Кто придумывает названия пилотажных фигур?!
Каждый раз прихожу в полнейшее умиление, когда знакомлюсь с очередным “положением” о соревнованиях. “Половинка S”, “срывной разворот”, “срывной поворот”, “половина кубинской восьмёрки” и т.ддддд.! Слава тебе Господи, бочку не переименовали в вертушку, на пример, а элероны в креноделы, или ещё как-нибудь!
В чей переутомлённый мозг приходят подобные шЫдевры? Кто утверждает?
Неужели нельзя поинтересоваться у лётчиков, как это всё называется на самом деле?
Или, если мы моделисты, то начхать нам на авиационные термины и понятия? Унас, дескать своя свадьба…
Если кому интересно, то в том же порядке, указанные выше фигуры в самолётном спорте называются так:
-Переворот через крыло
-Поворот на вертикали
-Поворот на горке (в спорте не применяется, мне за 6 лет ни разу не попался комплекс с такой фигурой)
-Переворот на горке (на то пошло, так у кубинской восьмёрки есть и др. половина, называется она в авиации “3/4 петли”, а самой “кубинской восьмёрки” в лексиконе спортивной авиации нет)
А ещё загадочное требование судейства в F4C убирать газ на нисходящих частях пилотажных фигур, как у пилотажников в F3A. Попытки объяснить, что на прототипах (ныне летающих), на пилотаже, кроме штопора, всё делается с полным газом, эффекта не дают.
От куда взял?
Тык… летчик я.
Попытки объяснить, что на прототипах (ныне летающих), на пилотаже, кроме штопора, всё делается с полным газом, эффекта не дают.
И с постоянным шагом винта?
На постоянных оборотах, примерно соотвествующих режиму максимальной мощности. Т.е. каждый раз ШВ оптимален (ну с некоторой инертностью, конечно) и выдает максимальную тягу.
Другое дело что тяговооруженность реальных самолетов, даже топовых пилотажных ни в какое сравнение с модельными пилотажками не идет.
В чей переутомлённый мозг приходят подобные шЫдевры? Кто утверждает?
Неужели нельзя поинтересоваться у лётчиков, как это всё называется на самом деле?
Как я Вас понимаю! И как(к сожалению, бывший) спортсмен-лётчик, и как ныне действующий спортсмен-авиамоделист! Взять нынешний Р-07: вторая фигура - “Половина клевера”… А другую половину корова съела… Пастбище какое-то… А ещё обозначение количества фиксаций на бочках. Раньше проще грибов было: пол-бочки - пол стрелки, полная бочка - полная стрелка, а рядом количество фиксаций. А сейчас… 2 4/8. Читать долго, не то что выполнять. Если бы раньше у меня на приборке в Як-52 красовался “склерозник” с такими обозначениями, или самолёт бы сломал нахрен, или судьи шеи посворачивали!
А может раньше и трава была зеленее, и небо голубее?.. Но привычки менять сложно, да и поздно…
Roman111, так многие названия из аглицкого лексикона заимствуют. Наверно из каталога Арести, там лупсы, спины, элеронные барели или барели спиновые всякие. Может быть не все знают как это по русски назвать. Каталог Арести принят ФССР к использованию на соревнования.
www.laplaravia.ee/rus/index.php?id=12
www.cpilot.info/show_article.php?id=44
Раньше поворот на горке вообще - “реверсман” назывался. 😁
Есть ещё тут такое модное слово - файрволл, что по русски - моторный шпангоут называется. 😃
Правда, есть ещё и такиe не русские фигуры, как: Torque Roll, Pogo, Elevator, Harrier , Waterfall, Panic, Blaino Draino, Snap Up , Yo-Yo, Roller coaster, Terminator, Wall, Harrier Roll. 😁
А тяговооружённости современной модели любой спортивный самолёт позавидует, хотя можно и на полном газе, однако на полном тренер даже в симуляторе в клочья разрывает.
