Статья. Покритикуйте
Статья. Покритикуйте…
Даже незнаю в каой субфорум ее опубликовать… курилка мне запрещена.
Мне дали 5 полос в нашем региональном гламурном (глянцевом как Космополитан) автожурнале. Ну приехал (авто) редактор, сделали типа интервью. Отписали. Потом мы с женой редактировали. Утром в печать сдавать… Если не трудно, коллеги, посмиотрите чего я написал неправильно или косячно. Неохотао чтобы всё облажали уфимские моделисты-клубники.
Позиция журнала мне не понравилась - им нужны крутые личности, а я таким нехочу быть(((((
Вобщем пинайте как можете. За каждый ПРАВИЛЬНЫЙ пинок - спасибо.
_________________________
Да, и еще наш магазин по тексту рекламирется. Не примите за рекламу на этом сайте.
Журнал Уфимкий, автомобильный, называется ШТУРМАН - www.shturman.su
______________________________
Мир глазами птицы.
Сегодня у нас не только анонс новой рубрики, но и встреча с интересным человеком. Его творческие замыслы часто поражают своей неожиданностью. После столь глобального фотопроекта «Храмы Башкирии», представленного в 2007 году, он взялся за еще более сложную задачу – радиоуправляемую аэрофотосъемку. И хотя до него это уже делали – он поставил задачу сделать это лучше всех… И, похоже, ему удалось! Знакомьтесь – Олег Рашидов. Уфимский дизайнер, фотограф… а теперь – авиаконструктор и пилот!
Штурман: – Здравствуйте. Мы давно хотели открыть рубрику, посвященную радиоуправляемым моделям. Но вот узнали про Ваш проект и сразу решили взять у Вас интервью…
Олег: –Что ж – у Вас эксклюзив. По моему проекту еще не было публикаций)))
Ш: –Аэрофотосъемка с радиоуправляемого самолета – технически сложная задача. Вы, наверное, давно занимаетесь моделизмом?
Олег: –Если считать «тысячи» самолетиков из тетрадного листа – то всю жизнь (смеется), а так, по «моделистским» меркам, сравнительно недавно. Всего 2 года, а общий налет у меня вряд ли перевалил 100 часов. Вообще аэрофотосъемкой занимаются сотни моделистов по всему миру. И обычно люди, занимаясь именно моделизмом, приходят к идее «повесить» на самолетик фотоаппарат. Я же пришел в моделизм в 2007 году. Тогда с Зульфирой Бадгутдиновой мы делали фотопроект «Храмы Башкирии», и очень хотелось снять хотя бы пару объектов с воздуха.
Ш: –И вам тогда это удалось. Трудно было?
Олег: –Да нелегко, конечно, учитывая сжатые сроки и полное отсутствие опыта. Первая попытка собрать и освоить для этих целей «покупную готовую модель» самолета (это был Piper Cub Electro с размахом 1400 мм, выполненный из бальзы, облегченной модельной фанеры и пленки) чуть не отбила желание заниматься летным делом. Успешным был первый полет, второй и третий кончились ремонтом, четвертый – крешем. Проблема не только в малом опыте была – неудачно я выбрал и модель, и комплектующие.
Ш: –Так что, как показал вынужденный креш-тест, готовые авиамодели не подходят?
Олег: –И да и нет. Можно подобрать модель сравнительно простую и небольшую. Будут проблемы с установкой фотоаппарата, поэтому большинство, кто это делает ограничиваются «цифромыльницами» весом 100-150 г, иногда немного больше. Беда таких самолетиков – хрупкость. И чем больше такой самолет, тем больше его вес, и, соответственно, больше разрушений ему грозит при жесткой «встрече с планетой». Мне же приходится взлетать и садиться и в горных условиях, населенных пунктах, где много проводов, деревьев… Это чревато жесткими посадками. Из 5 посадок хотя бы одна получается жесткая, и даже не от «кривых рук пилота»… Вот последняя посадка в с.Знаменское, где снимали церковь – пришлось проныривать между проводами, чтобы сесть на единственную узкую дорогу при сильном боковом ветре, управляя самолетом с подсевшим аккумулятором и замерзшими руками… Подобные ситуации были летом в Нордовке и осенью на Павловке. Кстати, это можно посмотреть. Некоторые полеты засняты и представлены на моей видеостранице: www.youtube.com/profile?user=wwwvoronaorg&view=vid…
Ш: –Вы постоянно говорите «Мы летали», «Мы ездили». Кто это «Мы».
