Как вычислить угол поворота цельного стабилизатора?
Я вот думаю: хочу следующую пилотажку сделать с цельным хвостом но есть три проблемы/задачи:
- как вычислить размер кабанчика если буду делать управления как Иосиф показывал? кабанчик впереди оси вращения.
- стабилизатор будет сидеть на стержене диаметром 10мм. Ка вычислить оптимальное положения оси вращения стабилизатора в зависимостри от хорды
- как зделать чтобы стержень держался в стабилисаторе без перекашивания ис вращался легко
Мой тренер Сергей Белко одно время в 90-х летал на цельноповоротным стабилизаторе, помню он упоминал первые два пункта поста Славы как основополагающие хорошей управляемости. Определял он эти параметры сначала интуитивным а потом опытным путем, попробую узнать может что то еще сохранилось. С его слов ему удалось добится практически тех же параметров что и при классической схеме но без явных преимуществ, поэтому работы в этом направлении свернул.
- как зделать чтобы стержень держался в стабилисаторе без перекашивания ис вращался легко
стальная проволока в дюралюминиевой трубке.
- как зделать чтобы стержень держался в стабилисаторе без перекашивания ис вращался легко
идея посадить на подшипники
идея посадить на подшипники
Для надежной, длительной работы с приемлемыми люфтами наверное только так.
идея посадить на подшипники
маленькие,закрытые(от грязи).
- как вычислить размер кабанчика если буду делать управления как Иосиф показывал? кабанчик впереди оси вращения.
Я так понимаю речь идет о кулисном механизме? В журнале Stunt News была статья про Max Bee Игоря Бургера, там если я не ошибаюсь был приличный раздел про его систему управления.
Для цельноповоротного стабилизатора нелинейная зависимость отклонения думаю разумная идея.
Расчет возможен графически (что не совсем удобно для сложных систем), либо в CAD программах используя параметризацию или специализированные модули проектирования.
- стабилизатор будет сидеть на стержене диаметром 10мм. Ка вычислить оптимальное положения оси вращения стабилизатора в зависимостри от хорды
Ось вращения должна быть впереди центра давления стабилизатора, иначе система будет неустойчива. Плюс с конструктивной точки ось вращения предпочтительно разместить в месте max строительной высоты стабилизатора. Исходя из этого, нужно определить ЦД (центр тяжести плоской фигуры из однородного материала), и подогнать профиль с расположением оси вращения исходя из положения линии ЦД стабилизатора.
- как зделать чтобы стержень держался в стабилисаторе без перекашивания ис вращался легко
Я бы закрепил стержень неподвижно в стабилизаторе, а в фюзеляже поставил пластиковые подшипники со стеклянными шарами вроде таких:
www.ebay.com/itm/…/202025198580?epid=2195562360
P.S. Система с цельноповоротным стабилизатором очень усложнит конструкцию и увеличит вес, без гарантии какого-либо результата… Я бы рассматривал это чисто как эксперимент, а не как гарантированный способ получения какого-либо эффекта.
Простите, может это Вам поможет.rcopen.com/forum/f83/topic303301
В начале 80-х пилотажники уже делали цельноповоротные стабилизаторы и на подшипниках и на втулках и даже в Моделисте-конструкторе (номер не помню,был у меня) была большая статья с чертежами и формулами расчета кордовых моделей с таким оперением,там была большая пилотажка с треугольным крылом и треугольным стабом под Радугу 7,НО потом от этой затеи отказались как не практичной и не приносящей никаких улучшений в плане пилотажа.Я тогда был молодой и руки чесались создать этакое супер-пупер чтоб удивить и что то доказать старшим товарищам.Даже чертеж нарисовал.Но мой тренер А.П.Листопад в то время сказал мне что бы я не тратил время на всякую фигню а побольше летал и отрабатывал комплекс.И знаете,в итоге он оказался абсолютно прав.
Предполагаю, что ось поворота стабилизатора должна делить его на 2 равные по площади части. Тогда ось будет разгруженной.
должна делить его на 2 равные по площади части
Нет.Точно не помню но в статье в Моделисте-конструкторе было сказано гдето 23-24% САХ стабилизатора.
