Расчет САХ и центровка с крыльями сложной формы

Ярослав_Питер

Всем привет! Может, я для себя открыл Америку и изобрел велосипед, но недавно столкнулся с неожиданным результатом при расчете САХ. А делал я биплан (полутораплан, точнее), да еще с крыльями вот такой формы:

Ну, думаю, крылышко прямоугольное, законцовка косая - фиг с ней, берем и принимаем за САХ крыла ширину прямоугольника. Так же с нижним крылом, а потом считаем САХ биплана, т.е. проводим линию, параллельную хордам обоих крыльев, на расстоянии от нижнего крыла А*S1/(S1+S2), где S1 - площадь верхнего крыла, S2 - нижнего, А - расстояние между крыльями:

Так вот, все бы ничего, но таким методом я получил дико переднюю центровку и “кирпичную” модель. Почему? Оказывается, если посчитать САХ моих крыльев по-честному, а именно (источник не помню):
“Сначала определяете САХ каждого участка bi и их смещение относительно носка корневой хорды xi. Затем вычисляете САХ крыла b=(S1*b1+S2*b2)/(S1+S2)
Аналогично вычисляете смещение носка САХ относительно носка корневого профиля.
х=(S1*x1+S2*x2)/(S1+S2)”,
то кратина будет изрядно отличаться! На моем втором чертеже красным нанесены уточненные расчеты. Точки одинаковой центровки (20, 25, 30%) сместились миллиметров на 5, что при моих размерах модели (хорда верхнего крыла 110 мм) уже немало. После сдвига аккума назад все стало хорошо.
Мораль:

  1. не пренебрегаем точными расчетами, иногда кажущиеся малыми величины дают заметный эффект;
  2. на крыле с маленькой хордой миллиметры положения ЦТ уже дают изрядное изменение центровки в % и меняют поведение модели…