Положение стабилизатора относительно крыла

Неман

Всем здравствуйте.
Вопрос к конструкторам моделей и умудренным опытом.
Расскажите, пожалуйста, о влиянии положения стабилизатора относительно крыла в вертикальной плоскости(выше, ниже или в плоскости крыла) на адекватную работу стабилизатора.

Модель типа “тренер” высокоплан, крыло прямое без V-образности. Площадь стабилизатора - 20%площади крыла, плечо 2.55 САХ

Какое положение наиболее выгодное на большинстве режимов полета? Или на “тренере” можно не заморачиваться этим вопросом?

Спасибо

Vladimir_T

Вообще правило одно, ГО должно располагаться в струе винта и даже немного ниже, при этом сохраняется эффективность ГО на больших углах атаки. Высоко расположенное оперение может попасть в область завихрений крыла, что затруднит выход модели из штопора. Официально, если не ошибаюсь, то по высоте стабилизатор дозволяется ставить в пределах 0,3…0,4 от Вкр (корневой), можно и ниже, но не в струе завихрений крыла (при прямолинейном полете). И еще, я бы постарался исключить угол примерно 16 градусов и выше, при котором происходит срыв потока с крыла. Что касается вертикального оперения, то для него главный враг- стабилизатор, в штопоре, он своими завихрениями затеняет киль и РН. Достаточно, чтобы примерно 30% РН были вне зоны затенения, этого хватит для уверенного выхода из штопора. Что касаемо вашего тренера, то установка стабилизатора чуть ниже оси хорды крыла будет в самый раз.

Неман

Большое спасибо за обстоятельный ответ. Со стабилизатором все понятно.
Не очень разобрался с килем. Вы писали, что:“Достаточно, чтобы примерно 30% РН были вне зоны затенения, этого хватит для уверенного выхода из штопора”. Я правильно понял, что РН должен быть чуть “длиннеее” стабилизатора при виде сверху, т.е. выходить за его проекцию? Или же наоборот, киль должен быть чуть ближе к крылу чем стабилизатор?

Ой, просматривал сокращенную версию сайта и не увидел изображения. Теперь все стало понятно.