Ну да, каталог фигур Арести, и его перевод на русский язык существует и используется в нашей стране с 60х годов. Только вот зачем всё это, когда гораздо приятнее самому стать изобретателем велосипеда, или на худой конец, “первопроходцем переводчиком” с аглицкого.
На мой взгляд, подобный подход можно охарактеризовать, исключительно, как невежество. И очень жаль, что мы все, по неволе, в нём участвуем.
Что касается 3D-шных фигур, не замеченных в большой авиации, то тут уж на здоровье, называйте как хотите, пользуйтесь хоть буквальным переводом, хоть необузданнй фантазией.
Словечки типа файрвол и руддер - тоже новое веяние. Как будто и не было великой авиационной державы, не было своего авиапрома, мощнейшей авиамодельной школы, в конце концов…
Извините Palar, не понял, как это у вас тренер на полном газе в клочья рвёт? может дело не в газе, а в асфальте?
Roman111
Ха, про рудер и элеватор я забыл 😃
Вообще полностью согласен с вами, сам не понимаю зачем многие используют зарубежную терминологию, когда есть совершенно однозначная русская, это только вводит путаницу в понятия.
По поводу работы газом. При очень высокой тяговооружённости всё зависит от прочности отдельных моделей некоторых производителей - это особая песня. Они разрушаются ещё в воздухе, не долетая до асфальта. Производители упрощают конструкцию, нарушая все законы сопромата, при этом умудряясь перетяжелить модель. У меня вообще сложилось впечатление, что это делается специально независимо от ранга производителя. Иногда даже в инструкции пишут, что полный газ можно использовать только на вертикалях, чтобы не было претензий. Тут доходит до смешого, в одном известном московском магазине продавец предложил мне популярную модель для 3D. Посмотрев конструкцию, я указал места, где она сломается при выполнении пилотажа с большими перегрузками. Как ни странно продавец честно признался, что так оно и есть и предложил другую модель другой уважаемой фирмы. Купив её я обнаружил всего пару мест (моторный шпангоут и крепление крыла !!!), явно требующих усиления , в остальном отличная модель. Но я по образованию авиаконструктор и мне проще. Большинство же думают, что чем мощнее мотор, тем лучше, забывая об усилении, но не все же знают сопромат. 😁
Roman111, все таки ответьте - шаг винта при выполнении фигур на полном газу меняется? Разве постоянство скорости при выполении комплекса не учитывается судьями? Или вы так, для красного словца, приплели требование сбрасывать газ на моделях? О качестве изделий тут разговора изначально не было. То, что криво переводят, согласен, но мне удобнее и быстрее сказать руддер, чем руль направления.
Вообще все эти заимствования - баян. Ищите как минимум две подобные темы в курилке.
Уважаемый lyoha, в тексте вашего сообщения чувствуется какое-то аздражение, будто вы пытаетесь меня в чём-то уличить. Так вот, тема о нелепых, как бы авиационных, названиях и обозначениях мне ранее не попадалась. Если действительпо баян, прошу меня извинить. Однако, отрадно знать, что не я один недоволен ростом популяции Эллочек Людоедовых от моделизма, и особенно тем фактом, что эти ограниченные создания начинают, что называется, задавать тон.
По шагу дело обстоит примерно так:
начинающие спортсмены-лётчики весь комплекс крутят с полным газом, и оборотами (шагом винта) 82%, с уборкой газа лишь на штопоре. Опытные спортсмены на “тяжёлых” фигурах (в основном на вертикалях)кратковременно переводят шаг на 100% на вводе и обратно на 82% на выводе, в нисходящей части. Как видите, ничего общего с F3Aшной уборкой газа.