Олег: –«Мы» – это моя команда – жена Наташа, дети Андрей и Лена. Без них я бы не справился. Почти все видеополеты, кстати, сняты Наташей. А в этом году на симуляторе стало получаться у 6-летнего сына. Думаю, что на следующий год и он полетит…
Ш: –Что, по Вашему, представляют из себя самолеты, пригодные для аэрофотографии?
Олег: – В 2007 году я собрал большое летающее крыло. Это был самолет на основе чешского планера «Telink Tempest» размахом 1800 мм и площадью крыла 0.69 кв.м. Планер я моторизовал: оснастил силовой установкой 400Вт и литий-полимерными аккумуляторами 11В, емкостью 3.7А. Это позволяло самолету с 250 граммовым фотоаппаратом на борту (8-мегапиксельная Sony) подниматься на 500 метров и более, и в течение 10 минут выполнять маневры для заходов на съемку объекта. Так была отснята церковь в Андреевке (см. на сайте http://www.vorona.org– прим. ред.). Фотография вызвала большой интерес на выставке «Храмы Башкирии», что дало импульс к дальнейшему развитию темы аэрофотосъемки. Недостаток самолета – малая грузоподъемность, как и у всех летающих крыльев, а преимущество – возможность долго парить на ветру. Однажды я без мотора продержался в воздухе более 30 минут…. Устала шея вверх смотреть))))
Крылья «Темпеста» привлекли тем, что они из «неубиваемого» материала ЕПП (пенополипропилен), который внешне очень похож на шариковый пенопласт, но он очень прочный, упругий, не боится ударов. Из него часто делают очень живучие самолеты для начинающих. Самолет был усилен лонжеронами из 16 мм стеклопластиковых труб, проклеен по контуру толстой стеклотканью на эпоксидной смоле. Получилось очень надежно… Запуск с руки, посадка «на брюхо»… Куда только не сажал – все ему нипочем.
Но на этой фотографии я тогда и остановился. И время не позволяло, и выставка на носу была. Однако главное – легкая цифровая камера не давала нужного мне качества изображения… Ведь выставочный формат сегодня это 60х90 см и более!
Нужен был «фотопулемет», который способен снимать сериями хотя бы по 30 кадров со скоростью минимум 2 кадра в секунду. И чтобы качество каждой картинки было на высоте. Только такая техника позволила бы печатать качественные двухметровые панорамы. Выход один – современная цифровая зеркальная камера. У нее не только габариты большие, но и вес с объективом от 700 г до 1+ килограмма. Меньшее, увы, не устраивало!
Ш: –Но решение было найдено?
Олег: –Да, конечно. За зиму 2007-08 продумал несколько конструкций. Самолет делался исключительно функциональный, без «гламура». Сразу строилось 4 варианта. 2 после испытаний были разобраны, из оставшихся 2-х был выбран один и доведен до ума. В концепции аппарата все необходимое: грузоподъемность – большие крылья с «толстым» профилем, прочность – материал сотовый полипропилен, 8-мм березовая фанера, 20-мм стеклопластиковые трубы, наши ГОСТовские сталь и дюраль. Электродвигатель 1200Вт ( а это почти 2 лошадиные силы) и аккумулятор 22В с токоотдачей 70А на взлете. Вес самолета получился больше 4 кг, но он способен «утащить» в небо 1.2–1.5 кг полезную нагрузку и выполнять работу в течение 10-15 минут. Я ограничился фотоаппаратом Olympus E-420 весом 700 г. Вылетываю менше расчетного – 7–10 минут, т.к. сажать такой тяжелый самолет на «пустых» аккумуляторах – всегда большой риск. Летом прошлого года при съемке мечети в Усман-Гали из-за недостатка тяги при заходе на посадку я не смог перевалить лес и угодил в сосну. Пришлось как Тарзану лазить по веткам за самолетом, орущим на всю округу аварийной сиреной. Благо – Имам и его помощник помогли))))
Ш: –Аврийная сирена… Что там еще в самолете?
