Для тех, кто только выпал из гнезда. Часть 1.
Привет, желторотые мои!
(Не обижайтесь, и мы когда-то были рысаками! 😃 ).
Если вы собираетесь построить (купить, украсть, взять на прокат) свою первую RC-модель, то начинать нужно примерно с такого самолета (их еще ласково называют - “м…вошки”):
- Планер:
- фюзеляж (это основной элемент конструкции, к которому прибивают все остальное) липа, сосна, фанера, коробчатой конструкции, с концевой балкой из брусочка, без всяких вывертов - просто, надежно, ремонтабельно. Длина фюзеляжа - 1100-1300 мм, из них на хвостовую балку приходится половина. Мидель - примерно 80*80 мм, не надо ужиматься, в объемной коробке легче разместить и обслуживать аппаратуру. Шасси делать не надо: обычно первый самолет запускают с руки, а садится он на костыль из проволоки (проволока ОВС 4 мм - лучший вариант);
- крыло (это то, на чем, собственно, и будет держаться в воздухе ваш технический опус) - из пенопласта, с двухбалочным (двухэтажным) сосновым лонжеронон, передняя кромка желательна из плотной бальзы (это то дерево, на котором Тур Хейердал бороздил просторы океана), но пойдет и сосенка, так же, как и для задней кромки. Собирать крыло нужно на клее ПВА (в любой строительной лавке - четвертак банка). Профиль крыла - что-нибудь классически-тихоходное, например - Clarc Y. Обтяжка - бумага, очень здорово подходит рулонная для принтеров, знаете, такая, с дырочками, но сгодится и обычная газета (не шучу, это - серьезно!), если кто выписывает. Да и раскраску подобрать в газете можно на свой вкус. Бумага наклеивается на очень жиденьком ПВА, затем желательно покрыть прозрачным спиртовым лаком, не нитро! - такой лак разъедает пенопласт. Лучше по бумаге обтянуть тонким лавсаном. Размах - не менее 1500 мм, больше - лучше, но делать новичку сложнее. Хорда - 200-250 мм центр, 120-150 - законцовка. На первом самолете нужно обязательно сделать глубокое V (примерно 5-10 градусов). Вообще, чем больше крыло и глыбже V, тем лучше и стабильнее летит самолет (даже без вашей помощи, главное - не мешать ему!). Элероны: ширина - 25-40 мм в центре и 15-20 мм на краешке. Можно по всему размаху крыла, можно - меньше, но тогда до законцовки стоит приклеить пластину, продолжающую геометрию элерона.
- хвостовое оперение - киль и стабилизатор - пенопласт, бальза, можно сделать наборные из легкой сосны или липы. Достаточно развитые по площади. Размерения - не очень принципиальны, исходите из эстетических соображений. Обтяжка - самоклеящейся термопленкой или бумагой. Руль направления на первом самолете не нужен, вполне достаточно руля высоты и элеронов.
Раскрашивать ваш первый самолет не рекомендую по ряду причин: нет опыта, нальете клея и краски, а красиво все равно не получится, а главное - ЭТО НИ КОМУ НЕ НАДО! Ведь вы делаете самолет для того, что бы летать, а не что бы закрыть выдранный кусок обоев на стене! Правда, дедушка Туполев со мной не согласился бы. Он утверждал, что хорошо летают только красивые самолеты… 😉 . Но поверьте: первый самолет, даже сказочно красивый на первом взлете, очень скоро таким не будет!
Продолжение – в Части 2.
acx
Согласен с Glider почти на 100%.
Совсем мелкие замечания. Сам я относительно недавно научился летать (на специально сделанном учебном планере из потолочки для динамы) и у меня свежий опыт. Чуть позже одновременно двое моих друзей тоже учились летать в динаме на планерах и их модели облетывал я. Сейчас как раз собираюсь делать первую ДВС (тоже, в основном, из потолочки).
Итак, замечания.
- Не указан объем двигателя. Вероятно, подразумевалось 3-6см**3
- Мне неясно, зачем обтягивать крыло бумагой и зачем деревянная передняя кромка. Как раз крыло одиного из планеров было сделано именно так. В результате аварии крыло поломалось и чинить его было существенно труднее, чем цельнопенопластовые (с лонжероном, как предлагается) обтянутые обычным прозрачным широким скотчем (около 5см шириной) (скотч наклеивается вдоль лонжерона, начинать надо от задней кромки, нахлест 2-5мм). Учтите! Тут я вполне могу ошибаться! Все же опыт совершенно несоизмерим.
И одно “технологичское” предложение. По поводу вклейки лонжерона. Без опыта в пенопласте трудно вырезать ямки под лонжерон. Предложение следующее.
Делаете крыло из пенопласта нужного профиля, только его хорду уменьшаете на ширину лонжерона.
Затем это крыло разрезаете в том месте, где будет лонжерон.
Делаете “сэндвич” лонжерона (нижняя планка - пенопласт - верхняя планка), не склеивая. Сладываете все вместе (лонжерон, пенопластовое крыло). Если есть перекосы, несовпадения и так далее, то устраняете их подшкуривая пенопласт.
Слеиваете лонжерон.
Склеиваете все крыло. Лонжерон ни в коем случае не должен торчать из профиля, лучше, если он слегка утоплен.
Подшкуриваете пенопласт. Небольшие искажения профиля на летных характеристиках не скажутся.
Обтягиваете.
По поводу крепления крыла. Я собираюсь крепить его резинками. Чтобы резинки не прорезали пенопласт, центроплан укреплю шпоном. На мой взгляд, крепление крыла резинками резко увеличивает живучесть модели при жестких посадках.
Во второй части многое описано:
rcopen.com/forum/f91/topic1335
А вообще посту уже 5 лет! 😁
Раз уж такая пьянка, то спрошу.
Кто же такой Glider, и за что его “закрыли надолго”? 😊
Во второй части многое описано:
Я и не заметил 😃 Впрочем, “всплытие” поста полезно. У меня знакомый парень решил заняться RC (электролет). Долго и упорно его убеждал, что первую модель надо не по внешнему виду выбирать (он готовую покупал). Сошлись на пенопластовом высокоплане. Потом в магазине его убедили купить еще простенькую модель из ЕРР…
Раз уж такая пьянка, то спрошу.
Кто же такой Glider, и за что его “закрыли надолго”? 😊
Попробуй в инете поискать. По моим впечатлениям - грамотный мужик с очень большим опытом. Видел как-то его сайт, но ссылок не помню.
Кто же такой Glider,
смотрите сами
Школа дядьки Глайдера
Модератор
В данном разделе явно не место для обсуждения конкретных личностей и их взаимоотношений. Посему, флуд потер, подарки раздал.