Техника работы рулем направления.
Вопрос такой: для чего нужен руль направления и как с его помощью выполнить разворот в горизонтальной плоскости на тренере с верхним крылом. Летаю недавно, сейчас разворачиваюсь только с помощью элеронов. Недавно люди подсказали что с помощью руля направления можно выполнить разворот с гораздо меньшим радиусом, что актуально при выравнивании на полосу при заходе на посадку. Пробовал в симуляторе (Real Flight G3.5 самолет РТ-40) осуществить сей маневр, но самолет резко теряет высоту и сваливается в штопор. В реале пробовать не решился. Подскажите как правильно выполнять такие развороты ?
При развороте на тренере с элеронами руль направления использовать бессмысленно, он создает такой же крен как и при работе элеронами.
Получается следующее - элеронами задаем крен, да еще и рулем направления этот крен увеличиваем, плюс ко всему и высоту теряем.
Если выполнять разворот не задавая крен, т.е. отклонить руль направления и компенсировать получившийся крен элеронами - то штопор гарантирован.
Разворот произвожу элеронами и рулем высоты: задаю крен, и ручку на себя.
А руль направления использую лишь при посадке.
Абсолютно неверно. ПРАВИЛЬНО вираж производится согласованной работой элеронов и руля направления. Насколько отклонять РН - это уже на каждом самолете по своему.
Попробуйте в симуляторе сделать разворот с малым креном, с и без РН, без потери высоты. РН давать НЕ СИЛЬНО! Почуствуйте разницу.
Абсолютно неверно.
Почему, можно услышать?
Подскажите как правильно выполнять такие развороты ?
Из моего опыта (все это имхо).
Сваливание самолета происходит при избыточном угле поворота рудера. Попробуйте уменьшить расход и поймаете точку где самолет рулит но не сыпется.
Я импользую РН для:
- хождение на ноже,
- небольшая корреткировка курса на горизоталях,
- корректировка на вертикалях
- штопор
- точечные бочки и т.д.
Для поворотов использую элероны, чуть корректируя горизонт виража рудером (если нужно). Хотя выпендрится можно.
Для захода на посадку вообще его в принципе не использую. Т.к. имхо посадка маневр сложный, с ней бы по 2-м каналам совдладать (элероны и РВ).
Опыты с корректировкой ружером траектории посадки были плачевными.
По этому сажаю так - вывожу на ровную глиссаду, направление и боковой ветер немного корректирую элеронами (они более предсказуемы, чем рудер) и ровненько сажусь, сосредотачиваясь на рулении по вертикали.
Я импользую РН для:
- хождение на ноже,
- небольшая корреткировка курса на горизоталях,
- корректировка на вертикалях
- штопор
- точечные бочки и т.д.
Вот, вот, плюс повисеть, силовая бочка, ну и роллинг харриер, с бочками по кругу…
Зависит от конкретного самолета, хотя в 90% рудер в вираже не так сильно нужен.
Но вот конкретный пример чудо-рудера - байп G.P. Рефлекшн, зальный акробатический плосколет.
Все повороты ТОЛЬКО на рудере. Зато на месте (практически вокруг морды). Хотя коррекции РВ требует при этом - просаживается сильно, хотя штопорить при включеном моторе упорно не желает…
Элероны - только для контроля крена и пилотажа… А вот попытка войти в вираж обычным способом приводут к постановке на нож, и очень большим радиусам разворота, не смотря на работу РВ, хотя те же петли выполняются на одном месте ,через голову, что в вверх, что в низ. Можно вписать вертикальную 8-ку в диаметр 3 метра - т.е. эвффективность РВ очень высокая… Я после месяца полетов на нем не мог рулить обычными пилотагами - привычка рулить рудером очень цепкая, хрен из головы выкинишь… А пилоты, которым отдаешь управление, через десяток секунд возвращают пульт - не понятно как на ЭТОМ летать 😃
Зато плюсы - фиксированые бочки и полет на ноже практически без вмешательства рудера. Т.е. я могу элеронами резко бросить его на нож, и в таком положении лететь по прямой сколько угодно долго, почти не трогая ни рудер, не РВ… Тоже самое относиться и к инверсу - самолет абсолютно нейтральный по всем осям… Как поставишь - так и летишь… Единствено, в висении и на хариере рудером работаешь много, а вот элероны не трогаешь вообще, разве что для силовой бочки…
Вот такой противоречивый самолет… Хотя отмечу еще раз - это больше исключение из правил…
ПРАВИЛЬНО вираж производится согласованной работой элеронов и руля направления. Насколько отклонять РН - это уже на каждом самолете по своему.
Почему, можно услышать?
Для коррекции бокового соскальзования внутрь поворота…
но это в теории… А на практике это обычно ни в чем не выражается, либо это соскальзование слишком мало, чтоб об этом думать…
Опять же, от самолета зависит…
Всем спасибо за советы, особенно Tahorg. Сейчас попробовал в симе и действительно если РН работать немного, то самолет в штопор не сваливается, а разворот получается более четкий и с гораздо меньшим радиусом. Рулем высоты и элеронами только корректировать положение модели. Небольшую корректировку курса можно опять же элеронами. Вообщем буду тренироваться в симе использовать все рули 😃 .
Это особенно заметно на планерах. Размах и момент инерции относительно вертикальной оси большой. При развороте нужно сообщить модели угловую скорость по курсу. Если работать только элеронами, в начальный момент нет никакого углового ускорения по курсу.
Если же “перестараться” рулем поворота, можно загнать модель в штопор (на внутреннем крыле резко падает подъемная сила).
При развороте на тренере с элеронами руль направления использовать бессмысленно, он создает такой же крен как и при работе элеронами…
Не совсем верно, все зависит от конфигурации модели, может разворачивать в противоположную сторону. А так-же, на моделях с удлинненем крыла менее 5 руль напрвления не особо нужен для разворота.