Олег: –Аварийную сирену я установил на случай падения самолета в поле, лесу, высокой траве, далеко от места взлета. Помогает найти его в экстренной ситуации. Но, пока, Бог миловал)))) А слышно ее метров за 50. Кроме стандартного авиамодельного оборудования на самолете установлены два электронных самолетных гироскопа от Futaba (большая редкость, заказывали в Японии). Они делают полет очень ровным. Я их включаю после набора высоты, а помогают они особенно при съемке панорам в вираже. Это одна из наиболее дорогостоящих «начинок» самолета.
Ш: – Впечатляет… Настоящий «беспилотник»!
Олег: –Нет конечно. В серьезных беспилотных летательных аппаратах все намного круче. И материалы изготовления – композиты, электроника, автопилоты и телеметрия, большое время полета. Потолок (высота полета – прим. ред.) беспилотника выражается уже четырехзначными метровыми цифрами, а цена – семизначными…. Мой самолет вполне себе любительский, хотя по итогам можно назвать его удачным, но не идеальным. Пару раз я думал сделать новый, более совершенный, но откладываю. Ведь этот справляется с задачей, и этого достаточно…
Ш: – А кто-то еще из моделистов поднимал в воздух «зеркалку»?
У нас, в России, судя по авиамодельным форумам, на такой вес фотоаппаратуры больше ни кто не замахнулся. Так что Уфа держит первенство))))). Хотя я видел пару ссылок по р/у вертолетам. Не знаю только, удалось ли им решить проблему вибрации – у винтокрылых машин она поболее будет, и планировать на них нельзя.
На американском сайте меня по срокам обогнали с проектом «Solution DSLR version» и подняли зеркальный фотоаппарат месяца на два раньше. Их самолет также электрический, но хрупкий, пенопластовый. После публикации нескольких снимков я больше не видел историю развития этого самолета. Думаю, он летает там у себя, на другом полушарии)))
Ш: –А когда фотовыставка?
Олег: –Выставка требует затрат, немалых. «И когда грянул гром» (это я про кризис) мы с партнерами проекта решили ее отложить. Сначала на лето 2009 года, а потом на конец 2009… Декабрь больше подходит для посещения выставки, а летом, решили мы, я успею «налетать» еще 5-10 хороших панорам. Так что, если все сложится как надо, – в декабре в Гостином дворе… Приглашаю.
Ш: –А что же моделизм как хобби? Или вы летаете только по «фотонеобходимости»?
Олег: –Я летаю и для удовольствия. Ведь моделизм – отличный вид хобби, а правильнее – технический вид спорта. В этом году у меня пилотажные модели – Katana и Як-54. Оба оснащены 4-тактными двигателями 13 куб. см (0.82 куб. дюйма). Самолеты легкие, весят менее 3 кг с топливом, и это при тяге моторов более 4 кг. На них можно выполнять фигуры пилотажа. Некоторые я уже освоил в авиасимуляторе и уже неплохо получается выполнять их в реале. Но, чтобы освоить пилотаж «на уровне» нужны годы тренировок и много терпенья. Это же спорт! Загляните на http://www.fasr.ru – это сайт Федерации авиамодельного спорта России (ФАС).
А летать мне нравится – лишь бы летало)))), равно как и всем, кто летает со мной в компании. И неважно – у кого лучше, у кого хуже получается. Всем интересно, а в компании друзей еще интереснее…
Ш: –А много людей занимается авиамоделизмом? Где вы обычно летаете, и можно ли посмотреть?
Олег: –У нас в Уфе 3 или 4 клуба… наверное, больше. Просто я не клубный человек, вот и не знаю точно. Я летаю в Максимовке – на старом аэродроме. Собираемся обычно по выходным, в субботу и воскресенье по утрам, иногда наоборот, к вечеру. Днем жарко, да и сильный дневной ветер не всем по нраву. Лично я могу полетать в любое время, кроме ночи, и в любую погоду. Со своим фотосамолетом я привык к самым сложным условиям полета))))). Кстати, один очень из очень уважаемых «летчиков» у нас на Максимовском аэродроме – «наш Эдик,… дедушка Эдик». Ему под 70. Он строит самолеты из пенопласта. И летает… молодец!
