вместе с Настей подрабатывали фотографами, когда я был занят боем:P

Дмитрий Смирнов. Коллега по цеху, летаем вместе с начала образования класса СОЮЗ-250. Большой респект за технику

Публика

Падалка Максим. Ну и, собственно, я. На старте самолет F-80, на катапульте Валерий Зинченко

4. Итоги

Разнообразие я всегда приветствую, особенно в авиамоделизме. Полеты в классе СОЮЗ JET этому результат. Совершенно незнакомая техника, которой нужно было привыкать во время первых полетов. Но под конец стартов все самолеты стали как родные, так как уже ознакомились с манерами и повадками техники. Так, что в этом классе летать можно!
И почему бы не попробовать пойти еще дальше? Попробовать сделать такие самолеты как: F-4 Fantom, Су-27, МиГ-29, F-15, F-16 и другую современную технику и проводить на них ближние бои. Это как, например, дальнейшее развитие класса.
Я отснял очень много фотографий со стартов, вот ссылка на оригиналы фотографий, смотрите и наслаждайтесь:P cloud.mail.ru/public/GJxj/4AUXnWWRE

Всем огромное спасибо, что были проведены такие необычные старты. Теперь очень ждем СОЮЗ-250. До скорых встреч!

Денис_из_Петергофа

Ну, Максим, ну дал стране угля!
Человек-глыба! Человечище!
Снимки - отличные. Текст - исчерпывающий.
Талант, одно слово.