Activity

Ту-134: проба сил

Сегодня, видимо в честь женского праздника, заложилось новое, надеюсь, облегченное крыло. Буду бороться с лишним весом.
Сюда еще добавятся один или два лонжерона из тонкой потолочки. Закрылки буду отрезать как все, после обшивки крыла. Для первого крыла закрылки и элероны гнул отдельно, поэтому получились очень некрасивые несовпадения профиля.
И да, жду погоды 😃

Ту-134: проба сил

Был немного загружен по работе. Продолжаем знакомство с конструкцией.

Шасси.
Хотелось сделать почти копийно убирающимся, в результате получилась слегка упрощенная конструкция. Для привода основных стоек первоначально использовались детальки от дохлых 3-дюймовых дисководов. Для шаговых двигателей пришлось спаять контроллер, так как родной от дисковода делает только 80 шагов, а этого было маловато. Контроллер получился глючный, поэтому шаговые двигатели были заменены на движки постоянного тока с управлением трехпозиционным переключателем. Переключатель работает от командного диска на ретракте передней опоры.

Гондолы шасси выдавлены из пластика.

Ну и дальше пошли украшательства. Прозрачный нос и остекление кабины:

Остекление кабины сделал съемным, чтобы можно было при желании установить камеру или регистратор.

Радио - FlySky i6. По отзывам вроде не самая плохая аппаратура, однако почти с самого начала глючил приемник. Подозрение по симптомам сразу пало на непропай. при вскрытии выяснилось, что на половине платы не отмыт флюс. Все помыл и пропаял, там где можно было, в первую очередь колодку контактов. Приемник вылечился. Потом в процессе подключения заглючил передатчик - при даче газа в определенном диапазоне появлялся сигнал на поворот руддера до упора. Пришлось посмотреть, что у него внутри 😃. Передатчик, кстати, на вид собран лучше, чем приемник. Проблема решилась передергиваем разъемов на стике. Уже потом нашел такое же решение проблемы на форуме.

Сегодня замерял тягу, получил с 4s и двух моторов 1700 г. Попытка откалибровать ESC ничего не дала. А 1700 уже маловато.
В общем, надо строить планер полегче, думаю добиться полетного веса 2,2 (максимум 2,5 кг).
Попробую сделать привод закрылков от одной машинки, и привод основных опор шасси еще от одной.

Сейчас пока продумываю конструкцию планера, ну и жду погоды 😃
Буду освещать процесс постройки второй версии.

Ту-134: проба сил

Продолжаем описание процесса постройки.

Горизонтальный стабилизатор выполнен цельноповоротным. Профиль симметричный. Правая и левая половины согнуты целиком из потолочки, продавленной изнутри в районе линии сгиба по передней кромке. Чтобы не было трещин при сгибе, снаружи на сгиб наклеивался малярный скотч.

Лонжероны из дерева (линеек) в стабилизаторе не нужны, достаточно будет ложеронов из потолочки, чтобы сформировать профиль, и двух поперечин из бамбука круглого сечения (шампуры бамбуковые) для навески стабилизатора и крепления тяги. Они же обеспечат жесткость на кручение и изгиб. Длина поперечин будет = расстоянию между передними кромками профиля.

Крыло.

Крыло цельное, имеет задний лонжерон из линеек по всему размаху, и передний лонжерон из техноплекса, который служит носком крыла, и к нему же приклеена обшивка.

Нервюры из техноплекса 15 мм, концевая - из дерева. Техноплекс заложен там, где стыкуется обшивка, хотя хватило бы и 5 мм.
Теперь понимаю, что лонжерон по всему размаху делать не надо было, достаточно довести до мест крепления опор шасси, да и положить горизонтально. Может быть продолжить только до элерона той же бамбуковой палочкой. Очень уж жесткое крыло получилось.
Цельный носок такой толщины тоже не имело смысла делать, можно было загнуть с нижней обшивкой из потолочки. И да, нужно было зашить крыло, а потом отрезать закрылки и элероны, а не гнуть их отдельно. Получились большие щели и нестыковки профиля.
В элерон вклеена ось. Навеска элерона:

Продолжаем описание процесса постройки.

Горизонтальный стабилизатор выполнен цельноповоротным. Профиль симметричный. Правая и левая половины согнуты целиком из потолочки, продавленной изнутри в районе линии сгиба по передней кромке. Чтобы не было трещин при сгибе, снаружи на сгиб наклеивался малярный скотч.

Лонжероны из дерева (линеек) в стабилизаторе не нужны, достаточно будет ложеронов из потолочки, чтобы сформировать профиль, и двух поперечин из бамбука круглого сечения (шампуры бамбуковые) для навески стабилизатора и крепления тяги. Они же обеспечат жесткость на кручение и изгиб. Длина поперечин будет = расстоянию между передними кромками профиля.

Крыло.