Вообще, заедьте в наш авиамодельный магазин PILOT-RC (на ул.Зорге, напротив Автовокзала) – спросите у ребят. Они знают все клубы и в курсе, где, когда и кто летает. Плюс они вам покажут самолеты, моторы, пульты управления… Там есть все что нужно, и цены нынче невысокие.
Ш: –Эээээ… Спрошу корыстно. Я, честно говоря, с прошлого года заглядывался в Масимовке на авиамоделистов и сам подумываю полетать… А выпуск, в котором редактор телепередачи «Галилео» собрал самолет и полетел – подогрел интереса! Как скажите, трудно начать?.. В симуляторе я уже потренировался!
Олег: –Нетрудно, если будет наставник… У меня его, увы, не было, но помогли мужики по всей России и не только – теперь многие из них стали друзьями. Я с ними общаюсь на форуме RCDESIGN.RU, а также на зарубежных ресурсах: RCGROUPS.COM и RCUNIVERSE.COM. И во многом мне помог директор нашего магазина Андрей Тананаев.
Теперь о деле. Есть у меня лишний 2-тактный мотор для ДВС-самолетов весом до 2–2.5 кг. Отдам. Модель вам подберем в нашем магазине, соберем и облетаем. Заодно – получится интересный материал для статьи в следующем выпуске «Штурмана»… Идет?
Ш: –Идет!
Олег: –И еще, т.к. «Штурман» читают автомобилисты, любящие погонять в Максимовке, хотелось бы обратиться к ним. Мы, моделисты, занимаем конец полосы, и не претендуем на ее многократно б о льшую часть… Полоса длинная, больше 2 км, насколько я помню, старайтесь к нам не «залетать». Ведь даже трехкилограммовый самолет (а в этом году появились и 8-килограмовые бензиновые!!!) с железным мотором под капотом, заходящий на посадку + ваши сто двадцать км/ч – очень опасная ситуация. Давайте уважать друг друга, и всем будет хорошо.
Ш: –Да, наш журнал присоединяется. Безопасность – превыше всего!
От имени журнала «Штурман» беседу вел Рашид Муллахметов.
Фото в журнале теже что на моем сайте vorona.org/view.php?thisitem=air
В принципе неплохо получилось,мне понравилось!Тем более столько трудов вложено в проект!!!
Неплохо.Можно сказать замечательно.
Правильно , что журналистский текст сами редактируете .
Классная статейка:) мне понравилась 😃 Ы:) я когда-то тоже писал, только, научную работу (школа требовала) по аэрофотосъемке…
Статья хорошая. Из мелких опечаток я заметил только “аккумуляторами 11В, емкостью 3.7А.” А если немного покритиковать, то по форме, мне кажется многовато технических деталей: типы аккумуляторов, мощности и т.п. Для технического журнала это не слишком “заумно”, но все-же вне данного сайта малопонятно. Я бы развил тему собственно съемок: храмов, памятников и т.п. Возможно, добавил бы еще несколько забавных случаев при съемках, раз им так “крутизна” важна.
А в остальном - достаточно познавательно и интересно. Поздравлаяю с грядущей публикацией!
Большое спасибо. Да, вижу что многовато техданных. Я и так ограничился, не стал писать размеры самолета, нагрузку на…
Вобщем-то статью уже в черне заверстали, жду посмотреть чистовой вариант. но правки уже нельзя вносить. Точнее можно, но я как бывший полиграфист-издатель знаю как это не нравится верстальщикам (сам таким был), поэтому править уже кроме опечаток не будем.
А редактору купили самолет-таки, тренер не захотели, а пилотажку для начала - нельзя. Выбрали среднее - Стик-40 от Thunder Tiger. Моделька легкая и простая. Мне понравилась. Мотор поставим мой Эво-36, думаю ему хватит.
Я незнаю как обратиться к модераторам (у меня в этом опыт печальный), если я статью переработаю в интернетный вариант, добавлю фото с борта и про самолет, или подробностей нужных, видео есть…, можно ли ее разместить в разделе статей RCDESIGN.RU
Также, если кому известно, что кто то летает с зеркальным фотоаппаратом - дайте знать!
Мне статья понравилась ! Про техданные и правда немножко многовато.
