Для тех, кто только выпал из гнезда. Часть 1.

Glider

Привет, желторотые мои!
(Не обижайтесь, и мы когда-то были рысаками! 😃 ).
Если вы собираетесь построить (купить, украсть, взять на прокат) свою первую RC-модель, то начинать нужно примерно с такого самолета (их еще ласково называют - “м…вошки”):

  1. Планер:
  • фюзеляж (это основной элемент конструкции, к которому прибивают все остальное) липа, сосна, фанера, коробчатой конструкции, с концевой балкой из брусочка, без всяких вывертов - просто, надежно, ремонтабельно. Длина фюзеляжа - 1100-1300 мм, из них на хвостовую балку приходится половина. Мидель - примерно 80*80 мм, не надо ужиматься, в объемной коробке легче разместить и обслуживать аппаратуру. Шасси делать не надо: обычно первый самолет запускают с руки, а садится он на костыль из проволоки (проволока ОВС 4 мм - лучший вариант);
  • крыло (это то, на чем, собственно, и будет держаться в воздухе ваш технический опус) - из пенопласта, с двухбалочным (двухэтажным) сосновым лонжеронон, передняя кромка желательна из плотной бальзы (это то дерево, на котором Тур Хейердал бороздил просторы океана), но пойдет и сосенка, так же, как и для задней кромки. Собирать крыло нужно на клее ПВА (в любой строительной лавке - четвертак банка). Профиль крыла - что-нибудь классически-тихоходное, например - Clarc Y. Обтяжка - бумага, очень здорово подходит рулонная для принтеров, знаете, такая, с дырочками, но сгодится и обычная газета (не шучу, это - серьезно!), если кто выписывает. Да и раскраску подобрать в газете можно на свой вкус. Бумага наклеивается на очень жиденьком ПВА, затем желательно покрыть прозрачным спиртовым лаком, не нитро! - такой лак разъедает пенопласт. Лучше по бумаге обтянуть тонким лавсаном. Размах - не менее 1500 мм, больше - лучше, но делать новичку сложнее. Хорда - 200-250 мм центр, 120-150 - законцовка. На первом самолете нужно обязательно сделать глубокое V (примерно 5-10 градусов). Вообще, чем больше крыло и глыбже V, тем лучше и стабильнее летит самолет (даже без вашей помощи, главное - не мешать ему!). Элероны: ширина - 25-40 мм в центре и 15-20 мм на краешке. Можно по всему размаху крыла, можно - меньше, но тогда до законцовки стоит приклеить пластину, продолжающую геометрию элерона.
  • хвостовое оперение - киль и стабилизатор - пенопласт, бальза, можно сделать наборные из легкой сосны или липы. Достаточно развитые по площади. Размерения - не очень принципиальны, исходите из эстетических соображений. Обтяжка - самоклеящейся термопленкой или бумагой. Руль направления на первом самолете не нужен, вполне достаточно руля высоты и элеронов.
    Раскрашивать ваш первый самолет не рекомендую по ряду причин: нет опыта, нальете клея и краски, а красиво все равно не получится, а главное - ЭТО НИ КОМУ НЕ НАДО! Ведь вы делаете самолет для того, что бы летать, а не что бы закрыть выдранный кусок обоев на стене! Правда, дедушка Туполев со мной не согласился бы. Он утверждал, что хорошо летают только красивые самолеты… 😉 . Но поверьте: первый самолет, даже сказочно красивый на первом взлете, очень скоро таким не будет!

Продолжение – в Части 2.

5 years later
flysnake

Согласен с Glider почти на 100%.
Совсем мелкие замечания. Сам я относительно недавно научился летать (на специально сделанном учебном планере из потолочки для динамы) и у меня свежий опыт. Чуть позже одновременно двое моих друзей тоже учились летать в динаме на планерах и их модели облетывал я. Сейчас как раз собираюсь делать первую ДВС (тоже, в основном, из потолочки).
Итак, замечания.

  1. Не указан объем двигателя. Вероятно, подразумевалось 3-6см**3
  2. Мне неясно, зачем обтягивать крыло бумагой и зачем деревянная передняя кромка. Как раз крыло одиного из планеров было сделано именно так. В результате аварии крыло поломалось и чинить его было существенно труднее, чем цельнопенопластовые (с лонжероном, как предлагается) обтянутые обычным прозрачным широким скотчем (около 5см шириной) (скотч наклеивается вдоль лонжерона, начинать надо от задней кромки, нахлест 2-5мм). Учтите! Тут я вполне могу ошибаться! Все же опыт совершенно несоизмерим.
    И одно “технологичское” предложение. По поводу вклейки лонжерона. Без опыта в пенопласте трудно вырезать ямки под лонжерон. Предложение следующее.
    Делаете крыло из пенопласта нужного профиля, только его хорду уменьшаете на ширину лонжерона.
    Затем это крыло разрезаете в том месте, где будет лонжерон.
    Делаете “сэндвич” лонжерона (нижняя планка - пенопласт - верхняя планка), не склеивая. Сладываете все вместе (лонжерон, пенопластовое крыло). Если есть перекосы, несовпадения и так далее, то устраняете их подшкуривая пенопласт.
    Слеиваете лонжерон.
    Склеиваете все крыло. Лонжерон ни в коем случае не должен торчать из профиля, лучше, если он слегка утоплен.
    Подшкуриваете пенопласт. Небольшие искажения профиля на летных характеристиках не скажутся.
    Обтягиваете.
    По поводу крепления крыла. Я собираюсь крепить его резинками. Чтобы резинки не прорезали пенопласт, центроплан укреплю шпоном. На мой взгляд, крепление крыла резинками резко увеличивает живучесть модели при жестких посадках.
cyklop

Раз уж такая пьянка, то спрошу.
Кто же такой Glider, и за что его “закрыли надолго”? 😊

flysnake
boroda_de:

Во второй части многое описано:

Я и не заметил 😃 Впрочем, “всплытие” поста полезно. У меня знакомый парень решил заняться RC (электролет). Долго и упорно его убеждал, что первую модель надо не по внешнему виду выбирать (он готовую покупал). Сошлись на пенопластовом высокоплане. Потом в магазине его убедили купить еще простенькую модель из ЕРР…

cyklop:

Раз уж такая пьянка, то спрошу.
Кто же такой Glider, и за что его “закрыли надолго”? 😊

Попробуй в инете поискать. По моим впечатлениям - грамотный мужик с очень большим опытом. Видел как-то его сайт, но ссылок не помню.

romychs

Модератор

В данном разделе явно не место для обсуждения конкретных личностей и их взаимоотношений. Посему, флуд потер, подарки раздал.