Мой тренер Сергей Белко одно время в 90-х летал на цельноповоротным стабилизаторе, помню он упоминал первые два пункта поста Славы как основополагающие хорошей управляемости. Определял он эти параметры сначала интуитивным а потом опытным путем, попробую узнать может что то еще сохранилось. С его слов ему удалось добится практически тех же параметров что и при классической схеме но без явных преимуществ, поэтому работы в этом направлении свернул.
Кое что узнал. На модели схемы и размерности Классики Яценко с цельноповоротным стабилизатором - при ходе основной качалки ± 45градусов ( качалка 90х25мм) элероны откланялись на ±35, стабилизатор ±20…25градусов. Ось вращения была с дюраля в фюзеляже вклеена капролонавая втулка, первоначально ось вращения находилась на 45% САХ но модель с таким положением оси была неустойчивой и подмахивала слегка хвостиком даже при полете по горизонту, после того как отпилили 10мм передней кромки по всему размаху стабилизатора все вошло в норму и модель управлялась абсолютно нормально не чем не отличаясь от обычной схемы.
Я вот думаю: хочу следующую пилотажку сделать с цельным хвостом но есть три проблемы/задачи:
- как вычислить размер кабанчика если буду делать управления как Иосиф показывал? кабанчик впереди оси вращения.
- стабилизатор будет сидеть на стержене диаметром 10мм. Ка вычислить оптимальное положения оси вращения стабилизатора в зависимостри от хорды
- как зделать чтобы стержень держался в стабилисаторе без перекашивания ис вращался легко
Могу рассказать последовательно и не просто в теории, а из опыта многлетнего исполнения таких стабилизаторов (с 1975года). Буду ссылаться на себя, стабилизаторы делал с обратным “V”, около 110 градусов в развале.
Начнем с п.2. 2) У меня на радио и кордовых пилотажках осью для цельноповоротного ст-ра служили 10мм трубки от складного зонта, а подшипники в ст-ре делал из охватывающих трубок того же зонта в двух местах - комле и на расстоянии 80…100мм. Ось вращения, как и положено находилась на 25%-5мм по САХ от передней кромки. Площадь ст-ра как у классических моделей.
- Я задавал угол поворота + 20 градусов, при этом отклонение поверхности происходит по эспоненте (как на элеронах Бургера) в следствие применения кулисы. Все размеры в кинематической цепи считаются (строятся) не сложно, нужны исходные данные: а) геометрия и отклонения главной качалки; б) желаемое отклонение стабилизатора, в соответствии с макс. отклонением главной качалки.
- Не мудрствуя лукаво всегда делал предельно просто: на конце трубки-оси сверху и снизу прорезаны пазы шир. 1мм и сектором равным повороту ст-ра, т.е. сверху около 45 град. и снизу столько же. При установке ст-ра на ось, с этим пазом совмещается отверстие на трубке-подшипнике и вставляется пружинящий шплинт из проволоки 1 мм, проходящий ст-ор на сквозь через паз в оси вращения. При каждой сборке все поверхности трения смазываются консистентной смазкой. Отказов и поломок не было. Пробовали так же делать на радиопланерах, но с положительным “V” и стреловидным стаб-ом, для разгрузки хвостовой балки планера.
Нет.Точно не помню но в статье в Моделисте-конструкторе было сказано гдето 23-24% САХ стабилизатора.
Для цельноповоротных поверхностей ось вращ. должна проходить чуть впереди ЦД. Как известно, для симметр. профилей ЦД находится на 25% хорды. Для разгрузки мех-ма управления, принято смещать ось вперед на 5…15мм. 5-для небольших моделей, 15-в том числе, для большинства ЛА.
Я насколько помню, вся эта возня с цельноповоротниками затевалась ради аэродинамической компенсации шарнирного момента и снижения потребного усилия для поворота руля. По идее модель с цельноповоротником должна точнее управляться при очень слабом натяжении корд. Но вот скажите люди опытные: кому-нибудь не хватает натяжения современной пилотажки с движком от 10 кубов и выше? Или электричкам с движками под киловатт?