Есть ещё один интересный момент - при выполнении поворота на вертикали, после “дачи ноги”, когда самолёт начинает поворачивать в плоскости, лётчик буквально на секунду затяжеляет шаг и тут же переводит его обратно на 100 или 82% (по обстановке). Это делается для того, чтобы использовать инерцию, и так уже перегруженной, винтомоторной группы, и получить кратковременное увеличение обдува РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ в самый ответственный момент.
Что касается постоянства скорости, то в самолётном спорте такого понятия не существует. Скорости на пилотаже находятся в промежутке -50+420 км/ч (да простят меня разработчики РЛЭ!).
Данный параметр ценится лишь в классе F3A, но никак не в F4С. Копия должна и выглядеть как прототип и летать как можно более похожим образом. Вот тут и возникает проблема с судейством. Не знают они, как выполняется пилотаж в авиации, за то, кое что знают о пилотаже авиамодельном, чем и руководствуются.
Ну так напишите письмо в ФАИ, объясните, что вот так и так не правильно… Мол: спросите настоящих спортсменов и летчиков. Вас функционеры наверняка поймут и оценят.
Увы, но правила пишем не мы. Тем более в фаевых дисциплинах. Создайте свой, национальный класс, раскрутите до масштабов F4C и все будет правильно.
А так - не нравятся правила - не участвуйте в соревнованиях.
И конечно, менять шаг на вертикалях - тут явно ничего общего с F3A-шной уборкой газа, бо в F3A шаг как-то не регулируется, приходится по старинке - подбирать винт, строить кривую работы газом, строить экспоненты, играть с топливом.
Некорректное сравнение. Тем более здесь больше людей, которым ближе именно моделизм в силу большей доступности, а на большие самолеты мы только поглазеть любим 😉
Алексей, вы не поняли, в F4C правила нормальные, там нет требования убирать газ на нисходящих элементах или каким-либо другим способом добиваться равных скоростей на всех участках фигуры в частности, и комплекса в целом. Основное требование в этом классе - “чтоб как у настоящего”.
Работа газом - это самодеятельность судей, близко к сердцу воспринимающих каноны F3A.
Нет ни какой надобности учить жизни ФАИшных функционеров и тем более создавать новый класс.
Дело портит наша доморощенная некомпетентность.
Менять шаг на вертикалях я вовсе не предлагаю и никаких сравнений не привожу. Это вы спросили, как работает шаг на самолётах, а я ответил. Тем более, что даже на самолётах это делать не обязательно (на усмотрение пилота). Надеюсь, что я удовлетворил ваше любопытство.
Хм… начали про Фому, закончили про Ерёму. Моя вина, зря несуразности копийных соревнований упомянул. Просто показалось, что у этих проблем один корень - нежелание ничего знать об авиации. Открывая тему я вообще-то хотел не только высказать своё негативное отношение, но и узнать мнение других авиамоделистов о существующем бардаке в терминологии. Есть ли у людей желание хоть что-то, оградить от жлобской американизации. Уже считается почти нормальным народ называть пиплом, девушек чиксами (цыпочки, англ.) и т.д. и т.п., видимо, настала очередь авиационно-технического жаргона… Или же всё идёт так как должно, и мне просто “больше всех надо”?
Судя по тому, что меня поддержали лишь два человека на форуме (очень им благодарен), так оно и есть. А жаль.
Смесь “французского с нижегородским” всегда была у нас в моде 😦
Смесь “французского с нижегородским” всегда была у нас в моде 😦
Тут историческая статейка на данную тему в журнале «Воздухоплаватель» 1912 год №5 ! 😁
epizodsspace.testpilot.ru/bibl/…/term-sovr.html
Это было ешё до форума. 😒
Кривое судейство в копиях? Нда… за 20 лет оказывается ничего не изменилось. Оно было таким и в середине 80-х… И тогда, несмотря на довольно ясные формулировки про реализм полета в правилах, пилотаж копий оценивался на самом деле по меркам пилотажек.
