Орлята - учатся летать! Часть 1.
Привет, неуемные мои!
Ну вот, вы наконец-то обзавелись маньделькой самолета и какой-никакой аппаратурой.
Пришло время расправить крылья, т.е. попытаться попробовать себя в свободном полете (не путайте со свободным падением – всему свое время!). 😉
Сразу скажу: ежели рядом с вами есть человек, имеющий хотя бы несколько минут налета, вам несказанно повезло! Будет на кого положиться, а так же переложить ответственность за первые набитые шишки и разбитые самолеты. Да и после того как…, рядом с вами будет близкая по духу душа, с которой можно намахнуть стаканчик йогурта «Этиловый» (не перепутайте с кефиром «Метиловый», на котором в последний полет отправился ваш самолет!). 😦
Ну а если рядом никого нет?! Тогда остается надеяться, что дядька Glider не до конца выжил из ума, и он еще что-то помнит и сумеет вам рассказать…
Итак, первый полет. Предположим наихудший вариант: рядом с вам нет не только опытного наставника, но даже просто помощника, способного выпустить из рук самолетик в нужном направлении. Ну и что, оставить затею?
Как бы не так! Просто надо во всем полагаться на себя и не отступать перед временными трудностями.
Любой полет начинается на земле, точнее – в вашей мастерской, которую все нормальные авиамоделисты называют «моделкой». Именно здесь вы строили самолет, и не спешите его разбить. Перед тем, как идти на летное поле, просто необходимо еще раз проверить, правильно ли собрана модель, нет ли перекосов, соответствует ли расчетной нагрузка на крыло и есть ли у модели центр тяжести? А если есть, в нужном ли он месте… Кстати, на первый полет, центровку модели лучше сделать чуть более передней, чем указана на чертеже – так она будет «по тупее» и менее строга к вашим ошибкам пилотирования.
Не буду лишний раз напоминать о том, что при сборке радиоуправляемой модели НЕДОПУСТИМЫ какие-либо «сопли»: люфты или заедания в органах управления, некачественные пайки проводов, ненадежные крепления отъемных частей самолета (крыло, хвостовое оперение, гаргрот и сам двигатель), и т.д. Вы уже большие, и сами все прекрасно понимаете. Но вот о том, что бортовая аппаратура, а особенно – батарейка, надежно и должным образом закреплена в фюзеляже, и не телепается, как мотня на ветру, помнить стоит.
Все нормально? Ну и чудно, начинаем контроль аппаратуры! Лучше всего сразу определить для себя порядок этой проверки, и следовать ему всегда, просто запомнить и выполнять «на автомате».
Начинаем с проверки аккумуляторов. На передатчике обычно предусмотрена возможность контроля напряжения. Это - или стрелочный прибор, или электронный контроллер с выводом информации на ЖКИ (дисплей), или, на худой конец – линейка светодиодов, обычно разного цвета. Желательно, чтобы к первому полету аккумуляторы были «забиты под завязку», т.е. полностью заряжены. Для контроля бортовых аккумуляторов лучше обзавестись специальным контроллером: работоспособность батарейки и ее напряжение надо проверять ПОД НАГРУЗКОЙ. Обычно для этой цели используют вольтметр с растянутой шкалой на диапазон 3.5–6 В, параллельно которому включен нагрузочный резистор 10 Ом и мощностью не менее 5 Вт. Такой резистор будет имитировать реальную нагрузку. Запомните: измерять напряжение батарейки на холостом ходу нельзя! Никогда не делайте этого, не вводите сами себя в заблуждение!
Теперь проверим работу аппаратуры. Запомните, первым всегда включается передатчик, а затем – приемник. Порядок выключения аппаратуры – обратный. Даже когда ваша модель благополучно (или не очень) достигнет земли, не выключайте передатчик раньше приемника. Почему? Да потому, что приемник, лишенный «родного» управляющего сигнала, может отработать по случайной помехе, да так, что от рулевых машинок останется только корпус, а все нутряные петеренки-шестереночные придут в негодность от перенагрузки.
Уверен, что вы прочитали мои первые вирши, и знаете порядок расположения ручек управления на передатчике и соответствие каналов. Если вы не «однорукий Джо», правая рука у вас будет управлять элеронами (т.е. креном модели), а левая – рулем высоты. При настройке вы должны смотреть на самолет сзади. Движение правой руки «вправо» должно отклонять элерон на правой плоскости вверх (на левой – вниз), и наоборот. Левая рука, идущая «на себя» отклоняет руль высоты вверх, от себя – вниз. Обязательно оттриммируйте модель на земле. Это значит, что в среднем (нейтральном) положении ручек управления все рули на модели должны находиться, так же, в «нейтрали». Эту операцию нужно проводить путем изменения длины тяг, а не перемещением триммирующих ручек – они вам еще понадобятся для подстройки в полете.
Теперь проверим максимальное отклонение рулей. Для первого полета желательно ограничить углы отклонения всех рулей примерно половиной максимального хода. Но в любом случае, в крайних положениях рулей, машинки (сервы) не должны испытывать нагрузки (не должно быть механических ограничений и упоров, мешающих свободному перемещению качалок, тяг, самих рулей и заеданий в шарнирах и навесках). На любые чрезмерные нагрузки машинки реагируют своеобразным «рокотом», а батарейка при этом интенсивно разряжается.
Ну что ж, модель к полету готова. А вы сами? Готовы? Тогда – вперед! 😃
Да, а что же мотор, пропеллер, горючка, свечи…? Забыли?
Давайте подумаем: а оно вам надо на первый полет? И четко скажем – НЕТ! (Конечно, кроме моторчика, он нужен вместо балласта, иначе о какой центровке шла речь?)
Ну, а пока вы, в окружении толпы соседских мальчишек, гордо идете со своим самолетом в руках и с передатчиком на шее до ближайшего колхозного поля, я успею поспать – поздно уже… 😉
Продолжим завтра, в Части 2.