Для кордовых моделей смешно озадачиваться шарнирными моментами, на Р/У при слабых машинках - куда не шло. ЦП поверхности менее подвержены влияниям затенений и имеют значительно меньшее Сх при эволюциях в сравнении с классическими “ломающимися” поверхностями имеющими идентичные геометрические параметры. Возможно, это субъективно, но на пилотажке происходит лучшее “вписывание” в малые радиусы при эволюциях. На Р/У самолетах особой разницы в управлении не почувствовал. Для Р/У планеров ЦПО - это большой плюс.
идея посадить на подшипники
Думал, но для этого надо два подшипника а они весят огого сколько много! Для пробы заказал пару подшипников из пластика металлическими шариками. Лёгкие но люфт такой огромный что даже не стоит пробовать. Вот и сижу думаю как. Вот думаю что нибуть в роде игольчатого но что-то не уверен как.
с обратным “V”, около 110 градусов в развале.
Иосиф, вы нас на годы обошли. Ну и как такое закреплять в фузеляже? Я до сих пор не уловил
Я тут репу чешу, как сделать ровный стабилизатор, без угла что-б в первый раз по-проще. Думаю что-то так:
- Закрепить подшипник(и) какого-то типа в фузеляже
- трубку из углепластика вклеить в одну половинку ст-ра а во второй придумать какой-нибудь пластиковый зажим чтобы трубка не проворачивалась. Что-то вроде прижима из пластика.
или
- закрепить трубку в фузеляже
- поставить подшипники како-го то типе внутри половинок ст-ра и закрепить как выписали только одностороним винтиком который вкручивается с одной стороны в слепую бабышку на противолоножной стороне ст-ра.
Кулису(это так называется?) думаю сделать из одного куска проволки в центре припаять кабанчик к которому крепится тяга. сами кулисы на подшипниках из медной трубки закреплённые в вузеляже. То-есть снаружи фузеляжа будет выглядеть как буквы Г выходящие по бокам а в ст-ре ступенька вырез если смотреть с верху.
вся эта возня с цельноповоротниками затевалась ради аэродинамической компенсации шарнирного момента и снижения потребного усилия для поворота руля
В данном случае возня затевается для интереса попробовать что-то новое и для “cool factor”. Вон, Олег Зиновкин, Стунтресс построил: модель выглядит так классно, там такой высокий “cool factor”, я тоже хочу что-то необычное, уникальное как у Олега!
Все размеры в кинематической цепи считаются (строятся) не сложно, нужны исходные данные: а) геометрия и отклонения главной качалки; б) желаемое отклонение стабилизатора, в соответствии с макс. отклонением главной качалки
Буду очень рад если на примере покажете как это делается. Вот типичная схема:
Качалка 100x25. Тяга от качалки к кабанчику закрылков. Тяга к кабанчику присоединяется на высоте 30мм. тяга от кабанчика к качалке на высоте 25мм. Расстояние между осью качалки и кабанчиком закрылков 150мм, расстояние между кабанчиком закрылка и качалкой цельного зтабилизатора 400мм.
Предположим стабилизатор будет цельный постоянной средней хордой 160 и размахом 600.
Я даже не знаю с какой стороны начинать к вычислению такого! Научите валенка.
- Цельноповоротный без “V”, конечно проще - втулки-подшипники в фюзеляже, сквозь них проходит несущая трубка-ось. У меня трубки с обр. “V” устанавливались в фюзеляже. На кордовой постоянная, на Р/У съемная. Консистентная смазка при скользящей посадке обеспечивает надежную работу узлов поворота, даже металл по металлу. Слава, ты не ответил на мои вопросы: Предельные и соответствующие углы поворота качалки и ЦП стабилизатора. 2) 160х600 это площадь ст-ра при известной (средней геометрич.хорде) СГХ=160, а нужно видеть геометрию, чтобы определить САХ (среднюю аэродинамическую хорду), от которой и начинается “пляска” на расстоянии 400 мм от оси поворота закрылков.
- У меня новое программное обеспечение без хорошего графического редактора, поэтому графика будет примитивной, но надеюсь, понятной.