Крыло цельное, имеет задний лонжерон из линеек по всему размаху, и передний лонжерон из техноплекса, который служит носком крыла, и к нему же приклеена обшивка.

Нервюры из техноплекса 15 мм, концевая - из дерева. Техноплекс заложен там, где стыкуется обшивка, хотя хватило бы и 5 мм.
Теперь понимаю, что лонжерон по всему размаху делать не надо было, достаточно довести до мест крепления опор шасси, да и положить горизонтально. Может быть продолжить только до элерона той же бамбуковой палочкой. Очень уж жесткое крыло получилось.
Цельный носок такой толщины тоже не имело смысла делать, можно было загнуть с нижней обшивкой из потолочки. И да, нужно было зашить крыло, а потом отрезать закрылки и элероны, а не гнуть их отдельно. Получились большие щели и нестыковки профиля.
В элерон вклеена ось. Навеска элерона:

Закрылки.

Была сделана попытка организовать щелевые закрылки, похожие на оригинал.
Внутренние закрылки (Fowler flaps) получились легко из подручных материалов - четырех клавиш “пробел” от старых клавиатур и заглушек 5,25" от компьютерных корпусов.

Потом были добавлены профили, чтобы получить двухщелевой закрылок. К сожалению, фото не было сделано, но можно сфотать на готовой модели.
Внешние закрылки на стреловидной части так сделать, конечно, не получилось. Поэтому они крепятся примерно как элероны, только ось вращения вынесена вперед. Так что они просто опускаются вниз, тем не менее образуя щель. Привод внутренних закрылков - внутри крыла от одной сервомашинки через общий вал.

Привод внешних закрылков, как и элеронов - от отдельных сервомашинок через качалки.

P.S. Пока не приспособился делать посты по частям, поэтому некрасивые повторы и картинки пропадают вроде. Исправлюсь 😃

Ту-134: проба сил

Продолжаем описание процесса постройки.

Горизонтальный стабилизатор выполнен цельноповоротным. Профиль симметричный. Правая и левая половины согнуты целиком из потолочки, продавленной изнутри в районе линии сгиба по передней кромке. Чтобы не было трещин при сгибе, снаружи на сгиб наклеивался малярный скотч.

Лонжероны из дерева (линеек) в стабилизаторе не нужны, достаточно будет ложеронов из потолочки, чтобы сформировать профиль, и двух поперечин из бамбука круглого сечения (шампуры бамбуковые) для навески стабилизатора и крепления тяги. Они же обеспечат жесткость на кручение и изгиб. Длина поперечин будет = расстоянию между передними кромками профиля.

Крыло.

Крыло цельное, имеет задний лонжерон из линеек по всему размаху, и передний лонжерон из техноплекса, который служит носком крыла, и к нему же приклеена обшивка.

Нервюры из техноплекса 15 мм, концевая - из дерева. Техноплекс заложен там, где стыкуется обшивка, хотя хватило бы и 5 мм.
Теперь понимаю, что лонжерон по всему размаху делать не надо было, достаточно довести до мест крепления опор шасси, да и положить горизонтально. Может быть продолжить только до элерона той же бамбуковой палочкой. Очень уж жесткое крыло получилось.
Цельный носок такой толщины тоже не имело смысла делать, можно было загнуть с нижней обшивкой из потолочки. И да, нужно было зашить крыло, а потом отрезать закрылки и элероны, а не гнуть их отдельно. Получились большие щели и нестыковки профиля.
В элерон вклеена ось. Навеска элерона:

Ту-134: проба сил

Спасибо за интерес к теме!

Понятно, что начинать летать на такой модели - не очень хорошая идея. Стреловидное крыло, приличный вес = большая скорость. Забыл сказать, импеллеры 64 мм, тяга 2х1100 г если верить китайцам (не замерял пока). В самом начале писал, что нужно было проверить технологию, конструкторские решения. Но создавать парк самолетов от тренера до лайнера возможностей нет. Эта модель изначально планировалась как опытный образец, который будет разбит с вероятностью 99%. В начале даже не планировал отделку и рабочие ретракты до облета, но пока не было электроники, было свободное время.

В общем не бейте красоту, пожалуйста 😃

А что с ней теперь делать-то? Не, вариант, конечно, есть. Можно поснимать с нее все и подарить планер, я даже знаю, кому 😃 Но когда им надоест стирать с него пыль - выбросят же. Так что летать однозначно! Ну и первый полеты - это будут, конечно, не полеты. Покатаю по земле, попробую оторвать, посадить, в том числе с закрылками в разных положениях. А там видно будет. А красота - она повторяема, и достаточно несложно. Второй образец будет лучше, сами увидите, почему.

Спасибо за интерес к теме!