Мой коллега по работе, относящийся к нашему занятию с прохладцей, после принудительного прочтения сказал “теперь я понял как кино про войну снимают ! С камерой на самолётиках как у тебя.”
“теперь я понял как кино про войну снимают ! С камерой на самолётиках как у тебя.”
Это про Авиатор с Дикаприо…)))))
Олег, хорошая статья.
А как вы управляете самолетом на высоте 500 метров. Ведь надо им прицелится, а он почти как точка. В статье про полеты по видео не слова. То есть самолетом вы управляете визуально, как обычно, я правильно понимаю?
Статья хорошая. Но уместны ли в печатных изданиях скобки-смайлы?
Что ж – у Вас эксклюзив.
Правильнее: “Что ж, у Вас - эксклюзив.” и проч. стилистика.
Пунктуацию и правописание проверять будем, или народ схавает?
Также, если кому известно, что кто то летает с зеркальным фотоаппаратом - дайте знать!
Мы летаем с зеркалкой Olimpus 330 E на вертолетах, с осени 2006. (flyingcam.ru). Еще на вертах Sibiriada, Smollet, painter12.
Статья мне понравилась, все корректно и с чувством реальности, а то по телику такую ахинею покажут иногда, что смотреть стыдно.
Может заинтересует ссылка: профессиональныя съёмка с весны 2006 года
www.gayk-luftbildtechnik.de
Мы летаем с зеркалкой Olimpus 330 E на вертолетах…
А как победили вибрацию… На сайте я прочетал что бензин ❗ у вас…
Пунктуацию и правописание проверять будем, или народ схавает?
Смайлы в такой прессе уместны, т.к. по определению читательская аудитория журнала активные интернетчики. По орфографии и пунктуации после верстки работает их редактор и корректор. Окончательный макет мне проверить и утвердить… Технология такая в боьшинстве издательств вообщето…
Олег, хорошая статья.
А как вы управляете самолетом на высоте 500 метров. Ведь надо им прицелится, а он почти как точка. В статье про полеты по видео не слова. То есть самолетом вы управляете визуально, как обычно, я правильно понимаю?
Да не, такой размер не совсем как точка на 500… Я отъезжал от самолета для проверки на аэродроме, а жена его боком держала… Нормально. Кстати у меня зрение минус 3.25. На фотовлетах одеваю очки затемненные минус 4… Думаю человеку с единицей зрения сделать глаза более дальнозоркими можно попробовать очками минус 0.5 напремер (на время полета это не вредно).
Ну а с 500 метров редко и не приходится снимать. Высоту визуально я научился определять - это на форуме обсуждалось. Метров 100-200, (ну может 300) самое то. А с 500 все мелко.
Прицеливаюсь глядя на самолет. 2 года только и делал тренировки на прицеливание… Сначала мазал, поподание 1 из 100)))))) 😃
…потом лучше, потом в полет научился раза 3-4 схвотить объект. Тут спасибо моему ЛК Темпест. На нем была Сони с 3 кадра в серии… тяжко 😈
Поэтому в статье и пишу, что потребовался “фотопулемет”. Тренироваться снять в цель, ну может быть полетов 30-40 надо (при моих типах крепления камеры). Панорамы у меня снимаются в вираже. Сейчас на вылете 7 минут успеваю снять кадров до 20 максимум и из материала не только удается собрать панораму, а собрать 2 или три панорамы с разных ракурсов типа как Знаменское)))
vorona.org/cover/vorona.php?imagetoshow=9804132478…
vorona.org/cover/vorona.php?imagetoshow=9792855841…
Знаменское кстати были тяжелые условия, тем не менее собиралось 3 панорамы. 2 выбрал (одну вертикальную др. горизонтальную).
Вобщем, наверное, я пришел к выводу что в моей задаче легче натринероваться, чем покупать и ставить FPV…
А как победили вибрацию… На сайте я прочетал что бензин ❗ у вас…
[/B]
Виброразвязку никто не отменял, вот тут rcopen.com/blogs/5047 все подробно у Андрея расписано, подробнее некуда.
Тренироваться снять в цель, ну может быть полетов 30-40 надо
А всего лишь нужно было построить подходящую для сьемки платформу…
Так построй, какие проблемы. Будет у тебя лучше всех ☕