Что касается терминов - шелуха это все, большая часть нынешнего првнесеного жаргона отвалистя сама собой. Что-то останется, ну так тому и быть. Ведь не смущают же нас “исконно русские” авиационные слова элерон, интерцептор, шпангоут, стрингер, флаттер, бафтинг и тому подобное?
PS: Смешной пример, один мой приятель-программист защищал диплом лет 15 назад. И постоянно употреблял в докладе словечко “парсер” (часть программы, разбирающая текст). На что ему было указано старичком профессором, мол, почему вы не используете русскоязычный термин - синтаксический анализатор? На контрвопрос - а где здесь русские слова - ответа не последовало… 😃
… РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ …
Браво! За сколько времени на форуме увидел знакомое обозначение этой рулевой поверхности! А то, если честно, “рудер” у меня всегда ассоциировался с “газом”. Вы поймёте, остальным поясню: РУД - рычаг управления дросселем. В нормальном самолёте это как раз сектор “газа”. Пусть многие сочтут меня “динозавром”, но до сих пор, когда слышу “рудер” на ум приходит “газ”. И ещё… На моделях, я считаю, рулями и механизмами управляют РУЛЕВЫЕ МАШИНКИ а не “сервы”, а уж если лень много кнопок нажимать, можно просто РМ.
Я понимаю, что новое поколение уже выбрало “пепси” и что я никого не переделаю(да и зачем?), а вот встретить здесь человека, разделяющего собственные взгляды, редкость. Хоть кто то поймёт, а то накипело…
рулями и механизмами управляют РУЛЕВЫЕ МАШИНКИ а не “сервы”, а уж если лень много кнопок нажимать, можно просто РМ
Можно просто - мошонки.
Поколение не выбрало пепси - поколение кроме него ничего не знает. Вам, мне, некоторым еще повезло. Застали благословенные времена кружков и станций. А огромное количество людей нашего возраста начали заниматься моделизмом от силы год-два назад. Откуда им знать про рулевые машинки и руль направления? Так что увы - тенденция такова, что через годика два-три на “рулевые машинки” и “руль направления” будут делать рот буквой “О” и глаза так-же и переспрашивать: а где это деталь такая? Лично мне - пофигу. Кому как удобнее. Вы наверняка употребляете сокращение АРФ(ARF - almost ready to fly), а не ПГКП(почти готовый к полету). И если на то пошло, то элерон тоже надо заменить чем-то вроде “руля крена”.
Дело не в том, что используются заимствованные стандартизованные названия - элерон, шасси, гаргрот, кок и т.д. с ними всё ясно, а в том, что по незнанию общерпинятой и всем понятной авиационной терминологии “изобретаются” и заимствуются новые термины, которые просто вносят путаницу. Например один человек недавно спрашивал, как ограничить ход ретракта, он нашёл резистор в ретракте и стал ограничивать ход контактного ползунка !!! Оказывается он обозвал ретрактом приводную РМ, и так почти в каждой теме, полнейшая путаница с понятиями. Даже не знаешь, как ответить на вопрос, чтобы поняли. Хорошо ещё ручку газа “тротилой” не называют, кстати РУДом тоже.
Ясно, что много новичков начинает заниматься моделизмом и это отлично, мне бы их возможности выбора в своё время, но матчасть надо учить, хотя бы, чтобы понимать друг друга. Если начать обсуждать технику высшего пилотажа - это будет полный кирдык, мало кто чего поймёт. Поэтому тут эта тема не обсуждается вообще, все летают как бог на душу положет.
Для сведения, проше сокращать РН - Руль Направления (рудер путается с РУД), РВ -Руль Высоты (элеватор путается с одноимённой фигурой пилотажа), РМ - Рулевая Машинка . Букв меньше и понятней.
Вообще вся нормальная русская авиа терминология имеется в сети.
Кому это реально интересно и необходимо, то это найдет. Для посиделок после полетов или для форума это несколько излишне. Зачем забивать свой чердак тем, что может не понадобится?