Понятно, что начинать летать на такой модели - не очень хорошая идея. Стреловидное крыло, приличный вес = большая скорость. Забыл сказать, импеллеры 64 мм, тяга 2х1100 г если верить китайцам (не замерял пока). В самом начале писал, что нужно было проверить технологию, конструкторские решения. Но создавать парк самолетов от тренера до лайнера возможностей нет. Эта модель изначально планировалась как опытный образец, который будет разбит с вероятностью 99%. В начале даже не планировал отделку и рабочие ретракты до облета, но пока не было электроники, было свободное время.

В общем не бейте красоту, пожалуйста 😃

А что с ней теперь делать-то? Не, вариант, конечно, есть. Можно поснимать с нее все и подарить планер, я даже знаю, кому 😃 Но когда им надоест стирать с него пыль - выбросят же. Так что летать однозначно! Ну и первый полеты - это будут, конечно, не полеты. Покатаю по земле, попробую оторвать, посадить, в том числе с закрылками в разных положениях. А там видно будет. А красота - она повторяема, и достаточно несложно. Второй образец будет лучше, сами увидите, почему.

Спасибо за интерес к теме!

Понятно, что начинать летать на такой модели - не очень хорошая идея. Стреловидное крыло, приличный вес = большая скорость. Забыл сказать, импеллеры 64 мм, тяга 2х1100 г если верить китайцам (не замерял пока). В самом начале писал, что нужно было проверить технологию, конструкторские решения. Но создавать парк самолетов от тренера до лайнера возможностей нет. Эта модель изначально планировалась как опытный образец, который будет разбит с вероятностью 99%. В начале даже не планировал отделку и рабочие ретракты до облета, но пока не было электроники, было свободное время.

В общем не бейте красоту, пожалуйста 😃

А что с ней теперь делать-то? Не, вариант, конечно, есть. Можно поснимать с нее все и подарить планер, я даже знаю, кому 😃 Но когда им надоест стирать с него пыль - выбросят же. Так что летать однозначно! Ну и первый полеты - это будут, конечно, не полеты. Покатаю по земле, попробую оторвать, посадить, в том числе с закрылками в разных положениях. А там видно будет. А красота - она повторяема, и достаточно несложно. Второй образец будет лучше, сами увидите, почему.

Процесс постройки с самого начала

Чертежи всем известные из журнала “Авиация и время”.

Фюзеляж делался по известной технологии, только из-за профессиональной любви к запасам прочности были заложены совершенно лишние элементы. Их везде будет много 😃

В начале планировался разъем в хвостовой части сразу за крылом, сначала в таком варианте. Потом лишний техноплекс из разъема был выброшен и поставлены два пластиковых болта от крепления крышки унитаза.😉 После того, как уже почти готовый зашитый фюзеляж упал со стола на пол, разъем был ликвидирован вместе с болтами, фюзеляж стал цельным. Позже стало ясно, что квадратная труба и техноплекс совершенно лишние и после приклеивания обшивки надо было все это выкинуть. Цилиндр из потолочки с шпангоутами - и так прочная штука.
В киле тоже можно было сэкономить вес и оставить только задний лонжерон из линейки для жесткости и крепления стабилизатора, а все остальное согнуть из потолочки.

Каркас фюзеляжа и киля весит 247 г.
Думаю, мэтры уже начали смеяться 😃

Ту-134: проба сил

Всем доброго вечера!

Несколько лет являюсь читателем форума, теперь вот решил показать здесь свой проект.
Проба сил - потому, что никогда раньше не строил модели самолетов, соответственно, никогда на них не летал. Единственный модельный опыт - судомодельный кружок в детстве.

Так или иначе, под впечатлением Ту-134 для MSFS, было решено построить летающую модель этого красивого лайнера, проверить технологию и приобщиться к летающему миру, ну и друзей удивить. 😃
Масштаб был выбран 1:20, исходя из возможностей перевозки и хранения.
Материалы предполагались самые дешевые - потолочка, техноплекс, деревянные линейки.
Была запланирована вся механизация, убирающиеся шасси.
Вес предполагался 2,5 кг., нагрузка на крыло 70 г/дм2.
Постройка началась в декабре 2013 г., а закончилась месяца два назад. Такой долгострой был обусловлен наличием свободного времени, настроения, финансами и ожиданием комплектующих. В принципе, если бы все было сразу - хватило бы месяца.

На сегодняшний день получился вот такой самолет:

И все бы ничего, но вес… 3,25 кг 😮
Это ведь самая первая проба. В следующих постах постараюсь подробно описать весь процесс постройки и все ошибки, которых можно было не делать. Предвижу жесткие комментарии…
Ну теперь отступать уже некуда, надо дождаться подходящей погоды и пробовать поднять все это в воздух. При нагрузке на крыло 90г/дм2 это совсем не тренировочный аэроплан, и первый полет скорее всего будет и последним. Так что уже планируется вторая версия, которую надеюсь все же уложить в 2,5 кг.